Оформить проект по русскому языку. Проект "русский язык в современном мире"

Русский язык в современном мире

Выполнила работу: Гриденко Анастасия

студентка группы К(11)

Руководитель: Потапова М. А.


Цель и задачи

Выявить истинную значимость русского языка в современном мире.

  • Проследить, обозначить причины изменений, происходящих в современном языке.
  • Выяснить актуальные проблемы для современной молодёжи.

Введение

Основная часть:

  • Русский язык в международном и межнациональном общении.
  • Факторы, влияющие на изменения и развитие в русском языке

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

Язык - форма существования национальной культуры, проявление самого духа нации. На русском языке написаны величайшие произведения литературы. Русский язык - это язык Российского государства, всех важнейших документов, определяющих жизнь общества; язык является также средством массовой коммуникации - газет, радио, телевидения. Иными словами, жизнь общества невозможна без национального языка.


« Если фундамент разрушить – здание не устоит. Сегодня об этом почему-то стали забывать. Будущее русского языка - будущее страны в целом». ( И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 198 2.)


  • Он применяется в разных сферах международного общения, выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, средства кодирования и хранения общечеловеческих знаний (60-70% всей мировой информации публикуется на англ. и рус. языках). Русский язык - необходимая принадлежность мировых систем коммуникации (радиопередач, авиа- и космической связи и т. Д.). Английский, русский и другие мировые, языки характеризуются не только спецификой общественных функций; они так же выполняют просветительскую функцию - на них обучается молодёжь развивающихся стран.

Русский язык выполняет три функции:

1) национального русского языка;

2) одного из языков межнационального общения народов России;

3) одного из важнейших мировых языков.

Кроме основных функций, которые присущи каждому языку, русский язык имеет еще одно очень важное назначение – он является объединяющим звеном многих народов и наций.


Русский язык является международным языком общения между славянскими странами: Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией, Грузией.

По общему количеству говорящих на нем людей русский язык занимает 6 место в мире.

Более 200 миллионов человек считает его родным языком, а число владеющим им достигает 360 миллионов. В более чем 10 стран русский язык имеет статус официального, среди них – Россия, Беларусь, Абхазия, Таджикистан, Казахстан.



  • При рассмотрении процесса становления языка межнационального общения приоритет обычно отдаётся социальным факторам. Однако только социальные факторы, какими бы благоприятными они ни были, не способны выдвинуть тот или иной язык в качестве межнационального, если в нём отсутствуют необходимые собственно языковые средства.


«… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

А.И. Герцен


Развитие современного русского языка

  • Язык меняется вместе с обществом и происходящими в нем процессами.

Компьютеризация, влияние СМИ, заимствование иностранных слов – положительно ли влияют на состояние русского языка?


Заимствование иностранных слов – один из способов модификации языка.

Англицизм - слова заимствованные из английского языка.

Своё проникновение в речь русского человека англицизмы начали в конце XVIII (18) начале XIX (19) века. Исторический бум притока англицизмов русский язык пережил в начале 90-х годов.

  • Иноязычные слова в лексике современного русского литературного языка хотя и представляют довольно многочисленный пласт лексики, но, тем не менее, не превышают 10% всего его словарного состава.


  • исторические контакты народов;
  • необходимость номинации новых предметов и понятий;
  • новаторство нации в какой-либо отдельной сфере деятельности;
  • языковой снобизм;
  • мода.

На сегодняшний день, современный русский язык насчитывает более 1000 англицизмов.

Примеры англицизмов в современном русском языке:

  • Тинейджер - подросток
  • Пирсинг - укол, прокол
  • Мейнстрим - основное направление
  • Креативный - творческий, изобретательный
  • Голкипер - вратарь
  • Масс медиа - средства массовой информации
  • Миллениум - тысячелетие
  • Уикэнд - выходные
  • Хоррор - фильм ужасов
  • Хенд-мейд - ручная работа
  • Лузер - неудачник


  • Заимствование слов из других языков может привести как к улучшению нашей культуры речи, так и к её ухудшению. Положительное влияние заимствованных слов состоит в том, что помимо наших исконно русских слов мы можем использовать иностранные, часто более выразительные термины. Многие из иноязычных слов украшают нашу речь, делая её более экспрессивной и интересной. Однако не стоит забывать, что обилие таких слов в русском языке может привести к пагубным последствиям: русский язык может «утонуть» в огромном количестве иностранных слов и потерять свои корни и свою сущность.

  • В настоящий момент русский язык переживает своеобразный кризис: он насыщен ненормативной лексикой, американизмами и многочисленными жаргонами.
  • Очень часто встречаются случаи, когда искаженный язык весьма активно пропагандируется средствами массовой информации, а также высокопоставленными чиновниками, которые допускают в своей речи множество ошибок, не придавая этому абсолютно никакого значения, хотя роль языка в жизни общества огромна и воздействие он имеет очень сильное.
  • Неграмотностью также отличается современная русская музыка популярного жанра, на которую ориентируются незрелые подрастающие поколения. Со временем, бессмысленный набор слов, присущий многим песням, станет элементом общения молодежи.
  • Поэтому от нас зависит будущее русского языка. Продолжит ли он быть одним из самых могущественных и насыщенных языков мира или пополнит ряды исчезающих.

Факторы, влияющие на изменения и развитие в русском языке. 1. Жаргонизмы

Жаргонизм - это условное разговорное слово и выражение, употребляемое в отдельных социальных группах.

Пример - компьютерный жаргон (сленг):

джобает - работает

глючит - перестало работать

дрова - драйвера

Винда - операционная система

форточка - оболочка Windows

прога - компьютерная программа

клава - клавиатура

сервак - сервер

хакнуть - взломать


Формирование жаргонной лексики

Слова и сочетания основываются на базе имеющихся в среде их появления диалектных различий и морфем языка.

Способы их образования: придание иного значения, метафоризация, переосмысление, переоформление, звуковое усечение, активное усвоение лексики иностранных языков.


