Структура и виды речевой деятельности. Речевая деятельность Базовые характеристики языка и структура речевой деятельности

Как любой вид деятельности человека, речевая деятельность имеет свою достаточно сложную операционную структуру.

По А. А. Леонтьеву, «единичный акт деятельности есть единство всех трех ее сторон (или фаз). Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение» (107, с. 43). Действия и операции являются основными структурными компонентами деятельности. Кроме того, успешная, эффективная реализация деятельности (и входящих в ее состав действий и операций) во многом определяется такими ее качественными характеристиками, как навыки и умения. Остановимся подробнее на основных составляющих элементах речевой деятельности - действии, операции, навыке и умении.

Речевые действия в структуре речевой деятельности

В современной психологии (в теоретической концепции деятельности) действие определяется как одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели (которая в типичном варианте является как бы «промежуточной» по отношению к общей, конечной цели деятельности); действие всегда предполагает решение конкретной, частной задачи в рамках целой деятельности. Человеческая деятельность существует не иначе как в форме цепи (или последовательности) действий. Каждый конкретный вид деятельности реализуется путем выполнения определенных, нередко весьма специфических действий.

Целостное действие (согласно теоретической концепции П. Я. Гальперина) состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля над ним (56). Действие характеризуется следующими параметрами:

  • - уровнем выполнения (например, в экспрессивной речи это - законченное речевое высказывание, полностью соответствующее нормам данного языка; в речи про себя - внутреннее проговаривание «в уме», т.е. на уровне внутренней речи);
  • - степенью обобщенности и сокращенное™;
  • - степенью освоенности и автоматизированности.

Отдельное действие отличается от деятельности в целом, прежде всего, отсутствием собственной мотивации. Мотивом для каждого действия в рамках целостного акта деятельности выступает мотив самой деятельности (121, 119).

Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин) позволили установить, что на основе внешних материальных действий, путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (47, 48, 121).

Для определения речевого действия в психолингвистике (с подачи зарубежных специалистов - Ч. Осгуда, Б. Скиннера и других) чаще всего используется термин «речевой поступок», который по своему значению подразумевает мотивацию речи, ее социальную детерминированность и индивидуально-личностный аспект практической реализации речевой деятельности. Вместе с тем нельзя не заметить, что в методическом плане, применительно к содержанию «речевой работы», этот термин-понятие не совсем удачен. Он представляет собой своего рода общее обозначение действия, не наполненное конкретным содержанием. Кроме того, основное значение слова «поступок» (социальное действие, поведенческая реакция и т.д.) достаточно прочно закреплено в лексической системе любого языка, что определяет необходимость постоянного абстрагирования от этого основного значения при использовании данного слова-понятия для обозначения речевого действия. Для практики коррекционной логопедической работы более подходит другой термин, предложенный А. А. Леонтьевым (115, 118), а именно - «речевое высказывание».

Основными речевыми действиями в рамках речевой деятельности, согласно концепции А. А. Леонтьева, служат: речевое высказывание (для продуктивных видов речевой деятельности - говорения и письма) и действия восприятия и понимания речевого высказывания (в процессах слушания и чтения). При этом термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны содержания и интонации и характеризующиеся определенной (грамматической, композиционной) структурой. Этот термин-определение является, несомненно, более удобным в практическом плане, так как содержательный аспект методики речевой работы по формированию у детей навыков составления речевых высказываний в общей и специальной педагогике является достаточно хорошо разработанным.

По объему и структуре речевые высказывания подразделяются на отдельные (или одиночные) высказывания и развернутые речевые высказывания (описание, повествование, рассуждение). Первым из них соответствует такая единица языка как предложение , вторым - текст. «Отдельные высказывания» и «предложения», «развернутые высказывания» и «текст» - это не тождественные синонимы-понятия. Первые из них относятся к единицам речи и соответственно - к психолингвистическим единицам, вторые - к единицам языка (84, 106, 119).

Отдельное высказывание может быть реализовано в комбинированном варианте: одни его структурно-семантические компоненты могут быть выражены знаками языка, другие - невербальными знаками (жест, мимика, неречевые звуки, голосовое интонирование без фонемного продуцирования слогов и слов), и при этом оно все равно остается речевым высказыванием. Речевое высказывание может быть (в исключительных случаях) реализовано только через использование неязыковых знаков (в качестве примера можно привести веревчатое письмо древних индейцев Северной Америки). В отношении единиц языка (предложение, текст) такое допущение невозможно; это «строго нормативные» знаковые единицы, в связи с чем любой ненормативный вариант их знакового выражения однозначно интерпретируется как ошибочный, как отклонение от речевой, языковой нормы (176, 193).

По коммуникативной направленности (задаче) речевые высказывания подразделяются".

  • - на высказывания, служащие для передачи новой информации; высказывания, цель которых - получение необходимой информации
  • (на уровне отдельных высказываний им соответствуют вопросительные предложения);
  • - высшзывгиия-побуждеиия к неречевым и речевым действиям (или императивные высказывания );
  • - высказывания-умозаключения.

Речевое высказывание рассматривается в психолингвистике (84, 118, 192) как действие, имеющее свое «означаемое» (предмет высказывания, соответствующий общему предмету речевой деятельности) и «означающее». В качестве означаемого выступает то, что человек хотел выразить своим речевым действием; означающим является форма реализации действия (для речевого высказывания - это соответствующая языковая форма выражения).

В качестве означаемого выступает передаваемое субъектом речевой деятельности смысловое содержание высказывания. Коммуникативной формой является лексико-грамматическое и интонационное оформление речи. С учетом вышесказанного, речевое высказывание реализуется в речевой деятельности на уровне сообщения или суждения , высказываемого в форме предложения или текста.

  • Современная теория деятельности была создана в XX в., в основном благодаря работам представителей отечественной школы психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Соколов, Л. А. Венгер) и нейрофизиологии(Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин).
  • В отличие от использования данного термина для определения продукта речевой деятельности, здесь имеется в виду сам процесс составления речевого высказывания, что, несомненно, и является самостоятельным речевым действием в рамках речевой деятельности.

Введение

Глава 1. Сущность речевой деятельности как деятельности

Глава 2 Основные формы речи

2.1 Внешняя речь

2.2 Внутренняя речь

Глава 3. Виды речевой деятельности

3.1 Говорение

3.2 Чтение

3.3 Письмо

3.4 Слушание

Выводы ко 2 и 3 главам

Глава 4. Структура речевой деятельности, как одного из основных видов деятельности

4.1 Ориентировка

4.2 Планирование

4.3 Внешняя реализация

4.4 Контроль

Вывод к 4 главе

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

Каждое речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность и т. д.). Это факторы, прежде всего психологические. С другой стороны, есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.). Характер всех этих факторов и способ, которым они обусловливают порождение конкретного речевого высказывания, можно описать при помощи различных теорий или моделей. Далее мы будем опираться в данной главе на то понимание этой обусловленности, которое свойственно советской психологической школе Л. С. Выготского.

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Тема моей курсовой работы «Речевая деятельность как вид деятельности, сущность, виды, структура».

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы, виды, и структурные компоненты этого процесса.

Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

И так, что такое речевая деятельность? Какова сущность данного процесса? Какие виды речевой деятельности существуют, и какова же ее структурная особенность?

На эти и многие другие вопросы я постаралась ответить в данном курсовом проекте.


Глава 1.Сущность речевой деятельности как вида деятельности

Мне бы хотелось остановиться на понятии деятельности вообще, как оно выступает в работах школы Л. С. Выготского. Деятельность определяется здесь как «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т. е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта». Из этого определения ясен целенаправленный характер деятельности: она предполагает некую заранее поставленную цель (она же при успешности акта деятельности является ее результатом) и мотив, обусловливающий постановку и достижение данной цели. На отношениях мотива и цели нам еще придется остановиться в дальнейшем, когда речь пойдет о понятии смысла.

