Проблема выбора: обратная сторона изобилия. Игнорируемая экономика изобилия Как спастись от переизбытка

Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению - это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора - это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы - это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Проблемы социального характера

Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме - это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы - справа.

Наименование проблемы

Аргумент

Одни люди слишком богатые - другие бедные.

Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная - это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои.

Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других.

Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре».

Одиночество и его тяжесть.

Хороший пример - «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев - Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого.

Проблемы школьных взаимоотношений

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Нежелание учиться и получать знания

Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования.

Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Роль русского языка в жизни любого человека

Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка.

Столкновение разных взглядов на жизнь

Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого - свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети».

Семейные проблемы

Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.

Наименование проблемы

Аргумент

Сложность взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие.

Роль детства

Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

3.

Семейные отношения. Сиротство.

Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками.

Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудность - это из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе.

Наверное, самый лучший пример для молодого поколения - это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения - это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты - неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья.

Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Не нужно думать, как работать, где взять деньги на пропитание. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина - найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения - проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация - не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

Так случилось с главным героем произведения Михаила Веллера «Хочу быть дворником». У главного героя была проблема выбора профессии. Аргументы в пользу того, кем нужно стать, ему давали родители. Они советовали посмотреть на других, кто с успехом защищает кандидатские, выступает на концертах после консерватории. Но герой не хотел менять свою свободу на просиживание штанов в аудиториях и штудирование книг. Его манила детская мечта стать дворником, к чему он и стремился.

Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Он рисковал потерять свое благополучие. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Проблема Аргументы

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то - ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Человечность, милосердие

Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».

Жестокость

Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.

3.

О мечте и реальности

Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.

4.

Борьба добра и зла

В нас всегда борются две стихии - добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.

5.

Самопожертвование

И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков - любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения - это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь - это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» - это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Проблемы экологии, взаимоотношений с природой

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

Начнем с романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Речь идет о жителях некого Единого государства, которые стали нумерами, и все их существование возможно лишь в рамках Часовой Скрижали. У них нет деревьев и рек, ведь весь мир построен из человеческих зданий и приспособлений. Их окружают идеально ровные пропорции стеклянных домов. А отношения и любовь разрешены в том случае, если есть розовая карточка. Такой мир Замятиным был изображен специально, чтобы показать, что человек превратиться в запрограммированного робота без природы, настоящих чувств и красоты окружающего мира.

Борьба природы и человека происходит в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море». Здесь показана настоящая проблема выбора человека. Аргументы безупречны. Хочешь жить - держись. Это касается как слабого старика, так и сильной акулы, пойманной на крючок. Борьба за жизнь идет насмерть. Кто победит и кто сдастся? Небольшая повесть заставляет глубоко задуматься о смысле и цене жизни.

Проблема патриотизма

Прекрасные аргументы по поводу любви к Родине можно встретить во многих Именно в это тяжелое время по-настоящему проявляется искренность чувств.

Образцом идеологии о ложном и истинном патриотизме можно считать роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». В книгах много сцен, посвященных этому. Стоит вспомнить Наташу Ростову, которая уговаривала мать пожертвовать подводами для раненых под Бородино. В это же время князь Андрей Болконский сам получает смертельное ранение в решающей битве.

Но самая большая любовь к Родине - у простых солдат. Они не произносят громкие речи, не восславляют царя, а просто готовы умереть за свой край, за свою страну. Автор прямо говорит о том, что победить Наполеона в той войне удалось только за счет сплоченности всего русского народа. Французский полководец в других странах сталкивался исключительно с армией, а в России ему противостоял простой люд разных сословий и званий. Под Бородино армия Наполеона потерпела нравственное поражение, а российское войско выиграло благодаря могучей силе духа и патриотизму.

Заключение

Как сдать экзамен на отлично - это главная проблема выбора. Аргументы (ЕГЭ) мы постарались привести такие, которые чаще всего встречаются в темах сочинений. Осталось лишь выбрать необходимое.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ.

ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

ЗАКОН ВОЗРАСТАЮЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ

Издержек.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Наша жизнь состоит из потребностей. Экономика функционирует для того, чтобы удовлетворять потребности общества. Потребность – это нужда в чём-то, требующая своего удовлетворения, это желание потребителя приобрести нужный товар или услугу.

Потребности общества – это потребности составляющих его индивидов и институтов. Они разнообразны, безграничны и неутолимы. Все потребности можно разделить на две большие группы: производственные и непроизводственные.

