Смысл метаморфоза. Биологический смысл метаморфоза

Строго говоря, метаморфоза - это любое превращение, преобразование, происходящее во Вселенной. Этот термин достаточно общий и употребляется в самых различных сферах научного познания. В этой статье мы рассмотрим понятие с точки зрения биологии. В рамках науки о жизни явление корректнее называть "метаморфозом", в мужском роде, далее будут использоваться оба возможных варианта.

Итак, в биологии метаморфоза - это ярко выраженное морфологическое изменение живого организма, в обязательном порядке происходящее в течение его онтогенеза. Явление наблюдается как у растений, так и у животных. У последних метаморфоза встречается в большинства беспозвоночных и некоторых позвоночных: круглоротых, рыб, земноводных. Сущность процесса заключается в преобразовании личиночного организма (у животных) или некоторых органов (у растений) таким образом, что оформленный взрослый организм в результате кардинально отличается от новорожденного по структуре, физиологии и жизнедеятельности.

Для животных метаморфоза - это не только резкое изменение строения организма. Явлению сопутствует изменение среды обитания и условий существования. Жизнедеятельность взрослого организма совершенно не похожа на таковую у личиночных стадий, разница заключается в потребляемой пище и многих других деталях. мы обнаруживаем важнейшее значение метаморфоза в природе, он обеспечивает снижение биологической конкуренции за пищу, место обитания и другие факторы между организмами разных поколений одного вида.

Рассмотрим подробнее метаморфоз у животных. Самым ярким примером будет, пожалуй, класс насекомых. Метаморфоз характерен для всех представителей этой группы. Процесс представляет собой либо полное превращение, либо неполное. Полный метаморфоз предполагает три стадии развития организма: червеобразная личинка, куколка (неподвижная стадия, в ходе которой полностью разрушается тело личинки и формируется новое тело взрослой особи) и взрослое насекомое. Такой тип явления характерен для двукрылых (мухи, комары), перепончатокрылых (пчелы, шмели, осы), чешуекрылых (бабочки), жесткокрылых (божьи коровки). При неполном метаморфозе наблюдается всего две стадии развития: личинка, похожая на взрослую особь морфологически, и, собственно, взрослое насекомое. свойственно прямокрылым (саранча, кузнечики, медведки), равнокрылым (тли) и полужесткокрылым (клопы).

Для высших растений метаморфоза - это видоизменение отдельных органов в связи с выполняемыми ими функциями, а не преобразование всего организма. Как правило, в процесс вступают зачаточные, а не полностью сформировавшиеся органы. Метаморфозы растений также называют видоизменениями. Это, например, луковицы (у лука), колючки (у кактуса), усики (у винограда), корневище (у имбиря), клубни (у картофеля) и многое другое. Значение метаморфоза для растений заключается в их приспособлении к условиям окружающей среды. Так, например, колючки встречающиеся у растений, обитающих в жарком климате, своей формой способствуют уменьшению испарения с поверхности листа.

«Тест «Органы цветковых растений»» - Органы цветковых растений. Строение цветка. Внутреннее строение стебля. Внутреннее строение корня. Распределите плоды на группы. Строение семени. Тип жилкования. Сочные плоды. Тест закончен. Растение – целостный организм. У каких растений семена распространяются с помощью ветра. Органы цветкового растения.

«Клеточное строение листа» - Где нет листьев, там нет и фруктов. Цель: Сформировать у учащихся представление о клеточном строении листа Задачи урока: Углубить знания о растительных тканях 2. Развивать креативность, критичность, внимание и память 3. Вырабатывать коммуникативные качества. Урок по биологии в 6 классе. Вставьте пропущенные буквы: Межд…узлие, супр…тивное, п…бег, в…г…тивные, г…н…р…тивные, лист…вая, ж…лки, дуг…вое ж…лк…вание, хл…р…фил…

«Биология лист» - Б) сидячего листа. Составьте модель. Б) простого черешкового листа. Урок «Внешнее строение листа» / биология 6 класс/. Сложного перистого листа. Набор для моделирования. Сложного тройчатого листа. Заполните схему: А) черешкового листа. Сложного пальчатого листа. Сложного непарноперистого листа. ! Используя детали данного набора выполните модели (по заданиям учителя).

«Лист и его строение» - Строение листа. Морфология листа. Черешок. Нижняя кожица. Листовая пластинка. Верхняя сторона листовой пластинки. Волоски эпидермиса 60*. Волоски эпидермиса 200*. Пигментные клетки. Нижняя сторона листовой пластинки. Жилки листа. Срез листовой пластинки.

«Кора дерева» - Главные вредители коры дерева. Жизнь в коре деревьев. Теоретическая часть. Как ухаживать за корой деревьев. Результаты наблюдения. Как начинается жизнь в коре деревьев. Диаграммы наблюдения за ростом грибов. Начало эксперимента. Выращивание мха на коре дерева. Исследования. Насекомые. Эмпирическая часть.

««Ткани растений» 6 класс» - Покровные ткани. Ткани растений. Поперечный срез листа. Проводящие ткани. Ткань. Цитоплазма в клетке. Механическая ткань. Основная ткань. Как называют содержимое вакуолей клеток растений. Живая клетка. Образовательная ткань. Есть ли пластиды в клетках чешуи лука. Виды тканей растений. Хромосомы.