Вторая отличительная черта деятельности - это ее структурность , определенная ее внутренняя организация. Она сказывается, прежде всего, в том факте, что акт деятельности складывается из отдельных действий («относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели»). Одни и те же действия могут входить в различные деятельности и наоборот - один и тот же результат, может быть, достигнут путем разных действий. В этом сказывается, между прочим, «метрический» характер человеческой деятельности (Н. А. Бернштейн), позволяющий использовать при фиксированной цели различные способы ее достижения и по ходу выполнения намеченного плана изменять эти способы соответственно изменившейся обстановке.

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание - это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если брать ее как целое, не завершен: цель будет достигнута лишь в том случае, если сосед действительно передаст мне хлеб. Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

Глава 2. Основные формы речи

В психологии принято различать две основные формы речи: внешнюю и внутреннюю.

2.1Внешняя форма речи

Внешняя речь включает в себя:

1. Устную (диалогическую и монологическую)

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Основными правилами диалогической речи являются:

Вежливо представляться и представлять других.

Вежливо задавать вопросы и отвечать на вопросы.

Выражать просьбу, пожелание, недоумение, восторг, сожаление, согласие и несогласие, приносить и принимать извинения.

Беседовать по телефону.

Выразительно и близко к реальности играть свою роль в инсценировке разговора, интервью, в беседе.

Проигрывать ситуации общения с зарубежными сверстниками, гостями.

Обмениваться мнениями о событии, факте, проблеме дискуссии.

Обмениваться впечатлениями о будущей профессии или о дальнейшем обучении.

Дискутировать по проблемам охраны окружающей среды, о сохранении мира, здоровья и т. д.

Опрашивать партнеров по общению по различным проблемам.

- Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно - мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Во время монологической речи допускается

Высказываться по содержанию текста с опорой на краткие записи, план или ключевые слова.

Высказываться по содержанию иллюстративного материала с опорой на вопросы.

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста.

Рассказывать о каком-либо событии или факте.

Выступать в классе с докладом или рефератом, подготовленными дома.

Высказываться кратко по содержанию прочитанного или прослушанного текста.

Устная речь - вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

42 43 44 45 46 47 48 49 ..

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Итак, прямое сопоставление упрощенных психологических схем и сложных лингвистических образований с теми или иными участками мозговой коры не оправдало себя ни теоретически, ни практически. Выход из наметившегося тупика был связан с получением достаточно четких представлений о психологическом строении речевых процессов и их отдельных звеньев, с одной стороны, и нахождением физиологических условий, необходимых для нормальной организации сложных речевых структур, - с другой.

Остановимся на каждом из этих условий подробнее, затем перейдем к вопросу о мозговой организации речевой деятельности.

Современная психология рассматривает речь как средство общения, т.е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, с одной стороны, и субъект, воспринимающий его, - с другой.

С одной стороны, это экспрессивная речь, начинающаяся с мотива высказывания, общей мысли, которая кодируется затем с помощью внутренней речи в речевые схемы, трансформирующиеся в развернутую речь на основе «порождающей», или «генеративной», грамматики.

С другой стороны, это импрессивная речь, проделывающая обратный путь, - от восприятия потока чужой речи и декодирования ее через анализ, выделение существенных элементов и сокращение воспринимаемого речевого высказывания до некоторой речевой схемы, трансформируемой далее посредством внутренней речи в высказывание, общую мысль, со скрытым в нем подтекстом. Этот сложный путь кончается декодированием мотива, стоящего за высказыванием. Очевидно, что такая речевая деятельность (как экспрессивная, так и импрессивная) представляет собой сложнейшее психологическое образование. Характеристика речевой деятельности как специальной формы общения указывает лишь на одну сторону этого процесса. Помимо этого речь является орудием мышления и, наконец, средством регуляции (организации) собственных психических процессов человека.

Посредством слова и предложения (синтагмы, сочетания слов) в речи осуществляется анализ и обобщение поступающей информации, с одной стороны, и формулируются суждения и выводы - с другой.

Поэтому речь, являясь средством общения, становится одновременно и механизмом интеллектуальной деятельности, позволяющим выполнять операции отвлечения и обобщения и создающим основу категориального мышления.

Мы уже дали общую характеристику речевой деятельности и ее основных функций. Однако речь человека характеризуется исполнительной, или операционной, стороной; внимательный анализ ее звеньев имеет для наших целей столь же большое значение, как и анализ структуры речевой деятельности в целом.

Первое из звеньев операционной, или исполнительной, организации речи связано с обеспечением ее физической, или звуковой, стороны: звуковой анализ речи, превращающий непрерывный поток звуков в дискретные единицы - фонемы на основе выделения признаков, играющих решающую роль в различении смысла слов и неодинаковых в различных языках. Ранее мы уже останавливались на психологической характеристике фонем и не будем возвращаться к ней снова. Следующим звеном исполнительной стороны речевого процесса является лексико-семантическая организация речевого акта, состоящая в овладении лексико-морфоло-гическим кодом языка, который обеспечивает превращение образов или понятий в их словесные обозначения. Иными словами, это звено неразрывно связано с такими функциями слова, как корневое обозначение (или предметная отнесенность) и обобщение, т.е. с включением обозначаемого представления в некоторую систему связей по морфологическим или семантическим признакам.

Слово является основной единицей исполнительной (оперативной) стороны речевого процесса. Следующим звеном его организации является предложение, или высказывание, которое может иметь большую или меньшую сложность и которое может превращаться в развернутую, связную (повествовательную) речь.

Высказывание предполагает не столько процесс категориального обобщения, стоящего уже за отдельным словом, сколько процесс перехода от мысли к речи, т. е. кодирование исходного замысла в развернутую систему предложений на основе объективных синтаксических кодов языка и, в частности, посредством внутренней речи, имеющей свернутое, предикативное строение и представляющей собой необходимое звено всякого развернутого высказывания (Л.С.Выготский, 1934, 1956). Сводный анализ речевого процесса, обобщающий большое число психологических и психолингвистических исследований, дан нами в другом месте (см. А.Р.Лурия «Лекции по общей психологии», 1966 - 1970; «Основные проблемы нейролингвистики»), и мы не будем здесь останавливаться на нем подробно.

Однако приведенная выше краткая характеристика речевой деятельности и выделение основных звеньев, входящих в ее состав, необходимы в контексте этой книги. Дело в том, что при различных по локализации мозговых поражениях сложная структура речевой деятельности может ломаться в различных звеньях и приводить к различным речевым дефектам. Только тщательное сопоставление разных форм речевых нарушений с последующим установлением локализации патологического очага может обеспечить трудный, но единственно надежный путь для решения вопроса о мозговой организации речевой деятельности.

Понятие речевой деятельности трактуется нами в контексте теории А. Н. Леонтьева, что означает фиксирование, с одной стороны, ее психологического содержания (то есть предмета, средств, способов, продукта и результата, специфических для речевой деятельности) и потребности как предпосылки всякой деятельности. С другой стороны, такой подход предполагает анализ процессуальной стороны (фазовости) и внешней структуры (или операционально-мотивационных планов деятельности). По предложенному нами определению, речевая деятельность есть активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Речевые действия являются единицами речевой деятельности, но они могут осуществляться и самостоятельно, независимо от нее, входя в другие виды деятельности. Можно полагать, что эмотивная, конативная и фатическая функции языка, по Р. Якобсону, скорее всего и могут быть выражены отдельными речевыми действиями, тогда как референционная, или метаязыковая, предполагают осуществление речевой деятельности в развернутой, полной форме.

При этом существенно, как отмечал С. Л. Рубинштейн, что «о деятельности и действии в специфическом смысле слова мы будем говорить только там, где есть воздействие, изменение окружающего». Именно эта ситуация и имеет место в случае речевой деятельности, например, говорения, когда в результате воздействия говорящего на партнера общения как следствие происходит изменение в его информационном поле.

