Физкультура в школах. Нормативы в школе по физкультуре

Пензенский Государственный Педагогический Университет

им. В.Г.Белинского

Факультет Физической Культуры

Кафедра «Общей педагогики»

Курсовая работа

«Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения»

Костин Александр Евгеньевич

студент 3 курса гр. ФК-32, очного отделения

Научный руководитель:

Резник Е Л.

Пенза 2007 г


Введение

1.1Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса

1.2Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе

1.3Современные требования к уроку ФК в школе

1.4 Задачи урока физической культуры

1.5 Структура урока физической культуры

Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры в школе

2.1 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников

2.2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

2.3 Дидактические принципы

Глава 3. Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе

3.1 Подготовка учителя к уроку

3.1.2 Плотность урока

3.2 Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе

Список литературы

Введение

Актуальность. В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.

От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся (Велитченко В. К., 1993). И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2002 и д. р.).

Объект исследования: процесс организации и проведения урока физической культуры в школе.

Предмет исследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс в современной школе.

Цель работы: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.

Задачи работы:

1. Выявить сущность урока физической культуры как учебно-воспитательного процесса.

2. Изучить основные пути повышения интереса школьников к урокам физической культуры.

3. Наметить основные этапы в подготовке и проведении урока физической культуры в школе.

Основной метод нашего исследования – метод изучения и анализ литературных источников.

Гипотеза: предполагается, что благодаря ответственному отношению к уроку физической культуры и тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно и плодотворно провести урок ФК в школе.

Глава 1 .Теоретические и методические основы урока ФК в школе как учебно-воспитательного процесса

1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми

посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно-экономические, научные и социально-культурные задачи, поставленные историческим временем.

В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит из множества других взаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания и процесс учения, в воспитании - процессы воспитательных воздействий, их восприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. К компонентам педагогического процесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также педагогические условия и результаты педагогического процесса.

Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя, из нее определяются частные цели и задачи обучения и развития, а также его содержание. Цели и содержание – важнейшие компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являются планируемым результатом педагогической деятельности. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты УВЧ тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие знания.

1.2 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе

«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы.

Это указание в полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.

Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.

Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют дома или в секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.

Из кратких бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.

Всему этому дети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.

1.3 Современные требования к уроку ФК в школе

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;

б) быть правильно методически построенным;

в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;

з) носить воспитывающий характер.

Зачем проводится лыжная подготовка в школе? Рассказываем о требованиях к учебно-воспитательному процессу, типах уроков по лыжной подготовке и даем структуру лыжного занятия.

Почти на всей территории нашей страны зима ассоциируется с зимними видами спорта, такими как лыжи, санки, коньки. Лыжная подготовка в школе - обязательный элемент программы физического развития ребенка. Занятия укрепляют детский иммунитет, прокачивают все группы мышц. Лыжная подготовка проводится с 1 по 11 класс. Этому направлению по программе отводится 16 учебных часов.

Цели и задачи лыжной подготовки в школе

В настоящее время идет резкое снижение интереса к лыжной подготовке в школе. Одна из основных причин такого явления - монотонность занятий. Школьники в течение всего урочного времени наматывают несколько кругов подряд, затем бегут нормативы по этим же кругам, после уставшие и вспотевшие отправляются на другие занятия. Мало кому это понравится. К тому же экипировка довольно отягощенная: большое количество сменной одежды, лыжи, которые приходится таскать в школу и обратно плюс отсутствие душевой кабины. В итоге дети вырабатывают стойкую антипатию к лыжной подготовке в школе.

Человек любит то, что у него хорошо получается и в чем он хорошо разбирается. Детей надо обучать технике - правильному передвижению на лыжах и тогда они полюбят этот замечательный вид спорта. Стоит отметить, что техника таких движений сохраняется у человека на всю жизнь, а выносливость со временем (и довольно быстро) теряется. Это означает, что бессмысленно тратить уйму времени на развитие выносливости. Работа же над техникой в свою очередь повышает выносливость. Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: учащиеся должны овладеть разными способами передвижения на лыжах. Задача педагога - научить их этому.


Скачать бесплатно в.ppt


Скачать бесплатно в.docx

Задачи лыжной подготовки в школе:

  1. Обучить школьников основным приемам передвижения на лыжах: спуски, подъемы, лыжные ходы, повороты, торможение
  2. Привить детям здоровый образ жизни (оздоровление и закаливание, польза пребывания на свежем воздухе)
  3. Привить устойчивый интерес к систематическим лыжным занятиям (с помощью игр на лыжах)
  4. Развить выносливость, силу, ловкость - главные физические качества
  5. Воспитать в детях морально-волевые качества (неустрашимость, упорство, собранность, организованность)
  6. Воспитать у учащихся навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.

