Бог Сет в Древнем Египте: какое место занимает в египетской мифологии? Один из древнейших египетских богов Сет бог пустыни.

Сет

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца- », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Негада 1 (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титалатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии стал явным олицетворением зла.

Сет был младшим сыном богини неба и бога земли . Являлся братом , и , для последней он так же был мужем. Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображение

Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).

Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.

Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).

Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Сет и Гор

По легенде Сет, позавидовав своему брату , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций («Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.


Бог Египта Сет

Сет - брат и антагонист Осириса, олицетворение злого начала. Он был покровителем враждебно настроенных чужеземцев, богом грозы и испепеляющей все живое пустыни. Изображался с головой своего священного животного - осла.

Ряд мифов посвящен борьбе Сета с сыном погубленного им Осириса - Гором. В одном из поздних вариантов мифа рассказывается, что Гора и Сета примирил бог земли Геб, поделив между ними власть и сделав Сета царем Верхнего Египта, а Гора - Нижнего. Таким образом объяснялось существование двух исторически сложившихся областей.

Но в большинстве сказаний о Горе и Сете они ведут тяжелую и непримиримую борьбу, окончившуюся полной победой Гора. (Сюжеты см. Осирис и Гор).

Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т.п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Сет двулик: он бывает и защитником, и разрушителем, и благодетельным, и коварным. Однако его изображения почти всегда одинаковы и не передают всю противоречивость его характера. Сет - очень сложный бог.

Жестокий к близким, защищающий свою власть, как на небесах, так и на земле, Сет был богом, к которому древние египтяне испытывали смешанные чувства. Разумеется, Сет - родич величайших богов пантеона. Но этому богу совершенно справедливо не доверяли из-за его отношений с братом Осирисом (которого он, в конце концов, убил) и племянником Гором (которому он будет завидовать вечно). От Сета не отреклись лишь потому, что именно он защищал Ра во время его ночного путешествия. Дошедшие до нас изображения часто передают именно эту его функцию. Ведь Сет, подобно любому человеку, не может быть только злым!

Изображения бога

Сет чаще всего изображается в виде антропоморфного существа. Его странная голова - это голова мифического животного, наполовину собаки, наполовину тапира. Оба его уха торчат вертикально.

На голове у Сета - тяжелый парик. Фантастические или самые обычные животные заменяют традиционное изображение бога в тех случаях, когда Сет защищает Ра от чудовищного змея Апопа, хаоса в обличье рептилии. И наконец, когда Сет отождествляется с Баалом, сирийско-палестинским божеством гроз и бурь, его изображают с головой, украшенной тиарой с рогами, и с луком и стрелами в руках.

Мифы о Сете

Мифы, рассказывающие о Сете, изображают его амбициозным заговорщиком и манипулятором, или же просто убийцей. Этот бог был не слишком-то добродетелен, однако Ра неустанно защищал его вопреки советам всей своей семьи. Это объясняется очень просто, ведь Сет был спасителем солнца.

Сет появляется в двух знаменитых мифах Древнего Египта: гелиопольском мифе, где он выступает вместе с Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. Коварство, которое не раз демонстрирует этот бог, судебная тяжба, которую он пытается выиграть - вся история Сета делает его необычайно похожим на человека!

Сет-защитник солнечной ладьи

С самого первого дня Ра путешествовал по небу на ладье, которая везла его днем с востока на запад, а ночью - с запада на восток. И, если дневное путешествие проходило беспрепятственно, ночной путь через подземное царство был куда более опасным. Ведь за быстро рассекавшей мрак ладьей из глубокого мрака следил Апоп, змей хаоса. Внезапно это страшное чудовище появлялось из тьмы и преграждало путь солнцу. Змей казался огромным по сравнению с ладьей. Но на носу сидел Сет, который одним стремительным ударом отбрасывал ужасного змея прочь, и тот возвращался на край света. Однако сцена повторялась снова и снова, подобно тому, как день каждый раз сменяется ночью, а ночь сменяется днем. Эта бесконечная борьба символизировала в глазах египтян победу порядка над хаосом. Теперь мы понимаем, почему Ра питал к Сету уважение. И уважение это было столь велико, что бог всех богов поддержал убийцу Осириса даже тогда, когда его дело было заведомо проигрышным!

