Последование часов. Молитвы вечернего богослужения перед вознесением текст в православной церкви 9 час читать на русском

Все о религии и вере - "молитва девятого часа" с подробным описанием и фотографиями.

Приидите, поклонимся (трижды, и поклоны три )

Коль возлюблена села Твоя, Господи сил, желает и скончевается душа моя во дворы Господня. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положи птенцы своя. Олтари Твоя, Господи Боже сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в век века восхвалят Тя. Блажен муж ему же есть заступление его от Тебе. Восхождения в сердцы своем положи, во юдоли плачевне, в месте идеже положи. Ибо благословение даст закон даяи. Пойдут от силы в силу, явится Бог богом в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши Боже Ияковль. Защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селех грешничих. Яко милость и истину любит Господь. Бог благодать и славу даст. Господь не лишит блага, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяи на Тя.

Благоволил еси Господи, землю Твою, возвратил еси плен Ияковль Оставил еси беззакония людем Твоим, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратил еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасении наших, и возврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны, или простреши гнев свой от рода в род. Боже, Ты обращ живиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог; яко речет мир на люди Своя и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его, спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли восия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

Приклони Господи, ухо Твое и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь, спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты Господи, благ, и долготерпелив, и многомилостив всем призывающим Тя. Внуши Господи, молитву мою, и воньми гласу моления моего. В день печали моея возвах к Тебе, яко услыша мя. Несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим. Вси языцы елико сотвори приидут, и поклонятся пред Тобою Господи, и прославят имя Твое. Яко велии еси Ты, и творяи чудеса, Ты еси Бог един. Настави мя Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое, боятися имене Твоего. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век. Яко милость Твоя велия на мне, и избави душу мою от ада преисподняго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты Господи Боже мой, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен. Призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя и постыдятся; яко Ты Господи, поможе ми, и утешил мя еси.

Слава, и ныне. Аллилуия (трижды) . Господи помилуй (трижды) . Тропарь по уставу.

Аще ли же пост, глаголем сий тропарь, глас 8: Иже в девятыи час, нас ради плотию смерть вкусивыи, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, спаси нас.

Да приближится молитва моя пред Тя Господи, по словеси Твоему вразуми мя.

Да внидет прошение мое пред Тя Господи, по словеси Твоему избави мя.

Слава, и ныне. Иже нас ради рождеися от Девы, и распятие претерпев Благии, испровергии смертию смерть, и воскресение явль яко Бог, не презри их же созда рукою Своею, яви человеколюбие Свое Милостиве, приими рождьшую Тя Богородицу, молящуся заны, и спаси, Спасе наш, люди согрешьшия.

Аще ли пост, бывает чтение. Таже: Не предаждь нас до конца, имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленнаго от Тебе, и за Исаака раба Твоего, и Израиля святаго Твоего. Таже, Трисвятое. И по Отче наш, кондак дню, или святому.

Аще ли же пост, глаголем тропари сия, глас 8: Видя разбойник Начальника жизни на Кресте висяща, и глаголаше: аще небы Бог был воплощься, Иже с нами распныися, небы солнце лучи свои потаило, ниже земля трепещущи тряслася, но Иже за вся терпяи, помяни мя Спасе, егда приидеши во царствии Си.

Слава. Посреди двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низходящу во ад тяготою хуления, другому же легчащуся от грех к разуму богословия. Христе Боже, слава Тебе.

И ныне. Агньца и пастыря и Спаса миру, на Кресте зрящи рождьшая Тя, глаголаше слезящии: мир убо радуется, приемля Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже мой.

Таже, Господи помилуй (40). Иже на всяко время. Господи помилуй (трижды) . Слава, и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. За молитв святых отец наших. Аминь. И сотворяем три великия поклоны, со обычною молитвою: Господи и Владыко животу моему. И прочих метаний (12). Посем молитва. Владыко Боже, Отче Вседержителю.

Аще ли великий пост, и мы по поклонех молитвы: Владыко Боже, Отче. не глаголем, но поем на оба лика: Во царствии Си.