2.Влияние SMS-общения на грамотность речи

В 2007 году человечество отметило круглую дату – 15-летие с тех пор, как в сети была отправлена первая со дня сотворения мира смс. Специально к юбилею лингвисты провели исследование среди любителей общения посредством коротких тестовых сообщений. И пришли к неутешительному выводу. Оказалось, многие подростки - любители смс - начинают забывать родной язык! Привыкнув коверкать слова, они забывают о грамотности не только в обыденной речи, но и при выполнении учебных работ.



Знаки препинания в предложениях и неспособность многих молодых людей поставить их в нужное место в предложении. Понятно, что при написании смс многие и не вспоминают, что такое точка, запятая, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. Часто это служит причиной неправильной трактовки смс-ки получателем.

Но вот что печально: грамотный человек, конечно может пренебречь правилами пунктуации в смс-сообщении, но он никогда не забудет о правилах языка в обычной жизни, а безграмотный никогда не почувствует разницу между так называемым смс-письмом и ведением письменной документации в обычной жизни.



Заключение

Исходя из всех решённых задач, можно утвердить, что роль русского языка немало важна в современном мире. Русский язык - наше национальное достояние и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством - хранить и приумножать.


  • Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sntbul.bmstu.ru/
  • Мельникова А. И. Изучение англизмов в курсе «Современный русский язык».- .,1999
  • Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия, Астрель, 2005
  • Интернет ресурсы

Темы ПРОЕКТОВ:

  • Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?/
  • Литературные места нашего города
  • Что читают в нашем классе?
  • Какие существуют литературные премии сегодня
  • Литературные сообщества в Интернете
  • Книга вчера, сегодня, завтра
  • Завтрашний день книги
  • Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
  • Место русского языка среди других предметов в нашей школе
  • Языковой портрет ученика нашей гимназии
  • Искусственные языки
  • Как интернет влияет на язык?
  • Невербальные средства общения
  • Как влияют социальные сети на язык?
  • Особенности языка СМС сообщений
  • Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
  • Говорящие фамилии в произведениях писателей
  • Имена, фамилии, отчества в разных языках мира

Проектная деятельность по русскому языку (темы проектов)

(по учебнику Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской Русский язык. «Мнемозина». Москва. 2012)

Проект 1

Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

Проект 2

Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

Проект 3

Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

Проект 4

Вам нужно подготовить для учеников 3-го класса занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите для третьеклассников интересные задания. При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

Проект 5

Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти во Всемирной паутине.

Проект 6

Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный - не имеет значения.

Проект 7

Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

Проект 8

Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный а»Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

Проект 9

Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие. Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

Проект 10

Сочините лингвистическую сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.


Второстепенные члены предложения
Глагол в русском языке в теме о кулинарии

Грамотным быть - модно!
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Достойные внимания знаки препинания.
Зазываем на глагол
Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность
Заимствованные слова в русском языке
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников
Имена собственные учащихся 5 классов
Имя числительное как часть речи
Интересные способы словообразования
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Лингвистическая сказка о деепричастии
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»

Мини-сборник пословиц "О Родине".
Мини-сборник пословиц "О семье".
Мини-сборник пословиц "О дружбе".
Монограммы в современном русском языке
Напиши мне письмо...
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Омонимы в русском языке
Орфоэпия
Основы телекоммуникационного этикета.
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Пословица недаром молвится.
Познавательная игра по Лексике
Портрет одного слова «Конь»
Предложения с обращением
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.
Путешествие в страну "Синтаксис"

Темы проектов по русскому языку 6 класс

Каждая тема проекта по русскому языку для 6 класса заставляет школьника задуматься и проявить творческие способности, во время выполнения исследовательской работы научиться выполнять поиск необходимой информации, анализировать ее, проводить сопоставления.

«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
32 или 33? (о букве Ё)
Азбука родного края
Возникновение славянской письменности на Руси.
Глагол - самая живая часть речи
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
Заимствованная лексика лексика в наименовании цветов
Изучение грамотности школьников в пределах одного класса
Имена прилагательные в названиях местностей
Имена прилагательные в названиях произведений
Имена прилагательные в названиях растений
Имя существительное
Искусственные языки
История происхождения русской фамилии.
История нашей письменности
Как интернет влияет на язык?
Как влияют социальные сети на язык?
Как учили грамоте на Руси.
Красна речь фразеологизмами
Люди и рукописи.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Мир школьных прозвищ
Молодёжные жаргонизмы & сленги.
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса...).
Наши друзья – словари.

Немецкие заимствования в русском языке.
Образование слов с помощью приставок
Образование слов способом сложения
Особенности языка СМС сообщений
Особенности языка современных СМИ (на примере местной газеты, новостного сайта в интернете)
От старой азбуки до современного алфавита
Откуда берутся наречия?
Паспорт слова
Паспорт слова «голова»
По букве и духу
Порядковые числительные
Портрет слова "солдат"

Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и образованные от имён существительных.
Происхождение и значение фамилий моих одноклассников.
Путешествие в город Прилагательное
Русский язык в нашей жизни
Способы приветствия в нашей жизни.
Статистический портрет класса
Стереотипные сочетания подлежащего и сказуемого в текстах художественных произведений.
Склонения в древнерусском языке
Типы речевых ошибок школьников
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Фразеологизмы с числовыми категориями.
Фразеологизмы – языковые самородки
Что такое хорошая речь?
Что в подписи тебе моей?
Энциклопедия слова "Богатырь"
Энциклопедия слова "Кот"
Энциклопедия слова "Посуда"
Энциклопедия слова "Сапоги"
Энциклопедия слова "Собака"
Энциклопедия слова "Сорока"
Энциклопедия слова "Учитель"
Энциклопедия слова «Апельсин»
Язык народной приметы.

Данные темы проектов по русскому языку в 7 классе подразумевают увлекательную исследовательскую деятельность школьников не только в области правил русского языка, но и в других сферах деятельности человека, где необходимы знания русского языка.

