Мы представляем вашему вниманию конспект НОД на основе интеграции образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» «Зимующие птицы» (в рамках тематического проекта «Зимующие птицы»).
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить, расширить представления о зимующих птицах
Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»
Учить отвечать на вопросы, составлять предложения со значением противопоставления
Совершенствовать грамматический строй речи
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать зрительное и слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие
Развивать правильный речевой выдох, силу голоса, координацию речи с движением
Развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
Фотографии зимующих птиц, мяч, предметные картинки с изображением зимующих птиц, конверты с разрезными картинками, карточки-символы, кормушка, пшено
Ход совместной работы:
1. Организационный момент. Дети приглашаются к местам. На столе разложены фотографии птиц.
Я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдете на столе, и мы поместим их на доске.
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять…(снегирь)
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Это кто?…(воробей)
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее?…(синица)
Как лиса среди зверей эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут ее…(ворона)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива.
Стрекотунья белобока, а зовут ее… (сорока)
Про кого были наши загадки? Какие это птицы?
Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Почему их называют зимующими? Каких еще птиц вы узнали на картинках?
2. Работа над речевым дыханием (Логопед показывает фото птиц)
На выдохе произносим названия вот этих птиц вместе и по одному.
3.Упражнение «Назови ласково»:
Я буду бросать вам мячик, вы говорить это слово ласково.
Клюв- клювик
Хвост- хвостик
Перо-перышко
Грудь- грудка
Крыло- крылышко
4.Разрезные картинки. Конверты с разрезными картинками дети выбирают сами.
5.Упражнение в составлении предложений со значением противопоставления.
Помогите мне закончить предложения:
У вороны большие крылья, а у воробья… маленькие крылышки.
- У сороки длинный хвост, а у воробья… коротенький хвостик.
- У дятла большая голова, а у синицы… маленькая головка.
- Ворона каркает, в воробей… чирикает.
- У человека дети, а у птиц… птенцы.
- У животных шерсть, а у птиц… перья.
6. Пальчиковая игра «Дятел».
Ваша левая ладошка — это дерево, а указательный палец правой руки — клюв дятла.
Я по дереву стучу, (по 4 удара на каждую строчку)
Червяка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
А теперь поменяем руки — правая рука — дерево, а левая — клюв.
7. Согласование числительного с именем существительным. (На наборное полотно выставляется по одной картинке
птиц).
Сосчитаем до пяти.
- Одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
- Один снегирь…
- Один голубь…
8. Вы хорошо справились с пересчетом птиц. Теперь помогите правильно сказать. Задание на внимание
« Исправь ошибку».
У воробья сзади клюв.
- У совы вверху крылья.
- У сороки сбоку хвост.
9. Физкультминутка.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны.
Кар-кар-кар. Кар-кар-кар. (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Кар-кар-кар. Кар-кар-кар (тихо)
10. Как ворона каркает, мы знаем. А как подают голос другие птицы?
11. Как вы думаете, ребята, легко ли птицам зимой живется? Могут ли люди помочь птицам?
На доске иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц», на наборном полотне картинки:
Снегирь воробей ворона синица
Ягоды зерна остатки еды сало
Рябина хлебные крошки зерна семена (картинка с черным хлебом)
Подберите каждой птице корм. Почему не положили ни одной птице карточку с черным хлебом?
12. Пальчиковая гимнастика «Покормим птиц»
Давайте вместе насыплем в кормушку корм для птиц. (Дети подходят к кормушкам и, щепоткой набирая крупу, сыплют ее внутрь кормушки).
13. Итог непосредственно-образовательной деятельности.
Молодцы! О ком мы говорили сегодня? Как мы будем помогать птицам зимой? В группе прошла экологическая акция « Спасаем птиц». Ваши родители сделали для птиц кормушки, и они висят вокруг детского сада на деревьях. На каждой прогулке вы подкармливаете зимующих птиц. И весной от благодарных птиц вы услышите веселые песенки.
1) Кубанская Ольга Ивановна- учитель-логопед I квалификационной категории МДОУ д/с № 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.
2) Тетенькина Ольга Витальевна- воспитатель I квалификационной категории МДОУ д/с № 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.
Ольга Владимировна Смирнова
Конспект занятия с использованием презентации «Зимующие птицы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 132" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально-личностного развития детей
Конспект
образовательная область «познавательное развитие»
тема : «Зимующие птицы »
Выполнила воспитатель :
Смирнова Ольга Владимировна
г. Дзержинск
Цель : Формировать представления о зимующих птицах .