Притязания Сета

После убийства бога Осириса, царя Египта, Сет, терзаемый неутолимой завистью, обратил всю силу своей ненависти на племянника, Гора. Поскольку Осирис умер и сделался владыкой подземного мира, неизбежно встал вопрос о наследии египетского престола. В те времена боги еще имели политическую власть на земле. Фараон станет их наследником, когда появятся первые люди. История Сета была историей скорее человека, нежели бога, настолько его недостатки напоминали наши собственные.

Сет и Гор: бесконечная борьба!

Гор, сын Осириса, был его наследником: корона Египетского царства принадлежала ему по праву. Но завистник Сет завладел ею силой. Гор, которого поддержала его мать, Исида, созвал суд богов, чтобы любой ценой разрешить этот спор. Ра стал председателем, а Тот выступил в качестве секретаря. Прошло восемьдесят лет, прежде чем дело хоть как-то продвинулось! Боги разделились на сторонников законной власти (то есть Гора) и Ра, для которого Сет был вечным защитником от Апопа! Судебное разбирательство зашло в тупик, требовалось мнение постороннего. И Тот обратился к Нейт, богине города Саис, известной своей мудростью. Ее ответ был однозначен: корона принадлежит Гору. Однако, чтобы Сет не остался в обиде, Нейт посоветовала дать ему в супруги двух богинь, Анат и Астарту. Богам понравилось это решение, однако Ра сомневался. Не слишком ли Гор молод, чтобы достойно править царством? Исида, выведенная из себя бесконечными отсрочками, предложила перенести разбирательство в Гелиополь, где в суде могли бы принять участие Атум и Хепри. Ситуация накалилась! Разъяренный Сет отверг ее предложение и потребовал, чтобы заседания проходили без Исиды. Но богиня была слишком упорна! Она снова пробралась на суд, приняв обличье прекрасной женщины, которая тут же очаровала Сета. Они даже завели беседу. Смущенный такой красотой Сет повел компрометирующие его речи, и в конце концов даже признал законность притязаний Гора! Исида тут же раскрыла себя.

От неожиданности Сет лишился дара речи. Ра осудил неблагоразумие Сета, неосторожно доверившегося незнакомке. Так Гор получил корону Египта из рук самого Ра.

Реванш

Но Сет не желал смириться с решением верховного бога. Он предложил Гору устроить спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были одновременно погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав в конце концов недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Бог солнца Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам встретиться на пиру. Но, как нетрудно догадаться, празднество продлилось недолго! Спор возобновился с новой силой. Наконец в бесконечную тяжбу вмешался Осирис, до сих пор хранивший молчание, и обвинил судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит без продовольствия весь Египет! Боги склонились перед его властью и незамедлительно приняли благоприятное для Гора решение.

Однако и Сет не был забыт. Ра приблизил его к себе, и он стал «тем, кто кричит в небеса», чтобы все освобождали дорогу перед богом-создателем!

Каменные лодки

Среди многочисленных состязаний, которые Сет предложил Гору, были... каменные лодки! Странная идея - попытаться спустить на воду судно, высеченное из камня. Пока Сет смаковал свой план, Гор опередил события, изготовив деревянную лодку и покрыв ее похожим на камень гипсом. Победа явно должна была достаться ему. Но Сет не мог смириться с тем, что кто-то оказался хитрее него. Он превратился в гиппопотама и перевернул лодку своего врага!

Культ Сета

Несмотря на все нелестные мифы, Сет был почитаемым богом. И хотя в Древнем Египте ему посвятили немного храмов, в обрядах, которые проводил фараон, всегда находилось для Сета место. Сначала Сет играл значительную роль в религиозной жизни, однако распространение культа Осириса закономерно привело к упадку культа его убийцы.

