Пророк Мухаммад ﷺ о ценностях человеческой жизни. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его призыв к Исламу Пророк ﷺ призывал к умеренности и рациональному мышлению

Аллах создал нас всех разными и предписал каждому свою особенную, уникальную судьбу. В обществе есть богатые и бедные, сильные и слабые, здоровые и больные. Все мы разные, но у всех есть своя миссия в этом мире, свои права и обязанности. Сегодня Всемирный день инвалидов. В связи с этим мы хотим разобрать то, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) относился к людям с ограниченными возможностями.

1) Пророк Мухаммад (мир ему) обращался к людям с ограниченными возможностями как с равными, не выделяя их из общества.

Известна история сподвижника Амра Ибн Аль-Джамуха, который был хромым. Если изначально он выступал против ислама, то после становления на истинный путь, прикладывал все усилия на пути Аллаха. Будучи в преклонном возрасте он решил принять участие в военном сражении. Его сыновья отговаривали его от данного решения, ссылаясь на то, что у него есть веская причина остаться дома – он стар и слаб. Однако, Амр ибн Аль-Джамух был настроен решительно и хотел стать шахидом, чтобы вступить своей хромой ногой в рай. Когда Посланник Аллаха (мир ему) услышал об этом, он не стал ему препятствовать и разрешил принять участие в сражении. Амр ибн Аль-Джамух героически погиб в этой войне.

Данная история показывает, что посланник Аллаха не ограничивал возможности инвалидов и создавал им все условия для того, чтобы они смогли стать полноценной частью общества и наравне со всеми могли участвовать в главных событиях своей страны.

2) Пророк Мухаммад (мир ему) наделял людей с ограниченными возможностями определенными задачами, чтобы они не изолировались от общества

Посланник Аллаха никогда не смотрел на инвалидов как на отверженных или слабых существ. Он давал им важные поручения. Это мы можем увидеть на примере незрячего сподвижника, из-за которого Всевышний Аллах упрекнул посланника Аллаха в суре «Аббаса». Его звали Абдулла ибн Умм Мактум. Он был слепым, но посланник Аллаха возложил на него обязанность муаззина. Тринадцать раз по велению пророка он был имамом во время намаза.

Дом Абдуллы бин Умм Мактума находился далеко от мечети. По причине того, что не было человека, кто мог бы провожать его в мечеть для намаза, Умм Мактум попросил у пророка выполнять намазы дома. В ответ на это Пророк (мир ему) сказал ему: «Когда слышишь азан, необходимо ответить на него». Тем самым Пророк (мир ему) не просто указал на важность совершения коллективного намаза, но и не допустил изоляции Абдуллы ибн Умм Мактума от уммы.

3) Пророк Мухаммад (мир ему) помогал инвалидам трудоустроиться.

Есть очень интересная история. Во времена пророка жил сподвижник по имени Захир. Он был с ограниченными возможностями, и поэтому стеснялся появляться на людях. Он жил в пустыне. Посланник Аллаха как-то собрал некоторые фрукты и растения пустыни и предложил Захиру вместе продавать их на рынке Медины. Посланник Аллаха помогал Захиру продавать фрукты и наряду с этим делал ему комплименты. Однажды пророк сказал: «Захир – наша пустыня, а мы его город».

4) Пророк Мухаммад (мир ему) запрещал стыдить инвалидов за их физические изъяны

Пророк предостерегал сподвижников смотреть долго на инвалида и исследовать его изъяны. Это считается плохом тоном в исламе. Он учил им помогать, а не обсуждать их, проявлять к ним милость и заботу, а не стыдить их.

5) Пророк Мухаммад (мир ему) призывал помогать людям с ограниченными возможностями.

На ряду с тем, что Пророк Мухаммад (мир ему) обращался к людям с ограниченными возможностями как с равными членами общества, наделял их важными обязанностями, он все же брал во внимание особенности их здоровья, и призывал людей оказывать им помощь.

Вопрос:
Каких недостатков боялся Посланник Аллаха (ﷺ) для своей уммы?
Ответ:
Сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Я боюсь для своей уммы следующих недостатков: большой живот, долгий сон, леность и слабость веры».

