Краткосрочный экологический проект "зимующие птицы". Дидактическая игра зимующие птицы средняя группа выполнила воспитатель

Мы представляем вашему вниманию конспект НОД на основе интеграции образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» «Зимующие птицы» (в рамках тематического проекта «Зимующие птицы»).

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнить, расширить представления о зимующих птицах
Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»
Учить отвечать на вопросы, составлять предложения со значением противопоставления
Совершенствовать грамматический строй речи

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное и слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие
Развивать правильный речевой выдох, силу голоса, координацию речи с движением
Развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

Фотографии зимующих птиц, мяч, предметные картинки с изображением зимующих птиц, конверты с разрезными картинками, карточки-символы, кормушка, пшено

Ход совместной работы:

1. Организационный момент. Дети приглашаются к местам. На столе разложены фотографии птиц.

Я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдете на столе, и мы поместим их на доске.

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять…(снегирь)

Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Это кто?…(воробей)

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее?…(синица)

Как лиса среди зверей эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут ее…(ворона)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива.
Стрекотунья белобока, а зовут ее… (сорока)

Про кого были наши загадки? Какие это птицы?

Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Почему их называют зимующими? Каких еще птиц вы узнали на картинках?

2. Работа над речевым дыханием (Логопед показывает фото птиц)

На выдохе произносим названия вот этих птиц вместе и по одному.

3.Упражнение «Назови ласково»:

Я буду бросать вам мячик, вы говорить это слово ласково.

Клюв- клювик
Хвост- хвостик
Перо-перышко
Грудь- грудка
Крыло- крылышко

4.Разрезные картинки. Конверты с разрезными картинками дети выбирают сами.

5.Упражнение в составлении предложений со значением противопоставления.

Помогите мне закончить предложения:

У вороны большие крылья, а у воробья… маленькие крылышки.
- У сороки длинный хвост, а у воробья… коротенький хвостик.
- У дятла большая голова, а у синицы… маленькая головка.
- Ворона каркает, в воробей… чирикает.
- У человека дети, а у птиц… птенцы.
- У животных шерсть, а у птиц… перья.

6. Пальчиковая игра «Дятел».

Ваша левая ладошка — это дерево, а указательный палец правой руки — клюв дятла.

Я по дереву стучу, (по 4 удара на каждую строчку)
Червяка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

А теперь поменяем руки — правая рука — дерево, а левая — клюв.

7. Согласование числительного с именем существительным. (На наборное полотно выставляется по одной картинке
птиц).

Сосчитаем до пяти.
- Одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
- Один снегирь…
- Один голубь…

8. Вы хорошо справились с пересчетом птиц. Теперь помогите правильно сказать. Задание на внимание
« Исправь ошибку».

У воробья сзади клюв.
- У совы вверху крылья.
- У сороки сбоку хвост.

9. Физкультминутка.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны.
Кар-кар-кар. Кар-кар-кар. (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Кар-кар-кар. Кар-кар-кар (тихо)

10. Как ворона каркает, мы знаем. А как подают голос другие птицы?

11. Как вы думаете, ребята, легко ли птицам зимой живется? Могут ли люди помочь птицам?

На доске иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц», на наборном полотне картинки:

Снегирь воробей ворона синица
Ягоды зерна остатки еды сало
Рябина хлебные крошки зерна семена (картинка с черным хлебом)

Подберите каждой птице корм. Почему не положили ни одной птице карточку с черным хлебом?

12. Пальчиковая гимнастика «Покормим птиц»

Давайте вместе насыплем в кормушку корм для птиц. (Дети подходят к кормушкам и, щепоткой набирая крупу, сыплют ее внутрь кормушки).

13. Итог непосредственно-образовательной деятельности.

Молодцы! О ком мы говорили сегодня? Как мы будем помогать птицам зимой? В группе прошла экологическая акция « Спасаем птиц». Ваши родители сделали для птиц кормушки, и они висят вокруг детского сада на деревьях. На каждой прогулке вы подкармливаете зимующих птиц. И весной от благодарных птиц вы услышите веселые песенки.

1) Кубанская Ольга Ивановна- учитель-логопед I квалификационной категории МДОУ д/с № 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.
2) Тетенькина Ольга Витальевна- воспитатель I квалификационной категории МДОУ д/с № 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.