Непроизводственные потребности – это потребности людей: в питании, жилье, одежде, бытовой технике, автомобиле, книгах, развлечениях

и т.д. Потребности могут быть материальными (осязаемыми, имеющими материально-вещественную форму) и нематериальными. Материальные потребности делятся на первичные , удовлетворяющие жизненно важные запросы человека (пища, жилье, одежда) и вторичные - все остальные потребности (досуг, спорт), предметы роскоши (украшения, яхты, автомобили). Деление это исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

К нематериальным потребностям относятся услуги : духовные, эстетические, бытовые, медицинские, образовательные (например, посещение театра, консультации юриста, получение медицинской помощи и образования, чистка одежды, присмотр за детьми).

Есть вещи или услуги, которые нам нужны индивидуально. Но есть и такие потребности, которые могут быть удовлетворены одновременно для группы лиц, например, обеспечение безопасности граждан, целостности государства. При этом какие-то потребности в одних случаях можно удовлетворять индивидуально, а в других – сообща, например, потребность в образовании, транспорте, туризме. Занятия могут быть индивидуальными либо групповыми, доехать до работы можно на такси, на индивидуальной машине либо общественным транспортом, путешествовать можно самостоятельно либо с группой. Следовательно, форма удовлетворения потребностей может быть: индивидуальной, совместной (групповой) или смешанной.

Как можно удовлетворить потребности? Некоторые вещи мы можем получить свободно и практически в любом количестве, например, воздух, которым мы дышим, ягоды и грибы в лесу, цветы на лугу. Мы называем их бесплатными благами. Но если вы не любите собирать ягоды, а хотите их иметь, вы их покупаете. Эти ягоды кто-то собрал, принёс на рынок, продавал, в результате чего они из бесплатного блага превращаются в экономические.

Большинство вещей, которые мы потребляем, не существуют в природе в том виде, в котором они нам нужны. Их нужно преобразовать, создать. Таким образом, экономическая деятельность превращает ресурсы, или бесплатные блага, в экономические блага. Следовательно, экономические блага – это товары и услуги, которые воплощают в себе человеческий труд и характеризуются с точки зрения их редкости, ценности и стоимости.

Экономические блага можно классифицировать следующим образом:

А. Долговременные (многоразового использования: книги, одежда) и разового потребления (исчезают в процессе потребления: продукты питания).

Б. Взаимозаменяемые (сорта хлеба) и взаимодополняемые (хлеб и масло).

В. Настоящие (потребительские товары) и будущие (капитальные товары).

Экономические потребности - это желания потребителей приобрести и использовать экономические блага.

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение экономических потребностей. Это означает, что должно быть организовано производство соответствующих товаров и услуг. А для организации самого производства нужны здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортная система, сырье, материалы, т.е. разнообразные материальные ресурсы, а также людские ресурсы - работники разных специальностей. Таким образом, возникают потребности производства. Производственные потребности – это потребности предприятий для организации и осуществления процесса производства экономических благ.

Экономические потребности можно представить в виде следующей схемы.

Потребности людей и общества постоянно изменяются и возрастают. В процессе их удовлетворения формируются новые. Это имеет как объективные, так и субъективные причины. Назовём важнейшие из них.

1. Само производство, позволяя удовлетворять часть традиционных потребностей, порождает новые (появление телевизоров, компьютеров, радиотелефонов).

2. Формы организации экономики на базе конкуренции стимулируют производство новых товаров и услуг.

3. Изменение условий существования людей дает импульс для появления и удовлетворения новых потребностей. Например, несколько десятилетий назад иностранный туризм был чужд для советского человека. А сейчас ситуация совершенно иная.

4. Субъективно-психологические факторы. Человеку свойственно к чему- то стремиться, не останавливаться на достигнутом. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке. Так и мы, удовлетворив одни желания, стремимся к исполнению других.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Экономические ресурсы – это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные здания и сельскохозяйственные строения,

оборудование, инструменты, машины, средства связи и транспорта, земля и всевозможные полезные ископаемые, разнообразные виды труда.

Все экономические ресурсы можно разделить на материальные (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Поскольку от экономических ресурсов непосредственно зависит ход производства и его результаты, их в экономической науке называют факторами производства. Каждая страна имеет в своём распоряжении экономические ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд её жителей. Их может быть больше или меньше, но они всегда ограничены. Вследствие этого всегда ограничен и объём производства продуктов. Эта ограниченность ресурсов относительна и означает, что одновременное и полное удовлетворение всех сегодняшних потребностей принципиально невозможно. С развитием

общества она преодолевается, но в каждый данный момент существует.

Рассмотрим отдельно каждую группу факторов производства, или виды ресурсов .

Категория КАПИТАЛ охватывает все произведенные средства производства, т.е. инструменты, машины, компьютеры, станки, оборудование, производственные здания, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Процесс накопления этих средств называется инвестированием. Поэтому эта категория экономических ресурсов называется инвестиционными ресурсами.