По отношению к речевой деятельности понятие речевого поведения является менее определенным и более широким (равно как и отношение «деятельность - поведение»). Речевое поведение - специфическая и неотъемлемая часть человеческого поведения в целом как сложной системы поступков, действий, движений. Речевое поведение есть форма социального бытия человека (или его функционирования в социуме). В речевом поведении проявляется вся совокупность речевых действий и речевой деятельности человека. Оно есть манера, характер их реализации человеком, включающее и всю его соматическую активность; содержанием речевого поведения является содержание речевой деятельности. Единицей речевого поведения служит речевой поступок, имеющий означаемое - характер воздействия на партнера и означающее - внешняя исполнительная часть речевой деятельности или речевого действия. Соответственно, можно говорить метафорически о «произносительном поведении», «грамматическом поведении» и т. д. Речевое поведение включает эмоциональный компонент, ибо свойства личности в свою очередь сказываются в ее поведении, по С. Л. Рубинштейну.

В современной науке речь, как известно, трактуется многозначно: это - фонация, говорение, текст, общение. Наиболее устоявшимся является определение речи в качестве акта индивидуального пользования языком, процесса выражения мыслей, чувств, волеизъявлений посредством языка в процессе общения. Сложившаяся в результате многозначности понятия «речь» внутренне противоречивая ситуация определения объекта обучения выражается, например, даже в самом рассмотрении речи в качестве говорения. Анализ литературы показывает, что эти два понятия могут полностью отождествляться (ср.: например, «процессы говорения, или собственно речь») или говорение может определяться только как часть речи - фонация, звучание. Речь часто трактуется в смысле прямого дополнения к термину «слушание» или любому другому синонимически используемому слову: «понимание », «прием », «восприятие », «аудиция », «аудирование », например, в сочетании «слушание речи», «понимание речи», «прием или восприятие речи» и т. д. Такое употребление свидетельствует об отождествлении понятий «речь» и «речевое сообщение» (или «речевой сигнал», «языковой материал», «текст» и т. д.). Речь в этом контексте - это то, что подлежит слушанию, его объект. Однако в то же время довольно распространено и определение речи как «двустороннего, взаимного общения», и следующее отсюда распространенное утверждение, что в функционально-динамическом плане устная речь распадается на процессы слушания и говорения. Из этого определения следует, что «слушание» рассматривается в качестве составной части «речи», понимаемой как общение.

Другими словами, в силу отмеченного выше разнобоя в определении речи сложилась требующая решения парадоксальная ситуация наличия взаимоисключающих трактований речи. Так, если речь - двусторонний процесс (письменного и устного) общения, то есть слушания (чтения) и говорения (письма), то слушание (чтение) тоже должно быть названо речью наряду с говорением (письмом). Но это самоочевидная нелепость, которая устраняется утверждением, что речь есть объект слушания (чтения), ибо в данном утверждении речь синонимизируется с понятием устного или письменного высказывания, текста, выступающего в качестве продукта говорения (письма). Возникает вопрос, а почему все эти разные явления обозначаются исследователями одним и тем же термином. Может быть, в них существует что-то общее, что и позволяет определять их одним наименованием - «речь». Ответ будет положительным, если рассматривать речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе говорения (письма) для другого, для слушателя (читателя), или в процессе слушания (чтения) для себя (см. подробнее далее).

Способ формирования и формулирования мысли заложен в тексте как продукте говорения и объекте рецепции. Но такое толкование требует деятельностного подхода к самому общению и осуществляющим его речевым процессам как видам речевой деятельности и, соответственно, включения языка и речи в ее внутреннюю структуру. Это требование основывается на том положении, что, как и всякая другая деятельность человека, его речевая деятельность (во всех ее видах) может осуществляться только при помощи определенных средств и способов, при этом средства и способы совершения деятельности человека всегда соотносятся с ее предметом.

Так, и в речевой деятельности индивида мы выделяем средства (языковую систему ) и способ (речь ) формирования и формулирования мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности. Соответственно язык и речь «входят » на равных, хотя и различных правах, в систему «говорящий» или «слушающий» человек (а также читающий, пишущий, думающий и переводящий). Проводимый нами анализ этого соотношения направлен на то, чтобы показать, что двучленная, безотносительная к субъекту деятельности схема «язык реализуется в речи» (язык → речь ) может быть заменена трехчленной, менее прямолинейной схемой: «речевая деятельность субъекта включает язык и речь как внутренние средства и способы ее реализации»

Собственно деятельностное направление в изучении языка, языковой способности было заложено лингвистическим пониманием речи как своеобразной активности (деятельности) В. Гумбольдтом, подходом к двучлену «язык - речь» Ф. де Соссюром и положением Л. С. Выготского о словесном значении как единстве общения и обобщения и знаковой опосредствованности процесса общения. В общем контексте теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и определения «речи как специфической деятельности» (А. Н. Леонтьев) А. А. Леонтьевым в 1969 г. были сформулированы основы теории речевой деятельности, где последняя определяется как

«частный случай знаковой деятельности... основной вид знаковой деятельности, логически и генетически предшествующий остальным ее видам».

Деятельностный подход к речи оказался плодотворным, так как позволил А. А. Леонтьеву определить место речи в общем контексте интеллектуального акта, рассмотреть структуру речевого действия по аналогии с фазностью деятельности, определить его операциональную структуру и основную характеристику - целеположенность. А. А. Леонтьевым выделены наиболее важные для процесса овладения изучаемым языком моменты - ориентировка в условиях деятельности, типы операций, выработка плана в соответствии с результатом ориентировки, реализация этого плана и контроль. Однако в настоящее время создалась несколько противоречивая ситуация. Она вызвана, во-первых, тем, что, по сути, в качестве объекта обучения выступает та же речь, но определенная теперь как речевая деятельность. Во-вторых, противоречивость вызывается тем, что сам А. А. Леонтьев подчеркивает некоторую условность определения речи как деятельности, считая термин «речевая деятельность » некорректным и, строго говоря, не терминологичным. «Речь включается как составная часть в деятельность более высокого порядка.

Речь - это обычно не замкнутый акт деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой». Тем не менее предложенная А. А. Леонтьевым теория речевой деятельности в целом в настоящее время служит надежной основой общего направления исследования этого феномена в психолингвистике, социолингвистике и др.

Предлагаемый нами подход к исследованию речевых процессов с точки зрения теории деятельности предполагает другое толкование речевой деятельности:
а) трактовку речевой деятельности не в отношении к речи, а к процессу выдачи и приема сообщения,
б) определение речи не как выражения мысли (экспрессии ) или даже общения, а как способа формирования и формулирования мысли посредством языка в процессах говорения (письма), слушания (чтения).

В таком определении каждый из этих процессов, осуществляемый субъектами взаимодействия в вербальном общении (монологическом, диалогическом или полилогическом), рассматривается нами как вид речевой деятельности, характеризующийся всем тем, чем определяется любая другая самостоятельная деятельность человека. Прежде всего это относится к утверждению наличия «собственной » речевой коммуникативно-познавательной потребности. Существенно, что при данном подходе речь рассматривается только в категориях деятельности как способ действия с предметом (мыслью) посредством языка, выступающего в качестве средства деятельности.

Речевая деятельность есть специфическая форма человеческой деятельности, ее самостоятельный вид. Она представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом) . Речевая деятельность людей как совокупность речевых действий может входить в другую, более широкую деятельность, например, общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью в полном «деятельностном» смысле этого понятия. Это утверждение означает, что речевая деятельность характеризуется всеми особенностями, отличающими ее от процесса (с которым она находится в отношении «вид - род»), а именно: мотивированностью, целенаправленностью (целеположенностью), предметностью, структурностью. Соответственно, понятия «речевой процесс» и «речевая деятельность» не могут рассматриваться как синонимы, ибо речевая деятельность есть процесс, но не всякий речевой процесс есть речевая деятельность. Например, приветствия, ответы на вопрос типа «Здравствуйте! Как дела? Как живете?» или воспроизведение по памяти (либо наизусть) текста, или слушание и запись домашнего задания суть речевые процессы в форме определенных речевых действий, но не речевая деятельность. Что же определяет речевой процесс как деятельность, в каких видах она существует и что является основанием для разграничения этих видов - это вопросы, правильные ответы на которые имеют практическое педагогическое значение.

