Логопедическое занятие «Осень в гости к нам пришла. Логопедическое занятие на тему "осень" Логопедический конспект на тему осень

Зинаида Приведенцева
Логопедическое занятие «Осень»

Цели : Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Коррекционно- образовательные задачи :

Формировать зрительный гнозис

Совершенствовать навыки согласования слов в предложении

Совершенствовать грамматический строй речи

Активизировать и расширить словарь по теме : «Осень » , «Фрукты - овощи, «Грибы»

Стимулировать речевую активность детей

Работать над расслаблением мышечного тонуса

Совершенствовать речевые навыки и умения

Коррекционно- развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие

Закреплять представление о характерных признаках осени .

Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворения И. Михайловой «Как обидно»

Развивать способность к самоконтролю

Развивать координацию в системе «глаза - рука» , т. е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональной связи

Развивать длительность и плавность речевого выдоха

Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Коррекционно - воспитательные :

Формировать навыки сотрудничества на занятии , умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

Воспитывать умение правильно вести себя

Здоровьесберегающие технологии :

1. Дыхательная гимнастика со словами

2. Пальчиковая игра «Осенний букет »

3. Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали»

4. «Рисование нитью»

Оборудование :

Декоративныетыковки с буквами «О,С,Е,Н,Ь» ; блюдо с овощами - фруктами, 2 корзинки; изображения гриба, маленькие грибки; мяч; листы бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, клубки ниток на каждого; рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей; карандаши по количеству детей; мяч.

Словарная работа :

Расширять предикативный (глаголы : кружиться, летать, осыпаться, падать и др.) и адвербиальный (прилагательные : поздний, золотой, багряная, яркий и др.) словари.

Активизировать словарь : листопад, золотистая, капризная, поздняя (осень , короче лазурное, хмурое, пасмурное (небо, мелкий, моросящий (дождь) и др.

Предварительная работа :

Знакомство с русскими поэтами. Чтение стихотворений А. С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье» , А. И. Плещеев «Осенью » , И. Бунин «Лес, точно терем расписной» .

Знакомство с приметами осени .

Рисование на тему : «Золотая осень » . Наблюдение за осенней природой , сбор листьев для изготовления «Осеннего букета » .

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.

Показать небо

Показать ветерок (машем руками влево - вправо)

Показать дубок.

Жест вправо

Жест влево

Руки к груди, затем развести в стороны.

Дети садятся.

Логопед :

Тихо в осеннем притихшем лесу ,

Листья кружатся, смотри на лету,

Будто о жизни прошедшей грустят,

Дереву словно : «Прощай» говорят.

Воздух прозрачен, чист и душист,

Разноцветным ковром ложится лист.

Поздний осенний цветок веселит ,

Прозрачный ручей мирно журчит,

Певчие птицы к отлету готовы,

Труженик - дятел деревья долбит,

Желуди дуб роняет, шуршит,

Дерево клен цветом красным горит.

И хочется видеть всё то без конца –

Картину, достойную кисти творца.

Пышные ивы склонились к воде,

Желтые косы полощут в воде.

Логопед : Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Класс наполнился красками. А у вас радостное настроение? (ответы детей) Вот и хорошо.

II. Основная часть.

Логопед : А теперь волшебство (звучит волшебная музыка)

Я взмахну правой рукой и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!

Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза, а когда откроют, будут смотреть только на меня.

Открывайте!

У нас сегодня необычное занятие , мы с вами будем путешествовать!

Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Выполним такое задание : надо разложить декоративные тыковки по росту. На тыковках буквы, надо прочитать слово, которое получилось. Готовы!

(Ребята раскладывают тыковки по росту, читают хором : «Осень » )

Логопед :

Да, действительно осень . Осень – удивительное , очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов.

