Как летают птицы: обучение птенца полету. Птенцы учатся летать и падают с деревьев

Самые замечательные родители в животном мире — птицы. Каждому ребенку принято сообщать, что птица-мама и птица-папа кормят своих птенцов червяками до тех пор, пока птенцы не научатся летать, и в один прекрасный день птенца «выталкивают из гнезда».

Птицы-родители вплоть до самого последнего времени изображались образцами благородства, и я думаю, что наши юные слушатели зачастую подозревают, что эти рассказы служат лишь для того, чтобы завоевать у детей признание бескорыстных родительских достоинств. Но если это так, то результаты могут быть противоположными: ведь выталкивание птенцов из гнезда вряд ли вызовет симпатию.

Но откуда же появилась версия, будто всех птенцов выталкивают из гнезд? Быть может, она возникла как подсознательное родительское желание — нормальная реакция на часто раздражающее детское поведение? Однако только единственная из известных мне птиц изгоняет не расположенных к полету птенцов — это странствующий альбатрос — самая крупная птица в мире с размахом крыльев до двенадцати футов (около 3,1 метра). Птенец-альбатрос вскармливается жирным веществом из полупереваренной пищи родителей, и этот единственный отпрыск (а в каждом сезоне рождается только один птенец) становится очень толстым. Он может стать таким тяжелым, что не сумеет летать, однако же этого не случается. Родители покидают птенца на четыре месяца, оставляя его в гнезде в одиночестве, во время которого он принимает невероятно жалкий вид. Такой метод «лечения» задерживает психическое развитие птенца, и, когда родители возвращаются, он не желает расставаться с гнездом.

И вот тут родители его выгоняют, после чего он уже проводитве

все время в их обществе, плавая в океане и обучаясь ловить рыбу.

Большинство птиц-родителей тратит огромную часть жизненной энергии на воспитание потомства. Зачастую они отдают потомству и свою жизнь. Многие птицы, выращенные в неволе и поэтому не подвергавшиеся естественным опасностям, живут десять и более лет, а крупные птицы -значительно больше. В естественных условиях мелкие птицы редко живут больше года или двух. Отчеты по кольцеванию птиц показывают, что средний возраст погибающих английских дроздов-13,3 месяца; они прожили ровно столько времени, сколько было нужно, чтобы дать жизнь одному летнему поколению.

По материалам

Продолжительность жизни многих птиц была хорошо изучена, И теперь нам известно, что в естественных условиях птицы живут лишь незначительную часть возможного для них жизненного срока. Конечно, бывают и исключения. Все, кто устраивает дуплянки, знают, что одни и те же птицы прилетают иногда и на следующий год. Именно эта человеческая благожелательность служит одной из причин, спасающих птиц от преждевременной смерти.

Почему же столько птиц гибнет после достижения зрелости? Главные причины-неблагоприятная погода, болезни (кстати, их не так уж много!), хищники и голод. Размер потерь зависит от состояния птиц. Очень характерно, что значительная часть птиц гибнет в конце первого сезона размножения, когда усилия вырастить первое поколение превышают физические возможности родителей. И в этом нет ничего удивительного! В первые дни своей жизни птенец развивается очень интенсивно, и корм, который он ежедневно потребляет, превышает его собственный вес. По мере роста птенца эта пропорция уменьшается, но в течение тех двух недель, когда птенцы сидят в гнезде, они получают дневной рацион, составляющий примерно половину их собственного веса. А если в выводке четыре, пять, шесть или более птенцов, то количество потребляемого ими корма невероятно велико.

Пищей дли птенцов служат насекомые (их в начале сезона гнездования поймать нетрудно, так как в это время они представляют собой малоподвижные личинки или гусеницы), а также слизни. Впоследствии, когда личинки превратятся в летающих насекомых, их объем уменьшится, и поэтому их нужно будет гораздо больше, чтобы наполнить желудки птенцов. Птицы, для которых насекомые служат привычной пищей, например стрижи и ласточки, обладают отличным умением ловить свою добычу, но ведь множество птиц питается семенами, и их они находят в избытке в соответствующих местах. Но какие сложности возникают перед птицами-семеноедами, когда им надо ловить для своих птенцов быстро двигающихся насекомых! Каждое утро они оставляют гнездо с широко раскрытыми прожорливыми ртами, и, чтобы их наполнить, родителям нужно безостановочно разыскивать добычу, которая и сама проворно рыщет в поисках корма.

Тщательные подсчеты показали, что певчий дрозд ловит десять тысяч восемьдесят личинок и взрослых насекомых в месяц, то есть в среднем триста тридцать шесть штук в день. Парочка английских зарянок, гнездившихся возле Оксфорда, еще более активна. От рассвета до захода солнца они возвращаются к птенцам по двадцать девять раз в час и каждый раз приносят по две-три гусеницы. Было подсчитано, что в день они вылавливают до тысячи гусениц.

Мы ведем разговор о птицах-родителях, создающих одну семью за летний период, но есть птицы, у которых бывает два и даже три выводка, причем иногда кормление птенцов второго выводка начинается до того, как первый выпорхнет на волю. Обычно самка вьет второе гнездо и откладывает в него яйца. Самец же несет свою ответственность за судьбу первого выводка, и, кроме того, как только новые птенцы появляются на свет, он помогает самке прокормить их. И даже тогда, когда птенцы подрастают, он не выталкивает их из гнезда.

Эдвин Уэй Тиль высказал интересное предположение: может быть, хлопанье крыльями, которое производит птенец, просящий пищи, как бы автоматически приподнимает его, особенно если это хлопанье производится на краю гнезда, где размах крыльев может быть шире. Совершенно неожиданно этот птенец может оказаться в воздухе, и тут он обнаруживает свою способность летать. После этого птенец уже редко возвращается в гнездо. Если бы он и пожелал вернуться, а одновременно этого пожелали бы и остальные птенцы в гнезде, то задача кормления была бы упрощена, но птицы-родители продолжают искать пищу для своих вылетевших из гнезда птенцов еще в течение двух с половиной — пяти недель, хотя физическое состояние птенцов позволяет им заботиться о себе самим. Сказанное относится к птицам тех видов, которые гнездуются в наших садах. По-видимому, этот срок необходим, чтобы обучить птенцов находить корм разными способами.