Давайте более внимательно присмотримся к этим четырем недостаткам, и подумаем о том, какие из них присутствуют в нас самих:

1. Большой живот

Упоминаемое в хадисе выражение «кибаруль-батын» означает чрезмерность в еде и питье, когда это становится смыслом жизни. Результатом этого является ожирение. Эта особенность человека вызывала опасение Посланника Аллаха (ﷺ), как с точки зрения мирской жизни, так и с точки зрения жизни вечной.
Исходя из этого, необходимо остерегаться переедания, ведущего к ожирению, и Посланник Аллаха (ﷺ) обращает на это внимание.

2. Долгий сон

Долгий сон понятие относительное. Кому-то может не хватать и 8 часов сна, а кому-то и 3 часа сна могут показаться излишними. По мнению некоторых алимов, следует сократить время сна до 5 часов. Но разве может мало спать тот, кто недисциплинирован в еде, и кто съедает все, что перед ним положат? То есть переедание неизбежно ведет к долгому сну. Необходимо всегда помнить об этом.

3. Лень

Леность является одной из тех человеческих слабостей, от которых Посланник Аллаха (ﷺ) прибегал к защите Аллаха в своих дуа. Так как Ислам категорически выступает против лени.

4. Слабость веры

Эта слабость заключается в незнании основ веры, и нежелании изучать доказательства, отстаивающие вероубеждения. То есть мусульманин должен изучать доказательства истинности своих вероубеждений, и не должен быть бессильным в деле отстаивания своих убеждений. Верующий человек должен изучать вероубеждения так, чтобы у него не возникало ни малейших сомнений, и чтобы не оказаться лицом к лицу с опасностью ослабления веры.
***
Что же касается взаимосвязи между этими четырьмя слабостями, то по этому поводу можно сказать следующее:
Если человек будет невоздержан в еде, то это приведет его к ожирению, которое в свою очередь станет причиной долгого сна, а это в свою очередь приведет его к лени, и как следствие его вера станет ослабевать.
По этой причине можно сказать, что если человек очень много ест, то он неизбежно располнеет. И такому человеку будет невозможно избавиться от сонливости и лени.
Поэтому мусульманин не должен есть больше, чем это необходимо, и проводить в долгом сне драгоценное время своей жизни. Так как леность тела ведет к лености разума, а леность разума становится причиной незнания и невежества.
Islam-Today.ru

Вначале Пророк (мир ему и благословение) призывал к Исламу тайно и собирал людей в доме Аркамы. Спустя некоторое время он открыто начал призывать людей к религии. В первую очередь, поднявшись на гору Сафа, он начал призывать своих родственников. В сезон хаджа он беседовал с разными людьми и призывал их к Единобожию. После этого он призывал путём проповедей и газаватов. Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение) аяты, в которых велел в первую очередь призывать к Исламу свою семью и родственников.

Из жизнеописания Пророка (мир ему и благословение) известно, что в первые три года он призывал людей к Исламу тайно, и в это были посвящены только самые надёжные люди. Всевышний Аллах, безусловно, защитил бы Своего Пророка (мир ему и благословение) и распространил бы Ислам среди людей, даже если бы Пророк (мир ему и благословение) проводил призыв открыто. Но, тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не поступил так, а поступил, следуя указанию Всевышнего – призывать тайно. В чём же заключается мудрость того, что призыв к Исламу в первые годы проводился тайно? Мудрость кроется в том, чтобы в последующем те, кто призывает людей к Исламу, по примеру Пророка (мир ему и благословение) следовали рассудку и здравому смыслу. То есть если существует опасность, то необходимо призывать людей тайно, а когда есть возможность призывать открыто, то нужно использовать эту возможность.

В 613-м году по христианскому летоисчислению Пророк (мир ему и благословение) начал открыто призывать людей к Исламу. К этому его побудило ниспослание аята. Пророк (мир ему и благословение) поднялся на холм Сафа и крикнул: «О сыновья Фихра и Адийя!» Все курайшиты столпились вокруг него. В их числе был и его дядя Абу Лахаб. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если я скажу, что вооружённая конница находится за горой и собирается напасть на вас, поверите ли вы мне?» Они ответили: «Да, ибо мы никогда не замечали, чтобы ты говорил неправду». И тогда он сказал им: «Я пришёл к вам с предупреждением о грядущем мучительном наказании и не могу вам помочь чем-либо, пока вы не скажете, что Аллах – Один». Никто из курайшитов в этот день ничего не сказал, кроме Абу Лахаба. Он сказал: «Пропади ты пропадом, для этого ты нас здесь собрал?!» В связи с этим Аллах ниспослал суру «Аль-Масад».

