Биография. Дмитрий Ливанов - министр образования и науки Российской Федерации

Фото сайта wikipedia.org

Из источников, близких к правительственным кругам, «НГ» стало известно, что бывшему главе Министерства образования и науки РФ (2012-2016) Дмитрию Ливанову уже практически гарантирована новая, - и очень важная, - должность в новом правительстве, которое будет сформировано после выборов президента России. Что это будет за должность – источники «НГ» отказались уточнить. Однако настойчиво подчеркнули, что вопрос, якобы, уже решен.

Одно из предположений, которое можно сделать, анализируя происходящие в научной сфере страны процессы, это то, что Ливанов возглавит вновь созданное Министерство науки. Такого разделения нынешнего Министерства образования и науки РФ активно сейчас добивается академическое лобби (не сильно, впрочем, авторитетное у руководства страны). Если такое назначение действительно последует, то можно будет говорить, что судьба опять сыграла злую шутку с академиками. Известно, что именно Дмитрий Ливанов был одним из идеологов реформы академической науки в России, концентрации ресурсов на научные исследования в вузах. Он железной рукой и волей проводил эту реформу. Отношения между ним и академическим сообществом явно не заладились. Это был некий аналог холодной войны.

Другой вариант будущего трудоустройства, который можно обсуждать, - Дмитрий Ливанов назначается на должность советника по науке при президенте России. Сейчас ее занимает бывший шеф Ливанова – Андрей Фурсенко. Напомним, что в 2005–2007 годах Ливанов был статс-секретарем – заместителем Министра образования и науки РФ у Фурсенко. Кстати, оба – доктора физико-математических наук. Андрей Фурсенко – 1949 года рождения, а Дмитрий Ливанов – 1967 г.р.

После своей отставки 19 августа 2016 г. с поста министра образования и науки РФ, в тот же день Дмитрий Ливанов был назначен указом Президента России на должность Специального представителя по торгово-экономическим связям с Украиной. Каких-то заметных следов деятельности Ливанова в этой должности обнаружить трудно. Однако, до сих пор в кругах чиновников, отвечающих за формирование и реализацию государственной научно-технической политики, и среди экспертов считается, что Ливанов все делал правильно на посту министра образования и науки, но зря пренебрегал общественным мнением и мало заботился о своем позитивном имидже в обществе. (Неслучайно, согласно опросу ВЦИОМ в марте 2013 года, хуже всего в Правительстве России работал именно Дмитрий Ливанов (его рейтинг составил 2,6 балла из 5 возможных.) Возможно, соответствующие коррективы Дмитрий Ливанов сделает, если он действительно вновь воскреснет на заметной государственной должности. А, может быть, окажется востребованной, как раз его «железная» воля в исполнении принятых решений.

Ливанов Дмитрий Викторович

Ливанов Дмитрий Викторович - российский государственный деятель, физик-теоретик. Специальный представитель Президента Российской Федерации по торгово-экономическим связям с Украиной (с 19 августа 2016 года по 5 октября 2018 года). Министр образования и науки Российской Федерации (с 21 мая 2012 года по 19 августа 2016 года). Доктор физико-математических наук, профессор. Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2011).

Биография

Ливанов Дмитрий Викторович , родился 15.02.1967 года, уроженец Москвы.

Родственники. Отец: Ливанов Виктор Владимирович, 17.09.1943 года рождения. Авиаконструктор, генеральный директор ОАО «ИЛ», бывший заместитель министра оборонной промышленности РФ и вице-президент ОАК по транспортной авиации. Один из разработчиков президентского самолета «Ил-96-300», за что получил в 2000 году государственную премию.

Мачеха: Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна, 24.01.1953 года рождения. По профессии авиаконструктор. Была президентом авиакомпании «Титан Аэро». С Ливановым сохраняет очень теплые отношения.

Жена: Мордкович Ольга Анатольевна, 15.06.1967 года рождения. По национальности еврейка. Предприниматель. Руководитель департамента биллинга и ИТ в операторе мобильной связи Tele2 Россия.

Награды. Золотая медаль РАН для молодых учёных (2000). Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2011).