Как и всякая другая деятельность человека, характеристика речевой деятельности определяется целым рядом параметров и прежде всего :
1) структурной (внешней и внутренней) организацией,
2) предметным (психологическим) содержанием,
Речевая деятельность человека обусловливается сложным взаимодействием функционирования внимания, восприятия, мышления, памяти, которые выступают в качестве
3) общефункциональных психологических механизмов этой деятельности,
4) единством внутренней и внешней стороны,
5) единством содержания и формы реализации этой деятельности.

Структурная организация речевой деятельности

Говоря о внутренней структурной организации речевой деятельности, прежде всего отметим, что всякая деятельность человека, согласно теории А. Н. Леонтьева, и речевая деятельность, если она рассматривается в качестве таковой, определяются трехфазностью. В эту структуру входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская (аналитико-синтетическая) и исполнительная фазы .

В нашей трактовке первая фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели деятельности как будущего ее результата . При этом общеизвестно, что основным энергетическим источником деятельности (и общей активности личности) является потребность - «нужда », «необходимость» в чем-то. Еще раз напомним в этой связи положение А. Н. Леонтьева, где детализируется понятие потребности применительно к деятельности:

«...предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность («опредмечивается » в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее».

Источником речевой деятельности во всех ее видах является коммуникативно-познавательная потребность . Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности, в качестве которого выступает мысль, становится внутренним коммуникативно-познавательным мотивом этой деятельности. Мотив определяет динамику и характер всех видов речевой деятельности. Как подчеркивал Л. С. Выготский, раскрывая природу речевого процесса,

«...мысль - еще не последняя инстанция во всем этом процессе. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоят аффективная и волевая тенденции. Только они могут дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления. Если мы сравнили выше мысль с нависшим облаком, проливающимся дождем слов, то мотивацию мысли мы должны были бы, если продолжить это образное сравнение, уподобить ветру, приводящему в движение облака. Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку».

Тем самым мотивационно-побудительная фаза деятельности, ее мотив входят таким образом во внутреннюю структуру деятельности, определяя и направляя ее.

Вторую фазу деятельности составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитико-синтетическая , по С. Л. Рубинштейну) часть, направленная на

«исследование условий деятельности, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий деятельности и т. п.»

Аналитико-синтетическая фаза деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности . И, в частности, можно полагать, что на этой фазе речевой деятельности реализуется отбор средств и способа формирования и формулирования собственной или чужой (заданной извне) мысли в процессе речевого общения. Это - фаза планирования, программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности при помощи ее средств и способов.

Третья фаза всякой деятельности - исполнительная, реализующая . При рассмотрении этой фазы в речевой деятельности важно отметить, что она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной . Так, например, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная, моторная часть деятельности говорения очевидна, она внешне ярко выражена в артикуляционных движениях говорящего или в моторных движениях руки пишущего и затем в акустическом (графическом) эффекте. Анализируя особенности речевой деятельности, А. А. Леонтьев обращает внимание на то, что «каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение». Нам важно подчеркнуть, что такая динамическая система, представляя собой операциональный механизм деятельности, обусловливает в значительной мере скорость, автоматизм выполнения любого вида деятельности, в том числе и речевой. Совершенство этой системы означает сформированность речевых навыков.

Предметным (психологическое) содержание речевой деятельности

Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, результат и т. д..

Предмет рассматривается в качестве основного элемента предметного содержания деятельности. Он определяет и сам характер деятельности, ибо «по различию их предметов различаются отдельные виды деятельности». Именно в предмете реализуется, «находит» себя, или «опредмечивается» в ней, потребность деятельности. Предмет деятельности может быть вещественным, материализованным и идеальным. При анализе видов речевой деятельности существенно подчеркнуть идеальность ее предмета. Предметом речевой деятельности, что уже отмечалось выше, является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях.

В выражении мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности, реализуется цель таких ее видов, как говорение и письмо. В воссоздании чужой «заданной» мысли осуществляется цель слушания и чтения. При этом речь, выступающая в качестве способа формирования и формулирования мысли посредством языка, представляет собой тем самым внутреннее орудие, инструмент выполнения всех видов речевой деятельности. Очевидно, что предмет - основной элемент психологического содержания речевой деятельности - определяет специфику и условия ее протекания.

Речевую деятельность можно рассмотреть и как трехуровневое образование, где средний уровень - это мотивационно-потребностно-целевой, нижний уровень - предметный план деятельности, а верхний - операциональный. Схематически в общем контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева и применительно к речевой деятельности это может быть представлено следующим образом (см. схему).

Не менее значимым (но уже в аналитических целях дальнейшего распредмечивания условий деятельности) элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт - это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, вещественно не материализован. Так, в качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятельности, а может и не осознаваться в качестве такового, представляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, принимаемое субъектом в ходе деятельности. Высказывание (текст) - продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психологические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.

Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, результат продуктивных видов речевой деятельности - реакции (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.

Естественно, что идеальная форма предмета, продукта и результата речевой деятельности, равно как и другие условия ее реализации, в значительной мере определяют ее специфику в общей иерархии деятельности человека. И в то же время речевая деятельность соответствует общему определению деятельности (А. Н. Леонтьев), согласно которому этим термином обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают вызвавшей его потребности. В нашей трактовке речевая деятельность отвечает потребности общения, коммуникативной, познавательной потребности, являющихся высшими духовными потребностями человека. Эти потребности, воплощаясь во внутреннем мотиве и коммуникативном намерении, определяют цель речевой деятельности, выражающуюся в самом предмете, то есть в том, на что она направлена, в самом содержании мысли. Таким образом, намечается и внутренняя неразрывная связь между структурной организацией деятельности и ее предметным содержанием.

Рассматривая характеристики деятельности, следует определить и ее единицу . Как отмечает Л. И. Анцыферова:

«сама деятельность человека как направленное идеальной целью взаимодействие его с природной и социальной средой является основной единицей жизни человека», «а действие представляет собой клеточку деятельности».

Действие - это морфологическая единица деятельности. И если единица деятельности - действие, то единицей поведения как социально обусловленной формы взаимодействия человека с окружающей действительностью является поступок. Поступок - это социальное действие, которое реализует или выражает отношение человека к действительности, к другим людям. Поступок может рассматриваться как социальное действие, имеющее свое «означаемое» и «означающее». «Означаемым» является то, что хотел человек выразить (вольно или невольно) своим действием по отношению к другим людям, «означающим» - вербальная или невербальная форма реализации действия.

Представляя собой особый вид человеческой деятельности, речевая деятельность имеет и специфическую единицу: в рецептивных видах речевой деятельности - слушании и чтении - это смысловое решение , а в ее продуктивных видах - говорении и письме - это речевой поступок . По определению В. А. Артемова, «речевой поступок является простейшей единицей вербального общения» , имеющей свое «коммуникативное содержание» и «коммуникативную форму». Детализируя здесь высказанную ранее мысль, подчеркнем, что в качестве «означаемого», или «коммуникативного содержания» речевого поступка, выступает передаваемое субъектом деятельности с определенным осознаваемым или неосознаваемым коммуникативным намерением смысловое содержание высказывания. «Коммуникативной формой» является лексико-грамматическое и особенно интонационное оформление речевого действия. Важно также отметить, что речевой поступок в продуктивных видах речевой деятельности реализуется целым высказыванием, выражающим коммуникативное намерение в любой форме - предложении, сверхфразовом единстве, микротексте.

Третья характеристика речевой деятельности - ее общефункциональные психологические механизмы . Они представляют собой сложное многозначное образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими. При этом собственно речевые механизмы, например, грамматическое структурирование, основываются на действии общефункциональных механизмов мышления, памяти, опережающего отражения...