В основном богатые люди яростно противостояли призыву Пророка (мир ему и благословение). Богатые люди испугались, что потеряют своё господствующее положение в обществе, заметив, что Пророк (мир ему и благословение) не делает различий по состоянию богатства. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что богатые и бедные, свободные и рабы – все равны перед Аллахом. И поэтому богатые старались опровергнуть призыв Пророка (мир ему и благословение) и оклеветать его.

Из коранических историй и жизнеописания Пророка (мир ему и благословение) известно, что первыми, кто следовали за пророками и веровали в них, были в основном люди бедные, обездоленные и незащищённые слои населения. А сопротивление оказывали большие правители и гордая знать. Причина в том, что основной целью истинной Божьей религии, с которой были посланы все пророки, является поклонение только Единому Богу – Аллаху, а не тем, кто обожествляет себя, освобождение от тирании и притеснений правителей и призыв следовать Божьим велениям. В первую очередь это не нравится правителям и верхам, которые хотят подчинить себе народ и править им в своих корыстных целях. А простой здравомыслящий человек хочет быть Божьим рабом и следовать Его предписаниям, чем быть рабом кого-либо.

Когда Пророк (мир ему и благословение) начал призывать людей к Исламу открыто, многобожники ополчились против него и стали всячески издеваться и вредить ему. Они бросали в него камни, осыпали дорогу перед ним колючками. Когда он молился рядом с Каабой, язычник по имени Укба ибн Абумугайт бросил на него внутренности животного. Его обзывали, распространяли про него всякие небылицы, т. е. всячески издевались над ним и притесняли его и первых верующих.

Почему же Аллах позволил неверующим причинять вред Пророку (мир ему и благословение)? А потому что мусульмане должны были знать, с какими трудностями они будут сталкиваться, они должны были быть готовыми к тому, что им придётся терпеть и переносить трудности на пути распространения Ислама. Ибо только в трудные моменты можно отличить истинных верующих от лжецов и лицемеров.

Вы узнаете

Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада

Какие качества были свойственны Мухаммаду

Какой была семья Пророка

Основные понятия

Посланник Бога Пророк Иудеи Христиане

Детство и юность Мухаммада. В 570 году в Мекке родился мальчик, и дед назвал его Мухаммадом, что в переводе с арабского означает «похвальный». Кем станет этот ребенок?

Свидетельство веры в исламе имеет такой смысл: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Пророк и Посланник Аллаха».

Итак, Мухаммад явился Посланником Бога и Пророком. Но, как у всякого человека, у него были родители, он любил и был любимым, радовался и огорчался.

Его отец Абдаллах умер еще до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ребенку было всего шесть лет. Мухаммаду выпала горькая участь сироты, и с раннего он детства он узнал, что такое страдания и лишения, голод и горе.

Обычно курайшиты маленьких детей отдавали на воспитание в семьи бедуинов, живших в пустыне. Там малыши питались свежим верблюжьим и козьим молоком, спелыми финиками, дышали чистым воздухом, учились говорить на правильном арабском языке и быстро подрастали. А для самих бедуинов такая работа была тоже выгодна, ведь богатые мекканцы щедро платили за своих детей. Поначалу никто из бедуинов не хотел брать маленького Мухаммада, ведь у него не было отца и за его содержание могли не заплатить. И только одна женщина по имени Халима взяла малыша в свою семью. Здесь Мухаммада никто не обижал, и он прожил в этой семье пять лет.

Мусульманское предание сообщает, что уже в детстве Мухаммад отличался от всех остальных детей. Над ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего солнца. Тогда же с ним произошло еще одно чудесное событие. Однажды Мухаммад играл возле бедуинской палатки с другими мальчиками. Вдруг к нему подошли двое мужчин в белом, положили его на спину, вынули сердце и удалили из него черный сгусток, а потом омыли его чистой водой из золотого сосуда ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ. Это были ангелы, которые очистили сердце Мухаммада от всего дурного. Через несколько минут он встал целый и невредимый. Напуганная случившимся Халима возвратила ребенка матери Амине. Но мама пророка вскоре скончалась, оставив мальчика в шесть лет полным сиротой.