Назовите, какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, ноябрь, октябрь)

Как можно назвать осень в сентябре ? (Ранняя, золотая)

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Ребята, назовите, признаки ранней осени ? (Осенью листья желтеют , птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды)

Как можно назвать осень в октябре ? (Дождливая)

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени ? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь)

Как назвать осень в ноябре ? (Поздняя)

Позднюю осень называют «серебряной» . Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Какие признаки поздней осени вы знаете ? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай)

Логопед :

Ребята, осень - это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой «Как обидно» :

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист резной

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…

Вопросы к детям :

В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.

Чем красила осень ? (предложить повторить строки по тексту)

Покажите как ветер щеки надувал.

Давайте покажем, как ветер подул на деревья.

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно… (покажите как вам обидно)

Листьев нет, лишь ветки видно.

Логопед :

Листочки осенние на веточках висели , ветерок зашалил. Закружил осенний лист и упал под ноги, даётся вам задание, пройдите испытания!

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил. (Дождь)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

По городу дождик осенний гулял ,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают. (Осень )

Логопед :

Хоть Осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает) . Ой, что же это я наделала! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой урожай. Овощи в одну корзину, фрукты - в другую.

Игра “Разложи фрукты и овощи” - дифференциация «фрукты - овощи»

(из подноса с овощами - фруктами выбирают : девочки - овощи, мальчики - фрукты)

Образование относительных прилагательных

Логопед :

Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Своё словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов - (какой) .

Логопед :

Много блюд из овощей, салатик назови скорей!

Салат из овощей - (какой) .

Физкультминутка

Заходи в осенний лес !

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки золотые стоят,

Под березками грибочки на нас глядят.

В корзинку прыгнуть хотят.

Дети выполняют ходьбу на месте

Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг

Поднимают руки вверх

Приседают и выполняют упражнение "Грибок"

Встают и выполняют упражнение "Корзинка"

Упражнение "Грибок" - на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком", ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы

(ручка корзинки)

Игра «Четвёртый лишний» (обобщение - исключение)

Логопед :

Вышли на полянку, сели все в кружок, угадай, кто лишний, милый мой дружок!

Как назовём одним словом? (грибы) Что лишнее, почему? (ответы детей)

Подбор родственных слов :

Логопед :

Очень скучно одному, здесь в лесу расти грибку. Кто грибку родню найдёт? Слова - родственники подберёт?

(Дети называют слова, которые придумали, берут из корзинки грибки и ставят возле большого гриба)

Игра с мячом «да или нет»

Логопед : - Отвечай быстро на вопросы стихотворения :

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Туманы осенью плывут ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достают ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать.

Логопед :

Давайте подышим осенним воздухом все вместе скажем :

Ах, какой чудесный воздух!

Ах, как красиво в осеннем лесу !

Ах, сколько листьев под ногами!

(Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе)

Пальчиковая игра «Осенний букет »

Логопед :

Ребята, давайте соберём осенний букет .

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба.

Мы соберём

В вазу осенний букет отнесём . Сжимать и разжимать кулачки

Загибать поочерёдно пальцы

Сжимать и разжимать кулачки

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?» .

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед :

Мы поиграем в игру «Что ты видишь?» . У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед :

Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»

Мы листочек увидали и с листочком поиграли.

Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.

Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели.

Ветер вверх поднимал и на землю опускал…

Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем, глазки отдыхают. Дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Отвести листик вправо, проследить движение взглядом.

Отвести листик влево, проследить движение взглядом

Поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз.

Покружиться и присесть, опустив на пол.

Закрыть глаза.

«Рисование нитью» - мелкая моторика

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных листьев и клубки ниток на каждого ребенка)

Логопед :

Нужно аккуратно нитью выложить предмет по контуру.

Логопед :

Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья ? Назовите это явление природы, одним словом. (листопад)

Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад

Игра «Лесное эхо»

Логопед :

Вот подошло наше путешествие к концу.

Расставаясь с осенью , давайте поиграем с лесным эхом.