Требования к учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе

Ко всему учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе и к каждому уроку в отдельности предъявляется целый ряд требований.

  1. На каждом занятии по решаются задачи: образовательные, воспитательные и задачи оздоровления. Образовательные задачи планируются обязательно и имеют точную формулировку на каждый урок. Задачи воспитания и оздоровления, как правило, на каждый урок не планируются. Они осуществляются всей системой занятий лыжной подготовки, применением упражнений, системой внеклассных мероприятий.
  2. Каждый урок неразделимо связан с уроком предыдущим и последующим. Возникает единая система уроков. В то же время каждый урок является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы.
  3. Ключевое требования к зимнему уроку физкультуры - руководящая роль педагога. Учитель, проводя урок физкультуры на лыжах, при подготовке к занятию должен иметь организаторские способности, должен руководить школьниками, направляя их и проявляя высокую требовательность. Его задача - активизировать учащихся на решение поставленных задач.
  4. Содержание, нагрузка, приемы обучения и развития физических качеств на уроке по должны неизменно соответствовать программному материалу, возрасту учащихся и их полу, поставленным задачам.
  5. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать учащихся к активности, сознательному усвоению нового материала, техники безопасности. Для придания урокам физкультуры на лыжах большей эмоциональности рекомендуется включать в них элементы игр, соревнований, игровых заданий.
  6. На уроках по необходимо оптимально сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся. В начале, когда школьники изучают новый метод передвижения на лыжах, применяется коллективное обучение. Однако, ввиду того, что степень подготовленности учащихся различная (кто-то отстает, а кто-то наоборот, опережает своих одноклассников), применяется разделение их на подгруппы с учетом ступени подготовки. Таким образом, учащиеся могут осваивать технику, не мешая друг другу. Школьники, справляющиеся хуже, передвигаются по внутреннему лыжному кругу, поближе к учителю.
  7. Активная деятельность учащихся на зимнем уроке п упражнений. Применение различных упражнений (имитационных, подводящих, основных) в передвижении на лыжах в различных сочетаниях (чередование практики на учебном склоне и на учебной площадке, на лыжне) с различной степенью интенсивности позволяет не только переключать внимание учащихся, но и поддерживать их работоспособность на протяжении всего занятия.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд требований, предъявляемых к процессу лыжной подготовки в школе. Они зависят от возраста учащихся, их физической подготовленности и других факторов.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

Типы уроков по лыжной подготовке в школе

В зависимости от поставленных задач можно определить следующие типы уроков по лыжной подготовке в школе:

  • вводные
  • учебные
  • тренировочные
  • смешанные
  • контрольные

Каждый из этих уроков имеет свои характерные черты, отличающиеся по структуре, приемам организации, активизации учащихся.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года во всех классах, без исключения. На них учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в школе, предусмотренными программой конкретно в этом классе. Также сообщает теоретические сведения о данном виде спорта, знакомит школьников с техникой безопасности и одновременно выявляет характерные особенности класса, физическую готовность школьников к усвоению нового для них материала.

Учебные уроки проводятся преимущественно в начальных классах. Цель таких уроков - изучение нового материала. Помимо новых знаний на таких уроках совершенствуются знания уже полученные. В программу уроков включаются упражнения на развитие физических качеств, совершенствуются способы передвижения на лыжах, изученные ранее.

Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших классах. В начальной школе такие уроки не проводятся вообще, в средних классах крайне редко. В программе для IX-XI классов в раздел лыжная подготовка в школе включено очень мало нового учебного материала. В связи с этим тренировочные уроки имеют главную цель - развитие физических качеств учащихся при помощи лыжного спорта. Тренировочные уроки широко используются во внеклассной работе по лыжному спорту, когда проводятся занятия в школьных секциях.

Смешанные уроки по лыжной подготовке в школе широко распространены во всех классах. На таких уроках решаются всевозможные задачи обучения. Школьники совершенствуются в техниках передвижения на лыжах, развивают выносливость, силу и ловкость. Осуществляется текущий контроль за освоением учащимися академического материала.