Насекомоядные птицы, например ласточки и стрижи, кормят своих птенцов в течение некоторого времени прямо в воздухе, передавая пищу из клюва в клюв (при этом они хлопают крыльями). Несколько позднее птицы-родители начинают сбрасывать кусочки пищи на лету, и это приучает птенцов к прицельности полета и умению схватывать добычу, а также к развитию скорости. Все это понадобится им при погоне за быстро мчащейся и ускользающей добычей.

Птицы, находящие себе корм на земле, не нуждаются в столь тщательном развитии мускульной силы. Ведь процесс клевания гораздо проще и представляет собой врожденное свойство. Однако даже зерноядные птицы нуждаются в обучении. Прежде всего они должны знать, что можно потреблять в пищу. Пока длится обучение, птицы-родители приносят им пищу, но количество ее с каждым днем уменьшается. Так продолжается примерно до девятнадцатого дня (считая с момента ухода из гнезда), когда птенец должен уже уметь самостоятельно добывать не менее половины потребной ему пищи. С этого дня внимание родителей к птенцу резко снижается. Они все еще сопровождают его, но найденный ими корм съедают сами. Это вызывает протесты со стороны птенца, но птицы-родители не из тех, кто позволяет детям одурачивать себя. В свое время птенцы получили достаточно пищи, и многие из них весят значительно больше, чем их родители. Теперь они отлично смогут выдержать н некоторую нехватку корма.

У зарянок, которые гнездились на клене, один из птенцов был более требователен, чем трое остальных. Он получал большую порцию, а потому вырос огромным и толстым и, конечно, испорченным. Наступило время, когда птенец-переросток мог бы и сам позаботиться о себе, но он усаживался на ветку клена и громко выражал свое возмущение. Обе зарянки неожиданно быстро покинули это место, и понятно почему.

Ко времени отлета зарянок толстый птенец выглядел каким-то запущенным и, конечно, был не в состоянии отразить врага или выдержать непогоду. Посмотрев на него, можно было понять, почему жизнь птиц ограничивается только десятой частью отпущенного им жизненного срока.

Среди биологов нет единого мнения о том, чему должно обучаться молодое животное, Общеизвестно, что некоторым формам поведения обучаться не нужно, так как зто врожденные формы, но кое-какие элементы поведения должны быть приобретены. Отсюда возникает вопрос: является ли стремление родителей обучать своих детей намеренным? В некоторых случаях такое стремление кажется бесспорным, его можно наблюдать даже у таких примитивных существ, как птицы.

Уильям Р. Пайкрэфт описал ряд приемов преподавания у животных. Он рассматривает в качестве примера прямого обучения поведение самки-чомги, когда она, выведя своих птенцов на воду, учит их ловить рыбу. Пойманную ею рыбу она бросает перед птенцами, и если они не кидаются за добычей, то она дает рыбе возможность отплыть на некоторое расстояние, вторично ее ловит и снова бросает перед птенцами. Она повторяет урок до тех пор, пока ученики не начинают понимать, что они должны преследовать уплывающую рыбу.

Орнитолог Г. Б. Макферсон на протяжении нескольких недель наблюдал, как беркуты обучали своего птенца разрывать добычу на части. Первоначально родители-беркуты давали птенцу только печень зайца, кролика и птиц, которых они приносили к гнезду. Несколько позднее родители стали сами поедать все части добычи, кроме печени. Они оставляли ее внутри скелета, и птенец должен был извлечь ее оттуда сам.

Спустя несколько дней самка беркута принесла целую ножку кролика и положила ее перед птенцом. Несмотря на голод, он с удивлением посмотрел па принесенную добычу. Тогда мать, проявляя явные признаки нетерпения, оторвала от ноги кусок мяса, съела его и улетела, забрав с собой остатки. Вскоре она принесла другую ногу кролика, которую птенец проглотил со всеми косточками. Таким образом мать преподала выразительный урок — показала, что надо делать с кроличьей ногой. Но ученик не понял урока, и она лишила его добычи. Вот тогда-то учение пошло впрок. Подобным образом обучают свое потомство многие птицы.

Млекопитающие тоже нуждаются в обучении. И хотя все вопросы питания для новорожденного решает материнское молоко, условия жизни, с которыми встречается подрастающее поколение этих животных, значительно сложнее, чем у большинства птиц.

По материалам

С. Кэрригер «Дикое наследие природы»

Начнем с конца вопроса -
С дерева или куста самка отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть,а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает. И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определённого времени и неоднократных бросаний ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его...

Когда орлы-родители считают, что их птенцам пора летать, они их из гнезда не выталкивают, они просто заставляют орлят принять решение выбраться из гнезда... -

Папа садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: молотит, колотит, трясёт это гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жёсткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жёстко, и они не понимают, что же случилось: ведь мамочка и папочка были раньше такие ласковые и заботливые.
Мама в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.
Что же делать? Кушать ведь хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, ещё ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, на отвесном утёсе, чтобы никакие хищники не подобрались.
Птенец срывается с этого склона, брюхом по нему едет, а потом летит в пропасть. И тут папа (тот, который ловил когда-то веточки) стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала - птенцы падают, а Отец их ловит на свою спину (вот зачем самка веточку бросала, выбирая будущего отца для своих будущих детей).
И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои боковые отростки-крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов.

И как только птенец начинает летать сам,родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не носят её ему в клюве...

У страусов, уток, гусей, кур вылупившиеся птен-цы покрыты густым пухом, могут видеть. Как только птенцы обсохнут, они следуют за матерью, которая отводит малышей в уютное безопасное место. Мать выгуливает выводок, охраняет, согревает и учит птенцов, но не кормит. Эти птенцы могут добывать еду само-стоятельно, подражая действиям родителей. Птиц с таким типом развития называют выводковыми (рис. 44.5).

У голубей, дятлов, воробьев, стрижей вылупляют-ся голые или покрытые редким пухом птенцы. Их глаза и ушные отверстия еще некоторое время оста-ются закрытыми. Птенцы не способны поддерживать постоянную температуру тела, не могут передвигать-ся и нуждаются в кормлении. Заботливые родители и кормят, и обогревают, и защищают своих чад. Птенцы очень прожорливы: скворцы приносят корм своим детям до 200 раз в сутки, синицы — свыше 300 раз, а мухоловки — свыше 500. От двух до четырех недель, а у некоторых птиц и дольше, птенцы живут в гнезде, пока не подрастут и покроются перьями. Птиц с таким типом развития на-зывают гнездовыми (рис. 44.6).