Категория «капитал» как фактор производства не включает в себя деньги, т.к. деньги, как таковые, ничего не производят. В рассматриваемом контексте речь идёт о реальном капитале – о средствах производственного назначения, которые в течение длительного времени активно (машины, станки, оборудование) или пассивно (здания, сооружения) участвуют в производственном процессе. Деньги – это финансовый актив.

ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫэто люди, выполняющие многочисленные и разнообразные функции по производству товаров и услуг. Людские ресурсы характеризуют способности, с которыми они родились, и знания, которые они приобрели в учении, сила и ловкость, ум и память.

В этой категории выделяют ТРУД , как таковой, т.е. все виды человеческого труда (умственного и физического) за исключением предпринимательства, и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ СПОСОБНОСТЬ, т.е. особую характеристику человеческого труда, связанную с активностью, творчеством, риском, ответственностью, организаторскими способностями.

Она соединяет ресурсы земли, капитала и труда в единый производственный процесс, является его движущей силой.

Современная экономическая теория, понимая, что производственный процесс невозможен при отсутствии какого-либо экономического ресурса, признаёт равенство всех факторов производства.

В последние десятилетия выделяют еще один экономический ресурс –

информацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

Очевидным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся ресурсов. Иными словами, существуют две экономические аксиомы: 1) потребности общества безграничны и неутолимы ; 2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки . В связи с этим необходимо делать ВЫБОР. Во–1, какие потребности

удовлетворять в первую, вторую, в последнюю очередь, а от каких следует отказаться ради того, что в настоящий момент мы считаем более важным. Во–2, как наиболее эффективно , используя ограниченные ресурсы, добиться

наибольшего результата. Ведь порой из одних и тех же ресурсов можно получить разные товары, удовлетворяющие разные потребности, и в разном количестве.3

Таким образом, перед обществом, предприятием и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными, конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляет предмет экономической науки.

Для человека проблема выбора состоит в том, как, исходя из располагаемого дохода, в максимальной степени удовлетворить свои потребности.

Для предприятия проблема выбора заключается в том, как, исходя из имеющихся ресурсов, произвести необходимую обществу продукцию и получить максимум прибыли.

3 Например, нефть служит сырьём для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате её вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющихся средств и многого другого. Но и это не всё. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов её переработки может быть использована для закупок на мировом рынке продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, а также оборудования для легкой, пищевой промышленности или новой технологии. И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объёма добываемой в стране нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объёме сельскохозяйственной продукции. Но, быть может, выручка от её экспорта позволит нам импортировать продовольствие в объёме, перекрывающем потери от снижения урожая, или закупить нефтебуровое оборудование, чтобы в будущем увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству, другим потребителям.

Для общества проблема выбора заключается в том, ЧТО произвести, КАК, ДЛЯ КОГО и в КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ, рационально используя ограниченные экономические ресурсы. Этот выбор делается, исходя из социально-экономической эффективности. Первый аспект выбора – учёт социальной направленности государственной политики, социальных приоритетов, национальных особенностей, уровня жизни населения. Второй аспект выбора – экономический. Учитывается достигнутый уровень экономического развития страны и основные научно-технические ориентиры на будущее. Проблема рассматривается с точки зрения сопоставления затрат и результатов, просчитывается связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Рост количества продукта, получаемый от данного объёма затрат, означает повышение эффективности.

Общество стремится при этом опираться на полное использование имеющихся ресурсов, тем самым получить полный объём производства. Иными словами, экономика должна обеспечить занятие для всех, кто хочет и способен трудиться, и именно там, где они способны принести наибольший вклад. Должны максимально и целесообразно использоваться все пригодные для производства земли и капитальное оборудование.

Для графической иллюстрации процесса выбора используется кривая производственных возможностей.

На вертикальной оси отмечено производство средств производства

(роботов), на горизонтальной оси – производство предметов потребления

(телевизоров).

Кривая производственных возможностей показывает взаимозависимость производства двух продуктов. Увеличение выпуска одного товара может происходить за счёт сокращения выпуска другого. Каждая точка на ней представляет некий максимальный объём производства двух продуктов. При этом принимаются два допущения: экономические ресурсы используются полностью, но они неизменны в количественном и качественном отношении. Продвижение по прямой означает различные количественные сочетания в производстве роботов и телевизоров. Крайние точки кривой, находящиеся на пересечении с осями, означают, что все экономические ресурсы используются либо в производстве роботов (т.А), либо в производстве телевизоров (т.Е). Вне этой кривой происходит либо недопроизводство (слева от кривой – т.М), либо производство в таком объёме (справа от оси – т.К) оказывается неосуществимым при исходных допущениях - данном количестве и качестве ресурсов и данной технологии производства. Таким образом, эта кривая фактически изображает некую границу.