Личность Сета очень многогранна: благодетель и защитник, он был в то же время коварным богом-разрушителем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ревностнее всех ему поклонялся фараон. Ведь в фараоне, в силу природы его могущества, столько же от Гора, сколько от Сета! Парадокс? Вовсе нет.

Сет, покровитель фараона

Фараоны не остались равнодушны к необузданному и устрашающему нраву Сета. Эти свойства натуры могли быть свойственны и могущественному царю-завоевателю.

К тому же Сет, как и Гор, был защитником первых «пяти имен» правителя. Сети I и сменившие его на троне Рамсесы (XVIII и XIX династии) питали к Сету особое благоговение.

Сет участвовал в церемонии коронации каждого фараона. По случаю этого великого события Сет и Гор совершали обряд сематауи («объединения Обеих Земель»), символизирующий объединение Верхнего и Нижнего Египта. Сета называли даже «владыкой Обеих Земель», хотя на самом деле ему подчинялся скорее один Верхний Египет, потому что Нижний Египет достался Гору. В засушливых и пустынных землях первого и плодородных полях второго заключалась самая суть противоборства Сета с племянником! И подобно тому, как ужасающее, неизведанное и неукротимое море было владением Сета, кормилец- Нил принадлежал его брату, Осирису!

Места культа Сета

В нескольких городах и оазисах существовал настоящий культ Сета. Су, город в оазисе Файюм, и Оксиринх в Верхнем Египте, вели спор о месте рождения бога. Его почитали в обличье рыбы, которую по этой причине не рекомендовалось употреблять в пищу! А в оазисах Каргех и Дахла, на юго-западе страны, жители внимательно выслушивали ответы оракулов Сета. 

Сет, воинственный бог

Сет считался «владыкой армий царя», и боевой крик фараона часто сравнивали со страшным рыком Сета. Правители Нового царства все более стремились к завоеваниям. Но не боевой крик решает исход сражения! Постепенно в Египте была создана настоящая профессиональная армия. Однако развитие постоянной армии не мешало фараону, когда обстоятельства его к тому вынуждали, прибегать к рекрутской повинности. Эти дивизии «призывников» оказывались под покровительством Ра, Амона, Птаха и, разумеется, Сета. Приравнивая его к важнейшим богам пантеона, египтяне подчеркивали значимость «повелителя гроз и бурь».

Знамя с изображением Сета, несомненно, вызывало трепет некоторых врагов... Так что за подчинение чуже-земных народов благодарить следовало этого бога. Но и некоторые вторжения (хеттов, гиксосов и др.) вменялись ему в вину. В такие моменты Сет становился зловредным божеством. Вот почему в истории Египта случались особенно тяжелые периоды!

Благоприятные и неблагоприятные дни и Сет

Египтяне древности не занимались астрологией. Тем не менее, они все же верили в существование благоприятных и неблагоприятных дней, которые отчасти определяют судьбы людей. Эти дни соответствовали самым выдающимся событиям в жизни египетских богов. Сета, разумеется, это поверье тоже коснулось. Так, двадцать седьмой день месяца атир (сентябрь-октябрь) благоприятен, потому что именно в этот день Гор и Сет заключили мир. И наоборот, второй из пяти эпагоменальных дней («лишних» дней в самом конце года) традиционно считался крайне неблагоприятным. Ведь именно тогда Сет родился в муках из бедра своей матери! Египтяне помнили об этом из-за сильного страха, который внушало им подобное событие. В такой день рекомендовалось по возможности ничего не делать, не выходить из дома и ждать лучшего дня, который не замедлит наступить.

Самец-гиппопотам- предмет издевательств врагов Сета

Самка гиппопотама отождествлялась с доброй богиней Таурт, покровительницей беременных женщин и матерей, тогда как на самца была обращена вся ненависть, которую люди могли питать к Сету - именно с ним ассоциировалось это животное. Надо сказать, что эта неприязнь во многом была оправдана, потому что гиппопотамы часто уничтожали драгоценные посевы и иногда даже отваживались нападать на скот, когда тот переходил через реку. Египтяне устраивали на них ритуальную охоту. Первым делом зверя загоняли в Нил, где его начинали преследовать несколько человек в лодке из папируса. В реке гиппопотам чувствовал себя куда увереннее, чем на суше, и быстро скрывался под водой. Но когда ему нужно было вдохнуть, он снова всплывал на поверхность, где его и забивали гарпунами охотники.