Состояние. Антикоррупционная декларация 2014 Доход 21 228 167,74 руб. Супруг(а): 16 272 071,47 руб. Недвижимое имущество Квартира, 56.7 кв. м Квартира, 193.2 кв. м Гараж, 20.7 кв. м Супруг(а): Земельный участок для сельскохозяйственного использования, 800 кв. м, долевая собственность 0.2 Супруг(а): Жилой дом, Испания, 196.8 кв. м, долевая собственность 0.25 Супруг(а): Квартира, 56.7 кв. м (безвозмездное пользование) Супруг(а): Место для стоянки водного транспорта (аренда на 30 лет), Испания, 48 кв. м (аренда) Сын: Квартира, 56.7 кв. м (безвозмездное пользование) Сын: Квартира, 56.7 кв. м (безвозмездное пользование) Транспортные средства Автомобиль легковой, Lexus LX Автомобиль легковой, BMW 7 series Водный транспорт, Яхта Жано Престиж- 36 Супруг(а): Автомобиль легковой, Volkswagen Multivan.

Образование

  • В 1990 году с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности «физика металлов».
  • В 1990-1992 годах учился в очной аспирантуре МИСиСа, одновременно работая за границей по программе обмена опытом.
  • В 1992 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук по теме «Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах».
  • В 1997 году защитил докторскую диссертацию «Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах со взаимодействием».
  • В 2003 году окончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «юриспруденция». В том же году неудачно баллотировался в члены-корреспонденты РАН по Отделению физических наук.

Трудовая деятельность

  • В 1992-2000 годах - научный сотрудник и старший научный сотрудник лаборатории синтеза.
  • В 1997-2000 годах - заместитель проректора МИСиС по научной работе.
  • В 2000-2004 годах - проректор по международному сотрудничеству; профессор кафедры теоретической физики того же института.
  • В 2003 году неудачно баллотировался в члены-корреспонденты РАН по Отделению физических наук.
  • В 2004-2005 годах - директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • В 2005-2007 годах - статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
  • С апреля 2007 года - ректор МИСиС.
  • В 2009 году вошёл в список лиц, включённых в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом президента Российской Федерации.
  • 21 мая 2012 года назначен министром образования и науки Российской Федерации.
  • 19 августа 2016 года Дмитрий Ливанов назначен спецпредставителем Президента по торгово-экономическим связям с Украиной.

Министр образования и науки Дмитрий покинул свой пост, на его место назначена чиновник . Ранее сегодня неподтвержденная информация об уходе в отставку министра, занимавшего этот пост с 2012 года, просочилась в СМИ. То, что отставку руководителя ведомства уже обсуждали накануне, «Газете.Ru» подтвердили сразу два источника в системе образования.

«В последние дни это витало в воздухе», — сообщил «Газете.Ru» источник в Министерстве образования.

Вскоре после этого отставка министра была официально подтверждена — ее принял президент Владимир .

Решение об этом было оглашено президентом Владимиром Путиным в Крыму, куда он прибыл для встречи с членами Совбеза, а также для посещения Всероссийского молодежного форума «Таврида».

Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия а назначить новым главой сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву.

При этом стало известно и о новой должности бывшего министра: Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной. «Хорошо, мы так и сделаем, согласен», — заявил Путин, отвечая на предложение Медведева в ходе встречи на военном аэродроме Бельбек под Севастополем.

Вместе с тем Путин освободил от должности спецпредставителя по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.

На встрече с главой государства Медведев отметил, что правительство интенсифицировало работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования. «Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев и новые люди», — отметил премьер. «На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину, Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список», — подчеркнул глава правительства.

Известно, что 20 августа Ливанов должен был присутствовать на Всероссийском педагогическом собрании в , которое проходит в эти дни. В Минобрнауки так отреагировали на сообщение об отставке: «Перед Минобрнауки стоят задачи, направленные на развитие образования и науки в России, включая обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности, обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования, создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала. Министерство сосредоточено на выполнении поставленных задач и продолжает работать в штатном режиме, сконцентрировавшись на подготовке образовательных организаций к началу учебного года».