Логопед : Эхо лесное, спросить могу?

Дети : - Ау - ау - ау!

Логопед : - Куда это листья лесные пропали?

Дети : - Опали - опали - опали.

Логопед : - Птички - певички, давно ли галдели?

Дети : - Летели, летели, на юг улетели.

Релаксация.

Логопед : - Поздней осенью всё погружается в сон. Поэтому и мы с вами примем удобную позу и закроем глаза. Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока «не проснётесь» . Спокойный сон закончится, когда я скажу : «Открой глаза» . Внимание : наступает «волшебный сон» .

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза) -

Сном волшебным засыпаем.

Наши ручки отдыхают,

Наши ноги отдыхают,

Отдыхают, засыпают (2 раза) .

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза) .

Дышится легко, ровно, глубоко.

(Пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

III. Итог занятия .

Логопед : - Занятие подошло к концу , скажите, о каком времени года мы говорили на занятии ? Что бывает только осенью ?

Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии ?

Чем отличается осень от лета ? (Рассказы учащихся)

Что бывает только осенью ? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Вы сегодня очень хорошо работали на занятии , правильно отвечали на вопросы.

На этом занятие окончено . До свидания.

Логопедическое занятие во 2 классе

коррекционной школы 8 вида.

Лексическая тема: Осень

Грамматическая: Гласные и согласные буквы.

Цели:

    Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.

    Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

    Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.

    Расширение словаря учащихся по теме «Осень»

    Формировать навыки словообразования.

    Воспитывать положительную мотивацию к занятиям, любовь к природе.

Оборудование: высушенные листья деревьев, картина «Осень», карточки со словами, карточки с набором букв, мультимедиа проектор, мяч.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Урожай собирают,

Когда это бывает? (Осенью )

    Ребята, сегодня поговорим про осень.

    Упражнения для развития мелкой моторики.

    Упражнение «Дождик»

    Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения на развитие длинного плавного выдоха.

Как дует ветер?

Сдуть листики с руки.

2. Упражнения на развитие подвижности органов артикуляции.

- «Язычок вышел погулять. Посмотрел на небо, на травку, влево, вправо. Удивился: «Ах! Как красиво вокруг!» Улыбнулся язычок (губы в улыбке), «Ух! Хорошо» (губы трубочкой)»

    Актуализация знаний учащихся.

1. Назовите признаки осени. Беседа. (Выставляется картинка «Осень»)

Какие стали дни, ночи?

Как осенью греет солнышко?

Каким становится небо?

Какой осенью бывает дождь?

Что происходит с листьями?

Какие стоят деревья и кустарники?

V . Работа над закреплением гласных и согласных.

1. Прочитайте слова, назовите гласные (согласные). Почему? Подчеркните красным мелом – гласные, синим – согласные буквы. (Дети выходят к доске)

Слова: дождь, день, туча, осень, лист, дерево, ветер, туча.

2. Игра «Один – много»

Дождь – дожди, день - …., ветер - …,

туча - …, дерево - …, лист - …,

ветка - …, трава - …, гриб - ….

    Работа на карточках.

Вычеркните все гласные буквы.

Кто самый зоркий? Названия, каких деревьев и кустарников здесь спрятались?

АОФВАУДУБ ПЕБЕРЁЗА ЭЮТООСИНА ТРКЛЁН ТВИВА ТОМЧЕРЁМУХА ТАДРЯБИНА РВЫАПБАОЛБЮТОПОЛЬ САМПЕ

    Динамическая пауза.

Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят. (машут руками влево-вправо)

Будто опять закружиться хотят. (кружатся)

    Работа над словообразованием.

Загадка.

Растут – зеленеют.

Упадут – пожелтеют.

Полежат – почернеют.

Правильно, ребята, это листья.

Назовите ласково «лист». (Листочек)

Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)

Назовите гласные (согласные) в этом слове.

Узнайте, какое слово я загадала (логопед по звукам произносит слово «л,и,с,т,и,к».