Каковы социально-экономические последствия выбора альтернативных решений. Решения «А», «В», «С» - экономические ресурсы направляются в основном на выпуск средств производства. Решение «Е» - на выпуск предметов потребления. Последние непосредственно удовлетворяют наши потребности. Увеличивая их производство, общество увеличивает удовлетворение своих текущих потребностей. Но при этом сокращает затраты на производство средств производства, которые позволяют выпускать предметы потребления. Подобное переключение ресурсов со временем нанесёт удар самому обществу: произойдет технический застой, а запас средств производства либо останется на прежнем уровне, либо сократится. В результате снизится потенциал будущего производства. Решения «А», «В», «С» означают снижение жизненного уровня сегодня, но создаёт большие возможности для совершенствования научно-технического потенциала. Тем самым, создаётся задел для эффективного производства и роста уровня жизни в будущем. Продвигаясь от альтернативы «А» к «Е», общество фактически делает выбор в пользу политики «больше сейчас» за счёт политики «намного больше потом». Двигаясь в противоположном направлении от «Е» к «А», общество выбирает политику ограничения текущего потребления, наращивая экономический потенциал для будущего.

Выбор соотношения в производстве двух продуктов по существу означает, что рост производства одного продукта происходит за счёт сокращения другого, т.е. ради увеличения одного продукта общество жертвует другим. Экономисты эту жертву рассматривают как вменённые издержки. Иными словами, издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать, называют альтернативными

издержками, или издержками упущенных возможностей, издержками выбора. В нашем случае количество роботов, от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу телевизоров, и есть вменённые издержки, или просто издержки производства дополнительного телевизора. Тогда кривая производственных возможностей выступает как кривая изменяющихся издержек на производство того или иного продукта.

В процессе движения от альтернативы «А» к альтернативе «Е» количество роботов, которыми приходится жертвовать для получения каждой дополнительной единицы телевизоров, возрастает. Таким образом, каждая дополнительная единица продукта стоит всё дороже, т.е. мы имеем дело с законом возрастающих вмененных издержек. На графике эта связь обусловливает выпуклую от начала координат форму кривой, наклон которой становится круче по мере движения к дополнительным единицам выпуска нужной продукции.

Каков экономический смысл закона вменённых возрастающих

издержек? Он вытекает из простого умозаключения, что экономические ресурсы, используемые в производстве одного продукта, непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. Когда мы пытаемся увеличить выпуск телевизоров, мы вначале имеем возможность выбрать такие ресурсы, производительность которых в этом производстве выше по сравнению с их производительностью в изготовлении роботов. Но по мере дальнейшего увеличения производства телевизоров те ресурсы, которые наиболее производительны в этом процессе, становятся всё более редкими. Чтобы получить больше телевизоров требуется уже использовать и те ресурсы, производительность которых здесь ниже, чем в производстве роботов. Таким образом, приходится использовать ресурсы всё менее и менее приспособленные для такого рода производства. Очевидно, что все больше их будет требоваться для производства дополнительной единицы нужной продукции.

В нашем анализе мы сделали некоторые допущения для того, чтобы выявить закон, т.е. существенные связи между производством двух взаимосвязанных продуктов. В реальной жизни, во-первых, не всегда экономические ресурсы используются полностью и целесообразно. Поэтому возможно недопроизводство продуктов. Во-вторых, научно-техническая мысль не стоит на месте, а развивается, обеспечивая научно-технический прогресс в организации производства, в совершенствовании технологии, в качестве сырья и материалов, в повышении уровня образования и подготовки работников. Это приводит к расширению масштабов производства. Первый фактор вызывает смещение кривой производственных возможностей влево, а второй – вправо.

Кривая производственных возможностей (КПВ) в разных условиях хозяйствования.

1 – КПВ в условиях полного использования экономических ресурсов.

2 – КПВ в условиях недогрузки производственных мощностей.

3 – КПВ в условиях научно-

технического прогресса.

Мы много говорим о том, почему натуральные продукты, прошедшие минимальную обработку, являются более полезными и о том, почему стоит выбирать такие продукты для поддержания своего тела в более привлекательной и здоровой форме. Но у многих возникает вопрос: “Если меня устраивает то, как я выгляжу - зачем мне выбирать полезную еду?” .

Но выбор человека напрямую влияет не только на его организм , но и на его окружение , семью, друзей, коллег и на уровень их осознанности, и даже на экосистему , путем поддержки той или иной отрасли пищевой промышленности. Еда - это не только топливо, но и наслаждение, культура, привычки, связь с внешним миром.

Если говорить о своей семье , то если раньше наши родители выбирали продукты для того чтобы максимально разнообразить наш рацион и хоть чем-то нас иногда “побаловать”, то теперь мы живем в эпоху изобилия, и подход к выбору продуктов тоже важно изменить. Очень часто наши спонтанные покупки в магазине основываются на психологической потребности “купить то, чего хотят наши глаза” .

