Новые формы работы с педагогами в школе. Виды и формы методической работы учителя начальных классов

Интерактивные формы работы с педагогами.

Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО) и ученика (педагога-участник МО).

Каковы основные характеристики «интерактива»?

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг» . Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

«Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

«Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.

Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя ПО) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.

Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время для подготовки решения, затем заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.

Деловые игры бывают следующих видов:

Имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

Управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);

Исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;

Организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

Игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

Игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.

Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:

1.Конструирование игры:

четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников;

разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

    руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

    назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

    определяют время, условия и длительность игры.

3. Ход игры .

4. Подведение итогов, подробный анализ игры:

    общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

    самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;

    характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

    анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, обосновать, «защитить» ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции педагогов в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключении руководитель подводит итог игры.

Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:

    определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;

    определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);

    составление плана;

    предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

Методика проведения:

    ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.

    Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.

    организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

    заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

    Хорошо знать проблему, тему дискуссии.

    Изучить позицию и аргументы оппонентов.

    Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

«Мозговая атака (мозговой штурм)» - так же как Деловая игра возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме.

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.

Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов.

В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же ситуации.

В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников

Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического опыта.

«Методический ринг».

Цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения – групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).

Методика организации и проведения:

1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.

Например, на методическом рингу по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.

Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной (исследовательской) деятельности дошкольников на экологических занятиях» предлагает соревнование следующих методических идей:

    Применение игровых заданий;

    Использование активных форм обучения.

Тренинг.

Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим . Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический КВН.

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1.Приветствие команд, в котором учитывается:

    соответствие выступлений заданной теме;

    актуальность;

    форма представления;

    время выступления –10 минут.

    Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ребенка и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.

    Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

    Конкурс капитанов.

    Конкурс мудрецов. Выбираются два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

    Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы учреждения.

    Конкурс «Что бы это значило?» (ситуация из жизни ДОУ). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методический мост.

Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Решение педагогических задач.

Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.

Методический фестиваль.

Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Методические посиделки.

Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Методика организации и проведения :

    Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.

    Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методический диалог.

Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.

Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Таблица контактов.

Инструкция: можно использовать только 2 стрелки и только 2 цвета.

Желание контакта - красная стрелка, не желание – синяя стрелка.

От кого ожидала получить красные стрелки?

От кого не ожидала?

Если ожидания не совпадают с реальностью, смотри, что ты делаешь не так.

Активные методики

Методика «Мозаика»

    применяется на семинарских занятиях просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы с последующим анализом и выработкой рекомендаций по их применению.

    позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Методика «Продленная конференция»

    при подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами МО всю технологию проведения урока; после проведения открытого урока продолжается обсуждение эффективности полученных результатов.

    в основном применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу.

Методика «Парный или интегрированный урок»

    разрабатывается на цикловых МО, включающих учителей смежных дисциплин, например на цикловом МО учителей биологии, химии, географии. Такие уроки позволяют избежать дублирования излагаемого материала, выработать общие методические приемы его изложения, расширить кругозор учащихся по конкретной теме, а также активизируют работу самих учителей.

« Аквариум»

    форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Соответствие цели форме повышения квалификации

года Обобщение актуального... , родителям; в форме бесед, лекций , диспутов, классных часов , коллективно - творческих дел, рейдов, деловых игр...
  • Анализ

    ... по русскому языку по итогам контрольной работы составило 62% при 100% успеваемости. 2.2.Анализ методической работы школы за ... учителям, родителям; в форме бесед, лекций , диспутов, классных часов , коллективно - творческих дел, рейдов, деловых игр...

  • Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы

    Методические рекомендации

    ... работы могут быть коллективные и индивидуальные. Коллективные формы: семинары и практикумы , научно-практические конференции , методические объединения, школы передового опыта, творческие ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    Основная образовательная программа

    ... творческих конкурсов, фестивалей , праздников, экскурсий ... школы по итогам работы за год , ... гостиная , встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар , педагогический практикум ... проведение дискуссий , диалогов ; вариативность задания по композиции...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    Опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества , умение... итоги нашей работы за год (1 ч). Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по ...