Ольга Владимировна Смирнова
Конспект занятия с использованием презентации «Зимующие птицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 132" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально-личностного развития детей

Конспект

образовательная область «познавательное развитие»

тема : «Зимующие птицы »

средняя группа

Выполнила воспитатель :

Смирнова Ольга Владимировна

г. Дзержинск

Цель : Формировать представления о зимующих птицах .

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности :

Социально- коммуникативная, познавательная.

Программные задачи :

Образовательная :

Познакомить детей с зимующими птицами .

Расширить знание детей о зимующих птицах ;

Развивающая :

Развивать зрительную память;

Способствовать обогащению и углублению представлений о зимующих птицах .

Развивать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, стремление им помочь, подкормить.

Воспитательная :

Воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым.

Предварительная работа :

Беседа и чтение книг о птицах , рассматривание иллюстраций.

Словарная работа :

Пернатые, пташки.

Средства и способы : мультимедийная презентация о жизни птиц зимой .

Материал и оборудование :

Мультимедийное оборудование.

1 слайд :

Осенью, с наступлением холодов, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, но не все птицы улетают , многие остаются зимовать на своих местах обитания. Жучки и червячки прячутся и корма для птиц становится все меньше и меньше.

2 слайд :

Но вот пришла зима и укутала землю своим снежным покрывалом. В заснеженном лесу им трудно отыскать спрятавшихся насекомых, семена растений не достать из-под снега, поэтому птицы прилетают близко к жилищу человека.

3 слайд :

Давайте оденемся потеплее и пройдемся по улицам родного города (дети имитируют процесс одевания и ходьбу на месте) .

Во время прогулки можно узнать не мало интересного о жизни птиц и не только .

У нас остаются те птицы , которые могут прокормиться.

4 слайд :

Каждый из нас видел на улице, во дворе много голубей. Это крупная птица . Окрас у голубей разный : белый, коричневый и часто нам встречающийся –серый.

Голубям, как и другим птицам , приходится не легко.

Они питаются остатками пищи из мусорных баков, поэтому часто болеют.

5 слайд :

А это ворона. Это крупная сильная птица . Оперение у нее довольно скромное : голова крылья, хвост, ноги и хвост – черные, а все остальное серое. В городе воронам вполне благоприятно, много пищевых отходов и зимой значительно теплее, чем в лесу.

6 слайд :

Зимой на городских улицах и парках, где растут рябины и клёны, мы можем увидеть снегирей.

Весной, летом и осенью они живут в хвойных лесах, тайге. Только с первым снегом снегири прилетаю к нам. Питаются они семенами разных растений и деревьев.

Снегирь немного крупнее воробья. Оперение у него яркое, грудка - красная, голова, хвост и крылья –черные.

7 слайд :

А это красивая птица с хохолком - свиристель. Она крупнее снегиря. Оперение у них розовато-серое, на хвосте широкая желтая полоска, а на почти черных крыльях – белые, желтые и красные полоски. На голове хорошо заметен хохолок.

8 слайд :

А это птица-синица . Их зимой в городе значительно больше, чем летом. Зимой они прилетают к жилищу человека в поисках корма. Оперение у синицы яркое. Грудка –желтая, с черным галстуком, спинка зеленоватая, на голове черная шапочка, щечки белые.

Это большая синица. Синицы очень любопытные птицы . Зимой их можно увидеть на балконе и подоконнике, будто просят, чтобы их угостили.

9 слайд :

А это - сорока. Сороки не улетают в теплые края, чтобы перезимовать и пережить холодную зиму , а зимуют в лесах и во дворах . Питаются они тем, что найдут на снегу или в снегу, а так же едят оставшиеся ягоды на деревьях.

10 слайд :

Но есть и другие зимующие птицы : воробьи, дятлы, щеглы, чечётки, поползни.

11 слайд :

Не легко пташкам зимой, это вам не лето.

Но как же помочь птицам зимой ?

Дети : Правильно, пернатых надо подкармливать.

Воспитатель : А для этого надо смастерить кормушки и регулярно класть в них корм. Их можно сделать из разных материалов. Посмотрите какие они все разные.

12 слайд :

А знаете ли вы чем можно кормить птиц ?

(ответы детей)

Правильно! Птиц можно кормить семечками, хлебом, не соленым салом, пшеном, овсом.

Кормите птиц круглый год !