Птицы проявляют заботу о потомстве и в других формах. В жаркие солнечные дни родители затеняют птенцов своим телом и крыльями. Они следят за гигиеной своих потомков, выбрасывая помет из гнезда. В случае опасности родители издают сигналы тревоги, чтобы птенцы смолкли и затаились. Защищая своих малышей, родители совершают настоящие подвиги. Они могут ринуться навстречу врагу, упасть на зем-лю и притвориться ранеными. Хромая и волоча за собой крыло, птица отводит подальше от гнезда обманутого хищника, а затем внезапно взлетает. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

  • Каковы отличия между выводковыми и гнездовыми птицами

  • Этапы развития птенцов воробья

  • Бесплатно реферат типы развития птенцов

  • Развитие птенцов выводковое

  • Размножение и развитие птиц реферат

Вопросы по этому материалу:

Дж. Хсйлмен (Jack Р. Hailman)

Под термином «инстинкт» применительно к повелению животных и человека обычно понимают достаточно сложные стереотипные формы активности, которые присущи всем особям данного вида, передаются по наследству и не требуют индивидуальною научения. Однако торможение при управлении автомобилем или удар бейсбольной битой-тоже сложные, стереотипные поведенческие акты, которые можно наблюдать у многих людей, но они, несомненно, не были бы возможны без обучения. Но, может быть, и для выработки стереотипных форм поведения у животных тоже требуется некоторое, не столь явное, научение? Иными словами, не содержат ли инстинкты и приобретенного компонента?

Для проверки этой гипотезы мы избрали в качестве экспериментальной модели один из типичных инстинктов пищевую реакцию птенцов чайки. Мои коллеги и я наблюдали повеление птенцов как в естественных условиях, так и в лаборатории, где мы провели ряд экспериментов с целью выяснить ход развития пищевой реакции. Мы пришли к выводу, что в нормальной выработке этой формы поведения значительную роль играет индивидуальный
опыт. Более того, наши исследования дают серьезные основания полагать, что и в развитии других форм инстинктивного поведения содержится элемент научения.

Смеющиеся чайки выводят птенцов на заболоченных прибрежных островах у восточного побережья Северной Америки. Тихо сидя в укрытии поблизости от гнезда, можно наблюдать за кормлением птенцов (рис. 112). Взрослая птица опускает голову с клювом, направленным вниз, перед семидневным птенцом. Если после предыдущего кормления прошло достаточно времени, птенец совершает сложное координированное движение-клюет клюв взрослой птицы и тянет его вниз. После нескольких таких клевков взрослая птица отрыгивает частично переваренную пищу. Таким образом, клевки птенца, по-видимому, являются формой выпрашивания корма. Потом птенец клюет рыбу, отрывая и заглатывая куски.

Следовательно, клевки - это также и способ поглощения пищи. Когда птенцы в гнезде уже наелись досыта, птица съедает остатки корма. Дальнейшие наблюдения позволили выявить ряд более сложных моментов во взаимодействии птенцов и взрослой птицы. Если обычное опускание клюва перед глазами птенцов не вызывает у них пищевой реакции, птица начинает слегка покачивать клювом из стороны в сторону. Такое движение обычно стимулирует клевки. Отрыгнув пищу в гнездо, птица дожидается, пока птенцы начнут кормиться.

Смеющаяся чайка Larus atricilla

Если этого не происходит, взрослая птица опять опускает клюв, как бы указывая на пищу. После этого птенцы обычно начинают клевать. Если же птенцы и теперь не реагируют на пищу, птица берет ее в клюв и держит перед ними. Как только птенцы начинают клевать корм, птица сразу отпускает его.

В связи с этими внешне простыми реакциями клевания возникает ряд вопросов относительно возможной роли индивидуальною опыта в развитии
пищевого поведения. Как может птенец касаться своим клювом клюва взрослой птицы при выпрашивании корма и отрывать куски от принесенной
пищи, если обе формы клевка в своей основе столь сходны? Почему птенец поворачивает голову в сторону при клевке во время выпрашивания, но не делает этого, когда клюет пищу? Нужна ли птенцу практика, чтобы добиться точности и координированности клевка? Почему голодный птенец клюет, а сытый-нет? Почему клевки птенца не бывают нацелены на красные лапы взрослой птицы или на другие окружающие предметы? Как птенец распознаёт пищу?

В поисках ответов на эти и многие другие вопросы наша группа занималась экспериментальным изучением поведения птенцов чайки с момента их вылупления и до достижения недельного возраста. К седьмому дню жизни формирование пищевых реакций у птенцов практически завершается. Кроме того, ограничивая наше исследование таким коротким периодом, мы могли более четко контролировать отдельные элементы онтогенеза и оценивать их вклад в поведение. Как это часто бывает, наше исследование породило больше вопросов, чем разрешило, однако мы получили много новых сведений.

Рис. 112 . Нормальное пищевое поведение птенца смеющейся чайки включает два различных, но сходных типа клевков. На рисунках изображен птенец в возрасте около трех дней, у которого формирование пищевой реакции в основном завершено. Когда взрослая птица опускает голову (А ), птенец точно нацеленным и хорошо скоординированным клевком хватает клюв родителя (Б ) и тянет его вниз. После этого взрослая птица отрыгивает частично переваренную пищу на дно гнезда (В ). и птенец начинает клевками поедать ее (Г ).

Рис. 11З . Для проверки точности клевков птенцам предъявлялись карточки со схематическим изображением головы взрослой чайки. Клевки отмечены точками. Слева - результат эксперимента, проведенного с только что вылупившимся птенцом, справа - с тем же птенцом через два дня.

Рассмотрим сначала развитие точности клевков. Для изучения этой проблемы мы схематически изобразили голову взрослой птицы на маленьких карточках (рис. 113 ). Карточка, прикрепленная к подвижному стержню, могла перемещаться в горизонтальном направлении перед глазами птенца.

Собранные в гнездах яйца мы инкубировали в темноте, так что птенцы до начала эксперимента не получали никаких зрительных стимулов. После вылупления в первый же день каждому птенцу предъявляли подвижную двумерную модель головы взрослой птицы и позволяли ему клюнуть ее 10-15
раз. Место каждого клевка мы отмечали на модели точкой.

