Извод иконы положение во гроб. Икона и картины положение во гроб

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.

В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.

Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.

Конечно, это шедевр. Но что делает эту картину такой выдающейся?

Как мы видим, композиция интересна. Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и в начале 16 века. И маньеристы* за полвека до Караваджо (1571-1610 гг.)

3. Реалистичность людей

Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем.


Ее возраст реалистичен. Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.

Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ.


Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия

Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.

4. Ощущение динамики

Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа.

Никодим также на пределе своих сил. Вены на его ногах вздулись. Видно, что он держит свою ношу из последних сил.

Мы словно видим, как они медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной.

Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана

5. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.

Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.

Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.

Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.


Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид

Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.

Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.


Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава

“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.

Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.

Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье

* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители:

узнать, как совершалось погребение Спасителя

Задачи:

  • узнать, кто осмелился просить тело Спасителя для захоронения
  • понять, почему женщины, желавшие совершить положенные обряды над Умершим, не успели этого сделать
  • понять, для чего фарисеи выставили стражу у гроба Спасителя

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава 45 «Снятие со Креста и погребение Спасителя».
  2. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. // Рабочая тетрадь. ­– М.: Мироздание, 2015. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Погребение Спасителя».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 32 «Погребение Господа Иисуса Христа».
  3. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава VII. «Великие дни страстной седмицы».
  4. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. В 2-х книгах. // Учебное пособие для детей среднего школьного возраста. ­– М.: Мироздание, 2013. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Ключевые понятия:

  • Погребение
  • Плащаница

Словарь урока:

  • Голгофа
  • Никодим
  • Иосиф Аримафейский
  • Стража у гроба
  • Печать синедриона

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:





Проверочные вопросы:

  1. Где был захоронен Христос?
  2. Почему Пилат отказал им?

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Подкрепление рассказа иллюстрациями или презентацией .

Просмотр видеоматериалов.

Ход урока. Вариант 2:

Изучение новой темы. Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Закрепление изученного с помощью решения кроссворда .

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 218. «Снятие со креста и погребение Спасителя»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». Часть «Великая суббота».
  2. Телепередача «Доброе слово». «Снятие со креста».

(Мф.27:57-66; Мк.15:42-47; Лк.23:50-55; Ин.19:38-42)

1) Погребение Иисуса Христа

Знавшие Иисуса Христа и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на все происходившее (см. Лк. 23:49).

Тогда некто именем Иосиф, из Аримафеи, член совета, человек богатый, добрый и праведный, не участвовавший в совете и деле синедриона, обратился к Пилату, прося отдать ему тело Иисуса. Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер. Призвав сотника и получив от него подтверждение смерти Христа, он разрешил Иосифу взять тело Иисуса для погребения.

Явился также и Никодим, тайный ученик из фарисеев, приходивший прежде к Иисусу ночью. Они сняли тело Господа со Креста. Глядя на бездыханное тело Учителя, Никодим не мог не вспомнить загадочных слов, сказанных ему когда-то Христом в тайной беседе: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:14-16).

Теперь же Иосиф и Никодим погребали Господа. Иосиф купил новое полотно, называемое Плащаницей, чтобы обернуть им тело Христа, а Никодим принес около ста литров состава из смирны и алоэ. «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи » (Ин. 19:40).

Возле Голгофы был сад, принадлежащий Иосифу, а в саду – гроб новый, то есть высеченная в скале пещера, в которой никто еще не был погребен. Там и положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко. К двери пещеры Иосиф привалил большой камень и удалился. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба » (Мф. 27:61).

2) Субботний покой

День близился к концу. Солнце скрылось за горизонт. Окровавленные кресты еще не были убраны и своим видом вызывали страх у случайных прохожих.

Мария Магдалина и другая с ней последними ушли из сада, где покоился Христос. Наступала суббота – великий день покоя. И враги, и друзья Христовы оставались у себя в домах. Жизнь Иерусалима как будто остановилась. Пилат сожалел о своем поступке, его жена скорбела о смерти Праведника, первосвященники и фарисеи торжествовали победу, а апостолы и друзья Христовы предавались неутешному горю. Для них все было кончено. Учителя больше нет в живых. Он умер ужасной смертью, хуже которой ничего нельзя было вообразить.

Женщины, считая, что погребение Христа еще не закончено и что следует возлить на тело Его ароматы, чего второпях не успели сделать до захода солнца, теперь принуждены были ждать до следующего дня, так как в субботу, день великого покоя, исполнить это было невозможно. Поэтому, возвратившись с Голгофы, они дома у себя приготовляли благовония и масти «и в субботу остались в покое по заповеди » (Лк. 23:56).

