Дети 3-4 лет, в отличие воспитанников средней группы детского сада, пока не обучаются счету. Они познают другие, базовые категории математики – количество, размер, форму, а также учатся ориентироваться в пространстве и во времени. Для этого во 2 младшей группе проводятся занятия по ФЭМП (эта аббревиатура расшифровывается как «формирование элементарных математических представлений»). Такие уроки помогают каждому ребенку перейти на новую ступень развития, совершенствуя свое . Для работы по ФЭМП воспитатели обычно используют методы, перечисленные ниже.
Особенности ФЭМП во второй младшей группе
Работа ведется в нескольких направлениях, и занятия по ориентированию чередуются с по классификации предметов. Все уроки проводятся только в игровой форме: нужно сделать так, чтобы детям было по-настоящему интересно заниматься, а для этого они должны воспринимать обучение, как веселую и увлекательную игру.
- Количество. Дети тренируются находить в группе из нескольких предметов объединяющий их признак (треугольную форму, зеленый цвет). Также прививаются навыки группировки по цвету, размеру и т.п., сравнение по количеству (чего больше, чего меньше). Как уже говорилось, о числах речь пока не идет, поэтому на вопрос «Сколько?» дети отвечают словами «один», «ни одного», «много».
- Для изучения формы предметов активно используется не только зрение, но и осязание. Для этого пригодится подходящий дидактический материал и объемные фигуры (треугольник, круг и квадрат). Поскольку все фигуры абсолютно разные на вид, используется сравнительный анализ.
- Приемы приложения и наложения – основные при изучении понятия величины. Малыши учатся сравнивать предметы, используя такие понятия, как «большой», «маленький», «узкий», «длинный» и др. Важно научить детей понимать, являются предметы одинаковыми или разными по высоте, длине, ширине и в общем по величине.
- Ориентирование во времени. Познание этого понятия на уроках ФЭМП во второй младшей группе заключается в изучении дидактической картотеки на данную тему. Но практика показывает, что куда эффективнее дети осваивают ориентировку во времени в ходе повседневной детсадовской жизни: утро (завтрак, зарядка, занятия), день (обед и тихий час), вечер (полдник, уход домой).
- Ориентирование в пространстве. Главная цель ФЭМП во второй младшей группе – помочь детям запомнить и отличать правую и левую руки. Также постепенно осваиваются и пространственные направления «впереди – сзади», «внизу – вверху».
Итоги занятий по ФЭМП в младшей группе
Как правило, качество работы воспитателя оценивается в конце года по полученным детьми знаниям и навыкам. В частности, к концу учебного года во второй младшей группе каждый ребенок обычно умеет:
Однако не стоит забывать, что каждый ребенок имеет собственные темпы развития, и иметь абсолютно все указанные выше навыки он не обязан. Кроме того, одни дети могут лишь понимать и показывать, например, разницу в форме предметов, а другие – озвучивать это, уверенно употребляя нужные слова.
Ольга Петрова
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе по фгос .
Цели :
Закрепить знания о геометрических фигурах;
Уметь отвечать на вопрос «сколько?» словами «один» , «много» , «ни одного» ;
Уметь составлять группу из отдельных предметов и выделять из группы один предмет ;
Учить детей приемам осязательного обследования формы предметов;
Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа :
Учить обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни;
Рассматривать один из множества предметов;
Игра «Разложи кубики по коробкам» ;
Игра «Один и много» ;
Игра «Чудесный мешочек» .
Программное содержание :
Образовательные задачи :
Уметь различать и называть цвета – красный, синий и другие;
Закрепить и обобщить знания о количестве предметов;
Слушать и понимать заданные вопросы воспитателем и понятно отвечать.
Развивающие задачи :
Развивать логическое мышление;
Расширять словарный запас детей;
Развивать наблюдательность, воображение;
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные задачи :
Воспитать доброту и отзывчивость;
Воспитать желание трудиться.
Оборудование и материалы – мягкая игрушка Зайчик, большой и маленький кубики, мешочек с геометрическими игрушками, большая и маленькая коробка (демонстративные) ; на каждого ребенка по большому и маленькому кубику, тарелочки и кружочки синего цвета в розетках (раздаточные) .
Место проведения – на ковре и за столами (групповая ) .
Ход занятия
1. Введение в учебно-игровую ситуацию.
Введение сказочного героя Зайчика.
Ребята, по дороге в детский сад я встретила… догатайтесь кого?.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку?
Кто зимой белый, а летом серый?. Правильно это Зайка.
2. Основная часть.
Игра «Разложи кубики по коробкам» (на ковре) .
Воспитатель :
Дети что-то Зайка грустный. Почему ты такой грустный? (воспитатель прикладывает зайку к уху) . Он говорит, что у него рассыпались коробочки с кубиками. Ой, посмотрите сколько у нас на ковре кубиков. Давайте мы с вами их рассмотрим. Дима, скажи пожалуйста, какие кубики по величине? (большие и маленькие) . А какого цвета? (синий, красный и другие) .
Воспитатель прикладывает зайца к уху и слушает.
Ребята, а теперь Зайка просит разложить кубики по коробкам, но сложить их так – большие кубики в большую коробку, а маленькие – в маленькую коробку. Давайте поможем Зайке. Посмотрим на ковер, где лежат кубики, и покажите где большие кубики… где маленькие… (показывать надо сначала воспитателю для примера, потом дети. Спрашивать «Какая коробка?» , «Какой кубик?» и сопровождать действиями).
Молодцы! Вы помогли Зайчику. Посмотрите, вот он как улыбается вам! Он очень доволен.
Физминутка
Зайка маленький стоит,
Зайка беленький сидит.
Зайка прыгает и пляшет,
Зайка лапкой детям машет!