Как и Сет, гиппопотам славился необузданным нравом. Он нередко переворачивал надоедавшие ему утлые лодчонки. И тогда горе несчастному охотнику! «Сет» вполне мог им пообедать!

Молитва

«О! Мое сильное дитя, голова твоя подобна короне бога Ра, шея твоя - бога Осириса, лоб твой - богини Сатис, волосы твои - богини Нейт, одно плечо твое - бога Гора, другое - бога Сета...»

Молитва, защищающая ребенка от всех болезней.

Мифологический бог Сет был известен и почитаем в древнем Египте, известен он и нам. Сет входил в число верховных богов. Память о нем больше связана чем-то отрицательным. О нем пишут, как о повелителе пустыни, песчаных бурь, он же — прообраз хаоса, враждебности и зла.

Первые письменные упоминания о боге Сете дотированы эпохой Нагада I (примерно 3500 – 4000 лет до н. э.), о чем свидетельствует найденный предмет из слоновой кости с гравировкой. Изначально это божество представлено в виде положительного персонажа, целью которого являлась защита бога Ра от огромного змея Апопа стремящегося проглотить солнце и тем самым повергнуть во мрак все человечество. Однако, события и повествования менялись по мере развития культур и наследий.

Считается, что Сет является сыном богини неба Нут и бога земли Геба. В пантеоне богов Древнего Египта он одна из ключевых фигур, приближенных практически ко всем династиям фараонов. Изображали его, как правило, в виде человека с головой шакала, осла, крокодила и даже гиппопотама с красной гривой и в сопровождении рыжей собаки. Неотъемлемый атрибут длинные уши, в руках скипетр Уас и анх. Такие сведения содержаться в письменах, а также многочисленных статуях, гравюрах, барельефах.

Современные религии признают лишь одного Бога. Боги же прошлых цивилизаций были уважаемы людьми, но жили вполне человеческой жизнью. Они рождались, творили, умирали или уходили в некий иной мир. Так и в Древнем Египте. Бог Сет имеет вполне определенное место рождения — Омбос, что в верхнем Египте, где массово концентрировались его культовые центры. Как и среди людей встречаются корыстные, жадные и т.п., так и среди богов они есть. Таким оказался Сет. В мифологических повествованиях указывается, что в стремлении к власти во всем Египте Сет решается на подлое убийство своего старшего брата Осириса и занимает трон.

Сету поклонялись с доисторических времен, что подтверждается тем, что найденные его изображения, статуи и амулеты относятся ко всем периодам древнеегипетской истории. Причем находки эти относятся не только к Нагаде, где согласно традиции он родился, но ко всем другим областям Египта.

Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н.э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени.

Во время II династии (ок. 2890 – 2686 гг. до н.э.) Сет был тесно связанным с Ашем , древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.

Также во время II династии фигура Сета появляется на serekh (прямоугольная табличка-стела с именем фараона) Перибсена и на serekh Хасехемву, где находилось и изображение Гора-сокола , указывая тем самым на определенное равенство в это время с великим богом-соколом.

То есть в отдельные периоды третьего тысячелетия до н.э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем.

Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет).

Они часто и позже изображались вместе с фараоном, символизируя объединение двух земель – Верхнего и Нижнего Египта - на королевских тронах, храмовых рельефах и т.д., коронуя и благословляя короля на правление.

«Золотые периоды» поклонения Сету

Популярность Сета была различной в разные периоды египетской истории. Помимо упомянутых выше нескольких периодов в первой половине III тыс. до н.э. можно выделить еще два периода, когда влияние его культа Сета было особенно весомым.