Иногда мы не руководствуемся нашими потребностями, а руководствуемся изобилием. Мы покупаем продукт, потому что “можно”, потому что есть, потому что возникло перед глазами, а не потому что он нам действительно нужен. Проблема в том, что после совершения таких покупок (вследствии нашего воспитания), мы чувствуем себя обязанными все это съесть.

Эта традиция передавалась из поколения в поколение и теперь мы - первое поколение, живущее без дефицита продуктов в нашей стране, не можем представить себе, что еду можно выбросить, раз уж она оказалась в нашем доме, в нашем холодильнике, на нашей тарелке. Еды много, мы можем позволить себе ее купить и не можем позволить себе ее не доесть. Здоровые привычки - это залог здорового выбора в нашей семье, а затем и в семьях наших детей.

Глобальный подход:

Делая свой выбор мы поддерживаем определенного производителя , будь то мега-корпорация или бабушка, продающая редиску у супермаркета. К сожалению, у “бабушки” намного меньше возможностей конкурировать с концернами по производству продуктов питания, поэтому нередко можно услышать о проблеме затухания всего фермерского хозяйства по всему миру. Но задумываясь об этой проблеме, можно изменить выбор, который опять пройдется по всей той же, вышеупомянутой цепочке: натуральный продукт - здоровье нашей семьи - вклад в экосистему.

Почему же компаний, производящих обработанные продукты, становится только больше? Потому что еда будет нужна всегда, и это не только необходимая часть современного пищевого рынка, но и просто выгодный бизнес.

В некоторых частях света голод - все еще одна из актуальных проблем. И, в свое время, одной из таких же проблем была порча продуктов. Они не достигали места назначения, так как портились при транспортировке и длительном складировании из-за короткого срока хранения. А ведь продукты с длительным сроком хранения - невероятно важный элемент пищевого рынка. Именно благодаря таким технологиям еда на земле перестала быть дефицитом повсеместно. Но в какой-то момент компании производителей стали использовать технологии консервирования не для того, чтобы сохранить свежесть продуктов, например, на период транспортировки, а для того, чтобы продукт как можно большее время мог простоять на полке в супермаркете.

Чем более обработан продукт питания, тем длительней у него срок годности. Для продления срока хранения продукта он подвергается обработке, которая приводит к частичному разрушению изначальной пищевой ценности продуктов. В него добавляют консерванты и пищевые добавки, и такой продукт может храниться очень долгое время (Processed food), в то время как натуральный продукт или блюдо собственного приготовления (Homemade food) быстро испортятся.

Впоследствии, энергетическая ценность продукта может быть исскуственно восстановлена за счет пищевых добавок, таких как сахар, красители, выделенные жиры, сухой белок, кальций и другие микроэлементы. Такой продукт преподносится с выгодной для покупателя стороны и становится привлекательным товаром.


через 10 недель


Производители подстраиваются под рынок и под требования потребителя, но они в какой-то мере и управляют его мнением. В эпоху создания микроволновок, многие корпорации бросились производить обеды на скорую руку. Три минуты и мясо с макаронами и подливкой готово на вашем столе. Но что это за мясо и что это за подлива, которые месяцами могут лежать и не портиться?
Самыми популярными направлениями в развитии производства продуктов с добавками с коммерческой целью оказались детское и спортивное питание.

Вам нужно быстро накормить ребенка? - Пожалуйста, творожки, йогурты, детские завтраки, печенье, каши быстрого приготовления, батончики, смуззи, все, что позволит родителю быстро и “с пользой” накормить ребенка.

Вы озабочены здоровым питанием? - Пожалуйста, коктейли, спортивные батончики, хлопья, хлебцы для похудения, обезжиренные продукты, продукты на сахарозаменителях - все это даст ощущение ведения вкусного и здорового образа жизни.

У человека, который заходит в супермаркет создается иллюзия богатого пищевого выбора : обработанными продуктами заполнены все супермаркеты мира, при том что для полноценного и разнообразного рациона нам необходимо намного меньше.

Например, включая в свой ежедневный рацион кукурузные хлопья или глазированные сырки, сладкие йогурты и печенье каждый день, мы вроде как насыщаем организм, но при этом пищевая ценность описанных продуктов невелика. В составе преобладают насыщенные жиры, пищевые красители, вкусовые добавки, сахар, ароматизаторы и консерванты. Довольно подробно этот вопрос освещается в статье о пищевых добавках, которая находится на учебном сайте.

В Америке и в Европе есть регламент, регулирующий какие утверждения можно, а какие нельзя публиковать на упаковках. В России регламентирована реклама биологических добавок, а также продуктов детского питания, но ежегодно на то, чтобы найти новый подход к покупателю тратятся миллиарды долларов. Производители находят способы написать “здоровое”, “экопродукт” “без ГМО” делают детские упаковки яркими и привлекательными, по сути делают все чтобы привлечь внимание маленького покупателя.