  • Цель

    Форма

    Совершенствование педагогической техники

    Семинары, практикумы, школа молодого педагога

    Совершенствование педагогического мастерства

    Педагогические мастерские

    Развитие креативных способностей

    Творческие группы

    Становление стиля педагогической деятельности

    Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги

    Формирование готовности к инновациям

    Школа педагогического мастерства

    Формирование педагогической культуры

    Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

    Интерактивные формы методической работы старшего воспитателя Старший воспитатель Молодчая Татьяна Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 762 ДО 1 средняя общеобразовательная школа 762 ДО 1 Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 762 ДО 1 средняя общеобразовательная школа 762 ДО 1


    Тактика и стратегия Планирование образовательной деятельности Организация образовательного процесса Контроль образовательн ого процесса Мониторинг условий образовательной деятельности Создание предметно – развивающей среды Взаимодействие с родителями и социумом. Работа методического кабинета Организация самообразования, повышения квалификации педагогов Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта




    Неблагоприятные факторы физиологический дискомфорт, возникающий из-за несоответствия условий труда нормативным требованиям; повышенная трудность задачи; повышенная значимость ошибочных действий; недостаток информации для принятия решений; чрезмерное количество информации; конфликтные условия, то есть условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.






    Характеристика интервизии Участники устанавливают правила. Всех участников объединяет тема (проблема). Интервизия проводится периодически (устанавливается интервал обсуждений). Общение происходит на равных. Эффективность обсуждения зависит от открытости и искренности участников. Обсуждение материала вне интервизии запрещается.


    Обучению альтернативным поведенческим моделям; - обучению альтернативным поведенческим моделям; - решению проблемных вопросов и ситуаций и, вследствие этого, снижению риска возникновения эффекта «перегорания»; -пониманию личных «особенностей и схем», которые влияют на работу; -пониманию личных «особенностей и схем», которые влияют на работу; - выяснению личных потребностей педагога; - выяснению сильных и слабых сторон педагога.








    Педагогическая мастерская Педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации. Педагогическая коучинг-сессия Командный коучинг применяется для формирования и развития команд. Организацию пронизывают командные принципы, стиль и дух взаимоотношений. Коучинг организации применяется для установления партнёрства в коллективе, раскрывает личный потенциал педагогов, повышает мотивацию к деятельности. Согласованные мнения по спорным вопросам. Обмен информацией, опытом, лучшими практиками. «Сшивка» целей отдельных участников команды и организации. Понимание своего места в команде, своих зон ответственности и полномочий. Определение зон развития отдельных участников и команды в целом. Мотивация к достижению целей. Пожелания к команде


    Желаю творческих успехов! ГБОУ СОШ 762 СП 1 Руководитель структурного подразделения: Калкаманова Марина Вильевна Адрес: 1-е здание ул. Анадырский проезд, д. 49, корп.2; 2-е здание ул. Стартовая, д.5, с.1 Телефон: (495)

    Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов базового МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» г. Ставрополя стажировочной площадки СКИРО ПК и ПРО.

    Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» Марченко О.А.

    Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними.

    Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

    Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.

    Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

    Значение использования интерактивных методов в нашем дошкольном учреждении:

  • Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  • Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
  • Повышение уровня активности и самостоятельности.
  • Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  • Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
  • Задачу методической службы дошкольного учреждения мы видим в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов.

    Поэтому мы считаем, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем следующие:

  • традиционные:
  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • творческие микрогруппы
  • наставничество
  • эстафеты педагогического мастерства
  • педагогические советы
  • инновационные:
  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • проектная деятельность
  • создание банка инновационных идей
  • творческие конкурсы
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • школа родительской любви
  • школа психологии
  • педагогический маркетинг
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • музыкально – литературная гостиная
  • Новейшие интерактивные методы:
  • Кейс – метод;

    Квик – настройка

    Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

    Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

    Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему мы особое внимание акцентируем на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используем различные формы и методы в работе с педагогами.

    Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

    Подобранные нами формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

    На первом этапе мы проводим мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы:

    Индивидуальное шефство;

    Наставничество;

    Самообразование;

    Выступления перед аудиторией;

    Обобщение опыта работы;

    Проблемные консультации;

    Творческие группы;

    - «Школа молодого педагога»;

    Взаимопосещения занятий;

    Методические посиделки;

    Методические объединения специалистов;

    Открытые НОД – приглашения;

    Смотры-конкурсы;

    Конкурс методических находок;

    Проектирование воспитательно – образовательной работы с педагогами.

    Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

    Низкий (интуитивный),

    Средний (поисковый),

    Высокий (мастерский).

    В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя мы разработали индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня мы ориентируемся на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

    Классические пары (в процессе обучения робототехнике, планшетным технологиям, т.д., анализа открытых занятий, проектов),

    - «Змейка опыта» - дискуссионный метод

    - «Круглые столы»,

    Презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

    В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.

    Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

    В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы:

    Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки,

    - «Клуб молодого воспитателя»,

    Педагоги – наставники,

    Молодые педагоги – новаторы.

    Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

    В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

    В этом учебном году у нас в ДОУ появилась еще одна формы работы «Мультимедийный салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов. В конце прошлого 2011 года нашему дошкольному учреждению поставлено новое оборудование, в связи с чем возникла необходимость в разработке нового проекта «Использование ИКТ – технологий в процессе реализации эксперимента в ДОУ». На педсовете было проведено анкетирование, в результате которого выявлены педагоги – новаторы и новички в проблеме ИКТ. Рабочей группой был составлен ИКТ – проект, который реализуется в настоящее время.

    Можно выделить следующие этапы и формы методической работы с кадрами:

    1. Теоретический (осмысление передовых систем):

    Теоретический семинар «Особенности работы по программе «Успех» - Проблемный семинар «Деятельность педагогов в проекте «Ожившие страницы городской истории»,

    Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».

    Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольника на основе программы «Успех»,

    Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ».

    2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

    Клуб творчества молодых.

    Школа психологии

    Организационно - деятельностные игры («Защита проекта» и др.).

    Методические недели.

    Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

    3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

    Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

    Взаимопосещения.

    Творческая мастерская «Сказочная куклотерапия».

    Мультимедийный конкурс

    Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».

    Научно-практический семинар по экспериментальной работе «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ - Семья – Социум».

    Эстафета передового опыта «Змейка опыта».

    Педагогические совещания – брифинги, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.

    В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков мы используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

    План методической недели по теме «ИКТ – технологии в педпроцессе»

    Понедельник – Мастер – класс с педагогами по использованию ИД

    Вторник - Мастер – класс по обучению планшетным технологиям.

    Среда – Творческий час «Робототехника и дошкольник»

    Четверг - Панорама творческих занятий: создание тематических дидактических игр для ИД (классические пары, подгрупповая работа)

    Пятница – практикум «Создание электронных брошюр, буклетов, журналов»

    При проведении методических недель мы учитываем следующие факторы:

    1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

    2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

    3) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

    Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать педагоги - новички.

    Инновационные подходы к управлению методической работой мы связываем с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждены, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.


    Марченко Оксана Алексеевна

    Формы работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования

    Т.В. Митроченко

    старший воспитатель

    МБДОУ д/с№1 «Рябинка»

    Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

    Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

    Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

    Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей , как:

    1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
    2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
    3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
    4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

    Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

    Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

    Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

    Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

    Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность. Консультации (индивидуальные и групповые ) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и т.д.

    Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий . Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

    Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

    Изучение лучшего педагогического опыта имеет свою структуру:

    • этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);
    • этап анализа (выборка лучшего опыта из представленного по определенным критериям);
    • этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);
    • этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).

    Лучший опыт может быть представлен в следующих вариантах: конспекты занятий и режимных моментов; перспективные и календарно-тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды).

    Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов .

    “Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

    Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

    • «Лучшая группа»
    • «Огород на окне»
    • «Родительский уголок, каким он должен быть?» и т.д.

    "Школа молодого педагога" , целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов:

    • І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
    • ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
    • ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
    • ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

    Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

    • общая эрудиция;
    • профессиональные знания, умения, навыки;
    • умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
      Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».

    Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Например, круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

    Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

    Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

    «Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

    КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

    Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

    Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

    Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником?»

    Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада»

    Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион . Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

    Мастер – класс . Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района и области.

    Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

    Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

    Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

    «Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

    Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Корпорация, объединяющая педагогов общностью интересов – « Союз единомышленников». Э то корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, мистический Новый год , выход в театр, кино, выезд на природу.

    Технология Модерация Руководит модератор, работа группами, имеет свою структуру: Знакомство, выяснение ожиданий участников, метаплан, инпут, групповая работа, рефлексия

    Ещё одна форма, которой можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей района, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу - « Квик – настройка»:

    1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
    2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
    3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
      дороже ценятся.
    4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
      стареть не дает
    5. Трудности закаляют на пути к счастью.

    Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

    Интерактивные формы и методы обучения

    новые

    новейшие

    традиционные

    Деловая игра

    Круглый ст ол

    Тренинг

    Кружки качества

    Выставки – ярмарки

    педагогических идей

    Педагогическая мастерская

    Педагогическая

    гостинная

    Педагогический ринг

    Банк идей

    Коучинг - сессия

    КВН? Что? Где? Когда?

    Педагогические ситуации

    Союз единомышленников

    Мастер-класс

    Творческий час «Золотые россыпи»

    Семинар практикум

    Квик настройка

    Создать условия для творческой деятельности каждого педагога

    Преодолевая стеснительность и нерешительность

    Всякая мысль имеет право на существование

    Учить педагогов формулировать свою мысль самостоятельно

    Критика должна быть конструктивной

    Наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений


    Великое благо тому, кто научился учиться.
    Менандр

    Цель тренинга: развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.

    • формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
    • развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
    • стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.

    Методика “Мозаика”

    Всякое знание остается мертвым, если …
    не развивается инициатива и самодеятельность.
    Н.А.Умов

    • Учителя-предметники.
    • Руководители МО (консультанты, руководители творческих групп).