Аще ли кроме поста, глаголем молитву сию: Владыко, Господи Исусе Христе, Боже наш, долготерпеливе о наших согрешениих, даже и до нынешняго часа приведыи нас, воньже на животворящем древе вися, благоразумному разбойнику, Иже в рай путь сотворил еси вход, и смертию смерть разрушил еси, очисти нас грешных, и недостойных раб Твоих. Согрешихом бо и беззаконновахом, и несмы достойни возвести очию нашею, и возрети на высоту небесную, зане же оставихом путь правды Твоея, и ходихом в волях сердец наших, но молим Твою благость: пощади нас Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши. Изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам прегрешения наша, и умертви плотьское наше мудрование, да ветхаго отложивше человека, и в новаго облецемся, и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодателю, и тако Твоим повелением последующе, в вечныи покой достигнем, идеже есть всем веселящимся жилище. Ты бо еси воистину истинное веселие, и радость любящим Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Ти Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Ти Духом, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Молитва девятого часа

Приглашаем в храм

«Приглашаем в старообрядческий храм » - первая попытка среди старообрядческих сайтов рассказать о духовных основах древлеправославия. Раздел содержит статьи о вере, храме, богослужении, молитве и традициях старообрядцев.

Мы приглашаем авторов и рецензентов принять посильное участие в наполнении и уточнении этого важного направления просветительской работы. Все пожелания, уточнения и материалы присылайте на адрес редакции:

Внимание! Для издателей, редакторов, владельцев интернет-ресурсов и других частных авторов: любое использование материалов раздела «Приглашаем в старообрядческий храм» допускается только с согласия редакции.

Проектирование и разработка

В древности у евреев и римлян сутки делились на 4 стражи: первая начиналась с утра - по прежнему исчислению в первом часу ; вторая начиналась в 9 утра , по прежнему исчислению в третьем часу, и так далее. Каждая стража в христианской Церкви освящалась молитвой , так появились часы 1, 3, 6, 9 . Слово «час » - это неточный перевод слова «стража ». Каждый час имеет свое особое духовное знаменование. Первый час посвящен воспоминанию суда над Господом у первосвященников и Пилата, который происходил ранним утром. В то же время первый час есть начало дня , и служба первого часа содержит благодарение Господу за протекшую ночь и просьбу услышать молитву.

Славянское чтение. Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой.

В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Славянское чтение. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. но обнови нас молящихтися.

Русское пояснение. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе.

Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов », то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи.

Славянское чтение. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас.

Русское пояснение. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно (совершенный) в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас.

Девятый час воспоминает смерть Господа.

Славянское чтение. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас.

Русское пояснение. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас.

Общий порядок всех часов : читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче».

Возглас священника и заключительная молитва.

Первый час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Глаголы моя внуши, Господи» (псалом 5), «Господи прибежище бысть нам» (псалом 89) и «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (псалом 100). Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». «Христе свете истинный», и отпуст.

Третий час. Начало третьего часа обычное: «Благословен Бог наш». Аминь. «Царю небесныи»; Трисвятое; «Отче наш»; «Приидите поклонимся»; три псалма: «Услыши, Господи, правду мою» (псалом 16); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (псалом 24) и «Помилуй мя, Боже» (псалом 50); Слава и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная»; стих: «Господь Бог благословен»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи помилуй», 40 раз, и т. д. Заключительная молитва: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Шестой час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Боже, во имя Твое, спаси мя» (псалом 53); «Внуши, Боже, молитву мою» (псалом 54) и «Живыи в помощи Вышняго» (псалом 90); Слава, и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Яко не имамы»; стих: «Скоро да предварят»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи помилуй», 40 раз, и прочее. Заключительная молитва: «Боже и Господи силам».

Девятый час . «Приидите поклонимся»; три псалма: «Коль возлюбленна села Твоя» (псалом 83); «Благоволил еси, Господи, землю Твою» (псалом 84) и «Приклони, Господи, ухо Твое» (псалом 85); Слава, и ныне; Аллилуиа, 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь (как на 1-м часе); и ныне: Богородичен: «Иже нас ради рождеися»; стих: «Не предаждь нас до конца»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак (как на 1-м часе); «Господи» помилуй», 40 раз, и прочее. Заключительная молитва: «Владыко Господи, Исусе Христе, Боже наш».