3) Выставление охраны у гроба

Первосвященники и фарисеи были очень довольны. Хотя и с великим трудом и множеством хлопот, им все же удалось быстро и окончательно расправиться с галилейским Пророком. Теперь по всем уставам закона Моисея они могли торжественно праздновать великую субботу. Однако что-то мешало им. На душе было неспокойно. Они вспомнили, что Иисус предсказывал не только Свою смерть, но и Воскресение в третий день. Что если ученики Его придут ночью, украдут Его тело и объявят народу, что Он воскрес? И как же так получилось, что они сами, фарисеи, оставили гроб без охраны? И это при том, что Пилат выдал тело изменникам синедриона – Иосифу и Никодиму. И тогда они решили нарушить покой субботы и немедленно идти к Пилату. «Господин! – сказали они ему. – Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого » (Мф. 27:62-64).

Но Пилат был раздражен и потребовал, чтобы первосвященники оставили его в покое. «Имеете стражу , – сказал он им, – пойдите, охраняйте, как знаете » (Мф. 27:65).

Тогда иудейские начальники распорядились сами. Они поставили у гроба Спасителя стражу, состоявшую из римских воинов, которая давалась им для охраны порядка при храме во время праздника. Перед тем как стать на караул, стражники внимательно осмотрели пещеру и, по приказанию первосвященников, поставили на камне печать синедриона.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Пилат согласился отдать тело Христа для погребения?
  2. Кто совершал погребение Спасителя?
  3. Где был захоронен Христос?
  4. Почему женщины, следовавшие за Христом, не успели перед погребением помазать тело благовониями?
  5. В канун какого иудейского праздника совершалось погребение Спасителя?
  6. Из-за чего фарисеи потребовали у Пилата стражников ко гробу Спасителя?
  7. Почему Пилат отказал им?
  8. Был ли нарушен фарисеями закон Моисеев?

Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».

Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста, но и в любой другой день.

1. Смысл и история иконы

В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу - день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб. Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.

Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век. В средние века в Европе эта икона была очень распространена.

2. В чем помогает икона

Данный образ помогает людям в первую очередь не забывать страшные события того времени. Он напоминает о том, что смерть - это не конец в глобальном понимании.

Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.

3. День почитания иконы

День празднования иконы - Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм. Это прекрасное время для причастия, исповеди.

4. Молитва перед иконой «Положение во гроб»

Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.

«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель. Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно. Аминь».

Молитвы перед этой иконой наполнят вашу жизнь смыслом и светом Божьим. Они напомнят вам о том, что смерть - это не конец, а только начало. Не бойтесь жить праведно, потому что только так можно сквозь боль и страдания прийти к истинному счастью и познанию смысла жизни.

Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть - жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне - это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется. Благо, она есть почти во всех православных храмах. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

На иконе «Положение во гроб» изображен один из эпизодов Страстной пятницы, который произошел после смерти Спасителя на кресте. Евангелист Лука об этих событиях свидетельствует: «некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» (Лк. 23: 50-53). Евангелист Иоанн добавляет: «Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19: 39-40). За Иосифом и Никодимом «последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк. 23: 55).

Первоначально, как отмечал Н.В. Покровский, сюжет «Положения во гроб» изображался в соответствии с евангельским текстом и отображал еврейский погребальный обряд. В центре композиции располагались Иосиф и Никодим, которые несли тело Христа, завернутое в белые погребальные ткани, ко входу в погребальную пещеру, выдолбленную в скале. В некоторых случаях рядом со Спасителем изображалась Богородица, идущая рядом или поддерживающая голову Иисуса Христа. Такую композицию можно встретить в миниатюрах лицевых сводов, например, в кодексе Григория Богослова, созданном в 80-е годы IX века (Национальная библиотека в Париже, gr.510), или в росписях храмов, например, в Страстном цикле церкви апостола Андрея на Треске, выполненном митрополитом Иоанном II (Зографом) и его помощником монахом Григорием в 1388 - 1389 годах.

Позднее появился иной вариант изображения «Положения во гроб», в центре композиции которого располагался крест, а у его подножия - гроб с телом Иисуса Христа, завернутым в погребальные ткани. У изголовья Спасителя изображались плачущие Богоматерь и Иоанн Богослов, у ног - старец Иосиф, за ними - три плачущие женщины и Никодим. Под перекрестием располагались два ангела. Этот вариант получил широкое распространение в русской иконописи. Например, икона «Положение во гроб» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1497 года (Музей им. Андрея Рублева). Подобная композиция в византийских памятниках известна под названием «Оплакивание Христа».