После эксперимента мы. предварительно пометив птенца, возвращали его в гнездо и брали взамен яйцо, из которого были слышны писки, т.е. яйцо с эмбрионом, близким к вылуплению. Меченый птенец, таким образом, воспитывался в естественных условиях приемными родителями. На 1-й, 3-й и 5-й дни после вылупления половину меченых птенцов тестировали вновь. Поведение остальных птенцов исследовали на 2-й, 4-й и 6-й дни. После каждого эксперимента птенцов опять возвращали в гнездо.

Опыты показали, что сразу после вылупления птенцов в среднем только треть их клевков достигает цели. На следующий день точность уже превышает 50%, а через два дня после вылупления достигает величины более 75% и в дальнейшем не меняется. Анализ данных для типичного птенца показывает, что разброс клевков, особенно горизонтальный, значительно уменьшается с возрастом.

Как же происходит столь быстрое повышение точности клевков? Для выяснения этого вопроса мы разработали более сложный эксперимент с использованием двух контрольных групп птенцов, выращенных в естественных условиях. Чтобы птенцы экспериментальных групп не могли приобрести опыта зрительной координации клевания, их содержали в темных брудерах. Птенцов одной из этих групп кормили искусственно. Птенцы второй группы не получали пищи в течение двух дней; они существовали за счет обильных жировых запасов. Для того чтобы выяснить, влияет ли на точность клевков нормальная активность, связанная с вылуплением, птенцов третьей группы извлекали из яиц сразу после появления эмбриональных писков и помещали в инкубатор.

В различные сроки после вылупления птенцам предъявляли модель головы взрослой птицы. Поведение птенцов регистрировалось на кинопленке, анализ которой позволял определять процент точных клевков. Во всех пяти группах точность с возрастом увеличивалась, но только в двух контрольных группах она достигала нормального уровня (свыше 75%). В отличие от зрительной депривации, оказывавшей заметное влияние на точносгь клевания, исключение нормальной активности, связанной с вылуплением, практически не влияло на результаты тестирования.

Наиболее осторожной интерпретацией этих результатов мог бы быть следующий вывод: зрительный опыт необходим для достижения максимальной точности клевания, но некоторое повышение точности происходит и в условиях зрительной депривации. В последнем случае улучшение может быть результатом совершенствования лозных реакций. Здесь тоже возможно влияние индивидуального опыта, так как весьма вероятно, что позные реакции эффективно отрабатываются у птенцов в условиях темного инкубатора.

Как научается птенец выбирать правильное расстояние для точного клевка? Наши наблюдения над только что вылупившимися птенцами позволяют предположить, что здесь действует механизм саморегуляции, основанный на восприятии расстояния. Если неопытный птенец встанет слишком близко к модели, то удар оказывается настолько сильным, что он может отбросить птенца назад на 2-3 см.
И наоборот, когда птенец находится слишком далеко от цели, он не достает до нее при клевке и падает вперед на 4 5 см. Старшие птенцы редко допускают такие серьезные ошибки; можно думать, что с возрастом они методом проб и ошибок научаются выбирать наилучшее расстояние.

Исследователи нередко рассматривали пищевую мотивацию (голод) как результат научения. Наши эксперименты позволяют предполагать, что по
крайней мере в основе голода лежит нечто врожденное. Ряд опытов показал, что у накормленных досыта птенцов, как и следовало ожидать, частота клевков возрастает с увеличением интервала времени после кормления. Однако такая же картина наблюдалась и у птенцов, которым мы ни разу не давали случая испытать чувство голода. Птенцов, вылупившихся в темном инкубаторе, искусственно кормили до насыщения на вторые сутки жизни, а затем тестировали на свету с моделями головы. Через час после кормления средняя частота клевков составляла у них 3,1 в минуту, а через два часа-5,1 (разница статистически достоверна).

Детали движений при клевке во время пищевой реакции мы анализировали с помощью высокоскоростной киносъемки. У птенца в возрасте нескольких дней пищевая реакция, к этому времени уже вполне сформированная, включает четыре основных компонента: 1) открывание и последующее закрывание клюва; 2) движение головы вверх и вперед по направлению к голове взрослой птицы, а затем вниз и назад; 3) поворот головы в сторону
в расчете на то. чтобы захватить клювом клюв взрослой птицы, и обратный поворот головы; 4) легкий толчок ногами вверх и вперед (см. рис. 114 ). Покадровый анализ фильма позволил выявить значительную изменчивость временных отношений между этими компонентами как у каждого отдельного птенца, так и у различных птенцов. С возрастом эта изменчивость несколько уменьшается, что, вероятно, связано с улучшением координации движений (подробно мы это явление не изучали).

Среди интересных деталей, выявленных при анализе кинолент, можно отметить тот факт, что у птенцов, выросших в естественных условиях, поворот головы в сторону наблюдался с возрастом все чаще. Чтобы выяснить, насколько это зависит от зрительного опыта, мы проанализировали
фильмы, заснятые во время тестов на точность клевания во всех пяти группах птенцов. Оказалось, что у птенцов, не имевших опыта клевания, сколько-нибудь заметный поворот головы наблюдался редко. У птенцов, выросших в гнезде, в первые сутки жизни поворотов головы не бывает, но затем эта реакция появляется и быстро совершенствуется.

Мы не знаем, какова конкретная роль индивидуального опыта в таком развитии поведения, но снятые фильмы дают основание для некоторых предположений. Иногда, когда птенец клюет с раскрытым клювом, клюв взрослой птицы, расположенный не строго вертикально, может оказаться между челюстями птенца. Тогда движение головы птенца по инерции вперед поневоле приводит к ее повороту в сторону. Возможно, именно так птенец
научается поворачивать голову, чтобы схватить клюв взрослой птицы.

Один из самых интересных вопросов, связанных с пищевым поведением птенцов,-это вопрос о том, как птенцы узнают своих родителей. Наблюдения
за развитием птенцов в естественных условиях показали, что птенцы иногда клюют не только клюв взрослой птицы, но и иные предметы, в том числе другие части тела родителя. Правда, большинство клевков все же нацелено на клюв, особенно в более позднем возрасте. Это позволяет предположить, что недавно вылупившиеся птенцы представляют себе родителей довольно смутно, но с возрастом, по мере накопления опыта, образ взрослой птицы становится у них все более четким.

Эту проблему мы исследовали с помощью набора различных моделей головы и клюва (рис. 115 ). Изменяя или устраняя отдельные части таких моделей, мы смогли выявить наиболее эффективные стимулы для пищевой реакции. Обычно модель закреплялась на стержне, который мог колебаться в такт с метрономом, так что скорость движения модели была всегда известна. В каждом опыте птенцу в случайном порядке предъявлялись пять моделей и при этом регистрировалось число клевков за определенное время (обычно за 30 секунд).