Новую должность Ливанова — спецпредставителя президента по торгово-экономическим связям с Украиной — ранее занимали бывшие послы на Украине: Михаил Зурабов и . После ухода Михаила Зурабова в отставку Россия предлагала на его место кандидатуру , и украинская сторона отказалась утверждать его фигуру. Поэтому в данный момент интересы России на Украине представляет временный поверенный , а вопрос с назначением нового посла подвешен. Теперь ввиду отсутствия посла часть его функционала по торгово-экономическому сотрудничеству будет возложена на спецпредставителя Ливанова.

«Что касается дипломатического представителя, посла (на Украине) — поговорим отдельно. Но развитие торгово-экономических связей должно быть в поле постоянного нашего внимания», — заявил в пятницу президент Владимир Путин. «Это не дипломатическая работа, и Ливанов теперь будет заниматься чисто экономическими связями, хотя и во взаимодействии с торговым представительством России», — объясняет собеседник «Газеты.Ru» в дипломатической среде. До крымского референдума и конфликта в Донбассе Украина была одним из ведущих экономических партнеров России. Однако на сегодня экономические отношения стран деградировали. Экспорт услуг с Украины в Россию в 2014 году по сравнению с 2013 годом упал более чем вдвое.

Известно, что, будучи министром образования, Ливанов продвигал квоты в вузах для беженцев с Украины.

В любом случае в этой стране Ливанову придется устанавливать новые связи. Большинство его знакомых на Украине — чиновники правительства Януковича, которые ушли с политической арены после революции. Украинский политолог предположил, что Ливанов станет неофициальным послом России на Украине, поскольку Украина не согласилась на кандидатуру Бабича. «Поэтому был выбран такой нейтральный вариант, посол-дублер, неофициальный, нелегитимный, нестатусный представитель президента, который фактически начнет прокладывать дорогу к посольским функциям и фактически во многом будет исполнять роль посла», — сказал эксперт «Интерфаксу-Украина».

Позиции Дмитрия Ливанова были одними из самых слабых среди членов правительства. Единороссы регулярно критиковали Ливанова в Думе, в начале года его партии «Единая Россия».

«Работа Ливанова не находит поддержки в партии. Мы неоднократно критиковали его деятельность, но никакой реакции не было», — объяснял в феврале негативное отношение партийцев собеседник, близкий к руководству ЕР.

Неофициально в академических и близких к Кремлю кругах ходили слухи о том, что новым министром образования может стать глава комитета по коррупции или председатель думского комитета по образованию .

Критикуя выступление Ливанова на правительственном часе в начале года, Никонов говорил, что в своем докладе министр обошел реальные проблемы, которые волнуют учеников, студентов, ученых и педагогов, — например, понижение грамотности молодых людей, поступающих в вузы, задержки с выдачей зарплат в регионах. По его словам, «после того как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы».

Отставка может сработать на повышение рейтинга ЕР, уверен политолог Аббас . По его словам, многое зависит от официальной интерпретации отставки. «Не стоит надеяться на то, что мы, мол, отправили в отставку непопулярного министра и этого достаточно. Сам по себе факт отставки говорит не только о том, что власть самоочищается, но и о том, что в отрасли есть серьезные проблемы. Если не будет проведена серьезная разъяснительная работа, то доминирующей может стать точка зрения о том, что все реформы системы образования провалились и власть в отчаянии ищет стрелочника», — рассуждает Галлямов.

Между тем Ливанов последовательно отстаивал интересы министерства в плане финансирования.

Как выяснила «Газета.Ru», в конце июля на одном из совещаний у Дмитрия Медведева со стороны министерства , что в случае сокращения финансирования уже в 2017 году придется сократить 40% бюджетных мест в вузах, денег не хватит на стипендии студентам, а без работы к 2019 году останутся 10,3 тыс. научных сотрудников вузов, РАН и .

На период правления Ливанова пришлась и критика министра со стороны научного сообщества, связанная не только с реформой РАН. Уже более трех лет в СМИ постоянно сообщается о скандалах, связанных со списанными диссертациями различных чиновников, однако борцы с плагиатом в диссертациях были недовольны действиями министерства по улучшению ситуации.

Вопреки просьбам активистов «Диссернета» с 1 января 2014 года срок давности по обжалованию кандидатских и докторских диссертаций в России стал составлять десять лет, при этом те, кто защитил диссертацию ранее 2011 года, теперь могут не волноваться за списанный научный труд.