«Удивительные птицы» - К.Кулиев. Устройство искусственных гнездовий. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Пернатые друзья. Птенцов птицы выводят из отложенных яиц. Птицы исключительно отзывчивы на любую помощь. Значение птиц в природе и жизни человека. У пингвинов крылья – плавники, позволяющие плыть со скоростью 10 м/с.

«Зимующие птицы» - Куда улетели перелётные птицы? Шило впереди, клубок середи, ножницы сзади. Задачи. На шесте дворец, во дворце певец. Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает. Оседлые. Перелётные. Пёстрая крякушка ловит лягушек. По полям ночует коноплю ворует. Где зимуют птицы? Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

«День птиц» - Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. 5-й конкурс: «Птичьи профессии». Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. 6- конкурс: «Восемь птиц». Отыщите названия птиц. 5 минут. Задачи мероприятия: Прививать любовь и бережное отношение к родной природе. Игра «Наши пернатые друзья». Внеклассное мероприятие, посвященное «Международному Дню птиц».

«Где зимуют птицы 1 класс» - Урок в 1 классе. Конкурс «Кому улететь?». Конкурс загадок. Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. Конкурс «Третий лишний». Почему журавль улетает в теплые края, сова зимует в наших краях? Открыть тетради и выполнить задание №1. Гусь. Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?

«Жизнь птиц» - Какие виды птиц обитают в нашем лесу? Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полёта. Что мы знаем о птицах нашего леса? Есть ли законы защищающие птиц? Каково будущее птичьего населения? «Птицы нашего леса». Приглашение в проект.

«Тема Птицы» - Основные понятия и термины. Почему гуси и журавли летят клином? Открытые задачи по теме «Птицы». Экзотические птицы. Видовое разнообразие птиц. Разнообразие перьев птиц: Какие птицы с понижением температуры могут впадать в спячку? Коноплянка. Зоб Мускулистый желудок Железистый желудок Воздушные мешки Клоака Восковица.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Составитель: воспитатель средней группы «Черничка» Эглитис К.Ч. Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о живой природе. Задачи: * Дать детям представление о видах зимующих птиц. * Закрепить понятие « зимующие» птицы * Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания. * Обогащать словарный запас, развивать связную речь у детей: *Учить детей давать полные ответы на вопросы. * Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (сравнивать, анализировать, делать обобщения. Мы для птиц кормушки ставим Насыпаем в них корма И поют пичуги в стаях: «Здравствуй, Зимушка- Зима! Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края. Они питаются почками, семенами, плодами деревьев и кустарников. Отыскивают еду около жилья человека. Часто зимой птицы погибают от голода, поэтому зимой птиц необходимо подкармливать. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю, Чик – чирик! Не робей! Я бывалый…….. Воробей - маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробей». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка, хвостик у него коричневые с черными полосками. Крылышки тоже коричневые украшенные рыжими полосками. Грудка серенькая Подбородок черный Головка – коричневая. Живут воробьи в городе и в деревне, они хорошо приспосабливаются к привычкам людей Воробьи любят жить среди людей потому, что они защищены от хищников, у них есть корм, и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Городские воробьи вьют гнезда под козырьками подъезда или балкона. Физкультминутка: «Воробей» Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Воробушек – пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка не робей. Носят серенький жилет, А у крыльев – черный цвет Кружат сразу двадцать пар. Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! Давайте рассмотрим ворону Это крупная птица, она не выделяется яркой окраской. Голова, горло, крылья, хвост и лапы у вороны – черные. Большой черный клюв у вороны. А все остальное – серое. Ворона очень хитрая, ловкая птица. Она хорошо приспособилась жить рядом с людьми. Любят жить вороны в больших городах. В нашем городе зимует около миллиона ворон. Вороны всеядные и часто их можно видеть у мусорных контейнеров и на свалках. Вороны – любят похулиганить. Любят подразнить собак: Сядут на ветку и громко гавкают. «Гав! Гав!. Собака лает заливается, а ворона довольна. С наступлением весны вороны начинают собираться в путь-дорогу. Они улетают из города в рощи и леса и там на деревьях в кустарниках строят большие гнезда которые изнутри устилают пухом, сухими травинками и перьями. Яйца вороны окрашены в голубоватый цвет. Вскоре появляются очень прожорливые птенцы – воронята. Пальчиковая гимнастика: Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Снег засыпал все тропинки. Отдыхал я у осинки. Вдруг на ветку села птичка, В желтом платьице…… Синичка – маленькая птичка с ярким и красивым опереньем. Кажется, что синичка нарядилась в яркую желеточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а головку украсила темной шапочкой. Синичка всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. В ясный мартовский денек кажется, где-то тихонько позвякивают колокольчики. Это звенят синички. Птички радуются солнечному дню. Они щебечут: «Синь-синь-синь!» Весной синичка ищет место для гнезда. Иногда занимают старые гнезда дятла, а если их не находят вьют свои. Скоро в гнезде спрятанном в ветвях деревьев появятся 15-17 яиц. А через некоторое время вылупятся птенчики. Синички много трудятся: ловят комаров, мошек, гусениц, тлей и кормят многочисленных птенцов. Летом в лесу много пропитания и синички делают запасы не только для себя, но и для всего племени. Несмотря на это зимой синичек нужно подкармливать. ВИКТОРИНА У КАКОЙ ПТИЦЫ ЯЙЦА СИНЕГО ЦВЕТА? Игра «Найди по описанию» Маленькая птичка с красивом опереньем? конец