Контрольные уроки по лыжной подготовке в школе проводятся с целью подведения итогов и учета успеваемости учеников. В первую очередь на таких уроках школьники сдают нормативы по дистанциям. Выставляются оценки за технику выполнения конкретных способов передвижения на лыжах. Оценка может быть выставлена педагогом как на контрольном уроке, так и в ходе других занятий (текущий учет успеваемости). В конце каждой четверти после приема академических нормативов ставится итоговая оценка.

Структура урока по лыжной подготовке в школе

Структура урока лыжной подготовки в школе уже долгое время не меняется, соответствует общепринятой в отечественной системе физического воспитания. Урок физкультуры на лыжах в школе состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой:

  • вводно-подготовительной;
  • основной;
  • заключительной

Вводно-подготовительная часть урока решает вопросы начальной организации учащихся, ознакомления их с предстоящей работой, техникой безопасности передвижения на лыжах. Кроме этого, школьники психологически настраиваются на овладение техниками лыжного бега. На этом этапе проводится постепенная подготовка организма школьников к последующим нагрузкам в основной части урока. Продолжительность вводно-подготовительной части составляет в среднем 8-12 минут.

В основной части урока решается главная задача - образовательная. Школьники обучаются новым способам лыжного бега, развивая в процессе физические качества: силу, волю, выносливость. Основная часть урока по лыжной подготовке в школе строится по следующей схеме: вначале повторяется уже пройденный материал (3-5 минут), после чего учащиеся начинают осваивать новые способы передвижения на лыжах, предусмотренные планом урока и программным материалом для данного класса. На основную часть урока затрачивается 25-35 минут. Длительность зависит от многих факторов: содержания, задач, методов и т.д.

В заключительной части урока подводятся итоги, организм школьников приводится в оптимальное функциональное состояние для посещения остальных уроков. Заканчивая занятие по лыжной подготовке в школе, учитель может задать детям домашнее задание. Продолжительность этого отрезка урока - 4-5 минут.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школьников.

Организация и содержание физического воспитания учащихся школ регламентируются учебной программой по физкультуре; программой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; Положениями о коллективе физической культуры в школе и внешкольных учреждениях.

Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках.

Урок физкультуры -- основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальных моторной плотности занятия и физиологической нагрузки; выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья и формированию правильной осанки; соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели; проведение занятий в специальном помещении (спортивный или гимнастический зал), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на переменах, а также ежедневные занятия физкультурой и спортом (спортивный час) с учащимися групп продленного дня.

Гимнастика до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом занятий и способствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус школьников, снижают статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

Подвижные игры на переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально подготовленными физоргами и проводятся преимущественно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.

Успех подвижных игр и проведения физкультурных упражнений на переменах во многом зависит от подготовки мест занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, эстафетные палочки и пр.).

Школьники занимаются подвижными играми на переменах в повседневной одежде, при необходимости надевают куртки или пальто, головные уборы и соответствующую сезону и погоде обувь.

Спортивный час в группах продленного дня проводит воспитатель, пользуясь консультацией учителя физкультуры и медицинского персонала школы. Основу занятий составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие гигиенические рекомендации: постепенное повышение физической нагрузки и снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние их здоровья и физическую подготовленность.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры на основе самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобразовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и устанавливаются удобные для школьников графики работы; продолжительность работы секции не более 2 ч.

Во всех школах предусматриваются ежемесячные дни здоровья и спорта, цель которых -- способствовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Дни здоровья и спорта предусматривают пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристические походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, прыгуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Участие школьников 1-3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4-7-х классов -- 4 ч, 8-10-х (11-х) --5 ч.

Внешкольная спортивно-массовая работа проводится спортивными организациями в тесном контакте с родителями и учителями школы.

Ежегодно в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школьников. График проведения осмотров составляет медицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом детской поликлиники и директором школы.

Медицинский осмотр предусматривает определение сдвигов в состоянии здоровья и физическом развитии школьников, учет эффективности занятий физкультурой, а также решение вопроса об установлении медицинской группы (основная, подготовительная, специальная).

Первоклассников до поступления в школу осматривают либо в дошкольном учреждении, либо в детской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние организма; решается вопрос о допуске их к занятиям физкультурой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.

В течение учебного года при необходимости проводятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).

Результаты медицинского осмотра должны быть обсуждены на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения преподавателя физкультуры и родителей учащихся. Преподаватель физкультуры должен знать, кто из учащихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.

По окончании осмотра составляют сводный список учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной группам, и с соответствующими рекомендациями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года некоторые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).

Данные осмотра не всегда достаточны для суждения о возможностях организма школьника перенести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.