«Я хочу задать Васильевой следующие вопросы: уволите ли вы ректоров-плагиаторов (более 70 штук), и если нет, то почему? Распустите ли вы те диссоветы, которые распространяли фальшивые диссертации (списки передавались в МОН и ВАК и публиковались на «Диссернете» много раз)? Выведете ли вы из экспертных советов ВАК тех лиц, которые способствовали защите фальшивых диссертаций?» — спрашивает сооснователь «Диссернета» .

Известно, что Ольга Васильева перешла на министерский пост с позиции замруководителя управления по общественным проектам администрации президента.

Это управление возглавляет , а работу структуры курирует первый замглавы администрации президента .

Ранее Васильева работала в департаменте культуры правительства. В 2013 году она выступила с закрытой лекцией о патриотизме перед , писал «Коммерсантъ». На лекции чиновница рассказывала об объединении народа при Сталине во время войны, это произошло, по ее мнению, через популяризацию дореволюционной русской истории и литературы. Один из источников «Газеты.Ru» описывает ее как автора 160 статей и восьми монографий, выходца из школьной и научной среды.

По словам источника, она взаимодействовала с партией власти, читала лекции в рамках проекта «Кандидат», и ее «лекции были с оттенками нравоучения, выглядели пропагандой».

Первое время новому министру придется прикладывать большие усилия, чтобы добиться поддержки в этой среде и доказать свою эффективность, считает замглавы .

Социологи отмечали, что Ливанов является самым непопулярным министром и его деятельность оценивают в два балла большинство респондентов.

Васильева в конце июня выступала на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме». Как сообщает сайт форума, своей темой она выбрала историю «формирования национальной идеи России — от периода становления до современности». «Наша страна — единственная страна в мире, которая после 1917 года в 1991-м пережила второй социально-политический кризис. Как в послереволюционный период до 1934 года, так и в промежуток времени с 1991 по 2002 год о патриотизме не говорили, сами понятия патриотизма, любви к Отечеству, героизма были искоренены, отсутствовали в общественном сознании», — говорила чиновница.

На Клязьме она рассказывала о патриотизме героев ВОВ. «Васильева, как педагог истории, отметила важность обращения в этом воспитании как к биографии отдельных личностей военной эпохи, так и к героям нашего времени, таким как , который погиб 17 марта 2016 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боев за город Пальмира в Сирии, или — российский офицер, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты», — говорится на сайте форума.

Два разных источника «Газеты.Ru» сообщили, что Васильева глубоко верующая и лично знакома с патриархом Кириллом. Васильева занимает должность завкафедрой государственно-конфессиональных отношений в РАНХиГС. Сферой научных интересов Васильевой является история Русской православной церкви в ХХ веке, государственно-церковные отношения в советский период. Общий стаж работы в сфере образования составляет 36 лет. Васильева является доктором исторических наук и членом Международной ассоциации истории религий.

Первый заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ заявил, что после назначения на пост министра образования и науки Ольги Васильевой диалог между государством и приобретет «более осмысленный» характер. «То, что диалог будет легче, продуктивнее, в этом я нисколько не сомневаюсь», — сказал Щипков.

В комитете Госдумы по образованию новость об отставке Ливанова встретили положительно. Член комитета от Олег Смолин добавил, что хорошо лично знает Ольгу Васильеву

«как человека с позицией в защиту российского образования».

«Я понимаю, что министр человек отчасти подневольный, он обязан играть по тем правилам, которые предлагаются правительственной команде в целом. Но надеюсь, что Ольга Юрьевна будет использовать свои полномочия министра для того, чтобы сохранять лучшее, что еще осталось в нашей системе образования. Надеюсь, что курс образовательной политики будет если не изменен, то хотя бы существенно скорректирован», — подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что КПРФ надеется, в частности, на то, что при Васильевой удастся «инициировать изменения в ФЦП развития образования» или как минимум приостановить темпы сокращения числа вузов, — по словам , пятилетний план по сокращению числа вузов и их филиалов уже «перевыполнен», и коммунисты надеются, что Минобразования как минимум притормозит. Глава комитета Вячеслав Никонов («Единая Россия») отметил, что Ливанов и Васильева «разные люди»: «Ливанов — жесткий технократический руководитель, который привык, ломая через колено, продавливать свои решения. А Васильева — человек смыслов, человек диалога, разговора, который будет налаживать диалог с педагогическим сообществом».