Взаимосвязь наук. Математика в русском языке.
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!
Диалекты на Вятке
Диалекты нашего села
Зверинец, в котором живут фразеологизмы

Искусственные языки
Использование старославянизмов в творчестве А.С. Пушкина.
История имён собственных.
Культура электронного общения
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)
Лексика русского языка. Молодёжный жаргон и его функция.
Названия городских объектов в нашей речи.
Немецкие заимствования в русском язык
Обращения в русском речевом этикете.
Общение в эпоху Online
Ономастика названия магазинов нашего города
Отражение имён славянских языческих богов в этимологии некоторых слов современного русского языка.
Отражение русского национального характера во фразеологизмах
Отражение увлечённости подростков в их речи.
Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
Поздравление как жанр речи
Поздравление как жанр речи
Праздник Служебных Частей Речи
Переход слова из одной части речи в другую
Разговорная лексика в баснях И.А. Крылова.
Ребусы - «гимнастика ума»
Самое распространённое слово в русском языке
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Уральские фамилии.
Что означают наши имена?
Эта непростая простая буква «И».
Язык народной приметы.
Языковой портрет личности.
Языковые особенности рекламных слоганов.

Тематика и темы проектов по русскому языку 8 класса довольно интересны в исследовании и не прямолинейны.

Богатство русского фразеологизма
Вводные слова и знаки препинания при них
Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
Владимир Иванович Даль и его работы
Влияние СМИ на речь современного школьника.
Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»…
Выражение именной части составного именного сказуемого
Грамотность - залог профессиональной карьеры.
Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения.
Диалог с текстом
Для чего нужны правила
За чистоту русского языка!
Зачем нужно изучать русский язык?
Игра по русскому языку «Кастинг телеведущих».
Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
Имена собственные в пословицах и поговорках.
Использование калькированных лексических единиц в речи современных школьников.
Исследование односоставных предложений.
История письма.
Как интернет влияет на язык?
Ключ к слову "эксклюзивный"
Лингвистические ошибки в рекламе: причины и цели.
Мы будем грамотными!
Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
Невербальные средства общения
Неопределенно-личные предложения
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Обособления определений и приложений.
Обособленные определения.
Обособленные члены предложения в таблицах.
Обращение и знаки препинания при нем
Однородные и неоднородные определения в тестах.
Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Односоставные и двусоставные предложения.
Односоставные предложения
Односоставные предложения в творчестве поэта-земляка Михаила Мокшина.
Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Односоставные предложения с главным членом сказуемым.
Особенности лексики (синтаксиса) электронных сообщений (писем, смс и т.д.)
Особенности употребления слов с переносным значением.
Особенности языка СМС сообщений.

Предложения с вводными конструкциями.

Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Происхождение фамилий людей.
Психологический портрет
Русский язык… История, культура и гордость
Самое распространённое слово в русском языке.
Сборник упражнений по определенно-личным предложениям.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Склонение местоимений 2-го лица.
Слово «один» как часть речи
Словарь устаревших слов (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
Составные глагольные сказуемые
Составные именные сказуемые

Типы сказуемых
Топомнимы моего микрорайона
Утерянные буквы русского языка.
Фразеологизм как фрагмент языковой картины мира школьника.
Школьные замечания
Язык народной приметы.

Все перечисленные темы проектов по русскому языку 9 класса носят более глубокий характер и будут довольно интересны в собственной поисковой и исследовательской деятельности школьника.

Составленные ниже темы исследовательских работ по русскому языку для 9 класса подразумевают проведение учащимися исследований не только в рамках предмета русский язык, но и в литературе, журналистике, лингвистике, иностранных языках, политологии и т.д.


Соблюдение орфоэпических норм школьниками.
Стилистические функции синонимов (антонимов) в произведениях художественной литературы.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Судьба "великого и могучего"
Сходства и различия наименований танцев в токовых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова.
Тематические группы фрезеологизмов.
Типы многозначности в русском языке и иерархия значений (прямое и переносное).
Топонимы Москвы и Московской области.
Употребление канцеляризмов и штампов в речи моих сверстников и людей старшего поколения.
Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке.
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Чистота языка
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
Этимология названий месяцев в календарях разных народов.
Язык рекламы.
Языковые особенности рекламных текстов.
Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
Искусственные языки
Категория времени в английском и русском языках.
Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
Коммуникативная функция подростковой анкеты
Лексика семейного родства (на материале словаря Даля)
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Названия городских объектов в нашей речи
Неличные формы глагола в английском и русском языках.
Обращения в русском речевом этикете
Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
Речь и этикет.
Русский речевой этикет - приветствия.
Сила слова (язык как средство воздействия).
Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
Фразеологические обороты, характеризующие человека
Энциклопедия одного слова.
Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.
Искусство вести беседу.
История возникновения русских имен.
История русского алфавита.
Научные открытия А.А. Шахмотова.
Основные законы орфоэпии русского языка.
Особенности имени числительного как части речи.
Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
Причины заимствования в современном русском языке.
Происхождение русских имен.
Роль фразеологизмов в современном русском языке.
Роль эвфемизмов в современном русском языке.
Синтаксические и лексические средства выразительности.
Структурные особенности русских метафор.
Тропы и функции.
Употребление эвфемизмов в обиходно-бытовой речи.
Функциональные стили.
Функционирование языковых средств в коммуникативных регистрах речи.
Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
Язык как способ существования культуры. Звук и смысл (на примере анализа одного - двух стихотворений).
Концепт... в произведениях русской литературы (опыт составления словаря).
Имена собственные в пословицах и поговорках.
История падежей. Предлоги и падежи.
История причастий и деепричастий.
Как учили грамоте на Руси.
Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.
Лексические составляющие образа Родины в лирике С. Есенина.
Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов.
Лингвистические ошибки вокруг нас.
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Люди и рукописи.
Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.
Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
Некоторые вопросы культуры речи современного русского языка.
Особенности прецедентных текстов-заголовков (на материале газеты «Заполярная правда»).
Особенности синтаксического строя стихотворений М. Цветаевой.
Особенности языка «сказа» в произведениях М. Зощенко.
Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова.
Откуда берутся наречия?
Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.


Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Происхождение междометий.
Роль фразеологизмов в русском языке.
Роль причастий в произведениях художественной литературы.
Своеобразие речевых характеристик персонажей в драматических произведениях А.П. Чехова.
Склонения в древнерусском языке.
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-пустышки.
Словообразовательные типы сложных русских фамилий.
Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
Фразеологизмы и идиомы в русском языке
Функционирование односоставных предложений в текстах разных стилей русского литературного языка.
Целесообразность использования заимствованной лексики в языке СМИ.
Что такое хорошая речь?
Эксперименты в области слова (на материале, художественной, публицистической литературы, языка СМИ и Интернета…).
Этимология слов-исключений из правил русской орфографии.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

по русскому языку

«Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

Выполнила: Степанченко Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Луги

Пояснительная записка ………………………………………… 3

Паспорт проекта …………....……………………………………6

Приложения………………………………………………………12

Развивающемуся обществу нужны современно

образованные, нравственные, предприимчивые

люди, которые могут самостоятельно принимать

решения, способны к сотрудничеству, обладают

чувством ответственности за судьбу страны.

Из концепции модернизации российского

образования

Пояснительная записка

Проектно – исследовательская деятельность - это не новое явление в педагогике. Но новые стандарты образования предписывают системно-деятельностный подход, поэтому метод проектно – исследовательской деятельности становится ориентированным на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью.

Главной целью школьного образования является развитие школьника как компетентной личности, то есть он должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и обучающимся достигнуть этой цели.

Перед нами стоит задача научить обучающихся решать проблемы, с которыми они сталкиваются на своём жизненном пути. Этому способствует проектная деятельность как технология действенная, результативная, имеющая непосредственное отношение к интересам и личности ребёнка.

Цель проектной деятельности – развивать инициативность, творчество, изобретательность, вдумчивое отношение к практической работе (анализ собственного мыслительного процесса).

В процессе работы над проектом каждый обучающийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности.
Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность.
Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли.

В работе используются различные типы проектов: исследовательские, поисковые, творческие, игровые, ролевые, социальные. По количеству обучающихся, участников проекта: личностные, парные групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Обучающиеся обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. Метод проектов помогает обучающимся видеть и понимать метапредметные связи. Если правильно организовать проектно - исследовательскую деятельность, то это будет способствовать развитию креативности и самостоятельности учащихся. Они будут учиться самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний, приобретать способность понимать причины и логику развития языковых процессов.

Изучая языковые явления, обучающиеся научатся выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.

Ситуации речевого общения, смоделированные в совместной работе над проектами, позволяют повысить речевую культуру учащихся, гораздо эффективнее происходит усвоение языковых норм. Организация работы предполагает создание творческого коллектива. Возможны различные виды деятельности: индивидуальная, секционная, массовая.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Индивидуальная работа – это самостоятельная работа учащихся с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение конкретных заданий, творческой работы. Группова деятельность объединяет учащихся, работающих по какому-либо направлению, теме. Это позволяет решить проблему с различных точек зрения. Работа в группах предполагает проведение исследования, обсуждение рефератов, защиту проектов и предложений. олимпиад, экскурсий, конкурсов, конференций.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

«Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

Учебный предмет: русский язык

Идея проекта

Глубокое изучение русского языка, воспитание уважения к родному языку, понимание происходящих в языке процессов невозможно без знания истории языка, без осмысления его роли в обществе, без осознания его как живого явления. Однако программа по русскому языку ориентирована, в основном, на уяснение учащимися теоретических сведений по основным разделам языкознания и освоения ими функциональной грамотности.

Реализация предложенного проекта позволяет ликвидировать этот пробел. Он нацеливает учащихся на изучение истории русского языка, изучение взаимодействия его с др. языками на разных этапах развития российского общества, на осмысление современного состояния языка, заставляет их задуматься над будущим родного языка. Осуществление проекта преследует целью воспитание не только грамотных лингвистов, но и патриотов страны.

Тип проекта:

    образовательный, надпредметный и межпредметный;

    проектная работа (по доминирующей деятельности);

    исследовательская работа (по предметно-содержательной области);

    консультация участников проекта, самостоятельная деятельность учащихся (по характеру координации проекта);

    групповой (по характеру контактов);

    24 чел. (по количеству участников).

Заказчик проекта:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Луги Ленинградской области

Участники проекта

Учащиеся 9 класса.

Вопросы проекта:

Основополагающий вопрос

Какое «завтра» ожидает великий, могучий русский язык?

Проблемные вопросы

    Связано ли развитие языка с историческими событиями?

    Иноязычная лексика: засорение или обогащение?

    Ко всем ли словам мы можем подобрать синонимы?

    Сленг и жаргон: зло или благо?

    Как быть грамотным?

Учебные вопросы

    Зачем сохранять «чистоту» нашей речи?

    Что такое молодежный сленг?

    Что такое жаргонизмы?

    Зачем нужны словари?

    Ко всем ли заимствованным словам мы можем подобрать синонимы?

Темы (вопросы) самостоятельных исследований:

    История русского языка. Развитие. Преобразования.

    «Вчера» русского языка. Влияние монголо-татарского ига на развитие русского языка.

    Заимствования в современном русском языке.

    «И скучно и грустно…» (молодёжный сленг и жаргон).

    «Говорю «нет» русскому языку?» (исследование о состоянии современного русского языка).

Описание деятельности участников

Методы проведения исследования:

    аналитическое чтение;

    поисковый, контекстуальный анализ;

    изучение монографических публикаций и статей;

    обобщения;

    анкетирование, опрос.

Продукт проекта

Групповые проекты (рефераты и презентации)

Объект проекта:

Язык, его история, развитие, проблемы.

Предмет проекта:

Проектная деятельность, направленная на повышение интереса к языку, а также организация поисковой и исследовательской деятельности с обучающимися.

Дидактические цели проекта

1.Формирование навыков самостоятельной работы.

2.Формирование творческих способностей.

3.Развитие познавательной активности.