Наша первая задача состояла в том, чтобы выявить наиболее эффективные стимулы для птенцов, находившихся в темноте в течение суток с момента вылупления до начала эксперимента. В первых трех опытах птенцы одинаково реагировали на все модели, кроме той, у которой не было клюва. Таким образом мы показали, что новорожденные птенцы реагируют в основном на клюв родителей, а не на особенности головы (даже само наличие головы для птенцов этого возраста несущественно).

Рис. 115 . Детали головы, наиболее эффективные как стимулы для пищевой реакции, исследовались в опытах с предъявлением наборов из пяти моделей только что вылупившимся (белые столбики) и более взрослым (черные столбики) птенцам смеющейся чайки. Набор, изображенный в правой колонке, включает модели головы серебристой чайки (третья сверху) и дэлавэрской чайки (четвертая сверху). Изображена также модель с пищей в клюве.

Рис. 116 . Эффективность различных стимулов испытывали с помощью деревянных палочек, по толщине примерно равных клюву взрослой чайки. Подсчитывали среднее число клевков для группы из 25 птенцов за 30 секунд. Предъявляли: вертикальную неподвижную палочку (А); вертикальную палочку, движущуюся вертикально (Б) или горизонтально (В); неподвижную горизонтальную палочку (Г); горизонтальную палочку, движущуюся вертикально (Д) или горизонтально (Е).

В одном из первых трех опытов выяснился неожиданный момент: птенцы смеющейся чайки одинаково реагируют на модели, имитирующие их собственных родителей и взрослых особей серебристой чайки, несмотря на резкое различие между этими видами. У смеющейся чайки черная голова и красный клюв; у серебристой чайки оперение на голове белое, а клюв желтый с небольшим красным пятном на нижней челюсти. Птенцы смеющейся чайки реагировали именно на это пятно, воспроизведенное на модели.

Но если птенцы смеющейся чайки не отличают своих родителей от серебристых чаек, то интересно было бы знать: различают ли этих птиц птенцы серебристой чайки? Чтобы выяснить это, мы провели опыты с нашими моделями в большой колонии серебристых чаек на островах Гран-Манан в бухте Фанди. Оказалось, что птенцы серебристой чайки тоже не различают взрослых птиц обоих видов.

Это навело на мысль, что птенцы реагируют на какие-то элементарные особенности формы и движения, свойственные и красному клюву смеющейся
чайки, и красному пятну на клюве серебристой чайки. Хотя оптимальный стимул для реакции клевания, очевидно, несложен, он, видимо, должен обладать какими-то чертами, отличающими его от прочих окружающих объектов, таких как красные лапы родителей или травинки, поскольку клевки птенцов редко бывают нацелены на посторонние предметы.

Кольцеклювая чайка Larus delawarensis

Мы исследовали этот вопрос с помощью деревянных палочек, окрашенных в красный цвет. Палочку предъявляли птенцу в горизонтальном или вертикальном положении, причем в обоих случаях она либо была неподвижна, либо перемещалась в горизонтальном или вертикальном направлении (рис. 116 ).

Любая вертикальная палочка вызывала клевание с большей частотой, чем любая горизонтальная, а из вертикальных наиболее эффективной оказалась палочка, движущаяся в горизонтальном направлении. Это хорошо согласуется с естественной ситуацией, когда вертикально расположенный клюв взрослой птицы часто движется горизонтально перед глазами птенца.

Дальнейший анализ результатов показал, что вертикально движущийся вертикальный стимул вызывал не больше реакций, чем неподвижный вертикальный. Кроме тою, и горизонтальное, и вертикальное перемещение горизонтального стимула было одинаково действенно и, как эго ни странно, превосходило по эффективности неподвижный горизонтальный стимул. Наиболее осторожная интерпретация этих результатов может состоять в том,
что адекватными стимулами для пищевой реакции птенцов служат лва типа движения: 1) горизонтальное перемещение и 2) движение в направлении, перпендикулярном продольной оси стимула. Это позволяет объяснить, почему неподвижная вертикальная палочка оказывается не менее эффективным стимулом, чем вертикальная палочка, движущаяся вертикально. Дело в том, что в обоих случаях отсутствуют движения указанных типов. Однако в случае горизонтальной палочки вертикальное движение перпендикулярно продольной оси стимула и потому гак же эффективно, как горизонтальное, и реакция здесь при обоих движениях более интенсивна, чем при полной неподвижности стимула.

На следующем этапе мы испытывали вертикальные стимулы различных диаметров и пять скоростей движения. Палочка диаметром около 8 мм была наиболее эффективна вне зависимости от скорости движения. Скоростью, вызывающей наиболее интенсивную реакцию независимо от диаметра палочки, оказалась скорость 12 см/с. Эти результаты показывают, насколько точно реактивность в процессе эволюции подгоняется к параметрам стимулов. Толщина клюва взрослой птицы в вертикальном направлении 10,6 мм. а в горизонтальном-3,1 мм, так что средняя толщина составляет как раз около 8 мм. Кроме того, как показал анализ фильмов, снятых в естественных условиях, средняя скорость движения клюва при кормлении равна около 14,5 см/с.

Проведенный недавно эксперимент добавил еще одну особенность к образу идеального для птенцов стимула. Вертикальная палочка, находящаяся выше уровня глаз птенца, гораздо эффективнее, чем такой же стимул, предъявленный внизу. Кроме того, предпочтение отдается наклонным объектам. Такая избирательность уменьшает вероятность возникновения у птенца реакции на ноги родителей, расположенные, естественно, ниже уровня его глаз.

Теперь мы поняли, по крайней мере в общих чертах, каким образом только что вылупившийся птенец отличает клюв родителей от других внешних объектов. На следующем этапе нам предстояло выяснить, изменяется ли восприятие птенца в первые несколько дней жизни. Мы предъявляли те же три набора по пять моделей в каждом (см. рис. 115 ) семидневным птенцам и нашли, что их поведение замолю отличается от поведения только что вылупившихся птенцов.

Более взрослые птенцы оказались чувствительными даже к незначительным изменениям формы головы и клюва. Кроме того, они четко отличали модели собственных родителей - смеющихся чаек - от моделей серебристых чаек. Чтобы выяснить, развивается ли у птенцов серебристой чайки такое же предпочтение к своим родителям, мы пометили их и испытали примерно на
4-й и 7-й дни гнездовой жизни. Оказалось, что и у них реакция на модели птиц своего вида с возрастом увеличивалась, а на модели смеющихся чаек - уменьшалась.