В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».

Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.

Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.

Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.

Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.

Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.

Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...

Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».

Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.

Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.

В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.

Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.

С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».

Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.

Дмитрий Ливанов - доктор физико-математических наук , российский государственный деятель и ученый. С 2012 по 2016 год был Министром образования и науки РФ. Сегодня мы с вами познакомимся с биографией Дмитрия Ливанова .

Происхождение

Дмитрий Викторович Ливанов родился 15 февраля 1967 года в городе Москве в семье авиационного конструктора Виктора Ливанова, который позже стал генеральным директором КБ им. Туполева и одним из создателей известного самолета Ил-96-300. Мать Дмитрия Татьяна Олеговна была доктором экономических наук и президентом авиационной компании «Титан-Аэро». Ее брат Дмитрий Рогозин работал на посту вице-премьер-министра.

Образование

Среднее образование Дмитрий Ливанов получил в московской школе №91. Он был круглым отличником. Единственный предмет, по которому в аттестате будущего политика не стояла «пятерка», - допризывная подготовка. В 1990 году Дмитрий Викторович получил высшее образование в Московском институте стали и сплавов (МИСиС) на физико-химическом факультете. Окончив учебное заведение с отличием, Ливанов пошел учиться в очную аспирантуру.

Научная деятельность

В 1992 году Дмитрий защитил диссертацию на тему «Перенос тепла в сверхпроводниках и нормальных металлах» и стал кандидатом физико-математических наук. Впоследствии будущий министр активно занимался наукой, изучая металлы, сверхпроводники, а также свойства аморфных и низкоразмерных металлических систем. Вскоре Ливанов получил работу в лаборатории синтеза при институте МИСиС на должности научного сотрудника. Позднее Дмитрий Викторович стал доцентом кафедры теоретической физики и старшим научным сотрудником.

В 1997 году молодой ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Термоэлектрический эффект и передача тепла в электронных системах». В этом же году он стал заместителем проректора родного университета по научной работе. В 2000-м Ливанов стал проректором МИСиСА по международному сотрудничеству. При этом он продолжал работать на кафедре физики, но теперь уже в звании профессора.

Параллельно с институтской карьерой Дмитрий Ливанов заочно получал второе образование. В 2003 году ему вручили диплом по специальности «юриспруденция» в Московской юридической академии.

Директор департамента

В 2004 года Дмитрия Викторовича Ливанова назначили на должность директора департамента государственной научно-технической политики при Минобрнауки России. По совместительству он продолжил работать профессором в МИСиСе, только теперь уже на кафедре цветных металлов. Здесь Дмитрий Викторович оставался вплоть до 2012 года.

Статс-секретарь

В ноябре 2005 года Дмитрия Ливанова назначали статс-секретарем замминистра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко. На этом посту он получил широкую известность. Причиной тому стали выступления Ливанова, в которых он раскритиковал проект обновленного устава РАН (Российской академии наук). Новоиспеченный чиновник считал, что всем государственным академиям нужно принять другой вариант устава, подготовленный Министерством образования и науки. Этот документ подразумевал в первую очередь разделение функций академии на научные и управленческие, а также лишал ее права на свободное распоряжение бюджетными средствами.

Кроме того, модельный вариант устава, предложенного Министерством, подразумевал введение наблюдательных советов, состоящих главным образом из представителей правительства. В РАН на этот вариант не захотели соглашаться, считая, что он ущемляет права академии. Деятельность Дмитрия Ливанова при этом назвали попыткой «развала фундаментальной науки».

Так или иначе, в конце 2007 года правительство утвердило обновленный устав, написанный самой Академией Наук. Тем не менее из-за ряда поправок в законе «О науке» РАН лишилась полной независимости. Она потеряла право на самостоятельное утверждение своего президента и свободное распоряжение земельным имуществом.