4.Развитие коммуникативных навыков.

5.Формирование критического мышления.

Методические задачи проекта

1.Научить работать с различными источниками информации, кратко и научно излагать мысли.

2.Продемонстрировать связь русского языка с другими науками.

3.Научить делать выводы, аргументировать и доказывать их.

4.Научить учащихся корректно использовать информацию.

5.Формировать навыки самообразования;

6.Формировать навыки работы в команде;

7.Развивать умение сформулировать задачу и найти пути её решения;

8.Формировать навыки самоконтроля.

Гипотеза проекта :

Если изучить и внедрить в систему уроков собранный материал, а также организовать с обучающимися поисковую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации.

Проект разовьёт у обучающихся способность к самостоятельной работе над проблемой, даёт возможность получить крепкие знания по предмету, формирует стойкий познавательный интерес к предмету и положительную мотивацию к учению.

Благодаря проекту у обучающихся будут развиваться творческие способности и совершенствоваться коммуникативные качества.

Проект позволит формировать положительный образ родного языка, учит любить его, гордиться им.

Предполагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.

Проект имеет практическую ценность, т.к. собранный и систематизированный материал может пополнить дидактическую копилку кабинета, фонд школьной библиотеки, его можно использовать на уроках и в работе над другими проектами, т.к. тема ещё не исчерпана.

Критерии оценки работ

См. приложение 1

Контроль осуществляется :

      посредством наблюдения и анализа выполненных заданий (в процессе работы учащихся);

      на итоговой защите проекта.

Ключевые этапы проекта

    Вводное занятие (1 час)

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя). Учащиеся заполняют анкету, содержащую триаду вопросов. Для родителей учащихся учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий вопросы, на которые ученики будут искать ответы.

    Формирование групп и постановка целей творческой работы в группах (1 час)

После знакомства с побуждающими инструкциями, подготовленными учителем, учащиеся делятся на 5 групп с учетом интереса к какой-либо из проблем. Ученики совместно обдумывают план проведения работы, выбирают методы и формы представления результатов. В коллективном обсуждении вырабатываются критерии оценивания работ. Учитель рекомендует перечень ресурсов по теме проекта, проводя беседу о соблюдении авторских прав.

Обсуждение с каждой группой учащихся целей, хода и ожидаемого результата работы.

    Выполнение заданий по теме проекта (2-3 часа самостоятельной работы учащихся в группах в течение 3-х недель).

Учащиеся работают над индивидуальными заданиями, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов. Ребята ищут ответ на основополагающий вопрос, оформляют результаты исследований и готовятся к защите исследовательских работ. В ходе работы учащиеся заполняют формы по самооценке и взаимооценке. (см. Приложение 2)

    Проведение научно-практической конференции (1 час)

На конференцию приглашаются эксперты из учителей школы, родители. В ходе конференции оцениваются работы учащихся по разработанным с их участием критериям.

    Подведение итогов проекта (1 час)

Среди участников проекта проводится анкетирование, позволяющее определить степень достижения дидактических целей.

Форма представления результатов самостоятельных исследований учащихся:

Обучающиеся представили мультимедийные презентации и сообщения. (Рекомендации по созданию презентаций. См. в приложении 3)

Методы:

    Частично-поисковый

    Исследовательский

    Наглядный

    Аналитический

Предполагаемый результат:

    устойчивый интерес к русскому языку;

    знания по истории и культуре языка;

    умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

    способность творчески мыслить и рассуждать;

    умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

    способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

    способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

    создание материального продукта, который спроектирован, изготовлен (презентация, реферат);

    процесс познания и то, насколько выросла уверенность учеников в своих силах, их самооценка.

Техническое оснащение:

Компьютер, Microsoft Office Power Point, мультимедийный проектор, экран.

Приложение 1

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

    2 – выше среднего

    1 – средний

    0 – ниже среднего

Показатели проявления компетентности

Фамилии учащихся

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

5.Умение формулировать цель, задачи

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)

11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы

12.Выражение собственной позиции, обоснование ее

13.Умение оценивать достоверность полученной информации

14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство

Максимально возможное количество баллов: 28

    Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)

    Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)

    Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

    какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;

    на каком уровне он его усвоил;

    каковы его умения и навыки;

    какова оценка его творческой деятельности;

    в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Оценивание проекта

(во время защиты)

Критерии оценки

самооценка

Участники команды

Представление (15 баллов)

Ответы на вопросы (15 баллов)

Процесс проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

Творческая активность (10 баллов)

Практическая деятельность (10 баллов)

Умение работать в команде (10 баллов)

Достигнутый результат (15 баллов)

Оформление (15 баллов)

85 – 100 баллов – отлично

70 – 85 - хорошо

50 – 70 – удовлетворительно, нужно доработать

Менее 50 – нужно продолжить работу, чтобы достичь положительного результата.

Рефлексия

Ребята, просим Вас оценить работу в проекте « Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

1. Что нового Вы узнали, чему научились, работая над проектом?

2. Что в проекте Вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными занятиями?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Анкета.

1.Что вы можете рассказать о своем проекте? _____________________________________________

2. Что самое важное, что вы извлекли из этого? Почему?___________________________________________________________

3. Что было легко сделать, а что трудно сделать? Почему? ___________________________________________________________

4.Какие изменения вы хотите сделать? __________________________________________________________

5.Достигли ли вы всех намеченных целей? ___________________________________________________________

6. Как ваше планирование помогло успеху проекта?___________________________________________________________

7.Что вам удалось узнать о себе, выполняя этот проект?___________________________________________________________

8.Как ваше мышление влияло на ваше обучение?_________________________________________________________

9.Какие цели вы ставите на будущее? ____________________________________________________

10.Как вы можете применить полученные знания в новых условиях?__________________________________________________________

Приложение 2

Лист самооценки.

    Я разумно использую свое время

    Я ставлю цели.

    Я заранее определяю источники, которые мне могут понадобиться в достижении целей.

    Я делаю записи об учебном процессе в своем дневнике школьника.