Связано ли такое изменение в восприятии птенцов с научением, т.е. с опытом общения с родителями? Чтобы узнать это, мы провели серию экспериментов с тремя группами птенцов серебристой чайки, выведенными в инкубаторе. Птенцы первой группы получали небольшое количество пищи, после того как несколько раз клевали модель головы смеющейся чайки; у птенцов второй группы подкрепляли такую же реакцию на модель их собственного вида. Птенцы третьей, контрольной группы получали пищу без предварительного предъявления какой-либо модели. После двух дней такого обучения птенцы в тестах без пищевою подкрепления лучше реагировали на ту модель, с которой они имели дело раньше. Хотя это лишь предварительный эксперимент, полученные результаты позволяют думать, что изменения реакции у птенцов,
выросших в гнезде, могли быть результатом выработки условной связи.

Итак, наши данные указывают на то, что недавно вылупившийся птенец лучше всего реагирует на очень простые стимулы. Хотя экспериментатор может создать модель, в качестве стимула значительно более эффективную, чем настоящая птица, в естественных условиях признаки родителей точнее соответствуют «образу» стимула для пищевой реакции, чем особенности любого другого внешнего объекта. Кроме того, по мере выкармливания птенца родителями их образ в памяти птенца детализируется. Семидневные птенцы клюют только модели, достаточно сходные с взрослыми птицами того же вида.

Американская серебристая чайка Larus argentatus smithsonianus с птенцом

Наши результаты не вполне согласуются с данными этологических наблюдений Н.Тинбергена и А.Пердека, также изучавших поведение серебристой чайки. Они нашли, что перемещение красного пятна с клюва на лоб модели резко снижало ее эффективность как стимула. Так как в этом классическом опыте все основные элементы стимула как будто бы сохранялись, а менялось только их расположение, был сделан вывод, что только что вылупившиеся птенцы серебристой чайки имеют уже сформированный образ родителей.

Мы полагали, что вопрос о том, остаются ли все элементы стимула действительно идентичными, требует дополнительного изучения. В экспериментах Тинбергена и Пердека модель держали в руке, поэтому при ее маятникообразном движении вместе с кистью руки пятно на лбу двигалось медленнее и по более короткой дуге, чем на клюве. Кроме того, птенцу приходилось тянуться вверх, чтобы клюнуть пятно на лбу.

В связи с этим мы решили повторить опыты Тинбергена-Пердека, но добавили еще одну модель. Пятно у этой модели располагалось на лбу, но она закреплялась на стержне таким образом, что пятно оказывалось на таком же расстоянии от оси вращения, как и пятно на клюве у другой модели (рис. 117 ). Кроме того, наша экспериментальная установка была снабжена подвижным полом, высоту которого подбирали так, чтобы красное пятно на модели всегда оказывалось на уровне глаз птенца. Мы назвали нашу третью модель «быстрой», так как пятно у нее на лбу перемещалось быстрее, чем у «медленной» модели Тинбергена и Пердека.

Рис. 118 . Реакция птенцов серебристой чайки на различные модели изменяется с возрастом. Вверху слева-модель головы серебристой чайки, вверху справа-смеющейся чайки. Внизу-две модели головы серебристой чайки; у модели слева пятно расположено нормально (на клюве), у модели справа- на лбу.

Если наша гипотеза о роли скорости движения верна, то «быстрая» модель с пятом на лбу должна быть так же эффективна, как и модель с пятном на клюве.

Результаты оказались совершенно однозначными. Только что вылупившиеся птенцы одинаково охотно клевали и «быструю» модель с пятном на лбу, и обычную модель с пятном на клюве. Затем птенцы были возвращены в гнездо и подвергнуты повторным тестам на 3-й и 7-й дни жизни. Как мы и предполагали, реакция на модель с пятном на клюве постепенно улучшалась по сравнению с обоими вариантами модели с пятном на лбу.

Классическая трактовка экспериментов Тинбергена-Пердека сводилась к тому, что существует некий врожденный механизм, включающийся, как полагали, при восприятии определенных довольно сложных стимулов. Наши эксперименты показали, что пищевое поведение птенцов чайки вначале определяется сравнительно простыми стимулами, но позже в результате научения используются более сложные стимулы. Наши эксперименты указывают, видимо, на то, что необходимо заново исследовать и другие случаи, которые считались примерами действия врожденных «запускающих» механизмов.

Наши результаты подсказывают также новую интерпретацию еще одного представления, широко используемого исследователями поведения, - представления о классическом условном рефлексе. В общеизвестных экспериментах И.П.Павлова до начала или во время действия безусловного стимула, вызывающею биологически адекватную реакцию, животному предъявлялся новый для него условный стимул. После некоторого числа таких сочетаний животное начинало отвечать и на отдельно предъявляемый условный стимул. В классических экспериментах Павлова звук звонка подкреплялся пищей. Через некоторое время в ответ на воздействие одного лишь звонка у животного можно было наблюдать выделение слюны.

Психологов давно интересовало, насколько полезной в обычной жизни животного может быть такая способность устанавливать связь между стимулами различных модальностей. Как в эволюции могла выработаться способность к такой форме научения, которая в естественных условиях, по-видимому, так мало используется? Наши результаты наводят на мысль, которую стоило бы проверить. Вспомним о том, что вначале птенец реагирует на самые простые признаки клюва взрослой птицы (безусловные стимулы), но при этом одновременно воспринимает и множество других деталей головы (условные стимулы). Под влиянием пищевого подкрепления эффективным стимулом для клевания становится вес более детализированный зрительный образ.

Такого рода процесс, который я назвал «обострением восприятия», отличается от классического условного рефлекса, наблюдаемого в лаборатории, тем, что условный и безусловный стимулы здесь физически идентичны. Не исключено, что способность к выработке классических условных рефлексов сформировалась в эволюции главным образом как механизм, лежащий в основе феномена обострения восприятия. В этом случае исследователи классических условных рефлексов, по существу, изучают побочные эффекты этого механизма. Но сейчас эти соображения-не более чем одна из возможных гипотез.