Статьи

Спецпроекты

«Русская вера»

Девятый час

Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: “Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил”, за которым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: “Отче, в руце Твои предаю дух Мой” (23,46), с которым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, “Учительное известие” (при Служебнике) увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9-й час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34-й гл. VIII кн. Постановлений Апостольских (II-III вв.). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим (+348), а тропари и молитва, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат св. Василию Великому (329-379).

Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Например, в Типиконе относительно девятого часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь “С высоты снишел еси”, а не “Запечатану гробу”.

Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3-й и 6-й часы, а затем следует 9-й час, после которого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Сретения или храмовой праздник.

Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1 и 9 гл. Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, исследование 14-го ноября и понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Порядок девятого часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: “Благословен Бог наш”. Чтец: “Аминь”. “Слава Тебе. Боже ваш, слава тебе”, “Царю Небесный”. Трисвятое по “Отче наш. “. Священник, стоящий на солее, произносит возглас: “Яко Твое есть царство. “. После возгласа “Яко Твое есть Царство. ” священник южными дверями уходит в алтарь. Чтец: “Аминь”, “Господи, помилуй” (12 раз), “Слава и ныне”, “Приидите поклонимся” (трижды) и затем читаем три псалма девятого часа:

1. “Коль возлюблена селения Твоя, Господи”(Пс. 83);

2. “Благословил еси, Господи, землю Твою” (Пс. 84);

3. “Приклони, Господи, ухо Твое” (Пс. 85). После псалмов: “Слава и ныне”. Аллилуиа (трижды), “Господи, помилуй” (трижды), “Слава” – тропарь святому из Минеи, “И ныне” – Богородичен часа: “Иже нас ради рождейся от Девы. “, Трисвятое по “Отче наш. ” После возгласа священника: “Яко Твое есть Царство. ” чтец читает кондак святому из Месячной Минеи. “Господи, помилуй” (40 раз), “Иже на всякое время. “, “Господи, помилуй” (трижды), “Слава и ныне”. “Честнейшую Херувим..”, “Именем Господним благослови, отче”. Священник: “Боже, ущедри ны. “. Чтец молитву часа: “Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш. “

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил, наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девятого часа: “Иже в девятой час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас”. В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как-то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Порядок совершения 9 часа

Б.1. В.1. ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ

В состав церковного богослужения входят:

В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, т.к. течение времени, по учению Свящ. Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения РПЦ входят:

9 час по Церковному счислению соответствует 3-му часу пополудни. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, т.к. именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?", за к-рым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) последовал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой" (23, 46), с к-рым Господь предал дух Свой.

Следовательно, начиная с первого момента богослужения, "Учительное известие" (при Служебнике) увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой.

Заповедь совершать молитву в 9 час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе 8 книги Постановлений Апостольских (2-3 вв.). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим (348), а тропари и молитвы, ныне читаемые на 9 часе, принадлежат свт. Василию Великому (329-379).

Т.к. 9 час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу".

9 час обычно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник.

9 час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1-й и 9-й главах Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста).

Порядок совершения 9 часа

Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: "Благословен Бог наш".

Чтец: "Аминь". "Слава Тебе, Боже наш, слава тебе", "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…".

Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство…", после чего южными дверями уходит в алтарь.

Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся"(трижды). Затем читаются 3 псалма 9 часа:

1. "Коль возлюблена селения Твоя, Господи" (Пс. 83);

2. "Благословил еси, Господи, землю Твою" (Пс. 84);

3. "Приклони, Господи, ухо Твое" (Пс. 85).

После псалмов: "Слава и ныне…", Аллилуиа (трижды), "Господи, помилуй" (трижды), "Слава" – тропарь святому из Минеи, "И ныне" – Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы…", Трисвятое по "Отче наш…".