    Мотив участия:

    • личная заинтересованность;
    • осознанный выбор участия;
    • эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир).

    План работы семинара

    1. Краткое вступление руководителя тренинга.

    2. Теоретическая часть.

    А) Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения).

    Б) Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм.

    В) Методики и технологии обучения.

    3. Формирование рабочих групп.

    4. Работа с элементами тренинга в группах.

    5. Итоги тренинга: представление результата групповой работы

    6. Рефлексия.

    Ход семинара-тренинга

    Семинар проходит в компьютерном кабинете.

    I. Участникам предлагаются краткие тезисы по теме “Активные формы работы и методы обучения”

    Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. (Слайды 1-12. Презентация)

    1) Глоссарий

    Метод обучения – метод (греч. - “путь”):

    1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения;

    2) совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.

    Активные и интерактивные методы обучения:

    Игровые, проблемные задания,

    Метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий),

    Метод генерации идей (мозговой штурм),

    Организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

    Типы уроков: - Бинарный урок часто называют интегрированным. Его главное преимущество заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов.

    Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество.

    Урок-аукцион. До начала “аукциона” экспертами определяется “продажная стоимость” идей. Затем идеи “продаются”, автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем.

    - “Мозговая атака” имеет сходство с “аукционом”. Группа делится на “генераторов” и “экспертов”. МА развивает творческое мышление учащихся, повышает доверие к преподавателю, делает обучение “комфортным”.

    Урок типа “Что? Где? Когда?” Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.

    Урок-деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы.

    Урок-экскурсия, очное или заочное путешествие. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.

    Уроки типа КВН. Например, возможна художественная самодеятельность – разыграть интересные истории, связанные с ПК, использование ребусов.

    Урок “за круглым столом”. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.

    Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме:

    • фронтальная,
    • индивидуальная,
    • коллективная,
    • групповая.

    Условия, определяющие выбор метода и формы обучения:

    • цели и задачи обучения,
    • учебные возможности учащихся,
    • внешние условия,
    • возможности учителя.

    II. Теоретическая часть

    Выступление творческих групп с презентациями по выбранным темам: “Что отличает современный урок от традиционного” (Слайды 13-16), “Технология как совокупность приёмов” (Слайды 17-21), “Проблемное обучение” (Слайды 22-31), “Мозговая атака” (Слайды 32-37). Материалы презентаций помещены в компьютеры – “Справочные материалы”, ими может воспользоваться любая группа во время последующей работы. (Электронные материалы, диск прилагается) В качестве консультантов работают руководители творческих групп, готовивших материалы к тренингу.

    2) Методическая разминка: Игра “В школе животных”.

    Ведущий рассказывает притчу:

    Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

    Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

    Как учить разных учеников?

    Как поддерживать разнообразных?

    Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

    Как оценивать разных детей:

    По способностям,

    По старанию,

    По другому (какому?) принципу?

    III. Создание рабочих групп

    Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны применяться проективные методики, обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.

    Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можно ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий. Педагог должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами. Это ответственность педагога – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.

    1 группа – “Работа в малых группах”

    2 и 3 группы - “Проблемное обучение”

    4 группа - “Мозговой штурм”

    Инструкция для работы в группе:

    За 15 минут открыть конверт с заданием: создать эйдос-конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов “Педагогические находки. Рекомендации к уроку”. Сформулировать советы ученикам, желающим достичь успехов в учёбе.

    Должны участвовать все члены группы.

    Предполагается использование следующих методических идей:

    Применение игровых заданий;

    Использование активных форм обучения;

    Организация группового взаимодействия учащихся;

    Повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

    Правила общения в группе:

    Говорить кратко.

    Говорить конкретно.

    Слушать внимательно.

    Запрашивать дополнительную информацию.

    Не объяснять своего поведения.

    Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.

    VI. Защита проектов. Представление результата групповой работы.

    V. Рефлексия. (Слайды 38-45)

    1) - Какой вид деятельности принёс наибольшее удовлетворение?

    Какие выводы сделали в ходе тренинга?

    Что следует изменить?

    2) Предлагается репродукция картины “Устный счёт” Н. Богданова – Бельского. Какие чувства вызывает картина?

    Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему?

    Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине?

    3) Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?

    4) Согласны ли ВЫ с высказываниями великих? (Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний;

    Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен)

    5) Заполнение анкеты:

    1. Я сегодня был недоволен тем, что…

    2. Мне понравилось, что…

    3. Я получил бы большую пользу, если бы…

    4. Самое важное для меня сегодня…

    Желаем всем больше методических находок!

    Будьте активными и успешными педагогами!