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийский и русских. М., 2001. С. 478-481.

2. Иконы XIII - XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 24.

3. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 год. М., 1988.


Положение во гроб

Икона "Положение во гроб" описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа. Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский упросил у римского наместника Понтия Пилата тело Иисуса для погребения. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале, где еще никто не был положен, и привалили камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали.

Иконография "Положения во гроб" включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского и Никодима, жен-мироносиц.

На фоне очень структурного пейзажа из гор со сланцевыми лещадками изображены в два ряда семь фигур, стоящих и склоняющихся около гроба над телом умершего Христа. Гроб, поставленный фронтально и построенный в "обратной перспективе", представляет собою как бы цоколь этой, очень архитектоничной по форме, композиции. Компактная масса из семи фигур составляет центр композиции, выделенный яркими, словно пламенеющими красками, где киноварь, празелень, охра и сиена составляют простую, но мужественную гамму локальных цветов. Верхняя часть иконы выдержана в светло-охристом тоне и, как по изобразительным формам, так и по цвету, представляется наиболее легкой и воздушной. Так чисто архитектоническими приемами художник расчленил поверхность иконы на три последовательных яруса. В нижней части (гроб) изобразительная форма статична, во второй (фигуры) преисполнена сдержанного движения, в третьей (уступы гор) образует два бурно-скользящих вниз потока сланцевых лещадок.

Развитие действия в пределах этой структурной формы идет слева направо, охватывая сначала четыре стоящих фигуры, а затем, делая поворот, продолжается справа налево, включая три согбенные фигуры. Действие начинается с крайней левой фигуры - это одна из праведных жен, присутствующих при погребении Христа. Она вошла и, увидев лежавшего в погребальных пеленах Иисуса, жестом рук выражает недоумение, словно спрашивает: "Как это могло случиться?" Небольшая фигурка этой женщины указывает, что момент, здесь запечатленный, является лишь вступлением (увертюрой) к далее развивающемуся действию.

Следующая фигура праведницы показана с воздетыми вверх руками. Ярко-красный тон её гиматия составляет центральное цветовое пятно композиции. По размерам это самая крупная фигура, а по жесту - самая экспрессивная. Горе достигло здесь кульминационного выражения. Вся природа вторит жесту воздетых рук: как многократное эхо всплеск ладоней повторен в ритме сланцевых лещадок, которым наполнен весь ландшафт.

В следующий момент возбуждение сменяется депрессией. Чувства уходят в глубину души. Эксцентрический (развернутый) жест сменяется концентрическим (свернутым). Во всем облике третьей женской фигуры выражено бессилие, надлом, тихое душевное страдание.

Очень интересно отметить, что две центральные фигуры изображены стоящими вплотную друг к другу. Здесь одно и то же переживание выражено в двух разных, но психологически смежных и логически-последовательных формах: возбуждения и депрессии. Эти две центральные слитые фигуры отделены интервалом от крайних (слева направо). Получается ритмическая структура из трех аккордов, имеющих три различных "наполнения". Крайние фигуры (левая и правая), благодаря повороту их к центру, являются, одновременно, и замыкающими композицию симметричными звеньями.

Никодим (правая фигура), выставив ладони рук вперед и склонив немного плечи и голову, готовится припасть на колени перед гробом. Его жест, замыкая композицию из четырех стоящих фигур, в то же время начинает собою новую, намечающую линию движения, выраженную в трех согбенных около гроба лицах: Иосифа Аримафейского, Иоанна и Марии. Намерение отдать последний поклон и лобзание, намеченное жестом Никодима, продолжено и осуществлено в трех последовательных этапах: Иосиф наклонился к гробу и сделал шаг вперед; Иоанн припал на колени и закрыл голову ладонью, застыл на мгновенье в созерцательно-задумчивой позе; Мария, продолжая намеченное движение, целует умершего Сына. Поток движения здесь идет без интервалов, образуя непрерывную линию склона. Завершающей кодой этого движения служит голова Христа. Она образует как бы преграду, благодаря чему композиция и в этой второй линии приобретает замкнутость и слева и справа.

Так в пределах семи фигур художник развернул сюжет, начиная от первого впечатления при взгляде на умершего, кончая последним лобзанием. В жестах олицетворена текучая стихия времени, вплетенная в архитектонический остов композиционной структуры. Эти два момента составляют единое целое. Без первого композиция была бы мертва, без второго - движение было бы лишено конструктивной опоры. Первое есть ритмическое начало, второе - структурное...".

Тарабукин Н. М. "Смысл иконы"