Коррекционные занятия с детьми инвалидами. Конспекты коррекционных занятий для работы с детьми - инвалидами с диагнозом аутизм план-конспект занятия на тему

Психологическая коррекционно-развивающая работа с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.

Актуальность темы заключается в необходимости оказания эффективной психолого-педагогической помощи детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, педагогически запущенным детям, детям из проблемных и неблагополучных семей.

В наш социально-экономический техникум поступают ребята, имеющие различные, часто сложные комплексные проблемы со здоровьем, которые затрудняют приобретение опыта общения с людьми. Этот опыт необходим для дальнейшей успешной социализации в обществе. Многие обучающиеся ранее находились на домашнем или индивидуальном школьном обучении, что, помимо образовательных и педагогических трудностей, создает и серьезные социально-психологические сложности, связанные с несформированностью коммуникативных навыков. Другие обучающиеся, обучаясь ранее в обычных общеобразовательных школах и классах, имели крайне негативный опыт взаимодействия с другими людьми, связанный с непринятием, нетерпимостью к не таким, как я. (К сожалению, эти явления все еще остаются острыми психологическими проблемами нашего общества). Данный негативный опыт способствует формированию неадекватных коммуникативных навыков, требующих психологической коррекции. Есть еще одна, особая группа обучающихся это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Длительное нахождение ребят в условиях приюта также негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков: наблюдается их несформированность или неадекватность проявления.

Таким образом, актуальной в деятельности педагога-психолога СЭТ является коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость . В ходе коррекционно-развивающих занятий предполагается положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог -психологом, гармонизация и оптимизация эмоционального состояния, овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижение внутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе, нормализация уровня агрессивности.

Цель и задачи.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог-психологом, развитие навыков коммуникации, развитие навыков учебной деятельности, общее развитие, психологическое просвещение.

Задачи:

Развитие уверенности в себе.

Формирование гибкости в общении.

Формирование социально-ориентированного поведения.

Развитие произвольной саморегуляции поведения.

Формирование настойчивости в достижении цели, не переходящей в агрессию.

Нормализация уровня агрессивности.

При проведении занятий возникает ряд сложностей:

1) низкий уровень общего развития; 2) эмоциональная неустойчивость; 3) отсутствие этических норм; 4) низкий уровень самоконтроля. Для успешного преодоления этих трудностей важно: 1) на первом занятии совместно с ребятами сформулировать несколько основных (5-7) правил группы, вывесить эти правила на видном месте и обращаться к ним периодически; 2) четко придерживаться плана занятия; 3) упражнения спокойные, на развитие мышления должны сменяться подвижными играми; 4) избегать длительных монотонных монологов, поучений, обсуждений; 5) использовать доброжелательную манеру общения, использовать похвалу.

Занятие № 2. Задачи: Развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, поддержание положительного эмоционального настроя.

1. Упражнение приветствие. Ребята называют по очереди своё имя и качество(черту характера) присущее ему и животное по их мнению на них похожее. Следующий ребёнок повторяет имя, качество предыдущего и животное, а затем представляется сам. Каждый раз ребёнок старается назвать новое качество и открыть в себе что-то новое.

Сидя в кругу каждый из ребят прикладывает руки к щекам, а руки у кого то тёплые, у кого то холодные, тогда я предлагаю ребятам разогреть руки, потереть ладошки друг об друга пока они не станут тёплыми, после не вставая с места взяться за руки и подарить друг другу тепло, поддержку и взаимопонимание, почувствовать, что ваша группа- это единое целое. Поднять всем вместе руки вверх и представить, что ваша группа это один большой, красивый цветок, а ваши руки лепестки этого цветка, которые излучают тепло, гармонию и взаимопонимание.

2. Повторяем правила группы (не перебивать друг друга, проявлять терпимость друг к другу, серьёзно воспринимать мнение другого, общаться с помощью только цензурных выражений, проявлять взаимоуважение друг к другу).

3.Дискуссия «Эмоции в нашей жизни». Обсуждаем, какие бывают эмоции(положительные, отрицательные), каких эмоций в вашей жизни больше, с чем это связано, какие события, моменты вас радуют. Называем по кругу по очереди эмоции сначала положительные, затем отрицательные. Расширяем кругозор эмоциональной сферы, существует 10 линеек чувств по 4 чувства в каждой линейке, например: злость : раздражение -злость -гнев -ярость или радость : удовольствие - радость -восторг - счастье и т.д. 4. Упражнение «Частичка тепла». Ребёнок обращается по имени к рядом сидящему и говорит «Я буду теплее относится к тебе (имя), например Аня». 5. Яркое событие жизни. По очереди ребята вспоминают и рассказывают о ярком событии в своей жизни(яркие моменты, впечатления), которое порадовало, удивило, оставило приятное воспоминание. 6. Упражнение «Я рад, когда…» Каждый ребёнок по очереди заканчивает предложение, например: …все живы и здоровы или …у меня хорошее настроение.

7. Делаем упражнения на снятие эмоционального напряжения, чтобы научиться контролировать агрессию. Такие упражнения, как крепко закрываем глаза, фиксируем, держим пару секунд и резко открываем глаза. Тоже самое мы делаем с руками зажимаем со всей силы кулаки, фиксируем, держим пару секунд и резко отпускаем и тоже самое на ногах зажимаем пальцы, фиксируем держим пару секунд и резко отпускаем и др.

8. Подвижное упражнение «Котелок» (котелок мы сделали своими руками из картона). Играет музыка, котелок по кругу все по очереди одевают друг другу на голову, музыку выключают, на ком остановился котелок выбывает из игры, пока не останется один победитель.