Первый приходится на 2-ой Промежуточный Период на время правлений фараонов XV-XVI династий (ок. 1674 – 1567 гг. до н.э.), происходивших из гиксосов, завоевавших Нижний Египет. Гиксосы в Дельте, вероятно, идентифицировали его со своим собственным богом Баалом.

Второй всплеск особенного почитания и внимания к Сету наблюдался в период правления Рамессидов (XIX и XX династии, ок. 1293 – 1070 гг. до н.э.), когда имя бога в качестве основного и дополнительного носили многие египетские фараоны. Сети I (ок. 1291 – 1278 г.г.) – один из самых знаменитых и известных правителей Древнего Египта.

Борьба Сета и Гора за египетский трон

После смерти Осириса, которого согласно некоторым мифам убил именно Сет, он в течение длительного времени – на протяжении 80 лет - боролся с Гором (Хором, Горусом), сыном Осириса, за королевский трон Египта.

Накал борьбы между этими двумя противниками передают многие мифы Древнего Египта, приводя кровавые подробности битвы. В частности Гор попытался убить Сета копьем, когда последний в облике гиппопотама вырвал у Гора левый глаз. Гор в конечном итоге победил врага, кастрировав Сета (лишил мужских яичек).

Египетские боги, обеспокоенные длительной враждой Сета и Гора, собрались на специальный трибунал для оценки претензий каждого на королевский титул. Совет богов объявил Хоруса победителем и сделал его правителем Нижнего и Верхнего Египта.

Сет должен был отдать глаз Хоруса и, согласно одной мифологической традиции, был убит, согласно другой – присоединился к свите бога Ра и стал голосом грома, согласно третьей – он был примерен с Гором.

Сет – олицетворение враждебного мира и зла

Вначале Сет не был божеством с такими отрицательными характеристиками и злобным характером. Их он приобрел со временем, вероятно, вследствие череды политических и социальных событий, которые нашли отражение в мифах, постепенно существенно изменив первоначальный образ бога и его восприятие.

На протяжении истории Египта репутация Сета постепенно становилась все хуже и хуже, пока он не стал Сетом – отвратительным богом зла.

Мир вне Нильской долины, пустыни, иностранные государства – то есть то, что было для египтян враждебным, опасным, проявлением хаоса и неорганизованности связывалось с Сетом как их персонификацией. В мире Сета божественный закон порядка - mаat - не действует.

Связь бога с другими государствами привела к тому, что он иногда связан в египетской мифологии супружескими узами с иностранными жестокими семитскими богинями Астартой и Анат (среди собственно египетских богинь его супругой считалась Нефтида, иногда богиня-гиппопотам Таурет, а «Тексты пирамид », ТП 1521, упоминают в качестве таковой даже воинственную богиню Нейт).

Нарушитель всех табу

Тексты Нового царства приписывают Сету совершение серии кощунственных преступлений, таких как рубка священных деревьев, охота на священную рыбу, птиц и животных.

Он был также печально известен как злостный нарушитель сексуальных табу. Его похотливый характер приводит к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам.

В одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя. В другом мифе описывается попытка Сета сексуально доминировать над своим конкурентом, Хорусом, что приводит к неестественному рождению лунного бога Тота.

Имеется мифологический сюжет, согласно которому именно Сет в облике крокодила Собека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил.

В Эдфу духовенство Гора праздновало день кастрации Сета в ответ на расчленение Сетом тела Осириса и вырывание глаза у Гора.

В греко-римский периодом Сет сурово критиковался в большинстве храмов. Греки идентифицировали Сета с монстром Тифоном, который восстал против богов и должен был быть уничтожен Зевсом.

Сет в роли военного бога

Однако Сет не был воплощением «чистого зла» для египтян. Он был владыкой металлов. Впоследствии, когда египтяне научились производить железо, самый твердый на тот период металл, он получил название «костей Сета».

Сет был олицетворением силы, особенно в военном понимании. Сам Сет считался великим воином. Главное оружие Сета - гигантская булава или скипетр. Прекрасно владел он и копьем.

Такой облик не мог не быть привлекательным для воинственных египетских фараонов, обращавшихся за поддержкой ко многим богам с ярко выраженными «военными» чертами: Монту , Михосу , Нейт и т.д.