Четвертой характеристикой речевой деятельности является единство ее внутреннего и внешнего планов . Как и всякая другая деятельность, она определяется единством двух сторон - внешней, исполнительной, реализующей саму деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В этой характеристике речевой деятельности проявляется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому, по С. Л. Рубинштейну, психика, сознание являются внутренней, интегральной частью деятельности, формируемыми в деятельности и определяющими реализацию этой деятельности.

В качестве такой внутренней стороны деятельности, осуществляющей ее организацию, планирование, программирование, выступают те психические состояния и функции, которыми она реализуется, - это потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство служит тем общефункциональным психологическим механизмом, посредством которого осуществляется деятельность вообще и речевая, в частности. Так, внутренней стороной, или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды речевой деятельности, является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие, продуктивные виды - процесс смысловыражения (или речепорождения, речепроизводства).

Основываясь на том, что структура любой модели интеллектуального акта, и в том числе речевого, должна иметь как минимум четыре уровня, А. А. Леонтьев наметил следующие четыре основных этапа процесса речепорождения для продуктивных видов речевой деятельности: этапы мотивации, замысла, реализации замысла и сопоставления реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побудительную фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого, например, внутреннего, смыслового кода. При этом структура внутренней (и внешней в то же время) сторон рецептивных видов речевой деятельности та же, что и продуктивных видов, но с другим порядком следования и наименования фаз (этапов)...

Общность характера внутренней стороны всех видов речевой деятельности выявляется :
а) в ее трехфазности - наличии побуждающего, смыслоформирующего и формулирующего, то есть внутренне реализующего, уровня;
б) в обязательном включении в этот процесс способа формирования и формулирования мысли посредством языка (или средствами предметно-схемного, универсального, предметного кода), то есть речи;
в) в определяющей, инициирующей для всей деятельности роли внешнего и внутреннего мотива (как опредмеченной потребности), который сам является следствием детерминирующего осознаваемого или неосознаваемого человеком воздействия внешнего по отношению к нему раздражителя.

Единство смыслового содержания и формы также характеризует речевую деятельность во всех ее видах. Выражаемая в продуктивных видах речевой деятельности собственная мысль говорящего (пишущего) и воспринимаемая слушателем (читателем) в рецептивных видах чужая, заданная ему извне мысль определяют содержательную сторону этих процессов. Содержанием всех видов речевой деятельности, таким образом, является смыслоорганизация воспроизводимого и воспринимаемого высказывания, в которой отражается предметная действительность в связях и отношениях объектов и явлений. Формой такой смыслоорганизации и соответственно «формой» самой речевой деятельности служат перцептивные, мыслительные, мнемические и моторные действия, как действия внутреннего и внешнего оформления мысли.

В этом же плане анализа единства содержательной и формальной сторон речевой деятельности может быть рассмотрен и ее продукт. Содержанием продукта рецептивных и продуктивных видов является заключенная в нем мысль, смысл, смысловое содержание. Формой продукта говорения (письма), в качестве которого выступает текст, служит его лексико-грамматическое и фонетическое оформление, формой рецептивных видов - характер предицирования умозаключения.

Проведенный анализ основных характеристик речевой деятельности показывает, что новым в деятельностном подходе является то, что под речевой деятельностью мы имеем в виду не просто речевую активность, не речевую практику, не речь как акт, не процесс индивидуального пользования языком, не общение, а структурно и содержательно новое явление, определяющее характер (и в котором в то же время оно выражается) взаимодействия людей в процессе их речевого общения. Речевая деятельность, подчеркнем это еще раз, представляет собой целенаправленный, мотивированный, активный процесс приема и (или) выдачи сообщения, организованного социально отработанными средствами (язык) и способом (речь) формирования и формулирования мысли в общении людей друг с другом.

Взаимосвязь всех видов РД, форм речи (или способов формирования и формулирования мысли посредством языка) и характера общения достаточно сложна. Сложность этой взаимосвязи отражает многогранность и многообразие самого речевого общения посредством языка.

Ниже приведено схематическое изображение взаимосвязи всех этих явлений в системе «человек». Круг обозначает (пунктиром) границы системы. Продуктивные виды РД - говорение и письмо - вынесены за круг. Рецептивные виды РД - слушание и чтение, а также думание - находятся внутри него. Сплошные линии (стрелки) окружности на всей схеме указывают направление речевого действия.

Схема наглядно показывает, что одна и та же форма речи (например, внутренняя) реализуется в трех видах речевой деятельности, но она никогда не реализуется в говорении или письме. Внутренний способ формирования и формулирования мысли, так же как и оба вида внешнего способа, «входит», как бы «включается» субъектом деятельности в разные виды РД в зависимости от ситуации общения. При этом думание как вид РД может предшествовать другим видам РД или протекать одновременно с ними.

  • Модель порождения речевого высказывания а.Р.Лурии
  • Модель порождения речи т.В.Рябовой
  • Тема 7. Восприятие и понимание речевого сообщения
  • Тема 8 Речь в системе психических процессов. Речь и мышление
  • Проблема внутренней речи
  • Проблема отношения мысли к слову
  • Проблема неречевого мышления
  • Паралингвистика
  • Тема 9 Онтогенез речевого развития ребенка
  • IV. Содержание самостоятельной работы
  • 3.1.Планирование самостоятельной работы
  • 3.2. Списки литературы Список учебной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • 3.3. Задания для самостоятельной работы с учебным материалом
  • Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности
  • Тема 2. Система языка и речь
  • Тема 3. Понятие и структура речевой деятельности
  • 4.2. Темы рефератов
  • 4.3. Примерные тестовые задания для подготовки к зачетному тестированию
  • 28. Установите соответствие между структурными компонентами речевой деятельности и их содержанием
  • Рекомендации к сравнительному анализу подходов различных исследователей к изучаемой проблеме
  • Рекомендации к написанию тезисного плана
  • Рекомендации к разработке мультимедийной презентации по заданной теме
  • Приложения хрестоматия
  • К. Карлеп порождение, восприятие и осознание речи
  • 1. Постановка проблемы
  • 2. Модели порождения высказывания
  • 3. Осмысленное восприятие высказывания
  • 4. Осознание лингвистических единиц и обучение
  • Некоторые методологические проблемы
  • Развитие функций речи
  • Л.С.Выготский Мышление и речь
  • Л.Н.Леонтьев (Извлечения)
  • Лев Петрович Якубинский
  • § 12. Интерес и внимание к целевым многообразиям языка возник у нас в последнее время снова в связи с вопросами поэзии27.
  • Глава II.
  • Глава III.
  • Глава I.
  • § 12. Интерес и внимание к целевым многообразиям языка возник у нас в последнее время снова в связи с вопросами поэзии27.
  • Глава II.
  • Глава III.
  • Глава VII.
  • § 44. Всем известен разговор двух кумушек, из которых одна – глухая: «Здорово, кума. – На рынке была; – Аль ты глуха? – Купила петуха; – Прощай, кума. – Полтину дала».
  • Глава VIII.
  • § 51. В этом параграфе я приведу несколько примеров непривычной речевой деятельности, т. Е. Речевой деятельности, протекающей в порядке волевого действия с непривычными элементами.
  • § 52. Момент непривычности в речи может быть иллюстрирован и на процессе восприятия речи. Приведу примеры.
  • Общие сведения о речи Глава 1. Речь: понятие, термины
  • Глава 2. Язык и речь: общее и различное
  • Глава 3. Функции языка и их реализация в речи
  • Глава 6. Виды речи как деятельности
  • Глава 7. Внутренняя речь
  • Глава 8. Мышление и речь – речь и мышление
  • Механизмы речи глава 9. Высказывание. Речевой акт
  • Глава 10. Мотивация речи
  • Глава 11. Речевая интенция
  • Глава 12. Семантико-грамматическое структурирование
  • Глава 13. Переход к внешней речи (акустической и графической)
  • Глава 14. Моделирование процесса восприятия речи
  • Глава 15. Обратная связь
  • Глава 16. Билингвизм
  • Глава 19. Монолог и диалог
  • Глава 29. Словарь личности и его развитие
  • Глава 32. Невербальные средства общения
  • Сл. Рубинштейн к вопросу о языке, речи и мышлении
  • С.Л.Рубинштейн речь
  • Речь и общение. Функции речи
  • Различные виды речи
  • Речь и мышление
  • Мышление, язык и речь
  • Е.Ф.Соботович психофизиологическая структура речевой деятельности и ее формирование в процессе нормального онтогенеза Нейропсихологические механизмы устной речи
  • А.К.Маркова периодизация речевого развития
  • Рабочие тетради
  • Характеристика психолингвистики как науки
  • Периодизация психолингвистики
  • Сравнительные характеристики языка и речи
  • Сопоставление базовых единиц языка и речи
  • Свойства языкового знака
  • Тема 3 Понятие и структура речевой деятельности

      Определение понятия “речевая деятельность”, ее структура.