Работая в министерстве, Дмитрий Викторович Ливанов стал представлять государство в совете директоров Российской венчурной компании. Данная структура была создана после соответствующего постановления правительства с целью стимуляции развития в РФ индустрии венчурного инвестирования. Компания занималась покупкой паев венчурных фондов, развитием инновационных экономических отраслей и продвижением российских наукоемких продуктов на международный рынок.

Ректор

В апреле 2007 года, Дмитрий Викторович стал ректором МИСиСа. Через пять лет он будет переизбран на этот пост. В конце 2008 года, указом Дмитрия Медведева, учебное заведение получило статус Национального технологического исследовательского университета. Став руководителем университета, Ливанов, который всегда называл себя учеником А.Фурсенко, начал внедрять в работу учебного заведения стандарты развития науки, разработанные им же в министерстве. Так МИСиС стал одним из новаторов в выработке самостоятельной стратегии развития вуза и переходе на систему магистратуры и бакалавриата.

Министр

21 мая 2012 года, когда президентом РФ вновь стал В. Путин, а Д. Медведев получил пост премьер-министра, на смену министру образования и науки А. Фурсенко пришел его «ученик» Д. Ливанов.

После назначения Ливанов сразу сделал ряд резонансных программных заявлений. Он предложил сократить количество бюджетных мест в вузах РФ в два раза и начать двигаться в сторону полного отказа от бесплатного высшего образования. Для финансирования подготовки специалистов министр предложил использовать другие механизмы, одним из которых является образовательный кредит.

Стоит отметить, что еще до назначения на высокий пост Ливанов активно выступал против роста количества обучающихся в вузах, сетуя на то, что переизбыток студентов ставит под сомнение престиж техникумов и профессиональных училищ. Дмитрий Викторович считал, что вузы должны переходить на стандартные зарубежные системы тестирования, в том числе по английскому языку.

Вместе с тем Ливанов продолжал выказывать свое недовольство касательно деятельности РАН, требуя ее реформирования. Он отметил, что Академия Наук отстает от вузов по количеству и качеству научных публикаций. Комментируя назначение Ливанова на пост министра, эксперты прогнозировали переход его конфликта с РАН в новую фазу. Ситуацию усложнял тот факт, что политику необходимо было нести ответственность за принятие обновленного закона «Об образовании», разработка которого велась еще при Фурсенко.

Выговор

В сентябре 2012 года президент на совещании, посвященном проекту бюджета на ближайшие три года, заявил, что недоволен тем, как реализуются его поручения. В частности, в указах, подписанных в мае 2012 года, Путин требовал повысить зарплаты бюджетников, а также расходы на строительство дорог, содержание военнослужащих-контрактников и нужны ЖКХ. Эти и другие указы были основаны на предвыборных обещаниях Путина и требовали более триллиона рублей из бюджета. Однако новый бюджет, напротив, подразумевал сокращение расходов на образование, культуру и здравоохранение. Поэтому 19 сентября Путин объявил выговор Ливанову, Говоруну (министр регионального развития) и Топилину (министр труда).

«Неэффективность вузов»

Осенью 2012 года Ливанов и его сотрудники по ведомству опубликовали перечень российских вузов, обладающих "признаками неэффективности", за что подверглись острой критике. В данный список вошло 130 учебных заведений РФ, в том числе ряд престижных московских вузов, таких как МАРХИ, РГГУ, им. Горького и другие.

Людей, публиковавших этот перечень, упрекали в некомпетентности, а их методику оценки учебных заведений - в несовершенстве. Она принимала в расчет количество квадратных метров помещения на одного учащегося, но не учитывала такие серьезные аспекты, как объемы инновационных проектов, востребованность выпускников на рынке труда, уровень их трудоустройства и так далее.

Вопрос с детьми-сиротами

В конце 2012-го Екатерина Лаховая - депутат Госдумы от партии «Единая Россия» -внесла закон о запрете усыновления гражданами Америки российских детей-сирот. Ливанов остро раскритиковал это закон. В ответ на это Лахова обвинила его в некомпетентности и заявила, что он не разбирается в работе своего ведомства. Между тем, согласно соответствующему положению, вопросы о правах детей входят в компетенцию Министерств образования и науки. Кроме того, одним из структурных подразделений ведомства является Департамент, отвечающий за государственную политику в сфере защиты детских прав.