Великий завоеватель фараон XVIII династии Тутмос III (ок. 1504 – 1450 г.г. до н.э.) – «Наполеон древности» - называл себя «любимцем Сета». Имеется изображение на рельефе из храма в Карнаке, на котором Сет помогает Тутмосу III поражать врагов стрелами из лука.

О знаменитом фараоне XIX династии Рамсесе II (ок. 1279 – 1212 гг. до н.э.) говорится, что во время сражения при Кадеше он бился с неприятелями «как Сет».

Защитник и охранник бога Ра

Как и у любого египетского бога, даже самого кровожадного, у Сета в египетской мифологии немало и положительных сторон.

Он был тем, кто например, поражал каждую ночь своим копьем злую змею Apопа (Апофиса), заклятого врага бога солнца, когда Апоп пытался напасть на ладью бога Ра во время ночного плавания по подземному миру.

Да и само понятие «зла» для египтян было необходимо для того, чтобы обеспечить существование «добра». Борьба зла и добра, света и ночи, холода и тепла и т.д. является необходимой для существования всей вселенной с точки мировоззрения египтян. Конечно, это верная, по сути, философская идея могла быть выражена в те далекие времена только в мифологической форме. Поэтому Сет – важная фигура в древних мифах.

В целом, похоже, для подавляющего числа египтян на протяжении большей части истории Египта Сет оставался двойственным божеством в лучшем случае. В египетском календаре день рождения Сета считался особенно неудачным днем во всех отношениях.

Культовые центры бога Сета

Несмотря на одиозный характер Сета, почитание бога отмечается во все периоды египетской истории, а не только тогда, когда он был особо выделен из среды других богов. У Сета были культовые центры в различных областях и особенно в Верхнем Египте, где он часто расценивался как божественный покровитель этой части страны, символически уравновешивая покровительство Гора над Нижним Египтом.

Самый ранний культовый центр бога был, возможно, в древнем Нубте, греческом Омбосе, расположенном приблизительно в 30 км к северу от Луксора, во входе в Вади Хаммамат – пути через восточную пустыню. Полагали, что Сет родился именно в этой области.

Также Сета особо уважали в 5, 10, 11 и 19 номах (областях) Верхнего Египта (см. Карту Древнего Египта). Однако и в Нижнем Египте Сет был популярен, особенно в 14 номе, который расположен на северо-востоке Египта.

Культовый центр бога существовал также в королевском городе Пи-Рамзесе в Дельте.

Иконография Сета

Египетский бог Сет обычно изображается с телом человека и головой мифического животного, напоминающего осла или муравьеда с необычными ушами прямоугольной формы.

Есть также изображения бога, когда у него тело хищного зверя или млекопитающего с головой вышеупомянутого мифического животного, с длинным разветвленным хвостом.

Наконец, Сет иногда предстает в облике животных, в отношении которых люди испытывали смешанные чувства, таких, например, как гиппопотам, крокодил или свинья. Также изображался в виде собаки, осла, антилопы и т.д.

Мифология рассказывает, что у него были глаза и волосы красного цвета - цвета, который традиционно ассоциировался с раскаленными песками пустыни. Интересно, что животные с красным мехом, даже мужчины с рыжими волосами считались последователями Сета.

Амулеты и Сет

Амулеты, изображающие бога, не были широко распространены, тем не менее, имеются. Их, видимо, использовали для того, чтобы противостоять воздействию других недружественных богов или защититься от негативного влияния самого Сета.

Его голова на изображениях и амулетах иногда увенчана Белой короной Верхнего Египта или Двойной короной всего Египта.

Среди повелителей Земли и Неба, наводящих ужас на египтян, был бог Сет, которого представляли в виде человека с головой осла или дракона. При этом даже упоминание о нем вызывало трепет, а значимость его была столь велика, что его ставили наравне с Гором, покровителем фараонов. На многих изображениях, найденных на территории , оба этих божества изображаются по обе стороны от правителя страны.