Зачем вам нужна эта информация? Нет не для того, чтобы вы возненавидили корпорации и пошли пикетировать на улице с табличками. Наша жизнь действительно диктует определенный ритм и насыщена куда более важными для нас вещами. Иногда дейчтвительно нам необходимо быстро накормить детей и себя не обращая внимания на состав покупаемого. Но чем осведомленнее вы будете, чем больше информации и понимания истинных потребностей вашего организма, тем осознанней будет ваш выбор. А в ваших руках именно это - возможность выбирать!


Где начинается выбор? Поход в магазин за продуктами.


Наверняка, после возвращения из супермаркета с огромными пакетами продуктов, у вас не раз было складывалось ощущение, что из купленного толком нечего есть. Смотрим на пакеты полные “еды”, на которые потрачены немаленькие деньги с внутренним чувством, что половина этих продуктов была куплена импульсивно и мы, на самом деле, есть ее не будем. И не смотря на “полные кульки” забыты именно самые необходимые и теперь надо бежать в ближайший магазинчик и докупать молоко или макароны. Знакомо? :)

Есть несколько простых правил которые помогут сделать более здоровый выбор.

Составьте список продуктов. Этот нехитрый прием использовали наши родители для того, чтобы не потратить в магазине лишние деньги, а купить все только самое необходимое. Сейчас можно сделать то же самое, помочь себе сделать осознанный выбор уделив этому 5 минут свободного времени. И самое приятное - не придется повторно бежать в магазин за теми продуктами, которые забыли купить.

Приходите в магазин сытыми . Если, в выходной день утром, вы едете на большой шоппинг - не поленитесь хорошо позавтракать - сварить себе рис, гречу или цельнозерновую пасту, добавить овощи или растительное масло - тогда, в магазине, ваш мозг не будут смущать ни цветовое разнообразие продуктов, ни их запахи. Вы сможете трезво оценить то, насколько этот продукт необходим в вашем рационе на грядущую неделю. Особенно если вы вооружены списком.

Если вы идете в магазин вечером с работы и хотите поесть дома - сделайте акцент на пище, ко торую не нужно долго готовить, но при этом которая вас насытит. Купите помимо всего прочего цельнозерновой хлеб, моцареллу, и коробочку помидоров черри - тогда по приходу домой вас б удет ждать полноценный здоровый ужин, а не пачка картофельных чипсов.

Если вы идете в продуктовый магазин с детьми. Это неизбежно множество просьб “купи-купи”, а также определенная суета на которые стоит рассчитывать заранее, чтобы не нервничать по поводу дополнительной траты времени. Вспомните правило №1 - покормите детей перед выездом в магазин. Часто дети просят что-то купить именно потому что голодны и хотят это купить ровно по тем же причинам что и мы - воспринимая обонянием и зрительно.

Просто вкусы на информацию у взрослых и детей разные.

Попробуйте присмотреться к центральным рядам супермаркета - часто именно на них располагается основная часть обработанной пищи, так как через них проходит бОльший поток посетителей. Ребенок, сидящий в тележке, обязательно заострит свое внимание на пестрых коробках, шуршащих пакетиках и бутылках с цветными напитками. Привлеките его к процессу - дайте ему помочь сложить в корзину какие-то коробки. Купите ему что-то, что он выберет самостоятельно и расскажите об этом продукте.

Пройдитесь по периметру магазина - именно там вы найдете то, что вам нужно - отдел молочной продукции, мясной - рыбный отдел, хлебный и отдел круп, овощи и фрукты. Если во время вашего “путешествия” по магазину у вас получится заинтересовать ребенка тем, что вы покупаете, почему вы это покупаете, рассказать о пользе каких-то продуктов, этот поход в магазин уже не будет напрасным для вашего семейного времяпрепровождения. А если вам удастся заехать с детьми на настоящий рынок - тут вам все карты в руки и истории о том, откуда и как берутся овощи, фрукты. Ведь все же наше с вами поколение пока с большим уважением относится к свежим овощам в холодильнике в отличие, например, от людей нашего возраста в США. Давайте этим пользоваться и эту отличную традицию передавать своим детям.