После возгласа свящ-ка: "Яко Твое есть Царство…" чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… "Господи, помилуй" (40 раз), "Иже на всякое время…", "Господи, помилуй" (трижды), "Слава и ныне". "Честнейшую Херувим…", "Именем Господним благослови, отче".

В завершение чтец произносит молитву часа: "Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш…".

В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа.

Итак, в последовании 9 часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре 9 часа: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас".

В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.

Служба 1 часа есть 1-я служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени.

Часы бывают 2х типов: с псалмами (3хпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные).

Тип трехпсалмных часов разделяется на 3 подтипа:

3) великие (под сочельники).

Междочасия же, хотя и представляют собою типы часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в число суточных служб не входят. В древности они входили в круг древних часов.

Молитвословия 1 часа находятся в Следованной Псалтири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе.

В конце утрени, после пения: "Утверди Боже…" свящ-к задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: "Приидите, поклонимся…" и положенные псалмы 1 часа.

Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда 1 час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.

1 час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с "Приидите, поклонимся" (трижды).

Затем следует характерное для часов трехпсалмие; в 1 часе оно состоит из 3х псалмов:

· 5 пс. "Глаголы мои внуши, Господи…",

· 89 пс. "Господи, прибежище был еси нам…"

За трехпсалмием следует "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды), опять "Слава" и тропарь празднику или святому, затем "И ныне" – Богородичен: "Что тя наречем…".

Затем "Трисвятое", "Отче наш…" и кондак праздника или святого. "Господи, помилуй" (40 раз), после чего следует общая молитва повечерия, полунощницы и Часов "Иже на всякое время…" За этой молитвой следует троекратное: "Господи, помилуй. Слава, и ныне", потом: "Честнейшую херувим…" "Именем Господним благослови, отче".

Свящ-к, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв светильничных и утренних), говорит: "Боже, ущедри…".

Свящ-к же продолжает молитву, в к-рой прославляет Христа: "Христе, Свете истинный…".

Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном "Взбранной Воеводе…".

За этой торжественно-благодарственной и победной песнью свящ-к произносит: "Слава Тебе, Христе Боже…"

Свящ-к говорит отпуст 1 часа.

Пение "Взбранной Воеводе" в сущности не относится непосредственно к 1 часу (в Уставе его нет), а явл-ся кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования 1-го Часа.

В практике имеет место традиция, в силу к-рой в великие праздники вместо "Взбранной Воеводе…" поется кондак праздника. (Напр, 7 января вместо "Взбранной Воеводе" поется "Дева днесь", и т.п.).

Если совершалась вседневная утреня, то на 1 часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на 1 часе произносится малый отпуст.

При совершении 1 часа вспоминается, как сказано в Служебнике, "како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в притвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть" (Известие учительное в Служебнике).

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на 1 Часе определенные псалмы, в к-рых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения, в 5 пс. раскрываются свойства врагов, к-рыми Спаситель был оклеветан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, т.е. небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100).

1 час стоит в начале суточных служб уже в древнейших греч. памятниках 8 в, т.е. почти со времени возникновения суточного богослужебного круга. Источники службы 1 часа восходят ко временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит свт. Василий Великий и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы 1 часа. Есть сведения о службе 1 часа, восходящие ко времени жизни прп. Саввы Освященного. О соединении 1 часа с утреней упоминает Никон Черногорец (11 в). На Западе 1 час становится известным с 6 в. в уставах святого Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е.Диаковский, 1 час непосредственно примыкает к утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов. Отсюда становится ясно, что 1 Час органически связан с утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубоко историческое основание.

Что касается песни "Взбранной Воеводе…", то этот текст, как утверждают нек-рые литургисты, принадлежит, по всей вероятности, Георгию Писиде (7 в), ибо им начинается известный акафист Божией Матери, принадлежность к-рого авторству Георгия Писиды не подлежит сомнению. Исторические обстоятельства, побудившие Георгия Писиду написать эту песнь и акафист, полагают, были события войны 626 года, когда Византийская империя победоносно отразила от стен столицы соединенные силы азиатских народов, среди к-рых были и "Тавроскифы" – русские славяне.