Конфликт с РАН и падение рейтинга

24 марта в одном из своих интервью назвал РАН организацией, которая "неэффективна и недружелюбна к людям, которые в ней работают". Кроме того, он добавил, что с точки зрения продуктивности, Российская академия наук деградирует. Последнее суждение политик аргументировал возрастом руководителей академии. Оскорбившись таким к себе отношением, последние потребовали отставки министра.

В марте 2013 года ВЦИОМ проводил опрос, задачей которого было выяснить уровень доверия к правительству со стороны населения. Большинство респондентов считало, что хуже всего свою работу делает министр образования и науки. Средняя оценка Ливанова в опросе составила 2,6 по 5-балльной шкале. Тем не менее уже в ноябре того же года министр восстановил свою репутацию, заняв 63 место в рейтинге «100 ведущих российских политиков» по версии издания «Независимая газета».

В июле 2013 года Ливанов заявил, что не имеет прямого отношения к законопроекту о реформе РАН, вызвавшему в научном обществе негативную реакцию. 9 июля того же года генпрокуратура внесла министру представление по факту нарушений, связанных с реализацией программ модернизации системы образования в регионах.

В начале 2016 года министр науки и образования получил от прокуратуры еще оно представление. На это раз причиной стали нарушения правил государственного банка данных о детях-сиротах со стороны подчиненных Ливанова.

Сокращение числа вузов

7 апреля 2015 года Дмитрий Викторович заявил, что подвластное ему министерство в ближайшие два года планирует сократить количество отстающих вузов и начать более активную поддержку ведущих университетов. Главным образом сокращение должно было коснуться частных учебных заведений и тех, которые являются филиалами государственных вузов.

По словам Ливанова, качество образования в таких заведениях оставляет желать лучшего и подрывает репутацию российской высшей школы. Министр образования и науки отметил, что в 2015 году количество вузов в России в пять раз превысило их количество в СССР. Причиной тому стало появление в 90-х годах огромного количества частных учебных заведений. Большая часть из них, по словам Ливанова, не может похвастаться наличием механизмов налаживания учебного процесса, квалифицированными сотрудниками и прочими атрибутами хорошего вуза.

Число ученых

В сентябре 2015-го политик Дмитрий Ливанов заявил, что впервые за последние 15 лет в России возросло число ученых. Из-за потери финансирования и интереса молодых людей к науке в 1990-х годах произошел сильный провал в этой сфере. В результате научные деятели или меняли работу или уезжали за границу. С тех пор негативная тенденция набирала все больших оборотов. В 2014 году число российских ученых начало расти, что, по словам Ливанова, свидетельствует о правильном направлении государственной политики в сфере науки.

19 августа 2016 года Ливанов был назначен на должность специального представителя президента Российской Федерации по торгово-экономическим связям с Украиной . На посту министра науки и образования его сменила Васильева Ольга Юрьевна.

Дмитрий Ливанов: награды и достижения

Кроме двух диссертаций, Дмитрий Викторович имеет в своем послужном списке более 60 научных публикаций, 80 % из которых были написаны для зарубежных изданий. Также ему принадлежит авторство учебника «Физика металлов», изданного в 2006 году. Будучи молодым ученым, Ливанов получил за один из циклов научных работ золотую медаль Российской академии наук. В 2011 году он был награжден правительственной премией как представитель образовательной сферы.

Дмитрий Ливанов: семья

Ливанов женат на Мордкович Ольге Анатольевне, которая родилась в 1967 году. В 1989-м она окончила университет нефти и газа, получив специальность «прикладная математика». С 2004 года Ольга Анатольевна работает в компании Tele2 на должности главы департамента биллинга и информационных технологий. В 2012 году Ливанова была удостоена премии «IT-лидер». У супругов трое детей: двое родных и один приемный. Как многократно рассказывал Дмитрий Ливанов, дети с успехом занимаются музыкой и большим теннисом.

Доход

Согласно антикоррупционной декларации, за 2014 год Дмитрий Ливанов, биографию которого мы рассмотрели, заработал 37,5 миллиона рублей. Он является совладельцем земельного участка площадь в 160 м 2 , а также владельцем жилого дома (49 м 2), двух квартир (суммарная площадь - 249 м 2), и гаража (20 м 2).