Читайте состав продуктов на этикетках. лучшие продукты - на которых нет этикетки” - говорит один из ведущих специалистов в области семейного питания Стэнфорского Университета. А ведь так и есть. Максимально полезные продукты для нас те - которые представлены нам в науральном, первозданном своем виде. Но если мы знаем какой состав бывает у продуктов, что нам полезно, а что нет, что необходимо нам, а что откровенно вредит - мы вооружены. Поэтому в первую очередь обогащайте свои знания о продуктах питания. И тогда продукт, состав которого нам понятен, это то, что нам нужно. Нам полезно знать, что консервированную фасоль лучше выбирать ту, в составе которой нет сахара, а тунца лучше взять в собственном соку, а не в непонятном масле. Более подробно о том, на что надо обращать внимание читая этикеки уже очень скоро можно будет прочитать в статье “Как читать этикетки на продуктах” на сайте для учеников #SEKTA

В целом эти нехитрые правила помогут вам более основательно подойти к своему выбору. Ведь именно с похода за продуктами в магазин или на рынок начинается наш процесс осознанного пищевого поведения в нашей семье .

В широком смысле, «длинный хвост» - это изобилие. Изобильное торговое пространство, изобильная дистрибуция, изобильный выбор. Даже неудобно, что одно из определений экономики, данное в Википедии, гласит:

Экономика, Сущ . Социальная дисциплина, посвященная вопросам выбора в условиях дефицита.

Есть и другие определения («распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных желаний» и т. д.), но во всех присутствует один элемент: концентрация на дефиците, особенно на распределении ограниченных ресурсов. В эпоху изобилия - от закона Мура (наблюдение, что цена/производительность компьютеров удваивается каждые 18 месяцев) до его эквивалентов в области хранения данных и пропускной способности сетей - это становится проблемой.

Сложно переоценить важность для экономики того факта, что все не может быть бесплатным: эта наука основана на балансе и на том, как его достичь. Адам Смит, например, создал современную экономику, рассматривая баланс времени - или удобства - и денег. Он говорил о том, что человек может жить рядом с городом и платить высокую арендную плату или жить далеко и платить меньше, «выражая платой разницу в удобстве». С этого самого момента вся экономика посвящена тому, как разделить ограниченный пирог.

Все так и есть. Неоклассическая экономика явным образом не занимается изобилием. Она не отрицает, что, когда вы зажигаете огонь, то кислород для вас бесплатен. Она просто не учитывает этого в своих уравнениях. Данная область передана другим дисциплинам, таким как химия.

Однако мы вступаем в эпоху фактически неограниченного торгового пространства. Два «дефицитных» аспекта традиционной экономики - издержки на производство и дистрибуцию - в «длинном хвосте» цифровых товаров, где биты могут копироваться и передаваться практически бесплатно, приближаются к нулю. Может ли экономика что-нибудь сказать об этом?

Ясно, что изобилие (также известное как «множество») вокруг нас. Закон Мура - классический пример. Когда Карвер Мид (Carver Mead), пионер в области исследования полупроводников и профессор Калифорнийского технологического института, в 1970 году призвал своих учеников «тратить транзисторы», он понимал, что транзисторов становится много, и скоро они будут практически бесплатны.

Сдвиг мышления от наиболее эффективного использования ограниченных вычислительных ресурсов до «растраты» процессорного времени, например, отображения на экране окон и значков, привел к «Макинтошу» и революции персональных компьютеров. Не стоит забывать и совсем скандальное расточительство - суперкомпьютер для развлечений! - Xbox 360.

Примерно такие же законы изобилия действуют в области хранения данных, пропускной способности и во всех остальных цифровых технологиях. За пределами технологии «зеленая революция» привела к изобилию в сельском хозяйстве (теперь, чтобы защитить цены, мы платим фермерам, чтобы они ничего не сажали). Что стоит за подъемом Китая и Индии, если не изобилие рабочей силы, которое, в некотором роде, позволяет им «тратить» людей?

Даже количество идей может считаться изобильным, потому что они могут распространяться безгранично благодаря своей «неконкурентной» природе. Томас Джефферсон, отец американской патентной системы, сказал: «Тот, кто берет мою идею, получает знания, не уменьшая моих, как и тот, кто зажигает свою свечу от моей, не лишает меня огня».

Более десяти лет назад Джордж Гилдер (George Gilder), пропагандист изобилия, сказал:

В течение всей человеческой истории люди считали, что экономика - это наука о балансе и компромиссах, что победит дефицит, а не изобилие. Пастор Мальтус известен своей идеей о том, что население возрастает в геометрической прогрессии, а сельскохозяйственное производство - в арифметической. Мальтузианство считает, что недостаток еды остановит рост. Карл Маркс рассматривал экономику как классовую борьбу за ограниченные «средства производства».

Концентрация экономистов на дефиците берет свое начало в том, что дефицит можно измерить. Дефицит ограничивает экономические модели и дает возможность получить рассчитываемый результат. Изобилие нельзя подсчитать, у него нет очевидной границы. Хотя изобилие есть везде, как воздух или вода, оно невидимо, выносится за скобки. Тем не менее именно изобилие - движущая сила любого экономического роста и изменений.