При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.

Предварительно ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, медицинский работник дает оценку правильности построения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здоровья учащихся и их подготовленности.

В течение урока необходимо следить за тем, какие упражнения включает преподаватель для коррекции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для учащихся подготовительной группы.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.

Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе физического воспитания, должны заниматься лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.

Для занятий лечебной (корригирующей) гимнастикой комплектуют группы (не более 15 человек) с учетом возраста детей. Занятия проводит преподаватель физкультуры, прошедший специальную подготовку, при непосредственном врачебном руководстве и контроле. По показаниям детей направляют в кабинеты лечебной физкультуры территориальных поликлиник.

Учебные занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, выносятся за сетку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания -- 2 занятия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.

Когда -то очень давно в Древней Греции над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: " Познай самого себя". Эти слова были девизом целого философского учения, основанного на представлении о том, что познание окружающего мира идет через познание себя, своих возможностей и устремлений.

Это учение древнегреческих философов можно сегодня трактовать так: для проникновения в тайны природы и окружающего нас мира огромное значение имеет самопознание, знание каждым человеком своего организма, его возможностей.

Однако главная задача, которая долгое время ставилась перед школьным уроком физической культуры - плотность любой ценой! "Ученик приходит на урок, чтобы двигаться, а не рассуждать",- говорили приверженцы этого направления. Часто ли, демонстрируя упражнения, учитель поясняет, каково его применение в обыденной жизни, почему один элемент следует за другим, как влияет данное упражнение на организм человека?

И вот результат...Придите на урок физической культуры и спросите учащихся: что нужно сделать, чтобы получить информацию для оценки своего функционального состояния, умеете ли вы правильно пользоваться мышечным расслаблением, зачем оно необходимо,что такое статическая гимнастика и какова ее роль в мышечном расслаблении? На подобные вопросы не часто услышишь ответ.

И потому,на наш взгляд,главное,на что сейчас следует обратить внимание,-это создание у учащихся целостного теоретического представления о физической культуре как элементе общей культуры человека.Пришло время отказываться от практики проведения занятий по принципу "делай,как я" ,когда учитель только дает задания,а школьники механически его выполняют.Ученик должен быть не просто исполнителем воли педагога,а участником творческого процесса. Одних только физических упражнений недостаточно для воспитания у детей подлинной физической культуры с широким пониманием ее сути и закономерностей. Вопросы повышения интереса к предмету, осознанность усвоение специальных знаний,умений и навыков по предмету "Физическая культура" тесно связаны с интеграцией знаний,осуществлением межпредметных связей.

И еще...Время требует новых нетрадиционных подходов к преподаванию школьного курса "Физическая культура" , поиска новых средств и методов достижения этих целей.Появление новых, нетрадиционных видов двигательной активности в массовом физкультурном движении,в том числе таких,как ритмическая и атлетическая гимнастика,гидроаэробика "стрехтчинг", ушу, и т.д. заставляет многое пересмотреть и нас, методистов кабинетов физического воспитания институтов усовершенствования учителей,в системе повышения квалифи- кации,предусмотрев обеспечение учителей физической культуры информацией,знаниями и умениями,позволяющими определить действенность любой,в том числе и новой для нас,системы или вида двигательной активности,разумное заимствование наиболее ценного из этих систем,включение их в учебный процесс и внеклассные занятия.

Физкультура в школах — это предмет, способствующий формированию здорового поколения. Государство заинтересовано в том, чтобы дети были не только интеллектуально развитыми, но и обладали отменным иммунитетом. Нормативы в школе по физкультуре — это требования Министерства просвещения РФ.

Классификация

Существует подразделение их на пять видов по формированию определенных физических качеств:

  • силы;
  • выносливости;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • координации

Физкультура в школах способствует всестороннему развитию ребенка.

После того как учениками будут сданы нормативы, получены оценки, их передают в центры статистической обработки информации. После усреднения сведений формируется картина соответствия учеников всех классов требованиям предполагаемой программы. Затем корректируется физкультура в начальной школе в сторону усложнения либо упрощения. Физиологи отслеживают периоды максимального физического развития детей, обобщают сведения. Нормативы предполагают не просто оценку, а целую цепочку различных данных, поэтому представляют интерес не только для учителей физической культуры, но и для различных специалистов.

Особенности организации

Разработаны они для ребят, имеющих основную группу здоровья. Учениками из подготовительной группы сдаются лишь те нормативы, что не попадают в противопоказания. Специальная группа предполагает освобождение ребенка от сдачи нормативов. Для таких детей физкультура в школах проводится по специальным программам.