К. Никольский придерживается другого мнения. Он говорит, что "Взбранной Воеводе…" составлена греками в то время, когда они избавились от нападения Киевских князей – Аскольда и Дира (866 г), разбитых на своих судах бурею у Константинополя при погружении в море ризы Божией Матери. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца – вечер, вторая – полночь, третья – петлоглашение, четвертая – утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами – царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста.

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпyст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня – это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники – Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение». Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней – 68 бдений – «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51). Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней – в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе.

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров – в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого – в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы – диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое. Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

Тогда воины, взяв Иисуса, повели Его на распятие. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Место, где распяли Господа нашего Иисуса Христа, именовалось Голгофа - место черепов. Это было место казни всех преступников, ибо Он во всех отношениях «со беззаконными вменися».

«Был час третий» по иудейскому исчислению - около девяти утра по нашему, когда они пригвоздили Его ко Кресту. Евангелие от Марка - более, чем другие Евангелия, обращает внимание на время Распятия: третий час - возведение на Крест, шестой - полдень - тьма по всей земле, и девятый - третий по полудни - смерть. Последование этих часов совпадает со временем молитв, установленных в Иерусалимском храме, которое было воспринято христианами (Деян. 2, 46; 3, 1). Мы помним эти молитвы Великого поста: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех», «иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый». Что касается третьего часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый» - дар Духа Святого новому человечеству берет начало в начале Крестных Страданий Господа.

Пригвоздив Его ко Кресту, они продолжали подвергать Его поношениям и бесчестию. Мы помним, как этому предшествовал лошадиный гогот издевающихся над Господом слуг. Еще раньше был суд иудеев, отравленных ядом ненависти, согласие Пилата, изо всех сил старающегося уклониться от ответственности. В действиях воинов была жестокость, и не было злобы. Для них Христос был очередным преступником, приговоренным к распятию, и они разыгрывали шутовской балаган по поводу Его царственности и божественности, но в этом не было злобы, а только грубые шутки. Это было началом большего глумления.

В мире, лежащем во зле и во лжи, христианин всегда может оказаться предметом насмешек. Но то, чему подвергся Господь, не идет ни в какое сравнение с тем, что может случиться с нами. Далее будет злословие кивающих головами первосвященников, и последнее искушение - сотворить чудо, которое даст Ему возможность избежать смерти и понравиться всем. Упразднить соблазн Креста. Но Господь являет совершенную верность замыслу Божию о спасении людей.

Был обычай давать приговоренным к смерти вино. Исполненные сострадания к умирающим, благочестивые женщины Иерусалима подходили к каждому распятию и давали преступникам напиток, утишающий страшную боль и немного затуманивающий сознание. Они смешивали вино со смирной, которая была горькой. Вкусив ее, Господь не восхотел пить. Он принял горечь ее, но не облегчение от нее. Господь вкушает смерть со всей ее предельной горечью и сохраняет ясность сознания до конца. Распявшие Его воины по обыкновению бросали жребий об одеждах казненного, кому что взять, - как плату за свой труд.

Совершилось! Теперь обнаженный от всего Христос соответствует официальному определению того, что Он Собой представляет, - осмеянный Царь, престол Которого - Крест, орудие казни преступников, и спутники Которого - два разбойника, справа и слева. Но среди страданий и поношений Христос на самом деле являет Свою царственность, и Крест Его - поистине Божественный Престол. Эта царственность открывается в Его смерти. Сила спасения исходит от Его немощи, вольно принятой до конца. До конца Он остается свободным, и Господином всего происходящего. Те, кто глумится над Ним: «Спасись Сам», просто не понимают, что Мессия пришел не для Того, чтобы спасти Себя.