Когда так говорят? (когда лист маленький)

    Логопед показывает листья с различных деревьев и кустарников: берёза, осина, рябина, черёмуха, клён, ива, сирень, дуб.

С какого дерева лист? (с берёзы)

Значит, какой это лист? (берёзовый лист).

    Логопед выставляет листья, дети внимательно разглядывают их. Затем закрывают глаза, а логопед убирает один лист.

Какого листа не стало?

    Составьте предложения, используя данные выражения.(Например: Мы собрали кленовые листья.)

    Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Какие звуки повторили?

Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо.

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

"Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья № 18" г Ульяновск

Конспект

группового логопедического занятия во 2 классе

тема: «Осень в гости к нам пришла»

Подготовила: учитель-логопед

Еремина И.П.

Цель:

уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

Задачи:

образовательные-

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования;

коррекционно-развивающие-

активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;

развивать фонематическое восприятие;

вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

активизировать словарь по темам «Осень», "Овощи";

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

воспитательные-

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Формирование БУД:

личностные -

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

коммуникативные -

умение всту-пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за-да-нию в разных видах деятельности;

регулятивные -

произвольно включаться в деятельность, сле-до-вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей-с-т-вия;

познавательные -

делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Оборудование: компьютер, презентация к занятию,осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», "Твой мир" (минус), разрезные осенние картинки.

План занятия:

I . Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности

II .Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Артикуляционная гимнастика

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

5. Физминутка

6. Образование относительных прилагательных.

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания - игра «Осенние слова».

8. Развитие глагольного словаря - игра «Подбери действие».

III .Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Послушайте загадку: Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (Осень) (слайд 1)

Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)

Что такое осень? (время года)

Какое время года было до осени? (лето)

Какое время года будет после осени? (зима)

"Осень в гости к нам пришла" - так называется наше занятие. (слайд 2)

Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).

Желаю всем успеха на занятии!

II . Основная часть:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)

Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.

Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.

Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.

Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу

Стали листья собирать:

красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,

начиная с указательного пальца к большому пальцу

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями

Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув

2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)

Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),

посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),

посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),

испугался и спрятался ("Прятки"),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)

Как шуршат осенние листочки?

(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).

Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)

Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой первый звук в слове С ентябрь?

О ктябрь?

Н оябрь?

Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).

Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).

5. Физминутка (слайд 7)

«Дерево» (под музыку)

Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук

Потом веточки, опустить кисти рук

Затем ветки, опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево. опустить руки

«Дождик» (слайд 8)

Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны

От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом

6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)

В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

С какого дерева твой листок? С берёзы - берёзовый листок

Какой листок? С рябины - рябиновый листок

С дуба - дубовый листок

С клёна - кленовый листок

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания

Игра «Осенние приметы». (слайд 10)

У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ

ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ

НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ

ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ

8. Развитие глагольного словаря

Игра «Подбери действие» (слайд 11)

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью(что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью - Ветер дует, …

III . Заключительная часть:

Итог и анализ занятия.

Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их

соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.

(слайд 12 )

О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

Что такое осень? … (время года)

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема : «Путешествие в осенний лес»

Занятие в подготовительной группе «В осеннем лесу»

Цель: Закрепить и расширить представления об осени.
Задачи:
Закрепить и активизировать словарь по теме;
Согласование существительных с прилагательными;
Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Развитие логического мышления;
Релаксация;
Развитие связной речи и координации речи с движением;
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Коррекционно-образовательные цели : Закрепить представления об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря. Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков словообразования. Совершенствование синтаксической стороны речи. Совершенствование навыковзвукового анализа и синтеза (придумывание слов на заданный звук).
Коррекционно-развивающие цели : Развитие связной речи, фонематических представлений, длительного вдоха и ступенчатого выдоха, зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, осознанного отношения к своему здоровью. Оборудование: Предметные картинки по теме «Деревья», «Грибы» по количеству детей, картина золотой и поздней осени с неправильными признаками осени, разноцветные листья с буквами по количеству детей, корзина большая и маленькая, большое ведро и маленькое, натуральные фрукты и овощи, массажные мячики.