      Психологические механизмы речевой деятельности.

    С середины 1930-х гг. в рамках российской психологической школы Льва Семеновича Выготского интенсивно развивался деятельностный подход, который в форме теории речевой деятельности представлен в работах А.Н.Леонтьева.

    Деятельность с позиции Л.С.Выготского. Структура деятельности. Деятельность – это активность субъекта в окружающей действительности. Она организована иерархически по схеме: Деятельность – Действия – Операции. У человека возникает потребность, затем формируется цель. Деятельность подчинена определенной цели, для достижения которой у человека появляется мотив, для его достижения человек выполняет определенные действия, использует разнообразные средства.

    Функция цели – направлять, функция мотива – побуждать. Цель осознается, а мотив – не всегда. Действия определены целями, операции – условиями. Всякая предметная деятельность отвечает потребности, потребность реализуется в мотиве. Следовательно, мотив – это опредмеченная потребность.

    На психофизиологическом уровне деятельность контролируется клетками и разделами мозга и особенностями организма, что иногда накладывает определенные ограничения на протекание деятельности.

    Особенности деятельности . Деятельность многомерна и динамична, характеризуется постоянными трансформациями: акт деятельности утрачивает мотив и превращается в действие, реализующее другое отношение к миру, другую деятельность, и наоборот: действие может приобрести самостоятельную побудительную силу я стать актом деятельности; действие может трансформироваться в ситуацию.

    Классификация деятельности . Деятельность различают по следующим параметрам:

      по виду: трудовая, игровая, познавательная;

      по форме: внешняя (материальная) и внутренняя (теоретическая).

    Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности . Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации (перевода вовнутрь) и экстериоризации (перевода вовне). При этом действие одного вида может входить как образующий элемент в деятельность другого вида или формы: например, теоретическое действие может входить в состав практической – трудовой деятельности, трудовое действие – в состав игровой и т.д. Человеческая деятельность основана на общении – или свойстве совместности.

    Речевая деятельность и ее характеристики . Речевая деятельность – совокупность актов говорения и понимания. Является результатом перевода вовнутрь или интериоризации материальных действий. Представлена в форме отдельных речевых действий. Каждое речевое действие мотивировано, целенаправленно, структурно.

    Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта – формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речь включает процессы порождения и восприятия (приема и анализа) сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности.

    Речевая деятельность определяется А.А.Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. По его мнению, речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с “классическими” видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе, побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность.

    Отличительными признаками речевой деятельности, по А.А.Леонтьеву, являются следующие:

      Предметность деятельности. Она определяется тем, что речевая деятельность, по образному выражению А.Н.Леонтьева, протекает “с глазу на глаз с окружающим миром”. Иначе говоря, “в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов – навстречу... объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, как мы видим, вовсе не замыкается”.

      Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

      Мотивированность речевой деятельности. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами.

      Иерархическая (“вертикальная”) организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц.

      Фазная (“горизонтальная”) организация деятельности. Наиболее полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было предложено И.А. Зимней: “...речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения”.

    В этих случаях речевая деятельность рассматривается как собственно коммуникативная, так и как профессиональная деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, социально “зафиксированной” деятельности человека. Исходя из этого положения, И.А.Зимняя делает очень важный вывод, имеющий непосредственное отношение к методике развития речи: обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования ее как самостоятельной, обладающей всей полнотой своих характеристик деятельности.

    Как и всякая другая деятельность человека, речевая деятельность имеет структуру: определяется уровневым или фазным строением. Сама идея “фазного” строения деятельности принадлежит отечественному психологу XX столетия Сергею Леонидовичу Рубинштейну . Характеризуя фазное строение речевой деятельности, авторы выделяют в своих трудах разное количество фаз речевой деятельности, например, А.А.Леонтьев выделяет пять самостоятельных фаз речевой деятельности, известный отечественный специалист в области практической лингвистики, автор методики развития речи учащихся общеобразовательной школы Т.А.Ладыженская – четыре, И.А.Зимняя – три фазы. По И.А.Зимней, в структуру речевой деятельности входят:

      Побудительно-мотивационная фаза – реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как будущего ее результата. Источником речевой деятельности во всех ее видах является коммуникативно-познавательная потребность и соответствующий ей коммуникативно-познавательный мотив. Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности – мысли, становится мотивом данной деятельности. Важным для понимания природы психологических процессов, составляющих эту фазу речевой деятельности, является разграничение понятий потребность и мотив. В общей психологии потребность традиционно определяется как личностное желание, стремление к осуществлению деятельности (образно говоря, “хочу сказать” или “не могу молчать” – применительно к речевой деятельности). В первоначальный момент своего существования потребность имеет неосознанный (или недостаточно осознанный) характер. Когда же потребность “осознается”, связывается с предметом речи (некоторым мысленным содержанием) и целями речевой деятельности, она трансформируется, превращается в мотив. Исходя из этого, мотив можно определить как “осознанную” потребность. Важной составляющей первой фазы речевой деятельности, играющей определяющую роль в преобразовании потребности в устойчивый мотив речи, является “речевая интенция” – это направленность сознания, воли и эмоций субъекта речевой деятельности на осуществление этой деятельности.

    Мотивационно-побудительная фаза речевой деятельности, ее мотив входят во внутреннюю структуру деятельности, определяя и направляй ее. Не случайно Л.С.Выготский определял мотив, с одной стороны, как “источник”, “движущую силу” речи человека, а с другой – как своеобразный “механизм запуска” речи.

    Как подчеркивал А.Р.Лурия, “от мотива, стоящего у истоков высказывания, зависит выбор из всех возможных связей, стоящих за словом, только тех, которые соответствуют данному мотиву и придают этому высказыванию совершенно определенный субъективный смысл”. Большинство отечественных психолингвистов выделяют как составляющий компонент первой фазы речевой деятельности коммуникативное намерение. Коммуникативное намерение определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания. Выражением коммуникативного намерения, наряду с лексико-грамматическими средствами языка, в основном является интонация.

    2. Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности, направлена на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств. Одновременно это фаза планирования, программирования и внутренней – смысловой и языковой организации речевой деятельности. Данная фаза включает следующие компоненты:

    Первый компонент предполагает разноплановую ориентировку субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации. Он предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по следующим “вопросам”: “С кем?”, “Где?”, “Когда?”, “В течение, какого промежутка времени?” будет осуществляться (или уже происходит) речевая деятельность. Он же предусматривает четкое определение целей речевого общения (или собственной индивидуальной речемыслительной деятельности), а также осознание (уточнение и “расшифровку”) предмета речевой деятельности (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в речевой деятельности). Схематически данный компонент второй фазы речевой деятельности может быть представлен следующим образом:

    Ориентация субъекта речевой деятельности в ситуации речевого общения (В.П. Глухов)

    3. Второй компонент основан на реализации важных умственных действий планирования и программирования речевых высказываний – осознанных речевых действий в рамках речевой деятельности. Для его характеристики важно четкое разграничение основных интеллектуальных операций, обеспечивающих речевой процесс. В психологии планирование понимается как умственное действие, направленное на выделение основных этапов деятельности (речевых действий, ее составляющих) и определение последовательности их реализации. Создание плана включает наметку пути и способа действия, составление обобщенной программы предстоящих действий. Следует подчеркнуть, что “внутренние, умственные действия... (в системе деятельности) происходят из внешних, они являются результатом процесса интериоризации последних”. В свою очередь программирование деятельности означает преобразование, развертывание составленного плана в программу деятельности, на основе его детализации и конкретизации, в процессе чего основные действия (этапы деятельности) соотносятся со способам (виды и формы речи) и средствами (знаки языка) и условиями осуществления деятельности.