Внука взял к себе его дед Абд-аль-Мутталиб. Он очень любил его и рассказывал много историй об арабах и других народах, о пророках, об идолах и богах, о разных религиях. Перед кончиной дед поручил заботиться о Мухаммаде одному из своих сыновей Абу Талибу. Тот относился к Мухаммаду как к родному сыну и был его покровителем всю свою жизнь.

В двенадцать лет Мухаммад вместе со своим дядей Абу Талибом отправился в первую торговую поездку. Их путь проходил через пустыни и горы, разные поселения и города. Здесь им встретился христианский монах, который сразу же узнал в Мухаммаде пророка, чье пришествие было предсказано в Писаниях иудеев и христиан. В подтверждение своих слов он указал дяде на «печать пророчества» - родимое пятно у плеча мальчика.

В ранней юности Мухаммад за небольшую плату пас овец для жителей Мекки, нанимался погонщиком верблюдов, выполнял торговые поручения купцов. Он рос, мужал, не боялся никакой работы, всегда был честен и порядочен, и за это его прозвали «верный».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, знатная женщина Хадиджа взяла его к себе на службу отвозить товары в другие города. Благодаря честности и сноровке Мухаммада Хадиджа получила большую прибыль. Новый работник был сообразительным и честным. Она сразу же полюбила молодого и красивого юношу, хотя он и был беден. Сама Хадиджа была вдовой, но была богата, умна и решительна. Мухаммад искренне полюбил Хадиджу, на всю жизнь она стала для него самой прекрасной женщиной. Она была заботливой и верной, разделяла его радости и тревоги, поддерживала в трудную минуту.

Вскоре состоялась их свадьба. У них родились четыре дочери: Зейнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатима. Два их сына умерли в младенчестве, а все многочисленные потомки Пророка Мухаммада пошли от Фатимы. Отсутствие сыновей приносило Мухаммаду страдания, но он нежно любил своих дочерей и заботился о них.

Однажды в Мекке случилась страшная засуха, и многие семьи голодали. Труднее всего приходилось многодетной семье Абу Талиба. Тогда на помощь своему дяде пришел Мухаммад. Он взял одного из его сыновей семилетнего Али в свою семью и полюбил как родного сына. В это же трудное время в доме Мухаммада появился молодой юноша по имени Зайд. Его купили как раба, но Мухаммад освободил и усыновил его. Али и Зайд стали Мухаммаду сыновьями.

Вопросы и задания

Когда родился Пророк Мухаммад?

Каким был Мухаммад в молодости?

Вспоминаем имена

Посланник Божий, основатель ислама - …

Дед Мухаммада - …

Отец Мухаммада - …

Мать Мухаммада - …

Кормилица и воспитательница - …

Первая жена Мухаммада - …

Абу Талиб - …

Али и Зайд – …

Начало пророчества

Вы узнаете

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха

Как Пророк стал призывать к новой вере

Как началось распространение ислама

Основные понятия

Коран Ангел Божественные откровения Язычники

Первое откровение. Когда Мухаммаду исполнилось сорок лет, он стал стремиться к уединению. Набрав с собой запасы пищи и воды, он отправлялся в пещеру недалеко от Мекки. Здесь он подолгу размышлял о жизни своих соплеменников. Ему не давало покоя то, что в мире вокруг него царили несправедливость и обман, неравенство людей. Беспокоили распущенность и порочность его соплеменников. Мухаммад искал Бога, который дал бы ему ответ на мучившие его вопросы. Он стремился найти истину.

Наконец в месяце рамадан 610 г. Мухаммад в очередной раз уединился в пещере. В один из дней перед ним предстал ангел Джибрил и сказал ему: «Читай!». Но Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Ангел во второй раз приказал ему: «Читай!». И снова Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Ангел в третий раз повелел ему: «Читай!», и Мухаммад спросил его: «Что же читать мне?» И тогда Джибрил произнес: «Читай во имя Господа, Который сотворил все сущее. Читай, ведь твой Господь – самый великодушный…» Так говорит Коран.Это были первые слова Аллаха, посланные свыше Мухаммаду.