Тьма, наступившая посреди полудня, являет власть тьмы. В течение шести часов смерть, как «псы многие», ожесточенно нападает на Господа. Он же не произносит ни слова после ответа Пилату: «Ты говоришь» (Мк. 15, 2). Теперь из уст Его исторгается только громкий вопль к небу: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Эта молитва - начало 21 псалма, который заканчивается упованием, что Бог никогда не оставит Своих верных. В этом Его крике - тайна, в которую мы не можем проникнуть. Христос взял на Себя всю нашу жизнь, все, кроме греха. Грех отделяет от Бога. Он утверждает между нами и Богом непреодолимую бездну. И теперь безгрешный Господь совершенно отождествляет Себя с нашей обезбоженностью. В этот страшный час Он узнает, что значит быть отделенным от Бога. Вот почему мы не должны страшиться приходить к Нему, когда грех отделяет нас от Бога.

«Возгласив громко, Он испустил дух», и завеса, разделяющая две главных части Иерусалимского святилища - Святое и Святое Святых - раздирается надвое. Это знамение, что ветхозаветное служение упразднено. Точно так же небо разверзлось, когда Господь крестился во Иордане (Мк. 1, 10). Служение Христово совершилось между двумя этими разрывами. Первый выражает вхождение небесного мира во все видимое творение. Второй - отходную песнь Ветхому Завету. Ныне путь к Богу открыт для всех людей. Оба разрыва сокровенны. Во Иордане только Предтеча видел разводящиеся небеса, и то, что совершается в Иерусалимском храме, сокрыто от взоров толпы.

Но то, что видимо всеми, - реакция народа. Безымянный зритель пытается облегчить страдание Умирающего, предложив Христу несколько капель уксуса, но он не осмеливается выразить перед другими свои чувства, и даже подхватывает злой каламбур: «Посмотрим, придет ли Илия снять Его». Один свидетель резко выделяется из других - сотник, произносящий во всем Евангелии от Марка самое торжественное исповедание веры: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Он был во многих сражениях и видел, как умирают люди. Но он никогда не видел, чтобы человек так умирал. Во время земной жизни Своим словом и чудесами Христос привлекал к Себе многих людей, но только Крест говорит прямо человеческим сердцам. Неизвестно, как сотник узрел в этом приговоренном к смерти рабе более чем обычного человека. В его устах слова «Сын Божий» означают только Божественное посланничество, но для христианина они говорят о большем. В них - самое высокое именование Христа, и оно произнесено в час смерти Господа. Откровение о Христе, Сыне Божием, составляющее всю вторую половину Евангелия от Марка, завершается Крестными Страданиями. Язычник сотник исповедует эту веру, не боясь последствий, которые для него это исповедание может повлечь. Он занимает место учеников, оставивших своего Господа и благоразумно смешавшихся с толпой.

И здесь же, в конце этого Евангелия, мы узнаем, что Господа сопровождали во время Его служения в Галилее женщины. Они следовали за Ним и служили Ему. Евангелие называет их имена, что подчеркивает их исключительное значение как «свидетелей». У этих женщин, пришедших в Иерусалим, было, в отличие от апостолов, мужество следовать за Христом до Креста. Они так любили Его, что не могли оставить Его. Только любовь может преодолевать все искушения рассудка, так что никакие испытания не могут сокрушить ее. По этой причине им было дано связать три события - Крестную смерть Христа, Его положение во гроб и, наконец, узнавание в утро Пасхи, что Он живой, - Его воскресение из мертвых.

Приидите, поклонимся (трижды, и поклоны три )

Псалом 83

Коль возлюблена села Твоя, Господи сил, желает и скончевается душа моя во дворы Господня. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положи птенцы своя. Олтари Твоя, Господи Боже сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в век века восхвалят Тя. Блажен муж ему же есть заступление его от Тебе. Восхождения в сердцы своем положи, во юдоли плачевне, в месте идеже положи. Ибо благословение даст закон даяи. Пойдут от силы в силу, явится Бог богом в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши Боже Ияковль. Защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селех грешничих. Яко милость и истину любит Господь. Бог благодать и славу даст. Господь не лишит блага, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяи на Тя.