Игра «Один и много» (за столами) .
Тарелочки разложены на столе. На каждого ребенка раздается тарелочка и коробочка с кружочками синего цвета.
Воспитатель :
Ребята, посмотрите у каждого из вас на столе лежат тарелочки. Какой она формы? (круглая) . Вот тут перед вами коробочки. Посмотрите, что в них лежит? (кружочки) . Скажите, пожалуйста, а какого они цвета? (синего) . Молодцы! Теперь назовите сколько их? (много) . Хорошо! А на тарелочке? (ни одного) .
Воспитатель показывает задание на примере одного ребенка и говорит :
Возьмите по одному кругу и положите на тарелочку. Сколько кружков лежат на тарелке? (один) . Сколько осталось в коробке? (много) . Молодцы! Теперь надо сделать так, чтобы на тарелке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Переложите их. (Дети самостоятельно выполняют задание) .
Сколько кружков в коробочке? (ни одного) . У вас на тарелочке? (много) . А вот у Зайчика сколько кружков? (ни одного) . Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружочку… Так, вот посмотрим на тарелочку у Зайчика и ответьте мне, пожалуйста, сколько стало кружочков у Зайки? (много) . Было ни одного, а стало много. Хорошо вы постарались. Может подарим эту тарелочку Зайчику? (отдают зайцу) .
- «Спасибо дети!» (говорит зайка) .
Вот какие молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки.
Ребята, а вы знаете какой скоро праздник?. Правильно, Новый год! На Новый год все веселятся, играют. Вот и зайчик хочет с вами поиграть.
3. Игра «Чудесный мешочек» .
Я – чудесный мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть?
Дети рассматривают что в мешочке. Достают фигуру, определяют форму, цвет. Затем закрывают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет форму.
Дети с воспитателем благодарят Зайчика за игру и говорят ему : «До свидания!» .
Публикации по теме:
Тема:"Дорога домой". Цель:закрепить с детьми знания геометрических фигур (круг,квадрат);учить сравнивать полоски бумаги по толщине; закреплять.
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Поиграем с зайчиком» Задачи: тренировать умение считать от 1 до 3; -соотносить цифру с количеством предметов; -закрепить знание о геометрических фигурах.
«Цыпленок». Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе Конспект занятия Вторая младшая группа (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Цыпленок». Интеграция образовательных.
Конспект занятия по обобщению материала по ФЭМП в второй младшей группе Тема: «Урок обобщения» Цель: 1. Закрепить количественный счет предметов до 5; умения Группировать предметы согласно символам (цвет, фигура).
Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе с конструированием.
Программные задачи:1) Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопросы «сколько»? словами один, много, сравнивать предметы по заданному признаку величины - высоте. Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах; развивать связную речь. Воспитывать любовь к животным, вызвать желание помочь им в трудной ситуации.
Демонстрационный материал: картинки «один - много», картинка 3х медведей, картинка домика из геометрических фигур.
Раздаточный материал - геометрические фигуры на каждого ребенка.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети:- Здравствуйте.
Воспитатель - Добрый день всем добрым людям, Мы вам рады, мы вас любим.
Стук в дверь. Входит медвежонок.
Медведь - Ой, а куда я попал? Здравствуйте, ребята.
Воспитатель - Здравствуй Мишка. Ты пришел в детский садик. Мишка ты наверное заблудился?
Медведь - Очень грустно мне ребята
Одному гулять в лесу
Можно с вами поиграю и себе друзей найду!
Воспитатель - Конечно Мишка. Ребята вы хотите поиграть с
Мишкой?(Да). Мишка садись на стульчик. А игра наша будет называться «Один-Много»
Воспитатель: - Молодцы ребята. Ребята а сейчас я приглашаю вас и Мишку на разминку.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так, (круговые движения головой)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
А потом они ходили (ходьба по медвежьи)
И из речки воду пили. (наклоны туловища вперед).
Вот так, вот так
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо),
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
-Молодцы ребята. Садитесь на стульчики.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку.
Загадка : Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(три медведя).
Воспитатель : правильно ребята. А теперь слушайте сказку.
- На лесной опушке, в бревенчатой избушке жили-были три медве дя:
Папа медведь, мама медведица и был у них сынок - кто ребята сынок медведей?
Воспитатель: Правильно медвежонок. Посмотрите ребята на доску (на доске картинки 3х медведей)
А кто самый - самый высокий из них?
Дети - медведь.
Воспитатель: правильно, вот он (картинка на магнитной доске).
А кто самый - самый низкий?
Дети - медвежонок
Воспитатель : молодцы. А кто выше медведь или медведица?
Дети: медведь
Воспитатель : а кто ниже медведь или медвежонок?
Дети: Медвежонок
Молодцы. А сейчас ребята подойдите к столу. Мишка и ты подходи к столу. Воспитатель показывает на доске образец домика из геометрических фигур.
Ребята посмотрите что изображено на картинке?
Дети: Домик.
Воспитатель: А из каких геометрических фигур он состоит?
Дети: из квадрата, треугольника, круга.
Воспитатель:- А какого цвета квадрат? Круг? Треугольник?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, ребята. У вас на столе лежат геометрические фигуры, из этих фигур я вам предлагаю из них сложить домик.
Дети выкладывают по образцу.
Воспитатель : Молодцы ребята. И ты Мишка молодец. У вас получился замечательный домик. Мишка тебе понравилось у нас в гостях?
Мишка: - Мне очень понравилось. Теперь у меня есть друзья.
Воспитатель: Тогда Мишка приходи к нам еще в гости. Ребята вы хотите, что бы Мишка снова пришел к нам играть?
Мишка - До свидания, я обязательно приду.
Дети: До свидания
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?
Кому мы помогали? А что вам понравилось больше всего?