Когда Пророк возвращался домой из пещеры, небесный голос обратился к Нему: «О Мухаммад! Ты – посланник Аллаха». Потрясенный случившимся и весь дрожа, Мухаммад вошел в дом и рассказал Хадидже о том, что с ним произошло. Он боялся, что какие-то злые чары околдовали его и хотят погубить.

Хадиджа стала утешать его: «Не беспокойся, ты никогда не испытаешь позора. Ведь ты добр и справедлив, поддерживаешь родных, помогаешь слабым и делишься с бедными. Ты гостеприимен и всем помогаешь!» Затем они пошли к ее двоюродному брату, глубокому старцу, христианину. Он все объяснил Мухаммаду:

– Ты станешь Пророком. К тебе явился ангел Джибрил, который приходил раньше и к Моисею. Тебя будут обвинять во лжи, притеснять, изгонять тебя и воевать с тобой, потому что люди не любят тех, кто стремится к справедливости и истине.

Так и случилось позднее…

Первые мусульмане. Страх скоро покинул сердце Мухаммада, а божественные откровения возобновились. Так, постепенно Мухаммаду была открыта новая вера и религия - ислам. Он стал призывать к исламу своих родных и близких. Первыми мусульманами стали его жена Хадиджа, его приемные сыновья Али и Зайд, а также его друг Абу Бакр.

Но поначалу число сторонников Пророка и его новой веры было невелико. Еще 3 года Мухаммаду пришлось тайно призывать к вере в Аллаха.

– Почему же не хотели поверить Пророку люди?

Ислам отвергал веру в идолов. Богатая городская знать и вожди племен очень не хотели делиться со всеми своими богатствами и особыми правами. Они выступали против новой религии и хотели сохранить старые порядки, а люди к тому же привыкли поклоняться идолам.

Кроме того, Пророк Мухаммад не был богат и не имел сыновей, и, по мнению арабов, не мог стать вождем и встать в один ряд со знатными людьми.

Открытая проповедь в Мекке.

Наконец, пришло время открыто выступить с призывом к исламу. Созвав мекканцев на общее собрание, Мухаммад говорил о новой вере, о Всемогущем Аллахе, его милосердии, о страшном суде над грешниками, бессмертии, о том, что он является Посланником Бога и Пророком. Он призывал относиться с братской любовью друг к другу, быть сердечным и искренним, перестать враждовать, отказаться от жестокости.

Но мекканцы в большинстве своем не верили речам Пророка. Курейшиты смеялись и издевались над малочисленными мусульманами, распространяли лживые рассказы о Пророке и искажали смысл его речей. Но насмешки и враждебные поступки соплеменников не сломили волю Мухаммада. Он ходил повсюду, где собирались люди, и призывал их к вере в Аллаха. Постепенно вокруг Мухаммада сплотилась группа арабов, разделявших его взгляды. Среди них были знатные люди, и мелкие торговцы, едва сводившие концы с концами, и женщины, и рабы.

Так как мекканцы продолжали относиться к мусульманам враждебно, пришлось мусульманам перебраться в соседнюю страну Эфиопию, где правителем был христианин. Мусульмане так рассказали ему об исламе: «О Царь! Раньше мы были невежественны, поклонялись идолам, враждовали со своими соседями, сильные обижали слабых. Но пришел к нам человек – Посланник Аллаха, известной своей честностью, добродетельностью и правдивостью. Он призвал людей к поклонению Единому Аллаху. Кроме того, он велел нам быть правдивыми, поддерживать родственные связи, жить в мире и дружбе, отказаться от кровопролития. Запретил обманывать, отбирать чужое имущество. Мы поверили ему и приняли его веру, которую он принес от Аллаха».

Выслушав их, правитель Эфиопии ответил: «Ступайте и чувствуйте себя в моей стране в безопасности. Я не причиню никому из вас вреда».

Мухаммад в это время оставался в Мекке, продолжая призывать к исламу. Силы мусульман постепенно возрастали. Но в это время на Пророка обрушились новые беды. Умер его дядя и покровитель Абу Талиб, а вскоре скончалась и Хадиджа - жена, верный и преданный друг. Тот 619 год получил название года скорби.

Вопросы и задания

Почему пророчество Мухаммада не было принято мекканцами?

От каких людских пороков призывал Мухаммад избавиться?

Какими должны быть люди, их поступки, их отношения друг с другом?

Какие мучения за веру в Аллаха обрушились на Мухаммада и его сторонников?