Египетский бог Сет

Согласно египетской мифологии, Сет был сыном богов земли и неба Геба и Нут. Правда, прославился он не своими добрыми делами, а тем, что убил своего брата Осириса и съел священную кошку, после чего приобрел дурную репутацию убийцы и стал ассоциироваться с силами зла. При этом древнеегипетский бог Сет сохранил свой статус покровителя сильных мира сего, о чем свидетельствуют изображения бога, стоящего рядом с фараоном.

Какую природную стихию олицетворял бог Сет?

Поклонялись ему в разных частях страны, но везде он вызывал мистический ужас. Как и любое другое божество, связанное с одной из природных стихий, он нес в себе отрицательное начало. Сет бог пустыни был покровителем и повелителем песчаных бурь и засухи, повергая в страх земледельцев. Но его боялись и другие египтяне, так как с ним связывали наступление хаоса, враждебное отношение ко всему живому, войну и другие несчастья.

Жена бога Сета

Легенды сообщают, что бог хаоса имел несколько жен, одной из которых была Нефтида. Сет и Нефтида были родными братом и сестрой. При этом нет четких указаний на их супружескую связь. Что касается самой богини, ее образ, как правило, связывают с обычаями похорон, совершением погребальных обрядов и чтением заупокойных молитв. Древние историки считали, что богиня Нефтида в древнем Египте царит над нематериальным и нереальным. Вместе с тем, ее нередко считали покровительницей женского начала и богиней творения, которая «живет во всем».

Чему покровительствовал бог Сет?

Народы Египта боялись Сета и желая его задобрить, возводили в его честь дворцы и храмы, опасаясь его гнева. Жестокость, ярость и смерть – это было главное, что олицетворял бог Сет, и хотя жители страны старались всячески задобрить его, покровительствовал он не им, а чужеземцам, обитателям дальних стран. Однако было бы неправильно представлять Сета как воплощение зла. Он покровительствовал доблести и отваге, вселяя храбрость в сердца воинов.

Как выглядит бог Сет?

Бог Сет, относившийся к когорте верховных богов, изображался в виде существа, объединившего в себе человеческое тело и голову животного. На различных изображениях он выглядел по-разному: то с головой крокодила, то бегемота, но чаще всего его изображали с головой шакала или осла, который для жителей Восточного Египта считался символом власти. Его отличительная особенность – длинные уши. Облик бога Сета дополняет скипетр – символ власти. При этом для большинства древних животные, в виде которых изображался Сет, символизировали связь с демоническими потусторонними силами.


Как почитали бога Сета?

Несмотря на столь грозный и неприятный характер, история сохранила сведения о том, как поклонялись богу Сету. Особым расположением он пользовался у фараонов. Письменные артефакты свидетельствуют, что его именем называли правителей Египта, в его честь возводились храмы. Правда, количество их невелико, однако они отличались богатством убранства и величественностью архитектуры. Жители Восточного Египта питали теплые чувства к божеству и даже считали его своим покровителем, создавая в его честь культовые центры.

Символ бога Сета

Несмотря на свою силу и принадлежность к высшим богам, символы и культ бога Сета известны мало. Возможно, именно потому, что под свое покровительство он брал не египтян, а чужестранцев и представителей верховной власти государства. Некоторое время он даже составлял своеобразную конкуренцию верховному богу Гору, о чем свидетельствуют найденные изображения фараонов, восседающих на троне, по обеим сторонам которого стоят эти два божества. Бог Сет не имеет собственных символов и атрибутов. На всех изображениях он держит в руках жезл – символ власти и крест.

Наличие культовых центров в отдельных районах Египта свидетельствует, что злой бог Сет, тем не менее, был почитаем местными жителями. Интересно, что в отдельных районах страны его представляли в виде священной рыбы, поэтому здесь было запрещено использование в пищу рыбных блюд. Кроме того, образ этого воинственного бога был близок тем, кто принимал участие в сражениях и надеялся на его покровительство. Отличительным признаком бога-воителя стал : это кровь, напор и раскаленная почва пустыни.