    Я проявляю упорство, если сталкиваюсь с препятствиями или проблемами.

    Я прошу о помощи, когда это нужно.

    Я выполняю свои задания.

    Я устанавливаю высокие требования к своей работе.

    Я просматриваю свою работу после ее завершения.

    Я проявляю готовность улучшить свою работу, когда это нужно.

    Я объясняю, как я учусь на своих успехах и неудачах.

Лист взаимооценки.

Ф. И. О. члена группы_____________________________________________________

Помогал своей группе:

1.определять цели

2.определять задачи

3.намечать подходы

4.предлагал новые идеи и направления

5.добровольно принимался за решение сложных задач

6.искал факты

7.находил и делился ресурсами

8.помогал сравнивать факты и мнения

9.с энтузиазмом откликался на работу других

10.обобщал точки зрения, высказанные в обсуждении

11.упрощал сложные мысли

12.задавал вопросы на перспективу

13.удерживал обсуждение в нужном русле

14.помогал создать график работы и установить приоритеты

15.помогал правильно разделить задачи

16.помогал в поиске необходимых изменений и побуждал группу к этимизменениям

17.стимулировал дискуссию, предлагал различные точки зрения

18. работал над преодолением различий

19.искал другие решения

20.помогал своей группе в выборе правильных, обоснованных решений

I. Краткая характеристика презентации

Презентация это набор слайдов (страниц), оформленных в соответствии с каким- то принятым стилем. Последовательность показа слайдов может меняться в процессе демонстрации презентации.

Каждый слайд может включать в себя

●различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео)

● анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов.

Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора.

На втором слайде может быть представлен план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

Старайтесь придерживаться принципа: один слайд - одна мысль.

Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.

Выводы всегда должны быть даны лаконично на отдельном слайде.

Объекты на слайдах могут сразу присутствовать на слайдах, а могут возникать на них в нужный момент по желанию докладчика, что усиливает наглядность доклада и привлекает внимание аудитории именно к тому объекту или тексту, о которых в данный момент идет речь.

II. Этапы создания презентации

Планирование презентации

● определение целей

● изучение аудитории

● формирование структуры и логики подачи материала

Разработка презентации

    вертикальная и горизонтальная логика

    заполнение слайдов информацией

    настройка анимации

Репетиция презентации

Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.

III. Что надо учитывать, разрабатывая презентации ?

1. Порядок вывода объектов на экран следующий:

● заголовок слайда (анонс информации)

● основная информация

●дополнительная (поясняющая, иллюстрирующая, навигационная) информация.

2. Основной материал (основная смысловая нагрузка) необходимо выделить, чтобы он первым бросался в глаза при демонстрации слайда. Выделение можно осуществить размером объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране.

3. Дополнительный материал предназначен для подчеркивания основной мысли слайда. В качестве дополнительной информации может выступать графика.

4. Важно учитывать, что НЕЛЬЗЯ на слайдах писать ВСЁ , что вы собираетесь сказать. На слайды должны попасть только самые важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.

5. Материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно по всей площади, не оставляя крупных пустых пространств.

6. Текст, размещенный на слайде, должен быть хорошо виден (контрастный к фону) и удобочитаем (достаточно крупный).

7. НЕЛЬЗЯ использовать на слайде несколько шрифтов. Оптимально использовать для смыслового выделения разные начертания одного шрифта.

8. При настройке анимации для порядка появления объектов на слайде надо помнить, что любой спецэффект должен быть обоснован. Перенасыщение спецэффектами отвлекает и вызывает раздражение.

9. Для целостности восприятия презентация выполняется в едином стиле. Это может быть или единый фон, или какой- либо повторяющийся на каждом слайде элемент.

10. На презентацию может быть наложен звук. Звуковая схема презентации имеет три уровня:

● низший уровень – звук, сопровождающий спецэффекты, появление объектов на экране, предназначен для привлечения внимания к появляющимся объектам.

● второй уровень звуков – аудио файлы, присоединяемые к слайду. Данный тип звуков может служить комментарием к содержимому слайда и заменять текст, оставляя больше места для графической информации.

● третий уровень – звук, вставляемый в презентацию, распространяемый на весь процесс демонстрации.

В настоящее время неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность обучающихся. Данная работа представляет собой отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе". В работе представлены особенности технологии метода проектов, примеры проектных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Пикалёво имени А.П.Румянцева

Тема по самообразованию

«Проектная деятельность обучающихся

По русскому языку и литературе»

Учитель первой

Квалификационной категории

Городилова О.Б.

Учебный год 2014-2015

Отчёт по работе над темой самообразования

«Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе»

Обоснование выбора темы

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Задача школы сегодня заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Важно научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность или метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Цели, задачи работы над темой самообразования, сроки

Цели:

  • Повышение своего профессионального уровня
  • Построение учебного процесса с использованием инновационной технологии проектного обучения
  • Включение школьников в проектную деятельность

Задачи:

  • Совершенствование теоретических знаний (изучить современную литературу по теме самообразования)
  • Овладение методом проектной деятельности
  • Ознакомление обучающихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов

Работа над данной темой самообразования осуществлялась в течение 3-х лет (2012-2013 учебный год, 2013-2014 учеб. год, 2014-2015 учеб. год).

Источники самообразования

В процессе работы над темой «Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе» была подобрана и изучена следующая литература:

  • Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М., 2013.
  • Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб, 2014.
  • Кулакова Е.Ю. Проектная деятельность на уроках русского языка/ Е.Ю.Кулакова// Русский язык. – 2011. - № 11. – С. 7 – 10.
  • Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2013.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2008.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М., 2011.
  • Цветкова Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2011.
  • Цветкова Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2009.

Предполагаемые результаты

  • Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
  • Развитие творческих способностей обучающихся
  • Разработка учебных проектов
  • Повышение успеваемости и качества знаний у обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы

Деятельность по реализации темы самообразования

Этапы работы, сроки

Практическая деятельность

Результаты деятельности

1. Диагностический,

2012 – 2013 учеб. год

1. Определение темы самообразования.