Мы изучали и многие другие аспекты пищевого поведения, которые не можем здесь обсуждать из-за недостатка места. Но об одном вопросе необходимо упомянуть: речь идет о распознавании пиши. Узнают ли только что вылупившиеся птенцы пищу, когда сталкиваются с нею? Чтобы выяснить
это, мы поставили четыре чашечки с кормом в углах небольшого ящика и пронаблюдали, как выведенные в инкубаторе птенцы первый раз в жизни находят пищу. Время, затраченное птенцом на поиски пищи, оказалось образно пропорциональным частоте клевков. Этого и следовало ожидать, если исходить из того, что птенцы разыскивают пищу только методом проб и ошибок.

Если птенцам дать насытиться и пересадить их в другое место, пока они не проголодаются, то в повторном опыте они находят пищу гораздо быстрее. В третьем опыте необходимое время сокращается до минимума. Это нельзя объяснить увеличением частоты клевков, так как во втором и последующих опытах она лишь незначительно выше, чем в первом. Следовательно, птенцы очень быстро научаются распознавать пищу или по крайней мере ее местонахождение.

Если вылупившийся птенец вначале не умеет распознавать пищу, значит ли это, что он вынужден полагаться только на метод проб и ошибок, пока, случайно наткнувшись на корм, он не начнет быстро обучаться поискам? Наблюдения и эксперименты показывают, что есть несколько механизмов, помогающих птенцу ускорить первый поиск нищи.

Вспомним, что если птенец не клюет пищу, то взрослая птица обычно берет её в клюв. Я часто наблюдал, как при первом кормлении птенец продолжает клевать клюв родителя и после того, как отрыгнутая пища падает на дно гнезда. В конце концов взрослая птица подбирает пищу, и птенец натыкается на нее при клевке, нацеленном на клюв родителя. Это наводит на мысль об адаптивном значении малой точности клевков только что вылупившегося птенца, так как промахи повышают вероятность того, что он при этом случайно натолкнется на пищу.

Другой механизм, помогающий птенцу быстрее научиться распознавать пищу, связан с присутствием в гнезде других птенцов. Клевки одного птенца часто бывают нацелены на белый кончик клюва другого. Обычно птенцы вылупляются с интервалом около 12 часов, и к моменту вылупления следующего птенца старший уже получает корм. Если младший пытается во время такой кормежки клевать клюв старшего, то он тоже может наткнуться на пищу. Наблюдения за гнездами подтвердили, что иногда птенцы впервые находят корм именно таким способом.

Процесс распознавания корма мы изучали, используя три группы птенцов серебристой чайки, выведенных в инкубаторе. Птенцы контрольной группы помещались в коробки с пищей поодиночке. Птенцы двух экспериментальных групп размещались попарно, но в одном случае второй птенец тоже никогда не видел пищи, а во втором в качестве пары подбирался птенец, ранее кормившийся в коробке.

Рис. 119 . Только что вылупившиеся птенцы должны были впервые найти пищу в одиночестве и в паре с другим птенцом. Больше всего времени эта задача отнимала
у одиночных птенцов, заметно меньше-у птенцов с неопытным компаньоном и меньше всего в паре с птенцом, уже имевшим опыт нахождения пищи. Результаты
эксперимента показали, что взаимодействие между птенцами помогает им обучаться распознавать пищу.

Оказалось, что птенцы, тестируемые поодиночке, дольше всех не находили пищи. Несколько меньше времени на поиск корма требовалось птенцу, компаньон которого был гак же неопытен, как и он сам. Быстрее всех с задачей справлялся птенец, находившийся в коробке вместе с птенцом, уже умеющим распознавать пищу (рис. 119 ).

Такие различия нельзя объяснить только более активным «исследовательским» клеванием по принципу проб и ошибок в присутствии компаньона, гак как клюв последнего, наоборот, отвлекал тестируемого птенца от таких проб. Присутствие неопытного птенца побуждало другого больше передвигаться в ящике, и это приводило к более быстрому, чем у одиночных птенцов, обнаружению пищи. Влияние обученного птенца этим не ограничивалось, так как все неопытные птенцы в его присутствии впервые находили пищу, целясь в клюв кормящегося компаньона.

Теперь мы можем резюмировать выявленную нами общую картину развития поведения. Птенец чайки вступает в жизнь, обладая недостаточно координированной, неточной реакцией клевания, определяемой такими простыми признаками стимула, как форма и характер движения (мотивацией
служит голод, источниками стимула - родители и другие птенцы в гнезде). Птенец вначале не способен распознавать пищу, но, промахиваясь при клевках, нацеленных на клюв другой особи, он натыкается на корм и быстро научается узнавать его.

Благодаря пищевому подкреплению птенец запоминает облик родителей. В результате практики повышается точность клевков и совершенствуется оценка расстояния до цели. Птенец научается также поворачивать голову при выпрашивании пиши, что ведет к появлению отличия этой реакции от клевков, направленных непосредственно на пищу.

Обнаруженная картина позволяет думать, что и развитие других инстинктов включает элемент научения. Для формирования стереотипной видоспецифической формы поведения важно только, чтобы процесс научения у всех особей данного вида был очень сходным. На описанном примере с чайками ясно видно, что поведение нельзя осмысленно расчленить на врожденные и приобретенные формы, так же как невозможно выделить какую-либо часть поведенческого репертуара, связанную только с научением. Развитие поведения-это мозаика, обусловленная непрерывным взаимодействием организма и среды.

ЛИТЕРАТУРА

Hailman J.P. The ontogeny of an instinct: the pecking response in chicks of the laughing gull (Larus atricilla L.) and related species, Behaviour, suppl. 15, 1967.

Klopfer P.H., Hailman J. P. An Introduction to Animal Behavior; Ethology’s First Century, Prentice-Hall, Inc., 1967.

Lehrman D. S. A critique of the Konrad Lorenz’s theory of instinctive behavior, The quarterly Review of Biology, Vol. 28, No. 4, 337-363, December 1953.

Tinbergen N.. Perdeck A. C. On the stimulus situation releasing the begging response in the newly hatched herring gull chick (Larus argentatns argentatus Pont), Behaviour,
VoL 3, 1-39, 1950.

Птицы, очень способные ученики, однако множество нужных для полноценной жизни знаний и умений они не приобретают, а получают по наследству подобно муравьям и пчёлам.