Вопрос 1. Какое развитие называют постэмбриональным?

Постэмбриональное развитие наступает после рождения или выхода зародыша из яйца и заканчивается смертью организма.

Вопрос 2. Сравните прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Приведите примеры животных с такими типами развития.

При прямом развитии (у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому животному. Постэмбриональное развитие в этом случае сводится в основном к росту и половому созреванию.

При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Личинка питается, растёт, и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым особям. Следовательно, при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.

Вопрос 3. В чём заключается биологическое значение метаморфоза?

Биологическое значение метаморфоза в том, что на стадии личинки организм растет и развивается не за счет запасных питательных веществ яйца, а она может питаться самостоятельно.

Вопрос 4. Какие черты строения головастика свидетельствуют о родстве амфибий и рыб?

Личиночная форма амфибий – головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Эти признаки свидетельствуют о родстве амфибий и рыб. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются лёгкие и второй круг кровообращения.

Вопрос 5. Вспомните из курса зоологии, чем отличается развитие с неполным и полным превращением (метаморфозом).

Метаморфоз представляет собой глубокие преобразования в строении организма, в результате которых личинка превращается во взрослое насекомое. В зависимости от характера постэмбрионального развития у насекомых различают два типа метаморфоза:

1. неполный, когда развитие насекомого характеризуется прохождением только трех стадий - яйца, личинки и взрослой фазы (имаго);

2. полный, когда переход личинки во взрослую форму осуществляется на промежуточной стадии - куколочной.

Вопрос 6. Какая стадия постэмбрионального развития у позвоночных животных занимает большую часть жизни? Объясните почему.

Второй период постэмбрионального развития - пубертатный (т. е. период зрелости).У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни. В этот период усиленно развиваются половые органы и вторичные половые признаки (ясно вырисовывается половый диморфизм); к концу периода наступает половая зрелость и животные способны размножаться. Рост животных в этот период замедляется.

Вопрос 7. Сравните понятия «рост» и «развитие». Чем они принципиально отличаются?

Рост и развитие животного - взаимосвязанные, но не тождественные процессы. Под ростом обычно понимают увеличение размеров организма, его массы. В основе роста лежит три различных процесса: деление клеток, увеличение их массы и объема, увеличение межклеточных образований. Рост – это количественные измерения, происходящие в организме животных в период онтогенеза, которые протекают до его полного созревания. Не всякое увеличение массы можно назвать ростом. Рост происходит, как правило, у молодых животных вследствие активного обмена веществ, накопление в организме белка.

Под развитием животного понимают усложнение структуры организма, дифференциацию и специализацию его органов и тканей. Развитие животного начинается с оплодотворения яйцеклетки и образовании зиготы. Важнейшей биологической особенностью зиготы является способность ее повторять путь исторического развития, пройденный предками. Индивидуальное развитие организма состоит из эмбриогенеза и постэмбрионального развития.

«Урок класс насекомые» - Если бабочка залетает в комнату и садится в тёмный угол… Жук - навозник. Если пчёлы летают вблизи улья… Надеюсь на ваш интерес и активность. У - живот. Роль насекомых в природе и жизни человека. Заповедник "Юганский". Если в хорошую погоду на муравейнике не видно муравьёв… Заповедник "Малая Сосьва".

«Насекомые урок» - (Кузнечик). Отгадайте загадки. Надоедливый вампир На носу устроил пир. Задачи урока: Салфеточки белые в черный горошек – Чудесные крылья порхающих мошек. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Из болота прилетел, Позвонил и на нос сел. Клопы. Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.

«Тараканообразные» - Интересные факты. Американский таракан. Голова треугольная или сердцевидная, плоская, прикрыта щитообразной переднеспинкой. Отряд Тараканообразные. Таракановые являются одними из самых выносливых насекомых. Тело плоское, овальное, длиной от 4 мм до 9,5 см (и более). Основные сведения. Поведение. Ротовые органы-грызущие.

«Размножение насекомых» - Полный метаморфоз наблюдается у представителей отрядов: : Семенники, семяпроводы: яичники, яйцеводы. Имаго – личинка с чертами взрослого насекомого. Неполный метаморфоз наблюдается у представителей отрядов: Развитие насекомых. Органы размножения насекомых. С полным метаморфозом. В организме куколки происходит формирование органов взрослого насекомого.

«Виды насекомых» - Как вы думаете,хорошо ли, что так много насекомых? Отряд Перепончатокрылые. Роль насекомых. Увеличение численности особей Расширение ареала Повышение интенсивности видообразования. Наличие крыльев Бескрылые Крылатые. Есть ли на Земле ненужные насекомые? Подумай??? Биологический прогресс. Отряд Прямокрылые.

«Отряды насекомых» - Водяной скорпион. Жук - навозник. Сегодня на земле около 6500 видов стрекоз. Отряд Клопы. Отряд Стрекозы. Глаза сложные. Гладыш. Включает около 4500 преимущественно тропических видов. Особенности строения. У всех без исключения видов имеется две пары сетчатых крыльев. Жук - скарабей. Ротовые органы грызущие с сильными верхними челюстями.

Всего в теме 25 презентаций