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»
Виды деятельности :
Социально- коммуникативная, познавательная.
Программные задачи :
Образовательная :
Познакомить детей с зимующими птицами .
Расширить знание детей о зимующих птицах ;
Развивающая :
Развивать зрительную память;
Способствовать обогащению и углублению представлений о зимующих птицах .
Развивать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, стремление им помочь, подкормить.
Воспитательная :
Воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым.
Предварительная работа :
Беседа и чтение книг о птицах , рассматривание иллюстраций.
Словарная работа :
Пернатые, пташки.
Средства и способы : мультимедийная презентация о жизни птиц зимой .
Материал и оборудование :
Мультимедийное оборудование.
1 слайд :
Осенью, с наступлением холодов, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, но не все птицы улетают , многие остаются зимовать на своих местах обитания. Жучки и червячки прячутся и корма для птиц становится все меньше и меньше.
2 слайд :
Но вот пришла зима и укутала землю своим снежным покрывалом. В заснеженном лесу им трудно отыскать спрятавшихся насекомых, семена растений не достать из-под снега, поэтому птицы прилетают близко к жилищу человека.
3 слайд :
Давайте оденемся потеплее и пройдемся по улицам родного города (дети имитируют процесс одевания и ходьбу на месте) .
Во время прогулки можно узнать не мало интересного о жизни птиц и не только .
У нас остаются те птицы , которые могут прокормиться.
4 слайд :
Каждый из нас видел на улице, во дворе много голубей. Это крупная птица . Окрас у голубей разный : белый, коричневый и часто нам встречающийся –серый.
Голубям, как и другим птицам , приходится не легко.
Они питаются остатками пищи из мусорных баков, поэтому часто болеют.
5 слайд :
А это ворона. Это крупная сильная птица . Оперение у нее довольно скромное : голова крылья, хвост, ноги и хвост – черные, а все остальное серое. В городе воронам вполне благоприятно, много пищевых отходов и зимой значительно теплее, чем в лесу.
6 слайд :
Зимой на городских улицах и парках, где растут рябины и клёны, мы можем увидеть снегирей.
Весной, летом и осенью они живут в хвойных лесах, тайге. Только с первым снегом снегири прилетаю к нам. Питаются они семенами разных растений и деревьев.
Снегирь немного крупнее воробья. Оперение у него яркое, грудка - красная, голова, хвост и крылья –черные.
7 слайд :
А это красивая птица с хохолком - свиристель. Она крупнее снегиря. Оперение у них розовато-серое, на хвосте широкая желтая полоска, а на почти черных крыльях – белые, желтые и красные полоски. На голове хорошо заметен хохолок.
8 слайд :
А это птица-синица . Их зимой в городе значительно больше, чем летом. Зимой они прилетают к жилищу человека в поисках корма. Оперение у синицы яркое. Грудка –желтая, с черным галстуком, спинка зеленоватая, на голове черная шапочка, щечки белые.
Это большая синица. Синицы очень любопытные птицы . Зимой их можно увидеть на балконе и подоконнике, будто просят, чтобы их угостили.
9 слайд :
А это - сорока. Сороки не улетают в теплые края, чтобы перезимовать и пережить холодную зиму , а зимуют в лесах и во дворах . Питаются они тем, что найдут на снегу или в снегу, а так же едят оставшиеся ягоды на деревьях.
10 слайд :
Но есть и другие зимующие птицы : воробьи, дятлы, щеглы, чечётки, поползни.
11 слайд :
Не легко пташкам зимой, это вам не лето.
Но как же помочь птицам зимой ?
Дети : Правильно, пернатых надо подкармливать.
Воспитатель : А для этого надо смастерить кормушки и регулярно класть в них корм. Их можно сделать из разных материалов. Посмотрите какие они все разные.
12 слайд :
А знаете ли вы чем можно кормить птиц ?
(ответы детей)
Правильно! Птиц можно кормить семечками, хлебом, не соленым салом, пшеном, овсом.
Кормите птиц круглый год !
«Удивительные птицы» - К.Кулиев. Устройство искусственных гнездовий. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Пернатые друзья. Птенцов птицы выводят из отложенных яиц. Птицы исключительно отзывчивы на любую помощь. Значение птиц в природе и жизни человека. У пингвинов крылья – плавники, позволяющие плыть со скоростью 10 м/с.