Врожденных навыков и знаний у пернатых довольно много. С конца мая и в июне уже начинают покидать свои гнезда первые выводки птенцов. В эти дни в пригородных рощах и скверах постоянно встречаются крохотные несмышлёные воробышки, которые с трудом перепархивают по низким кустикам, молоденькие скворцы, дроздята. Первое время после вылета из гнёздышка птенцы этих птиц ещё плохо летают.
Из множества книг, написанных любителями пернатых, можно узнать о том, как взрослые особи учат летать молодняк. Совсем недавно и орнитологи думали, что большинству пернатых требуется какое-то время, чтобы научиться, полноценно владеть своими крыльями. Но есть птицы, к примеру, которые являются исключением. У стрижей маленькие ножки и довольно длинные крылья. Даже взрослые особи не способны взлететь с ровного места. Если бы птенцы стрижей учились летать, то это занятие закончилось бы для них плачевно. Стрижата легко могут обойтись без предварительного обучения. В один из дней они просто вываливаются из гнезда и, прекрасно владея своими крыльями, взмывают в бесконечное небо.

Учёным не давал покоя, пример стрижей. Они приняли решение проверить, не смогут ли и другие пернатые, также хорошо летать без всякого предварительного обучения. Для этой цели они поделили на две партии голубят одного возраста. На одних надели детские носочки, прорезав в них дырочки для лапок и головы. В таком одеянии голубята не только летать, но крылышками двигать не могли. Другую партию оставили на свободе и вот когда вольные голубята прошли полный курс обучения, и достаточно хорошо овладели летными навыками, с первой партии голубят сняли носочки. Оказалось, что птенцы первой группы летали также хорошо как и второй. Правда, чтобы выполнить сложные виражи или противостоять ветру, следуя за взрослыми птицами, надо ещё много тренироваться, но это уже "высший пилотаж".

Птицы достаточно много знаний получают без специального обучения, то есть по наследству. И все же всё предусмотреть природа не сумела. Как, например, узнать птенцу, кто из ближайших соседей враг, а кто друг? Этому нужно учиться. Молодняк многих видов пернатых боится всех живых существ и вообще двигающихся предметов, и только постепенно научаются, кого не нужно бояться. Напротив, молодняк ни перед кем и ни перед чем не испытывают страха. В первые деньки после вылета из своего гнезда родители пристально следят за безопасностью своих галчат. Если вдруг в небе появился ястреб или неподалёку подкрадывается кошка, они издают особенный скрежещущий звук - сигнал тревоги. Одного урока бывает вполне достаточно, чтобы молодые пернатые запомнили на всю жизнь своих врагов.

Высшим животным, чтобы приспособиться к жизни, необходимо приобрести немаленький багаж знаний. В младшем классе они учатся распознавать своих родителей. Вроде бы, такие знания практичнее получать по наследству, чтобы новорождённые появлялись на белый свет уже с образом своей матери в мозгу. Вот только такой путь довольно рискованный. Если вдруг мать получит травму или просто перепачкается, что немного поменяет ее внешний вид, или "охрипнет", только что рожденные птенцы, не узнавшие ее, обрекаются на гибель. Особо важно хорошо запомнить своих родителей птенцам колониальных птиц. Если птенчикам, появившимся в сорочьем гнезде, на первое время достаточно уметь отличить взрослых от , ястребов, галок, грачей, ворон, то птенцу необходимо научиться, безошибочно узнавать собственных родителей среди множества, так похожих друг на друга, других взрослых чаек, проживающих в той же колонии. В старшем классе школы птенцам придется поближе познакомиться со своей стаей и хорошенько запомнить, кто пользуется уважением и влиянием в их сообществе.

Узнать голос родителей среди множества очень схожих голосов или распознать утку-мать из десятков похожих на неё уток очень сложно. Человек вряд ли справился бы с такими задачами. К счастью, природа упростила малышам процесс обучения. Устройство их мозга таково, что они воспринимают многие навыки в те определенные периоды, когда все уроки запоминаются мгновенно.

Гусята, утята, цыплята сразу, как вылупятся, могут активно двигаться. Вполне естественно, для того чтобы не потеряться, птенцам необходимо запомнить, как выглядит их мать. Малыши с рождения умеют передвигаться вслед за любым движущимся предметом. Первый встретившийся им, после вылупления, подвижный предмет, они запоминают, и считают своей родительницей. Примечательно, что это происходит в течение 10 - 15 часов после появления на свет, в дальнейшем способность запоминать безвозвратно утрачивается.

В программу высшего образования пернатых входит несколько вопросов. Одной из основных задач обучения - научить птенцов добывать себе корм. Этот процесс занимает у птиц от нескольких недель, до нескольких месяцев, а некоторым и несколько лет недостаточно.

Обучая птенцов навыкам ловли рыбы, подбрасывают им уже чуть помятых мальков и если малыши их тотчас не хватают, родители дают рыбёшке отплыть, опять ее ловят и снова бросают птенцам, до тех пор пока птенцы не догадаются, что от них хотят.

Важная часть в рационе дарвиновых вьюрков - личинки различных насекомых, обитающих в гнилой древесине. Прислушиваясь к звукам, доносившимся из старого трухлявого сучка, пернатая начинает делать отверстие в коре и вскрывает ход личинки. Потом вьюрок берёт острую палочку или отламывает у кактуса подходящую иголку и, очень ловко орудуя ею, выгоняет личинку наружу или накалывает её.

Птенцы вьюрков с самого раннего возраста любят "играть" различными острыми палочками, с удовольствием шарят ими в щёлках, но выудить добычу, даже если она им и видна, пока не научатся, не пытаются. А обучатся они долго, внимательно следя за родителями. Для начала они обязаны научиться отличать короткие палочки от длинных, острые от тупых, мягкие травинки от твердых. Затем приходит пора учиться изготавливать и пользоваться орудиями охоты. Слишком длинную палочку нужно укоротить, иголку от кактуса обломить. Когда птенец это все освоит, останется овладеть лишь самой техникой успешной охоты.

Ворон, чаек и многих других пернатых влекут просторные поля аэродромов. Однако именно здесь птицы совсем нежеланные гости. В семидесятых годах прошлого столетия ученые научились записывать тревожный сигнал пернатых и, транслируя его посредством репродукторов, прогоняли стаи птиц за пределы аэродромов. К сожалению, такой метод имел лишь кратковременный успех. Постепенно птицы поняли - их обманывают, и научились отличать тревожный сигнал из репродукторов, от реального сигнала опасности. Теперь родители учат своих птенцов не поддаваться на уловки человека. Было бы неплохо помешать работе таких птичьих школ, но вот только как?

-------------
фото © Вадим Зыков