2. Планирование работы по теме.

3. Изучение литературы по теме, имеющегося опыта.

2. Изучение учебно-методической литературы.

1. Курсы повышения квалификации «Обновление содержания образования в школе в условиях внедрения ФГОС» (ЛГУ имени А.С.Пушкина)

2. Изучение литературы по теме.

2. Прогностический,

2012 – 2013 учеб. год

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Прогнозирование результатов.

1. Цели и задачи определены.

2. Намечены предполагаемые результаты.

3. Практический,

2012 – 2013 учеб. год,

2013 – 2014 учеб. год

1. Продолжение изучения литературы по теме.

2. Разработка проектов.

1. Курсы повышения квалификации.

2. Реализация проектов.

1. Курсы повышения квалификации «Теория, методика и технологии преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС. 5-11 классы» (ЛОИРО)

2. Методические разработки проектов.

3. Выступление на семинаре ЛОИРО по теме «Проектная деятельность на уроках литературы в 7 классе».

4. Обобщающий,

2014 – 2015 учеб. год

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

1. Оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся.

2. Оформление результатов в виде отчёта.

3. Выступление на НМК с обобщением опыта работы по теме (презентация).

Подготовлен отчёт и презентация по теме самообразования.

5. Внедренческий,

в ходе дальнейшей педагогической работы

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта.

Особенности технологии проектной деятельности

Из истории

Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен уже в 1905 году. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. В 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов 20 века.

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: обучающиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность обучающихся – индивидуальная, парная или групповая.

Что такое проект?

Само понятие «проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперёд) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать.

Учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Как правило, эти проекты выполняются под руководством учителя.

Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную деятельность обучающихся на уроке (в системе уроков) и во внеурочной деятельности.

Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

Требования к учебному проекту:

  • Постановка проблемы
  • Планирование действий
  • Поиск и обработка информации
  • Продукт
  • Презентация продукта
  • портфолио

Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. желательно не предлагать обучающимся готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Ученикам можно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала. Обычно используется следующий порядок действий:

  • знакомство класса с общей темой (разделом учебника).
  • Выбор подтем (областей знаний).
  • Сбор информации.
  • Выбор темы проекта.
  • Выбор проектного продукта.

Учитель выбирает общую тему или организует её выбор учениками.

К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:

  • Название должно выражать главную идею.
  • Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание.
  • В названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна.
  • Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Классификация проектов

  • Монопроект
  • Межпредметный проект

В рамках одной области знаний

Проект, объединяющий несколько предметных областей

По организационной форме

  • Индивидуальный проект
  • Парный проект
  • Групповой проект

Проект, выполняемый одним учеником

Выполняется двумя учениками

Проект, выполняемый группой учеников

По времени выполнения

  • Мини-проект
  • Кратковременный
  • Долговременный

На один урок

4-6 уроков

От недели до года

По характеру контактов

  • Внутриклассный
  • Внутришкольный
  • Городской
  • Региональный
  • Международный

Участники первичного коллектива

Участники образовательного учреждения

Участники образовательных учреждений

По виду деятельности

Исследовательские проекты

Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений. Используются методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Практико-ориентированные проекты

Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п).

Творческие проекты

Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов, театрализации и т.п.

Игровые (ролевые) проекты

Предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.). Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Проектный продукт

Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.

Мультимедийный продукт:

  • Мультимедийная презентация
  • Видеоклип
  • Видеофильм
  • Гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами)
  • Компьютерная графика
  • Веб-сайт

Научные или учебные материалы:

  • Научный доклад
  • Научная статья
  • Сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.
  • Отчёт об исследовательской экспедиции
  • Анализ данных социологического опроса
  • Словарь
  • Тесты
  • Атлас, карта
  • Учебное пособие

Публицистические материалы:

  • Стенгазета
  • Школьная тиражная газета
  • Журнал
  • Заметка, интервью, обзор и др.

Нормативные документы:

  • Инструкция
  • Законопроект
  • Система школьного самоуправления

Творческий продукт:

  • Сборник стихотворений
  • Сборник сочинений
  • Литературный альманах
  • Альбом с иллюстрациями
  • Картина
  • Театральная постановка

Мероприятия:

  • Экскурсия
  • Праздник
  • Соревнование
  • Деловая игра
  • Викторина (КВН, «Что? Где? Когда? и т.п.)
  • Выставка
  • Пресс-конференция
  • Литературное кафе

Этапы проектной деятельности

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный

Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи.

Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.

2. Планирование работы

Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»), при организации групповой работы – распределение обязанностей, определить источники информации, ознакомиться с критериями оценки результатов.

Осуществляют: планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, выбор формы и способа представления информации.

3. Реализация проекта

Не участвует, но: консультирует по необходимости обучающихся, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации, консультирует по презентации результатов.

Осуществляют поиск, сбор необходимой информации, её обработку, консультируются по необходимости, оформляют документацию проекта.

4. Презентация (представление) проекта

Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения.

Представляют результаты проекта, отвечают на вопросы, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

5. Осмысление и оценка проекта

Учитель (или жюри) оценивает результаты.

Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.

После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта. Очень важно, чтобы обучающиеся самостоятельно оценили деятельность группы и её отдельных членов, выделили удачные решения, задумались над причинами неудач, постарались выявить неиспользованные возможности. Подобное обсуждение может дать толчок к формулированию темы нового проекта.