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск

Проект

«Зимующие птицы»

Проект составили: Акименко О.Н.

Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска

2016 г.

Тип проекта : познавательный, игровой.

Вид проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

По времени проведения: Средней продолжительности (с 1 декабря2016г по 31 января 2017г).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.

Волобуева В.В.

Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

    Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

    Расширить знания детей о зимующих птицах.

    Формировать элементарные экологические знания.

    Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.

    Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

    Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

    Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Актуальность проблемы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

-«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;

- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;

- «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;

- «С любовью к природе» Б.Б.Запартович, э.Н.Криворучко.

Материально – техническое:

Материалы для изготовления коллективной аппликации «На кормушке» (ватман, акварельные краски, цветная бумага); презентация «Зимующие птицы».

Диагностико – дидактический:

Блиц – опрос с детьми,

Художественная литература,

Конспекты занятий, бесед, рассказов,игр.

Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Участники деятельности

Ответственные за выполнение

Воспитатели, дети

Блиц – опрос с детьми

Воспитатели

Воспитатели

Определение темы проекта

Воспитатели

Формулировка цели и разработка задач

Составление плана основного этапа проекта

Воспитатели, дети

Рассматривание картинок, иллюстраций, плакатов с изображением зимующих птиц; беседа о том, как тяжело птицам зимой; беседа о том, как люди помогают пернатым.

Воспитатели

Воспитатели, родители.

Воспитатели

Основной этап

Воспитатели, дети

Беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах»,

«Трудно птицам зимовать»,

«Птицы – наши друзья!».

Рассказы:

«Завтрак» по Г.Карпене., «Зимующие птицы» по Г.Скребицкому., «Помогите птицам!»., «Подкормка и охрана зимующих птиц» по В.Бианки и В.строкову.

Воспитатели

Воспитатели, дети

Наблюдения:

Наблюдение за птицами на кормушке.

Наблюдение за синичками.

Наблюдение за воробьями.

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за голубями.

Наблюдение за птичьими следами на снегу.

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Стайка снегирей», «Птицы, которые остаются с нами зимовать».

Занятие по развитию речи «Зимующие птицы»

Воспитатели

Воспитатели, дети

Дидактические игры:

«Угадай птицу по описанию»,

«Каких птиц зимой не увидишь».

«Улетает или нет»

Подвижные игры:

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».

Воспитатели

Воспитатели, дети

Занятие по художественному творчеству:

Рисование :

«Птичка на ветке. Снегирь»

Лепка:

«Птички прилетели на кормушку и клюют зерна»,

«Птичка»

Аппликация :

«Птицы на кормушке»

(коллективная работа).

Воспитатели

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы

Чтение:

И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков, «Наши друзья» Г.Ладонщиков.

Отгадывание загадок:

О зимующих птицах.

Воспитатели

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Музыка

Слушание:

Воспитатели, родители,дети.

Работа с родителями:

«Как и из чего можно сделать кормушки»

«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»

«Воспитание у детей любви к природе»

Совместная творческая деятельность:

Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».

Участие в акции «Покормите птиц зимой».

Выставка рисунков детей на тему « Мои пернатые друзья»

Воспитатели

Заключительный этап

Участники деятельности

Ответственные за выполнение

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

    Акция «Птичья столовая»;

    Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»;

    Оформление папки - передвижка «Птицы – наши друзья!», «Покормите птиц зимой!»;

    Презентация «Зимующие птицы».

Воспитатели, родители.