9. Арт-терапия. Рисуем каждый своё настроение (на выбор, каждый выбирает сам чем ему рисовать можно красками, можно карандашами, можно фломастерами) и после того как все нарисовали обсуждаем какие эмоции кто нарисовал, у кого какое настроение и почему.

10. Обратная связь. Подведение итогов: обмен впечатлениями, чувствами, пожелания. Что я сегодня узнал нового, что понравилось.

11. Заключительное упражнение «Спасибо что у меня есть такая группа». Каждый ребёнок по очереди обращаясь к своему соседу называет его по имени и говорит спасибо что ты учишься в этой группе, например Серёжа, спасибо что ты учишься в этой группе.

Рецензия

на модифицированную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья «Здравствуйте, это я»

Гусакова Г.Н. – социальный педагог)

Данная программа предназначена для детей школьного возраста с ОВЗ. Она возникла в связи с необходимостью уменьшить проблемы, которые переживают дети с ОВЗ. Программа предусматривает уменьшение дефицита общения детей с окружающими, её цель – формирование положительной самооценки, позитивного отношения к себе и окружающим, развитие умения понимать себя и окружающих, снижение психического и эмоционального напряжения. Определяя цель и задачи программы, педагоги учитывали не только специфические потребности и возможности детей, но и потребности современной жизни.

Программа по содержанию – дополнительная, по базовой технологии – личностно-развивающая. Реализация целей достигается системой психолого-педагогических задач:

Создание условий эмоционального благополучия каждому ребёнку на всех занятиях в процессе усвоения знаний, умений, предусмотренных данной программой;

Применение технологий, сохраняющих здоровье детей: динамические игры, беседы, тренинги, рисование, конструирование и т.п.

Упражнения и задания, требующие активного участия каждого ребёнка;

Развитие коммуникативных навыков в диалогах, общении, играх.

Решение поставленных задач обеспечивается содержанием программы. Содержание программы соответствует возрастным и личностным особенностям детей, опирается на соблюдение физиолого-гигиенических норм нагрузки и параметров нормального развития ребёнка. Программа имеет научно обоснованную практическую направленность. Она представляет собой комплекс специальных игровых ситуаций, диалогов, практических упражнений. Совокупность их, выстроенная в определённой последовательности, создаёт возможность для самовыражения ребёнка, что способствует повышению самооценки и лучшему преодолению барьеров в общении.

Оригинальность программы в том, что она предусматривает оптимальное чередование развивающих и тренинговых упражнений, активные способы деятельности детей.

Программа предусматривает специальную диагностику, которая позволяет зафиксировать изменения в эмоционально-личностном развитии каждого ребёнка.

Модифицированная программа «Здравствуйте, это я» будет интересна не только психологам, но и тем специалистам, которые хотят помочь детям социализироваться и которые могут дополнить программу дополнительными темами занятий.

Эксперт: _________ Тешке Н.А. – заместитель директора по социальным вопросам

Пояснительная записка

Идея создания программы «Здравствуйте, это я» для детей с ограниченными возможностями здоровья возникла в связи с осознанием того, что во время патроната детей с ОВЗ в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения мы воочию увидели проблемы таких детей: изолированность, замкнутость от мира, состояние безысходности, которые стали причиной утраты коммуникативных навыков.

Дети с ОВЗ – особые дети. В чём их особенность? Чем ближе узнаёшь таких детей, тем лучше понимаешь, как необходима им поддержка и помощь, чувствуешь наличие обострённой потребности у такого ребёнка во внимании и доброжелательности в основе общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети испытывают дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребёнком общественного опыта, вызывающий трудности адаптации таких людей в общество. При создании этой программы мы ставили цель: формирование положительной самооценки, позитивного отношения к себе и окружающим через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и окружающих, снятие психического и эмоционального напряжения.

Практическая и социальная значимость проекта (актуализация):

Помощь в социализции детей с ОВЗ в общество;

Формирование позиции «Я такой же, как все»;

Формирование позиции с «чужой» на «свой»;

Осознание того, что от инвалидности не застрахован никто;

Формирование осознания необходимости помощи и внимания к инвалидам.

По структуре программа – линейная, по базовым технологиям – социально-ролевая, личностно-развивающая.

По новизне – программа модифицированная. Соответствует концепции ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (03.07.1998г.)

При составлении программы использовались материалы проекта «Я такой же, как все» - для детей с ОВЗ и их родителей, автор Алексей Сушенцов – член Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, Белоруссия; «Система развивающих занятий для детей, оставшихся без попечения родителей», автор Наталья Никушкина – практический психолог Бийского детского дома. Были изменены занятия по содержанию и дополнены темы занятий: «Я такой, а ты какой?», «Я такой же, как все», «Узнаём друг друга» и др.

Процент модификации примерно 80 .

Программа включает в себя 10 занятий, продолжительностью 30 – 40 минут. Учитывая разный возраст, разные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности (методический аппарат): игра, беседа, тренинг, рисование, конструирование и т.п.

Каждое занятие содержит следующие этапы:

Создание эмоционального настроя в группе;

Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе через игры, упражнения, беседы и закрепление положительных эмоций от работы, общения.

Важно, чтобы каждый ребёнок реализовал себя, показал определённый уровень знаний, умений, а взрослый похвалил его за маленькие успехи.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Группа должна быть небольшой – тогда ребёнок получает возможность быть в центре внимания, ощущать собственную значимость

На все занятия с детьми с ОВЗ мы приглашали их родителей, братьев, сестёр, знакомых и просто желающих с целью корректировать боязливость в отношении инвалидов, пропагандировать «неопекунское» поведение по отношению к людям с ОВЗ. Считаем, что присутствие гостей необходимо. Ведь они первые помощники в реабилитационном процессе. Программа жизни закладывается в детстве. Объяснение многих поступков людей во взрослой жизни можно найти в проблемах детства. Оттуда же и отношение человека к инвалидам. Мы с детства не привыкли воспринимать людей с ОВЗ как полноправных членов общества. И не подозреваем о проблемах, с которыми сталкиваются они изо дня в день. А ведь от этого не застрахован никто. Ребёнок, вовремя и правильно воспринявший информацию о понятии «инвалид» и «инвалидность», узнавший о проблемах таких людей, в будущем станет адекватно и цивилизованно реагировать на это явление.

Научность программы состоит в том, что на занятиях мы проводим психологический тренинг – вид групповой работы, направленный на коррекцию и приобретение навыков, необходимых для успешного общения. Результативность работы отслеживали, проводя специальную диагностику. Использованы методики:

1. «Самооценка»: хороший – плохой; добрый – злой; умный – глупый; слабый – сильный; смелый – трусливый; красивый – некрасивый; нелюбимый – любимый.

2. «Сформированность образа «Я»: - На кого бы ты хотел быть похожим?

На кого бы ты не хотел быть похожим? - Какой ты сам?

Результаты исходной диагностики показали:

1) Заниженную самооценку по шкалам «хороший – плохой», «добрый – злой», «нелюбимый – любимый» показали 6 детей из 7.

2) Несформированность представлений о себе:

На вопрос: «На кого бы ты хотел быть похожим? – ответ: «Не знаю», два ответа: «Хочу быть хорошим»;

На вопрос: «Какой ты сам? - ответы детей: «Не знаю», «Добрый», «Злой». У них возникали трудности в отношении себя.

Контрольная диагностика по окончании работы выявила положительную динамику изменений: дети умели рассказать о себе, смелее работали на занятиях, стали более открытыми в общении. Положительные изменения в эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ говорят об актуальности данной программы.

Литература:

А. Сушенцов «Я такой же, как все», 2006

Н. Никушкина «Социализация детей-сирот», Москва, 2007

Н. Гряда «Развитие на основе социоигровых приёмов», Армавир,2002

Т.А.Фалькович и др. «Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях», Москва, 2007

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми», Москва, 2003

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», Москва, 2000

Е.Д. Шваб «Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия», 2010

С.А. Пырочкина «Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков», Волгоград, 2007

Тематический план занятий

п/п

Тема занятий

Количество часов

Я – такой, а ты какой?

Я и другие (Я не один, нас много)

«Это – я» - я рисую свой портрет. Я – уверенный.

Наши имена.

Я такой как все.

Узнаём друг друга.

Внимание к партнёру

Волшебные средства понимания

10.

Итоговое занятие: «Это я! Вот я какой!»

Тема занятия(1): Знакомство. Установление доброжелательных взаимоотношений.

Цель: преодоление барьера в общении, снятие психического и эмоционального напряжения.

Задачи : формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий

Развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.

Ход занятия

1. Орг. момент . – Всем добрый день! Давайте познакомимся: … Начинаем занятия, на которых мы будем учиться радоваться, понимать себя, понимать других людей. Занятия будут проходить каждую неделю в пн, в это же время.

2.Приветствие со свечой ( создать положительный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество). Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!»

3. Упражнение «Барометр настроения». Детям предлагается показать своё настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

4. Упражнение-тренинг «Ласковое имя» (поддержание доброжелательной атмосферы в группе). Предлагается каждому ребёнку назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

5. Упражнение-тренинг «Разожми кулак» ( показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение ). Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль ведущего состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительными оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное отношение (разжимает кулак любому ребёнку, используя уговоры, поглаживания, маленькие безобидные хитрости).

6. Упражнение-тренинг «Испуганный котёнок» ( развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться ). Один из детей изображает испуганного котёнка (котёнок маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек). Задача другого ребёнка – установить контакт с котёнком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (погладить котёнка, поговорить с ним, успокоить).

Что вы чувствовали, когда были испуганным котёнком? - Как устанавливали контакт с ним? - В каких ситуациях в жизни ты ведёшь себя как испуганный котёнок?

7. Упражнение тренинг «Ладушки» ( ). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.

8. Упражнение-тренинг «Танцы на газете».

9. Упражнение «Отгадай-ка». Все садятся по своим местам. Загадки:

1) Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).

2) Все его любят, а поглядят на него – морщатся (солнце).

10. Подведение итогов занятия.

Какие средства в установлении контакта мы сегодня использовали? (Силу, поглаживание, спокойный тон общения)

Что вам понравилось больше всего? - Что было трудно выполнить?

11. Ритуал прощания. Игра «Хоровод» ( сплочение группы )

Тема занятия (2): Я – такой, а ты какой?

Цель: показать детям, что все люди разные, непохожие друг на друга и что это естественно и нормально.

Материалы и оборудование: игрушечный персонаж цыплёнок , тетради, карандаши, фломастеры, детские песенки в записи.

Ход занятия

1. Упражнение «Приветствие» ( создание положительного эмоционального фона ).

У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: (Имя), я рад(а) видеть тебя.

Сегодня к нам в гости пришёл Цыплёнок, который совсем недавно вылупился из яйца. Он ещё никогда не видел детей, тем более, много детей вместе.

2. Упражнение «Мы разные». Цыплёнок: какие вы все одинаковые. У вас у всех есть носы, глаза, руки, ноги, туловище… Как же мне вас различать?

Дорогой Цыплёнок, все дети очень разные, и сейчас ты в этом убедишься. Дети, давайте познакомимся с Цыплёнком поближе. Назовите ему свои имена. (Дети передают по кругу Цыплёнка, называя своё имя)

Давайте расскажем Цыплёнку, чем же вы отличаетесь. Выбираются 2 ребёнка, желательно с одинаковыми именами. Дети садятся рядом перед классом.

Какой у Саши цвет волос, а какой у Паши?

Какой цвет глаз? - Какого они роста? - Одинакового ли они роста?

Во что одеты? - Отличаются ли они поведением?

Цыплёнок, ты понял, что дети совершенно разные?

Дети делают вывод о том, что узнали.

3. Упражнение «Красивое имя» ( повысить уровень самопринятия ).

Написать своё имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы было ярко и красиво. Показывают работы всем.

Вывод:

4. Упражнение-тренинг «Ладушки» ( установление длительного контакта ). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич,

сапожник, портной – кто ты будешь такой?

С кем из детей ты играл дольше всего, не сбиваясь?

С кем из детей было легче достичь высокого темпа?

5. Упражнение-тренинг «Танцы на газете».

Расстилается на полу газета, дети встают на неё. Под музыку дети должны танцевать только на газете (20 секунд). Затем газету складывают пополам, встают и танцуют (20 сек). И так далее.

Вывод: (о помощи друг другу)

6. Конструирование. Работа в паре. Из кусочков бумаги на столе составить панно: «Я и мои друзья». Перед самостоятельной работой рассказать о том, какой сюжет и как дети будут изображать.

7. Ритуал прощания. Игра «Хоровод» ( сплочение группы )

Дети становятся в круг (игра – поменяться местами), затем берут друг друга за руки, улыбаются, затем ладошки друг на дружку – «Спасибо!» – ладошки веером вверх.

8. Подведение итогов занятия:

Что нового узнал цыплёнок на нашем занятии?

Остальные люди отличаются друг от друга?

Что хорошего в том, что мы все разные?

Тема занятия (3): я не один, нас много.

Цель: обращение к собственным чувствам; развитие внимания к окружающим людям.

Материалы и оборудование: свеча, газеты для игры «Касатка и пингвины», шарфик, детские песенки в записи.

Ход занятия

1. Орг. момент

2.Приветствие со свечой (

1) Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!» 2) «Слон, пальма, крокодил»

3. Разминка

1) Поднимите руки те, кто сегодня чистил зубы; любит гулять; любит музыку; получил 5; любит физкультуру; ел сладости; у кого хорошее настроение.

2) Дополни имя прилагательное: снег, рука, голова, цветок, мир, олень, книга, нога, мяч, глаза. Подбери антоним: маленький, быстрый, грустный, ласковый, пушистый, серьёзный.

4. Игра-тренинг «Водяной» (развитие тактильных ощущений, закрепление телесных образов).

«Водяной» садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со словами: Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, мы по берегу идём, хоровод большой ведём. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!

Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Тот становится Водяным.

Вам трудно было узнать своих друзей с завязанными глазами?

Что помогло вам определить, кто перед вами? - А что общего есть у всех вас?

5. Игра «Касатка и пингвины» (снижение моторной расторможенности, внимания к окружающим)

6. Упражнение-тренинг «Кричалки. Шепталки. Молчалки». Слова: сантики – фантики – лимпопо – произносим хором шёпотом, громко, очень тихо и одновременно импровизированные движения.

7. Упражнение-тренинг «Письмо другу» (развитие умения устанавливать контакт)

У кого есть друг, или человек, которого вы любите, он вам кажется очень хорошим? Давайте пошлём ему маленькое письмо с добром. Он будет рад.

Дети с закрытыми глазами носом «пишут» свои имя, фамилию. Подобрать и добавить цвет, украсить рисунком, узорами. Добавить анимацию, огоньки, чтобы имя светилось разноцветными огоньками.

А теперь мысленно отправьте его своему хорошему человеку, назовите его по имени. Представьте, как он обрадуется. Ему будет приятно. Он в эту минуту обязательно вспомнит про вас.

8. Игра-тренинг «Скучно, скучно так сидеть» - «Лишний стул» (развитие внимания)

Скучно, скучно так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться.

9. Игра-тренинг «Волшебный лес чудес» (установление длительного контакта)

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где всегда хорошо. Встанем в шеренгу. Наши руки – это ветки деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, который идёт по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пройдёт сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались?

Ваши чувства, когда вы были деревьями? - Понравилась игра? Чем?

19. Упражнение «Если бы я был…» (развитие ассоциативного восприятия)

Если бы я был животным, то каким? Цветком? Ветром? (Почему?)

(добрым, злым, вялым, ярким, драчуном, и т.д.) - Интересно побыть кем-нибудь?

20. Игра-тренинг «Паровозик» (развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения)

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и начинают движение. Препятствия: обойти, пройти по мосту …

Что понравилось? Почему?

21. Итог. - Что нового узнали? Что понравилось, не понравилось?

Тема занятия (4): «Это – я» - я рисую свой портрет

Цель: помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укреплять уверенность в себе

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, листы бумаги формата А 4, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Орг. момент . – Всем добрый день! Начинаем занятие, на котором мы будем учиться радоваться, понимать себя, понимать других людей.

2.Приветствие ( создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество).

Дети сидят парами, руки на коленях ладошками вверх. Вед. поворачивается к соседу слева, кладёт свои ладошки на его и приветствует со словами «Н., мне приятно тебя видеть». Упр. выполняется по кругу.

3. Упражнение «Зеркало» (развитие наблюдательности)

Все встают в круг. Вед. начинает выполнять движения: вначале крупные, заметные, а затем более мелкие. Дети повторяют. Если они не замечают мелкие движения, то надо подсказать, на какую часть тела следует обратить внимание. Затем дать каждому ребёнку зеркало, дети разглядывают себя.

Что вы увидели в зеркале? А можно ли увидеть в зеркале наши внутренние качества: добрые ли мы, смелые или ленивые, обидчивые? (Ответы детей).

Действительно, в зеркале не отражаются внутренние качества человека. О них говорят наши поступки и дела. В каждом из вас много хороших, добрых, красивых качеств.

Кто хочет рассказать о себе про что-то хорошее? Кто дополнит?

4. Физминутка «Есть или нет?»

Дети становятся в круг и берутся за руки. Если – «Да» - кричать, руки вверх, если – «Нет» - кричать, топать ногами.

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка? Есть ли клюв у поросёнка?

Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нём ошибка?

5. Беседа (расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу).

Какое твоё любимое настроение? Любимое животное? Любимое блюдо? Любимое занятие?

6. Упражнение «Мой портрет» (повысить уровень самопринятия, уверенности в себе)

Дети рисуют свой портрет. Для этого им предлагаются контуры мальчика, девочки.

Портреты вывешиваются на кл.доску.

Рассказать: я какой? (в конце произнести «Я- хороший» - сначала шёпотом, потом громче, затем очень громко). Затем все берутся за руки и громко произносят: «Мы хорошие».

7. Физминутка «Кричалки – шепталки – молчалки»

Три силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это сигналы. Красный – «кричалка» – можно бегать, кричать, сильно шуметь. Жёлтый – «шепталка» - можно тихо передвигаться, говорить шёпотом. Синий – «молчалка» - замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру – «молчалкой».

8. Упр. «Дерево дружбы» ( воспитание уважения друг к другу, принятие себя)

У вас всех есть имена разные, красивые, ласковые. Мы сейчас создадим дерево дружбы. На этих листочках напишите свои ласковые имена. Можно дописать имена своих друзей. Листочки приклеим на дерево дружбы.

9. Итог. - Что нового сегодня узнали?

Чем понравилось занятие?

Тема занятия (5) : наши имена

Цель: познакомить детей с разными именами, их значением, дать возможность почувствовать собственную значимость, укреплять уверенность в себе.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, лист бумаги, фломастеры, бумажные зелёные листья, клей, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев.

Ход занятия

1.Орг. момент. – Всем добрый день! У каждого из вас есть имя. У всех есть имена. Сегодня на занятии мы поговорим и о наших разных прекрасных именах.

2. Приветствие со свечой. (Цель: создание положительного эмоционального фона)

Назвать чётко своё имя: ласковое, короткое, полное. («Это моё имя – Дашенька, Даша, Дарья»)

3. Разминка (развитие интереса, активности)

Поднимите руки те, кто сегодня умывался; помогал дома; слушал музыку; у кого хорошее настроение.

Дополни: красивый (цветок), грустный, интересный, быстрый, …

Подбери антоним: гладкий, серьёзный, большой, …

4. Упражнение «Моё имя» (Цель: развивать ассоциативное мышление, подвести ребёнка к выявлению его слабых и сильных сторон).

Поискать и найти в классе такой предмет, которому он мог бы дать своё имя. Затем дети объясняют, почему выбрали именно этот предмет, отмечают его положительные стороны и недостатки.

5. Беседа: «Что означают наши имена» (Цель: показать разнообразие имён, их значение, с какой любовью родители давали имена своим детям)

Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем?

Кто вас называет или называл ласковым именем?

Если мы будем называть друг друга ласковыми именами, станем ли мы дружнее?

5. Упражнение-тренинг «Ладушки»

6. Упражнение «Создание дерева дружбы» Детям раздаются зелёные листья деревьев. Предлагается написать свои ласковые имена и по желанию дополнительно своих знакомых. Листочки приклеиваются на ветви дерева.

Это дерево нашей дружбы. Оно напоминает, что мы умеем уважать и понимать друг друга.

7. Работа в парах. Упражнение «Собери разбитую тарелку», «Найди пять отличий»

Как легче работать – одному, или в пере? Почему?

8. Итог. - Что нового вы узнали? - Что понравилось на занятии?

Тема занятия (6): я такой как все

Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, укреплять уверенность в себе.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, листы бумаги, маленькие зеркальца на каждого ребёнка, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев.

Ход занятия

1. Приветствие (Создание положительного эмоционального фона)

Дети садятся в круг, руки на коленях ладошками вверх. Ребёнок поворачивается к соседу слева, кладёт свои ладошки на его и приветствует словами: «Петя, мне приятно тебя видеть». Упр. выполняется по кругу.

2. Упражнение «Зеркало»

Дети встают в круг. Психолог выполняет движения: вначале крупные, заметные, затем более мелкие. Дети повторяют. Роль зеркала можно предложить выполнить ребёнку.

Разглядывание себя в маленькие зеркальца.

Что вы увидели в зеркале? А можно ли увидеть в зеркале наши внутренние качества? (добрые или злые, смелые или ленивые, обидчивые)

Действительно, в зеркале не отражаются внутренние качества человека. О них можно судить по нашим поступкам и делам. В каждом из вас очень много хорошего, доброго и привлекательного. Расскажите о своих положительных качествах. (Дети по желанию рассказывают, другие дополняют).

3. Беседа в порах (расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу). Вопросы:

Какое у тебя любимое настроение? - Какое твоё любимое животное?

Какое твоё любимое блюдо? - Какое твоё любимое занятие?

Есть ли у тебя друг? Расскажи о нём.

Через несколько минут по желанию дети рассказывают группе друг о друге.

4. Физминутка. Упражнение-тренинг «Зеваки» (развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучать умению управлять своим телом и выполнять инструкции)

Дети под музыку идут по кругу, держась за руки. По сигналу (колокольчик) останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

5. Упражнение «Конструктор настроения». Изобразить весёлого, удивлённого, огорчённого, сердитого мальчика.

Какими бы вы хотели быть?

6. Упражненин-тренинг «Подари свою улыбку» (закрепление положительного настроения)

Как вы думаете, почему люди улыбаются?

Что вы чувствуете, когда сами улыбаетесь?

Хочется ли вам улыбнуться, когда вокруг люди улыбаются?

Детям предлагаем нарисовать свою улыбку.

7. Итог. - Что вы нового узнали? - Что понравилось, что не понравилось?

Тема занятия (7): узнаём друг о друге

Цель: показать детям, что в них много общего и много различий; формировать позитивное отношение к окружающим; воспитание терпимости к окружающим.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев: картинки с различными видами одежды, одежда для переодевания (спортивная, праздничная, повседневная, профессиональная).

Ход занятия

1. Приветствие (создание положительного эмоционального фона) (См. занятие № 6)

2. Игра «Пять имён». Дети стоят в кругу, чередуясь: мальчик, девочка. Каждый по очереди называет пять имён мальчиков и пять имён девочек, начиная со слов: «Я знаю пять имён …»

3. Игра-тренинг «Водяной» (развитие тактильных ощущений) В игре участвуют переодетые дети. Дети становятся в круг, выбирают водящего – Водяного. Ему завязывают глаза, он садится в центр круга. Дети идут по кругу со словами:

Водяной, водяной, не сиди ты под водой, Мы по берегу идём, хоровод большой ведём.

Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!

Водяной с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Если правильно называет имя ребёнка, то тот, кого узнали становится Водяным.

4. Игра – тренинг «Ветерок». Дети встают в круг. Ведущий:

Ветер дует на тех, у кого голубые глаза (у кого в одежде присутствует белый цвет – называется особенность: внешность, одежда, характер, поступки, …).

Меняются местами те, на кого дует ветер.

Понравилась ли вам игра? - Много ли у вас оказалось похожего? Что именно?

Вы знаете, для чего человеку нужна одежда? Одежда может изменить внешность человека. Посмотрим, как это происходит. (Переодевание детей)

Какие виды одежды мы использовали? (Повседневная, праздничная, зимняя, летняя, профессиональная).

Что может быть, если люди будут использовать одежду не по назначению?

5. Итог. - Что нового узнали? - Что понравилось?

Тема занятия (8): внимание к партнёру

Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, формирование умения учитывать интересы других; развитие эмпатии.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; альбомные листы, цветные карандаши; 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата.

Ход занятия

1. Приветствие. « Ласковые слова» (создание благоприятного микроклимата в группе).

Повернуться к соседу слева и сказать ласковые слова друг другу.

2. Упражнение-тренинг «Прогноз погоды» (научить детей передавать своё настроение с помощью изобразительных средств; учить внимательно относиться к состоянию другого человека; развитие ассоциативного мышления).

Дети на листах бумаги рисуют своё настроение с помощью образов, цвета. Затем представляют свои рисунки, остальные должны отгадать настроение по рисунку.

3. Игра-тренинг «Ласковые лапки» (снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений).

Все мелкие предметы выкладываются на стол. Ребёнок оголяет руку по локоть. По руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант: «зверёк» может прикасаться к щеке, ладони.

4. Упражнение-тренинг «Три лица» (работа с мимикой, развитие эмпатии).

Показываю три выражения лица. Дети должны отгадать, какое именно выражение: свирепое лицо – изобразить его: «Сдвинем брови, оскалим зубы и сожмём кулаки». Следующая эмоция – печальное лицо, кажется, что вот-вот заплачешь. Третья эмоция – счастливое лицо: «Широко улыбаемся, прижмём руки к сердцу».

Затем дети делятся на пары, становятся спиной друг к другу. На счёт 1-2-3 дети поворачиваются лицом друг к другу и показывают одно из трёх выражений лица, не договариваясь. Игра повторяется несколько раз.

Сколько совпадений было? - Какое из трёх выражений вы изображали чаще?

5. Итог. – Чему вы сегодня научились? - Что понравилось? Не понравилось?

В какой игре вы чувствовали себя лучше всего?

Тема занятия (9): волшебные средства понимания

Цель: познакомить с интонированием речи; учить относиться внимательно друг к другу; учить пользоваться мимикой лица при изображении эмоций; показать, как мимика помогает в общении; развитие внимания, эмпатии.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; клубочек.

Ход занятия

1. Приветствие «Ласковое имя» (создание доброжелательной атмосферы в группе). Дети передают по кругу клубочек, называя друг друга ласковыми именами.

Рефлексия

Назовите одно хорошее и одно плохое событие за неделю.

2. Упражнение-тренинг «Интонация» (развитие эмпатии, дифференциация слухового восприятия).

Что такое интонация? Произнести с разной интонацией (радостно, грустно, свирепо, удивлённо, с чувством вины):

Пойдём поиграем! - Дай мне книгу!

Дети должны угадать, с какой интонацией произнесена фраза.

3. Упражнение-тренинг «Кто тебя позвал?» (соотнесение звукового образа с человеком)

Дети по очереди становятся в конец комнаты. Кто-то один, изменив голос, должен позвать: « Петя, пойдём играть». Ребёнок отгадывает, кто его позвал, какая была использована интонация.

Какая интонация самая приятная?

4. Игра-тренинг «Интервью дракона» (проработка знакомых средств понимания)

Представьте, что вам нужно взять интервью у сказочного дракона, у которого пять голов и каждая голова находится в разном настроении.

Вызываются пять детей, каждый должен ответить на вопрос: «Что тебе нужно, незнакомец?», при этом выразить настроение головы, которую он изображает. Остальные должны определить интонацию и настроение головы дракона.

Удалось ли отобразить настроение дракона?

5. Итог . В какой игре вы чувствовали себя лучше всего?

Тема занятия (10): вот я какой!

Цель: обобщение знаний; повышение самооценки ребёнка; поддержание интереса к собственной индивидуальности и к другим детям; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.

Материалы и оборудование: детские песенки в записи, различные игрушки, изображающие животных, сказочных героев; свеча, тетради, карандаши, цветок, картинка «Ёжик»

1. Приветствие со свечой (создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть»

2. Упражнение «Ассоциация» (продиагностировать отдельных участников и группу в начале занятия, обратить внимание на позитивный настрой каждого ученика, его значимость в работе группы)

Если бы наши занятия были похожи на что-то или на какое-либо животное, то на какое?

Дети называют ассоциативные образы. Ведущий делает вывод о настрое каждого и группы в целом.

3.Упражнение-тренинг «Ладошки» (повышение самооценки ребёнка, обращение к его индивидуальности). Дети обводят обводят на листе бумаги свои ладошки и передают соседу. Сосед пишет на ладошке имя «хозяина» и украшает её: разукрашивает пальцы, украшает имя и пр. Затем рассказывает о том ребёнке, чью ладошку он раскрашивал (его любимые занятия, друзья, хорошие качества).

Понравилась ли вам ваша ладошка?

Понравился ли рассказ о себе? Что вы можете к нему добавить?

4. Упражнение «Пересядьте те, кто …» (акцентировать внимание детей на индивидуальных сходствах и различиях)

Дети садятся в круг.

Пересядьте все, кто любит мороженое. Иногда можно сказать: «Ураган» - и тогда все дети меняются местами.

Понравилась ли вам игра?

Много ли сходных особенностей у вас оказалось? В чём были различия?

5. Упражнение-тренинг «Пион и колючий ёжик» (активизировать внимание детей на положительных и отрицательных качествах друг друга, учить выделять их; получение обратной связи от детей в группе)

Детям раздаются два предмета: пион (или любой цветок) и картинка или игрушка «Ёжик». Ребёнок должен подарить любому другому ребёнку со словами: «Я дарю тебе за то, что … (назвать положительное качество, то, за что человека можно любить) и «Я дарю тебе колючего ёжика за то, что …» (выделяется то, что в человеке не нравится). Можно на занятии использовать только один цветок и одного ёжика и передавать их по кругу.

Дети - инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

В современных условиях дети должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель индивидуальной программы реабилитации: формирование благоприятных условий для социализации ребенка - инвалида, и обеспечение прав ребенка на доступное и качественное получение образования. Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы :

  • Обеспечение ребенка - инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с его психофизическими возможностями.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально - психолого - педагогической помощи родителям.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Формирование толерантного отношения в детском саду к детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей.
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка - инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемый результат:

Совершенствование обучения детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для интеграции ребенка в общество.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание консультационной помощи.

По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально - психолого - педагогической направленности семьи и на сколько она важна для них и полезна.

Особенности реализации программы:

  • Воспитание и обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
  • Воспитание и обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
  • Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
  • Родители - основные участники реабилитации. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога (Центр планирования семьи), ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
  • Один раз в квартал необходимо проводить психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
  • Участники программы: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, дети с ОВЗ.

План поэтапной реабилитации

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Воспитатель, специалисты

Сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

Сентябрь-октябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации :

Компоненты реабилитационного воздействия

Ответственный

Социально-бытовая реабилитация

1.Информирование и консультирование ребенка-инвалида и его семьи;

2.“Адаптационное” воспитание и обучение ребенка-инвалида и его семьи;

3.Обучение ребенка-инвалида: персональному уходу(самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками.

Воспитатель, учитель-дефектолог, логопед

Социокультурная реабилитация

1.Воспитание чувства любви к родителям, чувства уважения к ним.

2. Воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания.

3.Формирование толерантного отношения к другим детям.

Воспитатель, учитель-дефектолог

Психолого-педагогическая реабилитация

7.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

педагог-психолог

(Центр планирования семьи)

Социально-бытовая адаптация.

Это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

Информирование и консультирование инвалида и его семьи;

- “адаптационное” воспитание и обучение инвалида и его семьи;

Обучение ребенка - инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача - помочь приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Социально-педагогическая реабилитация

Основные задачи:

1.Развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания, речи.

2.Формирование самостоятельности.

3. Развитие мелкой и общей моторики.

4.Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

5.Формирование мотивации к обучению.

6. Развитие познавательных навыков.

7.Своевременное оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям.

8. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.

Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате-льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг-раду за усердие в первой части занятия.

Методами педагогической работы являются коррекционные, развивающие занятия с ребенком - инвалидом.

Показателем эффективности занятий по коррекции основных познава-тельных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобрете-ние самостоятельности.

При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для за-нятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.

Реабилитационные мероприятия по коррекции способностей к общению

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка , не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8 -10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу.

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общение в совместных играх детей.

Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первые игры - по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.

Коррекционно-развивающая работа логопеда

Нарушения речи - достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения - дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.

Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в детском саду направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекционная работа включает в себя:

2. логопедическая коррекция в домашних условиях.

Система коррекционно-педагогической работы

  • Выработка контроля за положением рта
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие голоса
  • Коррекция речевого дыхания
  • Развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса или кинестетическая апраксия
  • Коррекция звукопроизношения
  • Коррекция звукопроизношения

Коррекционная работа

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1. этап - подготовительный.

Цель: подготовка А аппарата, к формированию артикуляционных укладов.

У детей р/в - воспитание потребности речевого общения, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии - стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Работа идет на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной гимнастики.

2. этап - формирование коммуникативных произносительных навыков.

Цель: развитие речевого общения и звукового анализа. При спастичности - расслабление мышц Л аппарата. Выборка контроля за положением рта, развитием артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущения Артикуляционные движений и Артикуляционного праксиса.

По расслаблению мышц А аппарата с общего расслабления - затем шейной, грудной мускулатуры, рук, затем мышц лица.

Выработка контроля за положением рта

1.этап - упражнения губ, способствующие их расслаблению и усиление тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта.

2.этап - тренирует активное открывание рта по словесной инструкции и возврат в исходное положение.

3.этап - закрывание рта производится пассивно - активным путем.

Ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении запрокинутой головы. Возможно рефлекторное зевание. Предлагают задания по имитации положения рта на картинах. Затем усложняют - дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

Вначале подключают более сохранные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, привлекая внимание к проприцептивным ощущениям.

1.Начинаем с воспитания активного прикосновения конца языка к нижним зубам.

2.Затем различные активные движения языка.

3.Стимуляция корня языка - рефлекторные сокращения при раздражении корня шпателем.

4.Закрепляется - покашливание.

5.Затем более тонкие дифференцированные движения кончиком языка.

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, деятельно.

Используем общий комплекс, затем закрепляем впрок упражнение.

Развитие ощущений артикуляционного движения и артикуляционного праксиса.

Для развития двигательно-кинестетических обратных связей проводим

упражнения:

1.Потряхивание верхней и нижней губы, распрямление губ, опускание и поднимание нижней челюсти. «Качели» - перед зеркалом, без него, глаза закрыть. Логопед сам делает движение, а ребенок называет его.

2.Тренировка артикуляторно-сенсорных схем:

а) Двугубная - губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении, затем дует через губы, разрывая их.

б) Губно-зубная - указательным пальцем левой руки приподнимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимаем нижнюю губу до уровня верхних резцов и просим дуть.

в) Язычно-альвеольная - кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, просим дуть, разрывая контакт.

г) Язычно-небный - голова закидывается, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенок производит кашлевые действия, фиксируем внимание на ощущениях языка.

Елена Гольская
Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов

Цель : формирование коммуникативных навыков, поиски активного взаимодействия со сверстниками.

Задачи :

1. Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.

2. Прояснение ожиданий и тревог, связанных с коммуникативными навыками во время взаимодействия со сверстниками.

3. Развитие основных психических функций в игровой форме.

Ход игры:

Игра "Машинки"

Психолог. Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта игрушечная машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, что бы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды. Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто - машинкой, проведем жеребьевку. Один представитель от каждой пары подойдет ко мне и возьмет лист бумаги. Если на листе будет цифра 1, значит, вы хозяин, а ваш партнер- машинка. Ну а если ваш лист окажется пустым, то значит, вы машинка, а ваш партнер-хозяин. Во время игры вы сначала побываете в одной роли, а затем в другой. Выиграет тот хозяин, чья машина сумеет без аварий проехать свой путь.

В ходе игры обсуждаются такие качества как, умение слушать и выполнять устные инструкции.

Игра "Дятел"

Все дети встают парами в круг, дятел – водящий становиться по середине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова :

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает :

Мне не скучно одному,

Кого хочу того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и становится в круг. Оставшийся без пары становится в середину круга – он дятел.

В ходе игры обсуждаются такие качества как быстрота реакции принятия решения.

Игра "Вопрос-ответ"

Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

Легко дыша в моей тени

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(пила-липа)

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут –

Тигру я сродни.

(ток-кот)

Лежу на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу.

(шпала-лапша)

Известное я блюдо.

Когда прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(уха - муха)

Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в холодильнике.

(атлас - салат)

Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

И ковыляем так комично,

Но вставь нам "л" – и зазвучим

Тогда довольно мелодично.

(гусли-гуси)

В ходе игры обсуждаются такие качества как, психические возможности человека (мышление, внимание, память) .

Упражнение "Дерево"

История про дерево, которое выросло из семени.

Психолог предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко : сжаться в комочек на полу, спрятать голову, закрыть ее руками. Я буду садовником. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове и телу , ухаживает.

С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти.

Дети поднимаются. У него раскрываются листочки.

Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх. Растет стебелек.

Дети вытягиваются. Появляются веточки с бутонами.

Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты. Наступает радостный момент, и бутоны лопаются.

Дети резко разжимают кулаки.

И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.

В ходе беседы дети обсуждают такие качества как, самоконтроль, взаимодействие, любовь и принятие людей с которыми приходится общаться.

Обсуждение занятия , подведение итогов.