Направляя обсуждение, учитель может предложить участникам проекта следующие вопросы:

  • Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
  • Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
  • Что было самым трудным в работе над проектом?
  • Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
  • Что нуждается в доработке?
  • Чего вы до сих пор не понимаете?
  • В чём вы стали более уверенны?
  • Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

Возможные варианты критериев оценки проектных работ

Вариант 1

Оценочный лист

Название проекта

Самооценка творческой группы

Оценка педагога

Оценка жюри

Средний балл

Достигнутый результат

Оформление

Защита: представление

Ответы на вопросы

Процесс проектирования: интеллектуальная

Активность

Творчество

Практическая деятельность

Умение работать в команде

Средняя итоговая оценка:

Вариант 2

Экспертный лист для оценки проектов

  1. Название проекта _________________________________________________
  2. 2. Авторы проекта (ф.и.о.,класс)_____________________________________
  3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла.
  2. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.
  3. Частично соответствует данному критерию – 1 балл.
  4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Главные достоинства проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

Портфолио включает:

  • Паспорт проекта
  • Планы и графики выполнения этапов проекта
  • Отчёты рабочих групп
  • Рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта
  • Материалы к презентации
  • Результаты экспертизы

Целесообразно выбирать ответственного за наполнение портфолио.

Паспорт проекта

Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих элементов:

  • Название проекта
  • Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины.
  • Тип проекта
  • Цели проекта
  • Задачи проекта
  • Руководитель и консультанты проекта
  • Возраст участников проекта
  • Состав группы (имена и фамилии участников)
  • Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение)
  • Предполагаемые продукты проекта
  • Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)

Паспорт проектной работы составляется учениками под руководством учителя. В старших классах учитель может только утверждать паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.

Примеры проектных работ

Паспорт проекта

Название проекта

«Имя числительное в речи»

Учебный предмет

Русский язык

Тип проекта

Практико-ориентированный, групповой, кратковременный

Цель проекта

Составить иллюстрированное пособие по теме «Имя числительное»

Задачи проекта

1. Определить частотность употребления числительных в речи (собрать пословицы)

2. Проанализировать тексты разных стилей (научный, художественный, официально-деловой).

3. Совершенствовать умение употреблять числительные в речи.

Руководитель проекта

Городилова О.Б.

Возраст участников проекта

6 класс

Аннотация проекта

Данный проект осуществлялся в ходе изучения темы «Имя числительное». Итоговый продукт был представлен на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Имя числительное»

Предполагаемый продукт проекта

Газета-карта «Город Числительнск», лингвистическая сказка «Жители города Числительнска»

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

Определение темы, целей, задач проекта и конечного продукта.

2. Планирование работы

Формирование группы

Распределение обязанностей

Определение источников информации

Ознакомление с критериями оценки результатов

Составление плана работы

3. Реализация проекта

Сбор и анализ информации

Решение возникающих вопросов

Оформление итогового продукта

Подготовка презентации

4. Презентация (представление продукта)

Представление результатов проекта

5. Осмысление и оценка работы

Подведение итогов

Самоанализ работы

Необходимое оборудование и ресурсы

Сборники пословиц и поговорок, тексты разных стилей, ватман, бумага для рисования, карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, бумага для печати, компьютер, принтер.

Проект «Лексическое богатство русского языка»

Проект «Лексическое богатство русского языка» по типу практико-ориентированный, групповой, кратковременный. Обучающиеся 6 класса работали над проектом в группах по четырём направлениям: художественная литература, мифология, иностранный язык, Интернет-ресурсы. Каждая группа исследовала разные источники (повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», «Легенды и мифы Древней Греции» И.Куна, статьи из газет и журналов на тему «Спорт» и «Музыка»). В итоге были составлены словники (списки из 8-10 слов) устаревшей лексики из художественного текста, мифологических фразеологизмов, иностранных слов в современной печати, компьютерных неологизмов. Продуктом проекта стал Словарь, который был представлен в виде презентации. Данный продукт использовался на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика», также он может быть использован и во внеклассной деятельности.

Проект «Тексты официально-делового стиля»

Данный кратковременный проект реализовался на уроках русского языка по теме «Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля». Участники проекта (6-классники) составляли свой собственный «портрет» - автобиографию в официально-деловом и художественном стилях. Автобиографию в художественном стиле сопровождали презентации с фотографиями, грамотами, дипломами и т.п. Продуктом проекта стал сборник автобиографий «Наш класс».

Проект «Литературный праздник «Эпос народов мира»»

По типу данный проект практико-ориентированный, групповой, долговременный. Проект по литературе осуществлялся в ходе изучения в 7 классе раздела «Устное народное творчество». В проекте участвовали обучающиеся 4 и 7 классов. В ходе работы над проектом было проведено исследование среди обучающихся школы с целью узнать, что они знают об устном народном творчестве; организован просмотр мульти- и кинофильмов о былинных богатырях; чтение были и эпоса «Калевала». Были созданы три группы: информационная (осуществляла поиск материалов о Карелии, об истории карелов,их занятиях, национальных костюмах, эпических героях, творческая (составляла сценарий праздника, готовила выступление и инсценировку фрагмента их эпоса «Калевала», оформляла декорации и элементы костюмов героев), техническая (отвечала за фотографии, презентацию к празднику). Продуктом проекта стал сценарий литературного праздника «Эпос народов мира», который был реализован в городской библиотеке.

Другие проекты, выполненные на уроках и во внеурочной деятельности.

Название проекта

Учебный предмет

Возраст участников

Продукт проекта

«Зима пришла»

Русский язык

6 класс

Сборник рассказов о зиме «Зима пришла» с фотографиями.

«Знатоки фразеологии»

Русский язык

6 класс

Мультимедийная презентация.

«Причастие»

Русский язык

7 класс

Учебное пособие «Коварное причастие»

«Частицы в русском языке»

Русский язык

7 класс

Карта «Страна частиц»

«Знаешь ли ты мифы?»

Литература

6 класс

Составление сценария и проведение викторины «Знатоки мифов»

«Пословицы и поговорки русского народа»

Литература

6 класс

Сборник сочинений «Пословицы и поговорки русского народа»)

«Читаем Пушкина»

Литература

7 класс

Сборник кроссвордов по произведениям А.С.Пушкина

«Русские поэты о Родине, родной природе»

Литература

7 класс

Литературный праздник

«Поэзия подвига»

Литература

8 класс

Инсценирование главы из поэмы «Василий Тёркин» А.Твардовского, сборник стихотворений о Великой Отечественной войне»

В чём преимущество проектной деятельности?

Метод проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.