«Зимующие птицы» - Куда улетели перелётные птицы? Шило впереди, клубок середи, ножницы сзади. Задачи. На шесте дворец, во дворце певец. Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает. Оседлые. Перелётные. Пёстрая крякушка ловит лягушек. По полям ночует коноплю ворует. Где зимуют птицы? Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.
«День птиц» - Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. 5-й конкурс: «Птичьи профессии». Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. 6- конкурс: «Восемь птиц». Отыщите названия птиц. 5 минут. Задачи мероприятия: Прививать любовь и бережное отношение к родной природе. Игра «Наши пернатые друзья». Внеклассное мероприятие, посвященное «Международному Дню птиц».
«Где зимуют птицы 1 класс» - Урок в 1 классе. Конкурс «Кому улететь?». Конкурс загадок. Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. Конкурс «Третий лишний». Почему журавль улетает в теплые края, сова зимует в наших краях? Открыть тетради и выполнить задание №1. Гусь. Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?
«Жизнь птиц» - Какие виды птиц обитают в нашем лесу? Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полёта. Что мы знаем о птицах нашего леса? Есть ли законы защищающие птиц? Каково будущее птичьего населения? «Птицы нашего леса». Приглашение в проект.
«Тема Птицы» - Основные понятия и термины. Почему гуси и журавли летят клином? Открытые задачи по теме «Птицы». Экзотические птицы. Видовое разнообразие птиц. Разнообразие перьев птиц: Какие птицы с понижением температуры могут впадать в спячку? Коноплянка. Зоб Мускулистый желудок Железистый желудок Воздушные мешки Клоака Восковица.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Составитель: воспитатель средней группы «Черничка» Эглитис К.Ч. Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о живой природе. Задачи: * Дать детям представление о видах зимующих птиц. * Закрепить понятие « зимующие» птицы * Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания. * Обогащать словарный запас, развивать связную речь у детей: *Учить детей давать полные ответы на вопросы. * Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (сравнивать, анализировать, делать обобщения. Мы для птиц кормушки ставим Насыпаем в них корма И поют пичуги в стаях: «Здравствуй, Зимушка- Зима! Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края. Они питаются почками, семенами, плодами деревьев и кустарников. Отыскивают еду около жилья человека. Часто зимой птицы погибают от голода, поэтому зимой птиц необходимо подкармливать. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю, Чик – чирик! Не робей! Я бывалый…….. Воробей - маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробей». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка, хвостик у него коричневые с черными полосками. Крылышки тоже коричневые украшенные рыжими полосками. Грудка серенькая Подбородок черный Головка – коричневая. Живут воробьи в городе и в деревне, они хорошо приспосабливаются к привычкам людей Воробьи любят жить среди людей потому, что они защищены от хищников, у них есть корм, и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Городские воробьи вьют гнезда под козырьками подъезда или балкона. Физкультминутка: «Воробей» Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Воробушек – пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка не робей. Носят серенький жилет, А у крыльев – черный цвет Кружат сразу двадцать пар. Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! Давайте рассмотрим ворону Это крупная птица, она не выделяется яркой окраской. Голова, горло, крылья, хвост и лапы у вороны – черные. Большой черный клюв у вороны. А все остальное – серое. Ворона очень хитрая, ловкая птица. Она хорошо приспособилась жить рядом с людьми. Любят жить вороны в больших городах. В нашем городе зимует около миллиона ворон. Вороны всеядные и часто их можно видеть у мусорных контейнеров и на свалках. Вороны – любят похулиганить. Любят подразнить собак: Сядут на ветку и громко гавкают. «Гав! Гав!. Собака лает заливается, а ворона довольна. С наступлением весны вороны начинают собираться в путь-дорогу. Они улетают из города в рощи и леса и там на деревьях в кустарниках строят большие гнезда которые изнутри устилают пухом, сухими травинками и перьями. Яйца вороны окрашены в голубоватый цвет. Вскоре появляются очень прожорливые птенцы – воронята. Пальчиковая гимнастика: Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Снег засыпал все тропинки. Отдыхал я у осинки. Вдруг на ветку села птичка, В желтом платьице…… Синичка – маленькая птичка с ярким и красивым опереньем. Кажется, что синичка нарядилась в яркую желеточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а головку украсила темной шапочкой. Синичка всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. В ясный мартовский денек кажется, где-то тихонько позвякивают колокольчики. Это звенят синички. Птички радуются солнечному дню. Они щебечут: «Синь-синь-синь!» Весной синичка ищет место для гнезда. Иногда занимают старые гнезда дятла, а если их не находят вьют свои. Скоро в гнезде спрятанном в ветвях деревьев появятся 15-17 яиц. А через некоторое время вылупятся птенчики. Синички много трудятся: ловят комаров, мошек, гусениц, тлей и кормят многочисленных птенцов. Летом в лесу много пропитания и синички делают запасы не только для себя, но и для всего племени. Несмотря на это зимой синичек нужно подкармливать. ВИКТОРИНА У КАКОЙ ПТИЦЫ ЯЙЦА СИНЕГО ЦВЕТА? Игра «Найди по описанию» Маленькая птичка с красивом опереньем? конец
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск
Проект
«Зимующие птицы»
Проект составили: Акименко О.Н.
Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска
2016 г.
Тип проекта : познавательный, игровой.
Вид проекта: познавательно - творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: Средней продолжительности (с 1 декабря2016г по 31 января 2017г).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Волобуева В.В.
Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить знания детей о зимующих птицах.
Формировать элементарные экологические знания.
Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проблемы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
-«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;
- «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;
- «С любовью к природе» Б.Б.Запартович, э.Н.Криворучко.
Материально – техническое:
Материалы для изготовления коллективной аппликации «На кормушке» (ватман, акварельные краски, цветная бумага); презентация «Зимующие птицы».
Диагностико – дидактический:
Блиц – опрос с детьми,
Художественная литература,
Конспекты занятий, бесед, рассказов,игр.
Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
Этапы работы над проектом:
Участники деятельности | Ответственные за выполнение |
|||
Воспитатели, дети | Блиц – опрос с детьми | Воспитатели |
||
Воспитатели | Определение темы проекта | Воспитатели |
||
Формулировка цели и разработка задач |
||||
Составление плана основного этапа проекта |
||||
Воспитатели, дети | Рассматривание картинок, иллюстраций, плакатов с изображением зимующих птиц; беседа о том, как тяжело птицам зимой; беседа о том, как люди помогают пернатым. | Воспитатели |
||
Воспитатели, родители. | Воспитатели |
|||
Основной этап |
||||
Воспитатели, дети | Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать», «Птицы – наши друзья!». Рассказы: «Завтрак» по Г.Карпене., «Зимующие птицы» по Г.Скребицкому., «Помогите птицам!»., «Подкормка и охрана зимующих птиц» по В.Бианки и В.строкову. | Воспитатели |
||
Воспитатели, дети | Наблюдения: Наблюдение за птицами на кормушке. Наблюдение за синичками. Наблюдение за воробьями. Наблюдение за вороной. Наблюдение за голубями. Наблюдение за птичьими следами на снегу. Занятие по ознакомлению с окружающим «Стайка снегирей», «Птицы, которые остаются с нами зимовать». Занятие по развитию речи «Зимующие птицы» | Воспитатели |
||
Воспитатели, дети | Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию», «Каких птиц зимой не увидишь». «Улетает или нет» Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль». | Воспитатели |
||
Воспитатели, дети | Занятие по художественному творчеству: Рисование : «Птичка на ветке. Снегирь» Лепка: «Птички прилетели на кормушку и клюют зерна», «Птичка» Аппликация : «Птицы на кормушке» (коллективная работа). | Воспитатели |
||
Воспитатели, дети | Чтение художественной литературы Чтение: И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков, «Наши друзья» Г.Ладонщиков. Отгадывание загадок: О зимующих птицах. | Воспитатели |
||
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. | Музыка Слушание: | |||
Воспитатели, родители,дети. | Работа с родителями: «Как и из чего можно сделать кормушки» «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе» «Воспитание у детей любви к природе» Совместная творческая деятельность: Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц». Участие в акции «Покормите птиц зимой». Выставка рисунков детей на тему « Мои пернатые друзья» | Воспитатели |
||
Заключительный этап |
||||
Участники деятельности | Ответственные за выполнение |
|||
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. | Акция «Птичья столовая»; Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»; Оформление папки - передвижка «Птицы – наши друзья!», «Покормите птиц зимой!»; Презентация «Зимующие птицы». | Воспитатели, родители. |