Как это совместить с неоклассической экономикой? Гилдер предлагает приветствовать траты:

В каждой индустриальной революции один из ключевых компонентов производства резко дешевеет. По сравнению с прежней ценой, необходимой для достижения того же результата, новый фактор практически бесплатен. Физическая сила стала почти бесплатной по сравнению с расходами, необходимыми на использование мускульной силы животных и людей. Внезапно стало возможным делать то, что раньше было невозможно. Например, фабрика может работать круглые сутки, выпуская продукцию способом, непредставимым в доиндустриальную эру. Это на самом деле значит, что в некотором роде физическая сила стала почти бесплатной. Вся экономика должна была перестроиться, чтобы ей воспользоваться. Чтобы победить в военное или мирное время, нужно было «тратить» энергию паровой машины.

Так можно увидеть экономический контекст. Если изобилие ресурсов - всего лишь один из факторов системы, все еще ограниченной дефицитом, то это не ставит экономическую ортодоксию под вопрос. Эти факторы похожи на кривые обучения и уменьшенные издержки на транзакции: факторы, увеличивающие эффективность производства, которые уменьшают стоимость и повышают продуктивность труда, но не опровергают законы экономики.

Действительно, несмотря на все влияние, изобилие «длинного хвоста» окружено ограничениями. Хотя количество СМИ почти бесконечно, объем внимания и количество часов в сутках ограничено. Свободные средства ограничены. На определенном уровне размер пирога все еще ограничен. Предложите миллион телевизионных программ, и человек, возможно, не станет смотреть больше, но лишь те программы, которые ему действительно подходят.

Наконец, следует отметить, что экономика, несмотря на свое очарование, не может ответить на все вопросы. Многие явления принадлежат другим дисциплинам, от психологии до физики, или вообще не имеют научного объяснения. Изобилие, как и рост, - это сила, ежедневно изменяющая мир, независимо от нашей способности описать сам процесс.

Здесь собраны проблемы из текстов для подготовки к ЕГЭ, которые встречаются абитуриентам наиболее часто. К каждой из них подобраны литературные аргументы, доступные для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский . В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость. Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной. Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
  3. Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Выбор в любви

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Наверное, каждый человек когда-нибудь сталкивался с проблемой любовного выбора. «Анна Каренина» — самый знаменитый роман о любви, где главной героине тоже предстоит выбирать. И решение повлияло на всю дальнейшую судьбу Анны. Она попала на пересечение двух огней. С одной стороны была семья – горячо любимый сын, но нелюбимый муж, а с другой – невероятно глубокие, страстные чувства к графу Вронскому. Героиня предпочла пылкую любовь вместо тихого и мирного существования в кругу семьи. Она теряет власть, уважение в обществе, закрывает глаза на все, потому что понимает, что не сможет прожить жизнь с холодным и расчетливым человеком. Но Толстой показывает, что даже выбор искренней любви может стать роковым. Анна попадает под гнет высшего общества, теряет все, что было ей дорого, и решает уйти из жизни, чтобы боль, наконец, перестала ежедневно терзать её.
  2. Л.Н Толстой «Война и мир» — Наташа Ростова. Наталья Ростова — одна из тех героинь русской литературы, которые сталкивались с проблемой выбора на протяжении всей жизни. Но, наверное, самый главный выбор все-таки касался любви. Она, по своей детской наивности, решилась на отношения с Анатолием Курагиным, даже не подозревая о том, что он может обмануть её. Холодной любви Болконского оказалось недостаточно для того, чтобы растопить её сердце, и она совершает большую ошибку, когда готовиться сбежать с Курагиным. Возможно, если бы не это предательство, их любовь с князем Болконским продолжалась бы ещё очень долго. Но Толстой тем самым хотел показать, сколь ошибочными бывают мимолетные решения, и как сильно мы, порой, можем о них жалеть.
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна. Конечно, в «энциклопедии русской жизни» должна быть затронута любовная тема. Главная героиня Татьяна сталкивается с любовным выбором, который был связан с её будущим и прошлым. Горячо полюбив Евгения Онегина, будучи ещё совсем юной, она не могла подумать о том, что этот красивый и умный мужчина может отказать ей в этом чувстве. Но именно так и происходит, и это разбивает девушке сердце. Проходит много лет, и Татьяна расцветает, становится более зрелой и умной. Брак с генералом привнес много нового в её жизнь, изменения пошли на пользу. Когда Евгений встречает её и теперь уже сам предлагает свою любовь, она отказывается. Татьяна понимает, что променять свою нынешнюю спокойную жизнь на, может быть, секундное счастье с Онегиным, было бы глупостью. В данном выборе она руководствуется лишь холодным рассудком, потому как её чувства угасли к тому времени и не позволили поступать опрометчиво.
  4. Нравственный выбор

    1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
    2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда ». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.
    3. Выбор жизненного пути

      1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
      2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
      3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.