Псалом 84

Благоволил еси Господи, землю Твою, возвратил еси плен Ияковль Оставил еси беззакония людем Твоим, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратил еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасении наших, и возврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны, или простреши гнев свой от рода в род. Боже, Ты обращ живиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог; яко речет мир на люди Своя и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его, спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли восия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

Псалом 85

Приклони Господи, ухо Твое и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь, спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты Господи, благ, и долготерпелив, и многомилостив всем призывающим Тя. Внуши Господи, молитву мою, и воньми гласу моления моего. В день печали моея возвах к Тебе, яко услыша мя. Несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим. Вси языцы елико сотвори приидут, и поклонятся пред Тобою Господи, и прославят имя Твое. Яко велии еси Ты, и творяи чудеса, Ты еси Бог един. Настави мя Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое, боятися имене Твоего. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век. Яко милость Твоя велия на мне, и избави душу мою от ада преисподняго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты Господи Боже мой, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен. Призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя и постыдятся; яко Ты Господи, поможе ми, и утешил мя еси.

Слава, и ныне. Аллилуия (трижды) . Господи помилуй (трижды) . Тропарь по уставу.

Аще ли же пост, глаголем сий тропарь, глас 8: Иже в девятыи час, нас ради плотию смерть вкусивыи, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, спаси нас.

Стих 1:

Да приближится молитва моя пред Тя Господи, по словеси Твоему вразуми мя.

Стих 2:

Да внидет прошение мое пред Тя Господи, по словеси Твоему избави мя.

Слава, и ныне. Иже нас ради рождеися от Девы, и распятие претерпев Благии, испровергии смертию смерть, и воскресение явль яко Бог, не презри их же созда рукою Своею, яви человеколюбие Свое Милостиве, приими рождьшую Тя Богородицу, молящуся заны, и спаси, Спасе наш, люди согрешьшия.

Аще ли пост, бывает чтение. Таже: Не предаждь нас до конца, имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленнаго от Тебе, и за Исаака раба Твоего, и Израиля святаго Твоего. Таже, Трисвятое. И по Отче наш, кондак дню, или святому.

Аще ли же пост, глаголем тропари сия, глас 8: Видя разбойник Начальника жизни на Кресте висяща, и глаголаше: аще небы Бог был воплощься, Иже с нами распныися, небы солнце лучи свои потаило, ниже земля трепещущи тряслася, но Иже за вся терпяи, помяни мя Спасе, егда приидеши во царствии Си.

Слава. Посреди двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низходящу во ад тяготою хуления, другому же легчащуся от грех к разуму богословия. Христе Боже, слава Тебе.

И ныне. Агньца и пастыря и Спаса миру, на Кресте зрящи рождьшая Тя, глаголаше слезящии: мир убо радуется, приемля Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже мой.

Таже, Господи помилуй (40). Иже на всяко время... Господи помилуй (трижды) . Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. За молитв святых отец наших... Аминь. И сотворяем три великия поклоны, со обычною молитвою: Господи и Владыко животу моему... И прочих метаний (12). Посем молитва. Владыко Боже, Отче Вседержителю...

Аще ли великий пост, и мы по поклонех молитвы: Владыко Боже, Отче... не глаголем, но поем на оба лика: Во царствии Си...

Аще ли кроме поста, глаголем молитву сию: Владыко, Господи Исусе Христе, Боже наш, долготерпеливе о наших согрешениих, даже и до нынешняго часа приведыи нас, воньже на животворящем древе вися, благоразумному разбойнику, Иже в рай путь сотворил еси вход, и смертию смерть разрушил еси, очисти нас грешных, и недостойных раб Твоих. Согрешихом бо и беззаконновахом, и несмы достойни возвести очию нашею, и возрети на высоту небесную, зане же оставихом путь правды Твоея, и ходихом в волях сердец наших, но молим Твою благость: пощади нас Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши. Изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам прегрешения наша, и умертви плотьское наше мудрование, да ветхаго отложивше человека, и в новаго облецемся, и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодателю, и тако Твоим повелением последующе, в вечныи покой достигнем, идеже есть всем веселящимся жилище. Ты бо еси воистину истинное веселие, и радость любящим Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Ти Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Ти Духом, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко