Значение повести портрет. Изучение повести Н.В

­Анализ повести

Николай Васильевич Гоголь любил описывать мистические истории, а после выхода в свет “Пиковой дамы” Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть “Портрет” впервые была опубликована в 1835 году в книге “Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя”, а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году в журнале “Современник”. История, безусловно, привлекла к себе внимание критиков, благодаря своей сюжетной и стилистической основе.

В ней сложно выделить одного главного

героя, так как в каждой части свой персонаж, вокруг которого выстроен сюжет. Однако по внешней канве событий главным действующим лицом все же является молодой и талантливый художник Андрей Чартков, который выкупил портрет неизвестного ему старика на одном из петербургских аукционов. Его внимание привлекла живость портрета и проникающие вглубь души глаза натурщика. Он глядел с неоконченного портрета, словно живой и казалось вот-вот выйдет из рамы и заговорит.

Но опытный Чартков понимал, что этот эффект на картине сохранился благодаря мастерской работе художника, кем бы он ни был. Интересно, что автор выбрал

такую странную фамилию для своего героя. Она не просто режет слух, а указывает на то, что художник пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. Ни один другой персонаж в повести не наделен именем и фамилией. Во второй части автор вводит еще двух художников, Сына и Отца, которые напрямую связаны с Ростовщиком, изображенным на портрете. В ней мы узнаем истинную историю возникновения роковой картины.

На самом деле, ростовщик еще при жизни имел плохую репутацию. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, сталкивались с чередой несчастий. Одни сходили с ума, другие кончали жизнь самоубийством, третьи становились жуткими завистниками или ревнивцами. Когда он обратился к соседу-живописцу с просьбой нарисовать его портрет, тот и заподозрить не мог, чем обернется эта история. Не в силах довести портрет до конца, он сбежал в монастырь. При этом он потерял всех родных, кроме старшего сына, который учился вдалеке от дома.

Он давно пытался найти и уничтожить этот портрет, так как понимал, что совершил грех, запечатлев злого духа на нем, который мог приносить вред людям и после своей смерти. Одной из жертв злого ростовщика стал художник Чартков, которого портрет сначала обогатил, сделал знаменитым и преуспевающим в высших кругах человеком, а затем безумцем. В конце концов, от зависти к работам других художников, Чартков сошел с ума. Он скупал лучшие картины и сжигал их. Сам он вскоре умер от чахотки.

Во второй части повести мы видим, как сын коломенского живописца пытается выкупить портрет ростовщика на аукционе. Он рассказывает присутствующим ужасную историю картины, чтобы те позволили ему выкупить ее и уничтожить. Но как только он завершает рассказ, оказывается, что картина каким-то загадочным образом исчезла, испарилась с того места, где висела. Кто-то предположил, что она была украдена, но художник в этом сильно сомневался. Страшный портрет так никому уничтожить не удалось.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Гибель души человеческой Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” рассказывает нам о жизни и участи двух талантливых художников. Главным героем можно считать Чарткова Андрея Петровича, так...
  2. ­Образ Петербурга Повесть Гоголя “Портрет” состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный...
  3. ­Два художника Повесть “Портрет” была написана Н. В. Гоголем в 1835 году, а затем отредактирована в 1842 году. Общественность восприняла ее неоднозначно, так как произведение...
  4. ­Искусство Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” была написана в первой половине 19-го века и состоит из двух почти равнозначных частей. Не последнее место в творчестве...
  5. ­Идейное содержание Николай Васильевич Гоголь всегда славился любовью к мистике и его произведение “Портрет” в этом смысле не исключение. Повесть была написана в первой половине...
  6. ­Мистика и реализм Одна из особенностей творчества Н. В. Гоголя – видение мира через фантастику. Мистические мотивы присутствуют во многих его произведениях, в том числе...
  7. В повести “Портрет” Николай Васильевич Гоголь поднимает проблему духовной деградации человека. Она происходит в том случае, если человек не совершенствует свой талант, не обогащается. Духовную...

Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приемы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Год написания - первая редакция - 1833-1834 гг., вторая редакция - 1841-1842 гг.

История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.

Тема – искусства, творчества.

Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.

Жанр – повесть.

Направление – соединение традиций романтизма и реализма.

История создания

В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.

После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.

Тема

Главной темой произведения является тема искусства и творчества. Н. В. Гоголь противопоставляет истинный талант ремеслу. Главный герой Чартков стремится к деньгам и славе, поэтому выбирает путь безнравственности. Материальные ценности оказались для Чарткова важнее творчества, поэтому постепенно он теряет свой талант. Главный герой умирает тогда, когда предает настоящее искусство и губит свой талант. Нравственная смерть влечет за собой физическую.

Другой же художник, который нарисовал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.

Композиция

Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершенными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.

В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.

Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой прием можно оценивать, как рассказ в рассказе.

Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.

Жанр

«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объем произведения.

Направление

Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и прием антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, ее тему, композиционные особенности, жанр и направление.

Тест по повести

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 513.

В повести Гоголя «Портрет» представлены три различные судьбы художников, три живописцев, каждый из которых проходит испытание в форме своеобразного искушения таланта, приводящего к преображению художников: Чартков, его некогда бывший приятель, а также сам автор портрета загадочного и мистического ростовщика. В обеих частях повести с мотивом искушения связан портрет: «встреча» Чарткова с таинственным портретом приводит к искушению богатством, создание портрета ростовщика - это искушение творческого дара художника. Портрет выполняет особую функцию в развитии сюжета, именно с ним связаны основные событийные моменты повести: в первой части покупка портрета становится началом совершенно новой, но, к сожалению, печальной судьбы Чарткова, во второй части картина на аукционе - толчок к рассказу о ее истории.

Искушение Чарткова начинается с первой его встречи с портретом в картинной лавке на Щукином дворе. Чартков сразу поддается демонической силе картины, полотно зачаровывает художника, и он, забыв про все остальные картины, «стоит несколько времени неподвижно перед одним портретом» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Портрет захватывает Чарткова своей таинственной силой. Покупка портрета - ключевая для повести ситуация, она знаменует собой перелом в жизненной и творческой судьбе художника. Со времени приобретения портрет получает власть над художником, он искушает талант живописца, соблазняет его деньгами. ««Боже мой, если бы хотя бы часть этих денег!» -- сказал он, тяжело вздохнувши, и в воображенье его стали высыпаться из мешка все виденные им свертки с заманчивой надписью: «1000 червонных». Свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь, и он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух, не будучи в состоянье оторваться от такого предмета, -- как ребенок, сидящий пред сладким блюдом и видящий, глотая слюнки, как едят его другие». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Поддавшись чарам старика-искусителя с портрета и его таинственной силы, Чартков меняет свое отношение к искусству. Он был живописцем с талантом, изучал творения великих художников, которых считал своими идеалами в живописи, их картины были школой для художника Чарткова, знакомство с ними - этапы становления его таланта: «Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. Подчинившись соблазну, Чартков начинает видеть в творчестве лишь одну цель - стать знаменитым: «В душе его возродилось желанье непреоборимое - схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Автор повести подчеркивает, как меняется отношение Чарткова к своему труду: «Нет, я не понимаю напряжения других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108]. В результате некогда творящий свои произведения по всем канонам жанра портрета, Чартков становится мастером другого жанра - портрета на заказ, портрета по шаблону, привнося в него те элементы, которые пожелал увидеть заказчик. С появлением таинственного портрета меняется не только сам герой, но и его жизненное пространство.

В начале повести автор показывает процесс формирования таланта молодого художника, его художественные поиски: «…вошел вместе с нею в свою студию, <…>, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, с рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Когда Чартков становится «модным живописцем», его мастерская кардинально меняется. Она уже не похожа на ту комнату, где творил молодой и старательный, преданный своему делу художник, а становится лишь привлекательной для заказчиков внешней деталью образа Чарткова. Вот описание мастерской «модного живописца»: «Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Искушение богатством, которое Чартков не выдерживает, погубило его талант. Жизнь же второго художника, русского живописца из Италии, совершенно противоположна истории Чарткова, она показывает тот путь, который мог бы пройти Чартков.

В повести говорится о близости этих двух живописцев, («был один из прежних его товарищей»), равноценности их талантов, и оба молодых художника учились в Академии художеств. Имея схожие возможности для реализации своего таланта, они все-таки пошли разными путями. Путь Андрея Петровича Чарткова, к сожалению, получился трагичным.

Портреты Чарткова, созданные на заказ по шаблону и угождающие заказчикам, противопоставлены «небесному» произведению его друга: «Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Во второй части повести талант отца художника Б., создателя таинственного портрета, также подвергается искушению. Создавая образы Чарткова, а также его талантливого друга художника, Гоголь опирался на европейскую живописную традицию. В образе художника-отца Б. он представляет русского мастера, можно даже сказать, иконописца: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы…» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

В.В. Лепахин отмечает: «Скрытое и явное сопоставление двух художников в повести Гоголя прослеживается как противопоставление иконописи и живописи, иконописца и живописца, иконы и картины». [Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин - М., 2002. - 735 с.].

Создание портрета ростовщика - искушение таланта художника, борясь с которым он меняет свое представление о живописи, осознает, что не всё достойно стать ее предметом. В данном случае художник приходит к постижению истинного смысла живописи, которая должна быть обращена «тайне создания». Создание портрета, символизирующего нечистую силу, является грехом. Уход художника в монастырь расценивается как искупление совершенного греха. Его жизнь приобретает новый смысл - служение искусству только чистой, освобожденной от греха душой.

искушение слава художник гоголь

Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение - переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу - в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.

Итак, кого же считать героем этой повести? Художника Чарткова? Демонического ростовщика? Или, может быть, героем здесь является сам фантастический город Петербург, в котором разворачивается действие? Попробуем разобраться.

Если судить по внешней канве событий, по сюжету произведения, то в центре повествования, несомненно, находится художник Андрей Петрович Чартков, его судьба, его крушение. Сама фамилия героя заранее намекает на то, что он пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. И этому отнюдь не противоречит то обстоятельство, что в начале повести Чартков изображен с нескрываемым авторским сочувствием, дар его несомненен, искренность очевидна.

Более того, вспомните, каким именно образом Зло, которое олицетворяет собой Ростовщик, впервые вторгается в жизнь Чарткова? Художник на последний двугривенный покупает в картинной лавке на Щукином дворе старинный портрет «в больших, когда-то великолепных рамах»; на портрете изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», но наделенным «не северною силою». Итак, художник отдает деньги, необходимые на пропитание, за произведение искусства. Он не совершает ничего дурного; он верен искусству; его предшествующая жизнь беспорочна и глубоко нравственна. Ho из второй части повести мы узнаем, что все владельцы злополучной картины становились ее жертвами. Значит, купив ее, художник обречен разделить их судьбу. Единственная «вина» Чарткова заключена лишь в том, что он не сумел устоять перед дьявольским наваждением, которое приблизилось к нему на опасное расстояние и засосало в себя, как трясина. Проснувшись утром после многократного кошмара (из рам портрета выходит старик ростовщик, который пересчитывает свои червонцы), Чартков обнаруживает сверток с 1000 червонцами. Душа его словно раздваивается: в нем спорят истинный художник, мечтающий о трех годах спокойной и самоотверженной работы, и двадцатилетний юноша, любящий кутнуть и склонный к модной бойкости красок. Житейская страсть побеждает; художник в нем начинает умирать.

В гоголевской картине мира так обычно и случается: небесное призвание словно притягивает к себе демонические силы; власть золота, противостоящая власти творчества, покушается на человеческую душу, и чтобы противостоять этой власти, нужно иметь особую силу и особый, подвижнический склад личности. В противном случае зло победит; художник, поддавшийся бытовому соблазну, не просто погубит свой талант, но и превратится в слугу темных сил. А значит - во врага искусства.

Переход Чарткова в новое качество изображен как предательство, как измена, религиозное падение. Переехав в роскошные апартаменты на Невском проспекте, он пишет первый в своей жизни «модный» портрет. После нескольких сеансов, все дальше уходя от верности оригиналу, он переносит приукрашенные черты юной Lise, уже познавшей страсть к балам, на свой старый эскиз. На этом эскизе была изображена мифологическая героиня Психея; в переводе на русский Психея означает Душа. Тем самым выясняется, что художник переделывает и продает свою Душу ради успеха и денег; он как бы подкладывает ее под лживое изображение. Более того, имя его первой модели, Lise, напоминает читателю о «Бедной Лизе» Карамзина. А, как вы хорошо знаете, карамзинская Лиза служила в русской литературе символом погибающей естественности.

Постепенно Чартков становится одним из «движущихся каменных гробов с мертвецом вместо сердца». Он порицает Микельанджело, и здесь Гоголь вновь использует тот же прием значимого имени. Ведь Чартков отрицает творчество художника, в чьем имени «зашифрован» образ сияющего ангела. И читатель постепенно проникается мыслью, что сам Чартков превратился в ангела - падшего. Недаром, после встречи с бывшим соучеником по Академии, который избрал противоположный путь в жизни и искусстве, провел долгие годы в Италии, на родине европейской живописи, и создал великую итоговую картину, Чартков в отчаянии пытается создать портрет Падшего Ангела. То есть портрет своей души, падшей Психеи. Ho даже техника им утрачена - став врагом гармонии, он попросту разучился рисовать...

Зато его собственное лицо становится портретом, художественным образом его падения, свидетельством утраты души. «Хула на мир» звучит в чертах его лица; из творца, наделенного небесным даром, он превращается в сатанинского истребителя шедевров: все золото, полученное как бы в обмен на проданный талант, Чартков тратит на скупку величайших творений европейского гения - и уничтожает их, как уничтожил и обезобразил самого себя...

Значит ли это, что зло всесильно? Что противостоять ему невозможно, поскольку мир устроен таким образом, что самое чистое и самое светлое, то есть искусство, привлекает, притягивает к себе самое темное, самое злое? Нет, не значит. Хотя мир, каким его изображает Гоголь, действительно искажен и устроен несправедливо; купив страшную картину, Чартков неизбежно должен сбиться с пути. Зло неустранимо. Однако оно и не всесильно. Избежать соблазна невозможно, но финал, развязка драмы могут быть совершенно иными; тут герои Гоголя свободны в своем выборе. Рассказ о судьбе Чарткова оттенен историей художника, создавшего во времена Екатерины Великой портрет Ростовщика; ее во второй части рассказывает сын портретиста. Он жил там же, где впоследствии жил Чартков - на окраине Петербурга; оба знали, что такое зависть (Чартков - к соученику по Академии, портретист - к собственному ученику, получившему заказ на роспись богатой церкви); оба оступились, попали в зависимость от дьявольских чар. Ho портретист находит единственно возможный выход из создавшегося положения, единственно надежное укрытие от зла - монастырь. Здесь он создает картину «Рождество Иисуса». Личная судьба портретиста, его - душа спасены. При том что зло как таковое победить не удается: в конце рассказа все замечают, что таинственный Портрет исчез и, значит, воплощенный в нем соблазн продолжит свое страшное шествие по миру.

Таким образом, если судить по внешней канве событий, то главным героем повести оказывается Чартков. Ho если говорить о той роли, которую персонажи играют в построении повести как целого, то в центре авторского внимания, несомненно, находится Ростовщик. Сказочно богатый заимодавец жил в эпоху Екатерины Великой, то есть задолго до рождения Чарткова; его оживающее изображение, дьявольский Портрет, сохраняет свою чудовищную силу и после гибели живописца.

Кто же он, этот Ростовщик? Никто не знает, откуда появился «азиатец» с непостижимо страшным цветом лица; в точности неизвестно, был ли он индийцем, греком или персиянином. Деньги, которые он одалживал, казалось бы, на выгодных условиях, обладали способностью восходить до непомерных процентов; кроме того, Ростовщик предлагал клиентам некие тайные условия, от которых у должников волосы «вставали дыбом». Всякий, кто занимал у него, даже на благие цели, кончал плохо.

Внимательный читатель Гоголя знает: в его произведениях постоянно звучит тема Антихриста. Подчас серьезно и мистически, как в ранних повестях, особенно в «Страшной мести», подчас насмешливо, как в «Мертвых душах». Гоголевские представления об Антихристе сродни некоторым народным поверьям: этот враг Христа не может прийти в мир до конца времен, когда окончательно ослабеют законы естества, сотворенного Богом. Ho до поры до времени Антихрист может воплощаться как бы отчасти, в отдельных людях, пробуя свои силы и готовясь к последнему сражению за земную историю. Вот Ростовщик и есть такое «пробное» воплощение Антихриста. Недаром в первой редакции повести «Портрет» Ростовщик носил имя Петромихали: Петром Михайловым звал себя Петр Первый, которого народные поверья отождествляли с Антихристом... Он пока не всесилен, а потому стремится продлить свои земные дни и продолжить свою черную работу после смерти - с помощью великого искусства.

С образом Ростовщика неразрывно связаны три темы, особо волновавшие Гоголя во время работы над циклом «петербургских повестей»: непонятная, тайная власть золота над человеческой душой; искусство, которое призвано быть «намеком о божественном», но может становиться и орудием зла; стремление дьявольских сил ценой золота подчинить себе искусство. Ho все эти темы сгущаются в один ключевой образ, встающий и со страниц «Портрета», и со страниц других петербургских повестей. Это образ двоящегося, величественного и опасного, богатого и бедного, обманчивого и прекрасного города Петербурга. И с точки зрения замысла «петербургских повестей», с точки зрения цикла как художественного целого главным героем «Портрета» следует считать сам Петербург.

Только здесь, в этом фантастическом городе, на сумрачной коломенской окраине может расцвести ложным цветом сказочная роскошь Ростовщика; только здесь может мгновенно совершиться переход из добросовестной нищеты творчества в омертвелую роскошь салона, переброс с Васильевского острова на Невский проспект; только здесь по ночам оживают демонические портреты, настоящие червонцы выпадают из-за рамы, а опасные портреты внезапно исчезают с аукциона... Петербург в изображении Гоголя похож на негатив другого великого и при этом светлого города, Рима; именно оттуда, с итальянского Юга на холодный и сумрачный Север, возвращается со своей итоговой картиной бывший соученик Чарткова; именно перед отъездом сына в Италию седовласый, «почти божественный старец», автор злополучного Портрета, завещает разыскать картину и «истребить» ее. А с нею - и зло.

Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Краткое содержание повести

1834

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, - и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, - и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его - чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, - и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так. Пересказала Е. В. Харитонова

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент.

II . Объявить тему, цели урока. Обращение к эпиграфу на доске.

Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:

Искусство - это нектар души,

собранный в трудах и муках.

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

- Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?

На чаше весов с одной стороны - труд. Служение искусству, бедность, с другой - деньги, богатство, слава.

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».

- Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).

- Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).

ВЫВОД: Несомненно, Чартков - «художник с талантом, пророчившим многое». Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоевывая славу и богатство рисованием «модных картинок за деньги». «Терпи», - дает он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

«Иногда становилось ему досадно, когда... даже вовсе не живописцу по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал... завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача – живописца... бросить все и закутить с горя назло всему ».

- Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: «мишурные рамы», «фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий ... на индейского петуха в манжетах» и тому подобное.

- Какого же мнения об этих работах художник?

«Одни и те же краски, та же манера... принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку...»

- Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.

- Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.

(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).

Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.

Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).

- Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?

Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.

- Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.

ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

- Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме – заказчице, уж слишком долго, но «скоро он... сам начал дивиться чудной быстроте ... своей кисти».

Теперь он пишет картины всего два дня.

- Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

«Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...», «... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».

Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины бездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.

- Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».

- Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?

- Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.

- Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор - выбор судьбы. Бывает, что, выбирая, человек ошибается, и снова его мучит выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательное – это злой выбор, безнравственный.

- Какой выбор делает Чартков?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».

Ужасает полная деградация личности художника.

ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).

Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.

Словарная работа: искушение, ростовщик.