    Примером планирования речи может служить составление плана развернутого речевого высказывания (целого текста), которое состоит в определении основных смысловых фрагментов будущего высказывания (подтем, абзацев – в составе текста) или, по образному определению Н.И.Жинкина, основных его “смысловых вех” и определении последовательности их отображения в тексте. Сюда же относится композиционное построение текста с выделением основных его структурных частей – “зачина” (вступления), основной (познавательной) части и заключения и определения в самом общем виде их основного содержания. В дальнейшем, при составлении программы высказывания, эти основные смысловые части конкретизируются и детализируются с точки зрения их предметного содержания (на основе, выделения микротем, значимых информативных элементов, операций пространственно-временной и понятийной развертки текста); одновременно выбирается форма отображения в речевой деяткльности предмета речи, определяется стиль речи, отбираются некоторые средства языкового выражения.

    4. Исполнительная и регулирующая фаза, реализующая речевые высказывания (или их восприятие и понимание), вместе с тем включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами. Характеризуя данную фазу, И.А.Зимняя отмечает, что она может быть внешне выраженной и внешне невыраженной. Так, исполнительная фаза процесса слушания в речевой деятельности внешне не выражена (или почти не выражена), тогда как “моторная часть” деятельности говорения очевидна и ярко выражена.

    Таким образом, речевой деятельности направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Речевая деятельность проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.

    Психологические механизмы речевой деятельности

    Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Речевую деятельность характеризуют многозначность, многоуровневая структура, подвижность и связь со всеми другими психическими функциями. Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов. Эти механизмы были и являются до сих пор предметом исследования многих психологов и психолингвистов. Наиболее полно характеристика психологических механизмов речевой деятельности представлена в исследованиях одной из отечественных школ психолингвистики (“школа В.А.Артемова – Н.И.Жинкина – И.А.Зимней). В работах Н.И.Жинкина и И.А.Зимней представлена целостная научная концепция психологических механизмов речевой деятельности. Согласно этой концепции, основными психологическими механизмами речевой деятельности являются:

      Механизм осмысления.

      Речевой памяти (мнемической организации речевой деятельности), а также механизм.

      Упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования).

    1. Механизм осмысления речи , обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализуется механизм осмысления через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга – на основе задействования всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в речевой деятельности фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (например, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения). Без задействования этого механизма невозможно осуществить планирование и программирование, контроль за протеканием речевой деятельности и ее результатами.

    2. Механизм речевой памяти обеспечивает все стороны речевого процесса, включая как “содержательный аспект” речи, так и аспект ее языкового выражения. В функции речевой памяти входит:

      актуализация знаний и представлений о способах реализации речевой деятельности;

      знаний о социальных правилах (“нормах”) речевого общения в различных ситуациях реализации речевой деятельности;

      актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний (грамматических, стилистических, орфографических – для письменной речи), соответствующих понятию “языковой нормы”;

      актуализация (“извлечение из памяти”) речевых, языковых и социальных “эталонов” тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности (например, эталоны нормативного звукового образа отдельных слов и словосочетаний, “грамматические” эталоны словоформ, речедвигательные эталоны, необходимые для процесса реализации речи в произносительном плане).

    Важную роль в реализации речевой деятельности играют и процессы кратковременной оперативной памяти. Процесс непосредственного порождения (создания) и восприятия любого речевого высказывания, реализация образующих этот процесс действий и операции невозможен без удерживания в памяти всех составляющих это высказывание компонентов (на период его порождения или анализа).

    3. Механизм упреждающего анализа и синтеза стал предметом активного изучения в отечественной психолингвистике только в 70-х годах XX в. Однако до настоящего времени механизм прогнозирования речевой деятельности остается еще недостаточно изученным.

    По мнению А.А.Леонтьева, действие этого механизма можно охарактеризовать как “эвристический принцип” организации речевой деятельности. В соответствии с этим речевая деятельность должна предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения, а также допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи; В этой связи важным представляется использование созданной Н.А.Бернштейном в рамках теории психофизиологической организации движений “модели будущего”.

    Рассматривая возникновение и реализацию произвольного движения, Н.А.Бернштейн представляет его последовательность в виде следующих этапов:

      восприятие и оценка ситуации;

      определение, что должно стать с ситуацией в результате активности;

      что надо сделать для этого;

      как сделать это (последние два этапа образуют программирование решения поставленной задачи).

    Таким образом, речевой деятельности во всех ее видах реализуется посредством сложного механизма. Процессы осмысления, удержания в памяти, опережающего отражения служат теми внутренними механизмами, при помощи которых в свою очередь осуществляется действие основного операционного механизма речи, который Н.И.Жинкин определил как единство двух звеньев – механизма составления слов из элементов и составления фраз-сообщений из слов. Психологические и речевые механизмы представляют собой сложное многозвенное образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими.

    И.А.Зимняя в качестве основных видов взаимодействия людей в процессе вербального общения выделяет: говорение, слушание, письмо и чтение. По мнению И.А.Зимней, перевод нельзя отнести к основным видам речевой деятельности, поскольку он напрямую не связан ни с процессами формирования и формулирования мысли, (как предмета речевой деятельности), ни с деятельностью по ее анализу, переработке. Он обеспечивает главным образом возможность совместной речевой деятельности людей, разговаривающих и пишущих на разных языках.

    Все виды речевой деятельности имеют много общего и в то же время отличаются друг от друга по ряду параметров. И.А.Зимней предложены следующие виды речевой деятельности в зависимости от параметров:

    I. По характеру речевого общения речевая деятельность подразделяется на виды, реализующие устное общение (говорение и слушание), и виды, реализующие письменное общение. Именно эти виды речевой деятельности первыми формируются в онтогенезе как способы реализации общения человека с другими людьми. К этим видам речевой деятельности у человека имеется наследственная предрасположенность, основу которой составляют:

      наличие у человека специфического уникального аппарата для осуществления психической интеллектуальной деятельности (продуктом которой и является речевая деятельности), а именно – больших полушарий коры головного мозга. Высшие (корковые) отделы головного мозга, которые обеспечивают человеку возможность овладения речевой деятельностью, к моменту рождения оказываются уже в значительной степени (примерно на две трети) сформированными. Интенсивное их формирование происходит в первый год жизни ребенка, в так называемый “предречевой период” формирования речевой деятельности, и к моменту начала овладения экспрессивной внешней речью кора головного мозга оказывается уже в значительной мере сложившейся в морфофункциональном отношении.

      “Наследственная готовность” во многом определяется особым строением отдельных анатомических частей организма человека, “ответственных за овладение звучащей членораздельной речью” и получивших название периферического речевого аппарата. К моменту рождения ребенка этот анатомо-физиологический аппарат речи оказывается в значительной мере сложившимся и в “доречевой” период (первый год жизни) происходит его “психофизиологическая настройка”.

    Нарушение, “поломка” формирования указанных структурных аппаратов речевой деятельности в период внутриутробного развития или во время родов всегда приводит к нарушениям в формировании речи (речевой деятельности).

    К “надстроечным” видам речевой деятельности относятся чтение и письмо. Эти виды речевой деятельности формируются на основе двух первых – слушания и говорения (письмо вообще нередко определяется как отображение устной речи “в письменной форме”). Являясь вторичными по происхождению, чтение и письмо представляют собой более сложные виды речевой деятельности. Педагогическая практика показывает, что, для того, чтобы ребенок смог овладеть ими, необходимо специальное целенаправленное обучение.

    II. По характеру выполняемой в процессе общения роли, виды речевой деятельности подразделяются на реактивные и инициальные. Говорение и письмо являются инициальными процессами речевого общения, стимулирующими, в свою очередь, слушание и чтение. Последние (слушание и чтение) выступают в качестве ответных реактивных процессов, и в то же время они являются необходимым условием процессов говорения и письма.

    Ш. По направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные (основанные на процессах восприятия, “рецепции”) и продуктивные. Посредством продуктивных видов речевой деятельности (говорение, письмо) человек осуществляет создание и выдачу речевого сообщения. Посредством рецептивных видов речевой деятельности (слушание, чтение) осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения. Эти две пары видов речевой деятельности отличаются между собой по способам их психофизиологической организации. При осуществлении рецептивных видов речевой деятельности функционируют, прежде всего, слуховой и зрительный анализаторы, в продуктивных же – задействованы, в основном, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Соответственно, рецептивные виды речевой деятельности во многом определяются состоянием и особенностями слухового и зрительного восприятия, а продуктивные – состоянием и уровнем развития двигательной сферы.

    IV. Различные виды речевой деятельности предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли (предмета речевой деятельности), разные формы организации речевого общения и соответствующие формы речи. Таких форм, по определению И.А.Зимней, существует три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь. Речь, являясь преимущественно средством и формой общения, реализует эту функцию посредством разных видов и форм речи.

    Внутренняя речь, обеспечивающая и опосредующая устную и письменную

    Виды речи в зависимости от способа формирования и формулирования мысли

    V. Виды речевой деятельности отличаются друг от друга и по характеру обратной связи, регулирующей эти процессы. Так, в обоих продуктивных видах речевой деятельности (говорение и письмо) осуществляется нервно-мышечная обратная связь от органа-исполнителя (артикуляционного аппарата, пишущей руки) к “организующему” программу этой деятельности участку головного мозга. Эта обратная связь (через механизм “обратной афферентации”) выполняет функцию внутреннего контроля и корректировки. При этом в регулировании письма на начальных этапах его усвоения детьми участвуют обе формы этого мышечного контроля (внутреннее “озвучивание” подлежащего написанию слова или его проговаривание во внешней речи). Наряду с внутренней обратной связью, продуктивные виды речевой деятельности регулируются и внешней обратной связью (слуховое восприятие).

    В обоих рецептивных видах речевой деятельности – слушании и чтении – обратная связь осуществляется, главным образом, по внутренним каналам смыслового контроля и смыслового анализа, механизм которых еще недостаточно изучен и ясен. Если в процессе чтения эффект обратной связи в той или иной мере выявляется в регрессивных движениях глаз и паузах фиксации взора, то при слушании этот эффект вообще не наблюдаем и не контролируем внутренней обратной нервно-мышечной связью. Это определяет большую сложность управления и организации данных видов речевой деятельности. Специальными экспериментальными исследованиями (В.И.Бельтюков, А.Н.Соколов, Л.А.Чистович) было установлено, что механизм обратной связи процесса говорения используется и в рецептивных видах речевой деятельности, прежде всего, в процессах слушания. Исследования показали, что в процессе слушания (восприятия и анализа воспринимаемой речи) у человека отмечается внутренняя “речедвигательная активность”. В процессе восприятия речи она проявляется в двух основных формах: в повышении мышечного тонуса в органах периферического (главным образом, артикуляционного) речевого аппарата и в виде специфических микродвижений этих органов (в первую очередь, движений языка). По своей “кинематической схеме” эти микродвижения почти полностью соответствуют движениям органов артикуляции говорящего, чью речь и воспринимает слушающий. Таким образом, слушающий как бы воспроизводит (во внутреннем речедвигательном плане) вслед за говорящим собеседником, его речевое высказывание. Такое минимально отсроченное воспроизведение речи обеспечивает более точное и полное ее восприятие.

    VI. Виды речевой деятельности отличаются друг от друга и по характеру внешней выраженности. Говорение и письмо выступают как внешние процессы создания и выражения мысленной задачи (а также передачи информации) для других. Слушание и чтение (в его типичном варианте чтения “про себя”) являются внешне не выраженными – при помощи языковых средств – процессами внутренней психической активности. Указанное обстоятельство, как отмечено выше, должно учитываться коррекционными педагогами при проведении занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии. Постоянный (“непрерывный”) контроль со стороны педагога за протеканием у его воспитанников речевой деятельности слушания и чтения может осуществляться с помощью установочных обращений и инструкций, “уточняющих” вопросов, учебных и игровых заданий, активизирующих у детей процессы внимания и восприятия.

    Анализ качественных особенностей основных видов речевой деятельности показывает, что эта деятельность во всех случаях осуществляется двумя субъектами: с одной стороны, говорящим и пишущим (индивид, осуществляющий инициальные, продуктивные виды речевой деятельности), а с другой – слушающим и читающим (человеком, воспринимающим и анализирующим речь, речевые высказывания говорящего или пишущего).

    Вместе с тем, для речевой деятельности в целом и всех ее видов имеется и ряд общих характеристик. Согласно концепции И.А.Зимней, к ним относятся:

      структурная организация, включающая фазовое или уровневое строение и операционную структуру;

      предметное (психологическое) содержание;

      единство внутренней и внешней сторон;

      обусловленность речевой деятельности человека функционированием психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, которые выступают в качестве первичных психологических механизмов речевой деятельности.

    Важнейшей характеристикой речевой деятельности выступает определяющее ее единство внутреннего и внешнего содержания – внешней исполнительной, реализующей стороны и внутренней, внешне не наблюдаемой.

    Общей характеристикой всех видов речевой деятельности является также единство смыслового содержания и формы его выражения. Характер выражения собственной мысли (в продуктивных видах речевой деятельности) и осмысления воспринимаемой информации (в рецептивных ее видах) определяет содержательную сторону этих процессов. Содержанием всех видов речевой деятельности является адекватная смысловая организация создаваемого и воспринимаемого высказывания; формой ее реализации (выражения) служат перцептивные (речеслуховое, зрительное восприятие), мыслительные (анализ и синтез) и сенсомоторные процессы.

    Речевая деятельность характеризуется следующими показателями:

      взаимосвязь деятеля и объекта;

      обратная связь для коррекции;

          • произвольность использования знаков как орудий деятельности;

            организованность по определенным правилам императива или предписывания;

            наличие контроля – сознательного, бессознательного, неосознанного – на уровне автоматизации;

    Интериоризация происходит в четыре этапа:

        действие выполняется в материальной или материализованной форме;

        действие выполняется в плане громкой речи:

        действие выполняется в плане внешней речи проговаривания про себя;

        действие выполняется с помощью внутренней речи (часть мышления), когда человеку совсем не нужно на самом деле выполнять все действия – мир как бы удваивается.

    При переводе внешних действий во внутренние происходят следующие виды трансформаций:

      сокращение действий;

      обобщение действий во внутреннем плане;

      автоматизация действий во внутреннем плане.

    Интериоризация и культура. Творчество соответствует нормам культуры общества, где ребенок появляется на свет и развивается под влиянием социализации (приобщения его к нормам социума). В результате подобной интериоризации может возникнуть творческая деятельность – по решению нетривиальных задач.

    Фазное строение деятельности. Идея о фазном строении деятельности появилась у С.Л.Рубинштейна, а Л.С.Выготский реализовал ее при трактовке процессов порождения и восприятия речи. Речь – последовательность взаимосвязанных фаз деятельности: мотивация (чувствование намерения), мысль (соответствует речевой интенции), опосредование мысли во внутреннем слове (соответствует внутреннему программированию речевого высказывания), опосредование мысли в значениях внешних слов (реализация внутренней программы), опосредование мысли в словах (акустико-артикуляционная реализация речи)