1. Организационный момент.
Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
(Аудиозапись “Звуки леса” или “Звуки природы”. Пение птиц, шум листвы, голоса зверей) .
2. Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев.
- Красные листья с какого дерева?
Дети: С клена.
Логопед: Значит какие?
Дети: Кленовые.
Логопед : А эти желтые листья с какого дерева
Дети: С березы.
Логопед : Как можно назвать листья березы?
Дети: Березовые.

Логопед : Зеленые листья с какого дерева?
Дети: С дуба.
Логопед : Значит они какие?
Дети: Дубовые.
Логопед: А все листья по цвету какие?
Дети: Разноцветные.
Логопед : Отлично! Молодцы!
4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Зашумела листьями Поднимают руки и качают ими.
Осень золотая,
Закружила в воздухе, Плавно опускают через стороны руки, вращая
Листочками играя.
Вот листок березы, Поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца
Вот листок рябины,
Вот листочек тополя,
Вот листок осины.
А кленовый листок Кладут руки на колени.
Нам под ноги сразу лег.
Только елочки стоят, Сгибают и разгибают пальчики обеих рук.
Ронять иголки не хотят.
Логопед : Возьмите по одному листочку, какой вам нравится.
5. Игра «Придумай слово с заданным звуком»
Логопед : На волшебной полянке и листочки волшебные. Переверните листочек, обратите внимание, что на каждом листочке написана буква, придумайте слово на тот звук, который обозначает эта буква.
Логопед: У меня буква «А» я придумала слово аист. А вы какие слова придумали?
Дети придумывают слова и складывают листочки в корзину.
Логопед : Замечательно, я вами очень довольна.
-Куда мы положили листья? (в корзинку)
Логопед: Налетел ветерок, зашумели листочки
6. Дыхательное упражнение «Подуй на листочки»
Логопед: -Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.
-Давайте подышим ароматом осеннего леса!
- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть, услышав стук дятла по дереву. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Логопед: - Продолжаем наше путешествие. Дети берутся за руки идут за педагогом хороводным шагом и поют песню «Осень золотая».
Мы попали на станцию «Грибная».
9. Игра «Что перепутал художник?»
Логопед: Художник нарисовал картину и все перепутал. Скажите, что на картине нарисовано неправильно. Будем строить красивые предложения,.
Дети рассматривают картину и отвечают:
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубу.
Осенью не бегут ручьи.
Логопед: Молодцы! Я горжусь вами. Возьмите по одному массажному мячику.
12. Массаж пальцев «Овощи»
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали, Сжимают и разжимают кисть правой руки.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили, Сжимают и разжимают кисть левой руки.
С дачи домой увозили.
Прощай на год, Дети делают круговые движения ладонями по шарику.
Наш – огород!
Логопед: Вот и подошло время возвращаться в детский сад.
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон» Дети двигаются и имитируют поездку на поезде.
13. Развитие воображения.
Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень. (Ответы детей)
Никогда бы не было коротких дней.
Не смогли надеть осеннюю одежду.
Не увидели золотую листву.
Не наблюдали за цветными листьями.
Не было бы листопада.
Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
Не успели бы улететь птицы на юг.
Не было бы туманов.
Не наблюдали бы за инеем.
Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
Не летали бы серебряные нити паутины.
Не смогли бы поесть сладкой рябины.
Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
Не убирали бы богатый урожай в огородах.
Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
Не лил бы осенний моросящий дождь.
13. Итог (Оценка работы детей)
Логопед: Куда мы сегодня ездили на поезде? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает работу каждого ребенка.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой - маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один - много”
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

5. Игра “Наоборот”

6. Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

8. Игра “1, 2, 5”
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.