В весеннее и осеннее время занятия проводятся на школьном стадионе, зимой (помимо лыжной подготовки) ребята занимаются в спортивном зале. Все помещения, в которых проводятся занятия, должны соответствовать определенным нормативам: учитывают число школьников, количество душевых и раздевалок, высоту потолков, вентиляционную и отопительную системы, разнообразие спортивных снарядов.

Физкультура в школах связана и с физминутками, организуемыми во всех классах образовательных учреждений. Их основное предназначение — это сброс напряжения у школьников во время учебных занятий.

Начальная школа

Как организуются занятия для детей 1-4-го классов? Физкультура в начальной школе по ФГОС предполагает гармоничное развитие ловкости, тела, координации движений. В данный период обучают следующим важным навыкам:

  • правильному сочетанию движения с дыханием;
  • навыкам прыжков в высоту и в длину;
  • основам спортивных и командных игр;
  • метанию мяча в цель;
  • подбрасыванию и ловле мяча;
  • основам лыжной подготовки;
  • основам плавания.

Именно в этом возрасте особое значение имеет двигательная активность детей. От развитости тела напрямую зависит гармоничность оформления фигуры к половому созреванию.

Средняя и старшая ступень обучения

Физкультура в средней школе проводится три раза в неделю. Многие подростки не ограничиваются школьными уроками, посещают секции, занимаются в спортивных кружках. Для привития познавательного интереса у подрастающего поколения к здоровому образу жизни учителя физической культуры стараются отмечать даже самые незначительные успехи своих воспитанников, предлагают им участие в соревнованиях. Это способствует самореализации школьников, привитию у них позитивного отношения к спорту.

Лечебная физкультура

В обычных общеобразовательных школах данный вариант оздоровления подрастающего поколения используется достаточно редко. В большей части образовательных учреждений для проведения занятий по лечебной физкультуре выделяют только факультативные занятия. Дети с нестандартным психическим и физическим здоровьем в основном просто освобождаются от обычных уроков физкультуры, несмотря на то, что именно они нуждаются в специальной подготовке. ЛФК — это одно из направлений работы учителей, незаслуженно убранное из обычных школ.

Современные проблемы

Несмотря на то что уроки физической культуры, проводимые в общеобразовательных организациях, направлены на повышение духовного и физического здоровья подрастающего поколения, у педагогов часто появляются различные сложности. В первую очередь это связано с отсутствием душевых кабинок и комнат отдыха, то есть условий для нормальных занятий детей спортом.

Также довольно часто во время выполнения различных упражнений дети получают травмы разной степени тяжести. Оценки многие преподаватели выставляют не за физические навыки, а за присутствие на уроке, чтобы не «испортить» средний балл в аттестате. Все это негативно отражается на отношении детей к урокам физической культуры, приводит к нежеланию школьников заниматься спортом.

Особенности нормативов

При установлении нормативов учитывается возраст детей. Для каждой ступени обучения существуют свои показатели, по которым преподаватель физической культуры оценивает результаты своих воспитанников.

К примеру, пробегать на отметку «5» 50 метров мальчики 1-го класса должны за 6,1 секунды, девочки - за 6,6 секунды.

В зимний период для получения «отлично» при прохождении на лыжах 1 км мальчики должны уложиться в 8,3, девочки - в 9 минут.

Для обучающихся 3 классов добавляется ряд нормативов. К примеру, за минуту мальчики должны прыгать через скакалку 80 раз, девочки - 90, чтобы рассчитывать на отметку «отлично». Есть в этом возрасте и норматив по подъему туловища из положения лежа на спине. Для мальчиков «5» ставится при 25 разах (за минуту), для девочек при 20 подъемах за 1 минуту. Приседать дети 3-го класса должны: мальчики - 42 раза, девочки - 40 раз.

С возрастом количество нормативов, которые должны сдавать обучающиеся на уроках физической культуры, существенно возрастает.

Для того чтобы снижать риск появления детского травматизма во время игры в баскетбол, волейбол, педагог проводит специальные вводные инструктажи. Отдельное внимание он уделяет разминке. Комплекс специальных упражнений, подбираемых индивидуально под каждый класс, способствует подготовке детей к сдаче нормативов, снижает риск получения школьниками серьезных физических увечий.

Установление определенных требований, которым должны соответствовать современные дети, не является прихотью педагога, это требования Министерства просвещения РФ.