Интерактивное обучение литература. Интерактивные методы и формы обучения на уроках русского языка и литературы

0 «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Россия, г.Томск

МАОУ СОШ №23

Учитель русского языка и литературы

Алтухова Ольга Николаевна

«Интерактивные методы обучения на уроках

русского языка и литературы»

Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь точки зрения, что главная задача учителя научить ученика учиться.

Выстраивая собственную стратегию педагогической деятельности, учитель, в первую очередь, опирается на нормативно – правовые акты, определяющие государственный заказ в области образования. Цели и задачи общего образования, обозначенные в концепции модернизации российского образования, являются приоритетными в моей педагогической деятельности. И поэтому я обратилась к интерактивным методам обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

1.моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; 2.способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей, 3.создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия,

4.осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.

Преимущества интерактивных методов:

1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;

3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы;

4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов:

различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы;

мозговой штурм;

имитации;

дискуссии и диспуты;

ролевые, дидактические и имитационные игры.

ЕСЛИ они основаны на принципах взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1.Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Мозговой штурм, блицопрос, микрофон

2.Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает

Через эпиграф, слово, название

3.Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания

Мини – лекция, презентация домашнего задания

4.Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

Дебаты, семинар, работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс».

5.Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование.

Классификация педагогических игр

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По области деятельности:

физические;

интеллектуальные;

трудовые;

социальные;

психологические.

По характеру педагогического процесса:

обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические.

По игровой методике:

предметные;

сюжетные;

имитационные.

По предметной области:

* драматизации;

* математические, химические, биологические, химические, экологические;

* музыкальные, театральные, литературные;

* трудовые, технические, производственные;

* физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

* обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

По игровой среде:

* без предметов/с предметами;

* настольные, комнатные, уличные, на местности;

* компьютерные, телевизионные, с ТСО;

* технические, со средствами передвижения.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой. Повторение предыдущего давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения. Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления (например, не с разными частями речи)

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5 – 6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные ученики не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного задания группа занимает свои места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг другу. Некоторое время (30 сек.) каждая пара обменивается инфомацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон обязан кратко, чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «банка идей» проводится анализ и обговаривание.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определённую, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.

«Шляпы мышления»

Классный коллектив произвольно делится на 6 цветных группы, каждая из которых высказывает свои идеи, мысли по поводу одной общей ситуации со своих «цветочных точек зрения»: белая шляпа – факты; красная – эмоции; чёрная – критика; жёлтая – оптимизм; зелёная – новаторство, синяя – эксперты, подводящие общие итоги.

Одной из наиболее часто используемых является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование её элементов помогают нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности.

Спектр целевых ориентаций:

Дидактические цели предполагают расширение кругозора, познавательную деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие цели определяют воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие цели будут формировать развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие цели обеспечивают приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как вести себя? Во что играть?

В старших классах применяю ролевую технологию в форме деловой игры «Обучая – учусь», «Задание для соседа», «Исправь ошибку». Учащиеся по тексту, предложенному учителем, или выбранному по учебнику готовят задания для своих одноклассников. Ответы к заданиям записывают в тетрадь. Затем происходит обмен заданиями, решение и проверка. Эффективность игры состоит в том, что происходит актуализация знаний, умений навыков. Каждый ученик получает 2 оценки: за задание и решение. «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Учащиеся мгновенно пресекают ошибку условным знаком или пояснением. «Исправь ошибку». Учащимся выдаются тесты или теоретический материал по пройденной теме, в которых неправильно сформулирована теория или неверно подобрана практическая часть. В течение определённому времени ученик находит ошибку, после чего передаёт другому. Кто больше нашёл ошибок! Правильный ответ у учителя.

Оценки по результату. В среднем звене использую игру «Компетентность».Участники:

*конкуренты - два команды учащихся;*наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу.

*арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. Во время игры:

Эту игру лучше проводить после изучения разделов русского языка. Учитель задаёт тему. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме

Например: команды должны приготовить:

по 2 репродуктивных вопроса,

по 1 творческому вопросу,

по 2 задачи.

Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняетhttp:// Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна ответить на него. Одновременно с этим фирма наниматель оценивает, например, по 5- ти балльной системе каждое задание и по 10-ти балльной системе каждый ответ. Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу, кто - нет. Пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе

Учительница: Ражапова Н.М.

Внедрение интерактивных форм обучения -- одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивный(«inter» -- это взаимный, «act» -- действовать) -- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал .

С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint -- это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии .

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

Пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;

Эффективность усвоения учебного материала;

Самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;

Установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

Организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;

Создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;

Самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности .

В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.

Обучающий приём -- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка .

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.

Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы :

Ступенчатый прием (ранжирование) -- прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности .

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Поиск соответствий -- прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями .

Задание: Соотнеси термин и его определение

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.

Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Словообразование -- это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Корень -- главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.

Слова не могут образовываться сложением основ.

Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

Классификация -- прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение (основ или целых слов)

Сложение сокращенных слов

Переход одной части речи в другую

Ролевая игра -- методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь .

Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

«Мозговой штурм» -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:

1) Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс -- УЧЕНИК, окончание -- МАШИНКИ (подснежники);

2) Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс -- ПАЛЬЦЫ, окончание -- ГОЛОВЫ (молодцы);

3) Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень -- ПРИГОРОД, суффикс -- ДЫРКА, окончание -- СОБАКА (загородка);

4) Корень в слове -- ДВОРОВЫЙ, суффикс -- ЕЖОВЫЙ, окончание -- КРАСНЫЙ (дворовый);

5) Приставка в слове УДИВИТЬ, корень -- НАКАЗАНИЕ, суффикс -- ВЫСОТКА, окончание -- ЛАМПА (указка);

6) Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс -- ДОЧЕНЬКА, окончание -- ГЕРБАРИЙ (зелененький).

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.

По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.

По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

Литература

интерактивный обучение школа

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. -- 33-е изд. -- М.: Просвещение, 2011. -- С. 57-60.

2. Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». -- 2015. -- № 12 (92). -- С. 896-898.

3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. -- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. -- 199 с.

4. Методы научно-педагогического исследования. -- http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности интерактивных форм и методов обучения в современной начальной школе. Развитие практических навыков и творческой активности младших школьников при использовании интерактивных методов на уроках технологии. Основные модели обучения в педагогике.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Использование информационно-коммуникационных технологий интерактивного обучения, его формы и методы. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивных методов, применяемых на уроках русского языка в 4 классе начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Интерактивные формы и методы обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в седьмых классах на уроках алгебры. Групповые формы обучения на занятиях по математике. Разработка, проведение интерактивных занятий по теме "Функция".

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Интерактивное обучение. Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению. Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения. Использование интерактивных методов на начальном этапе изучения иностранному языку в школе.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2008

    Классификация методов применения интерактивных средств в процессе обучения младших школьников, теоретические и методические основы их применения. Анализ динамики уровня сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных заведений.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие интерактивных методов обучения, их использование в учебном процессе. Повышение эффективности уроков с помощью интерактивных методов обучения при преподавании права в школе. Перенос знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

    реферат , добавлен 26.03.2014

    Активные и интерактивные технологии обучения. Имитационные и неимитационные формы организации обучения. Классификация методов активного обучения для ВУЗа, предложенная Вербицким А.А. Критика интерактивных методов обучения в академической среде.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Сущность и классификация интерактивных методов обучения. Применение на уроках методов, предназначенных для организации индивидуальной и групповой мыследеятельности. Исследование влияния активных методов обучения на уровень профессиональных знаний.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Методологические основы интерактивного обучения, его концепции и технологии. Применение деловых игр в преподавании дисциплины "Современная экономика". Методические рекомендации по разработке занятий по дисциплине с применением интерактивных методов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2012

    Теоретические основы и взгляды ученых на проблематику методов обучения. Функции и цели интерактивных методов обучения. Характеристика приемов и методов активного обучения. Анализ интерактивных игровых технологий в преподавании социологических дисциплин.

Я активно начала внедрять преподавание элементы интерактивной методики: работу в парах, в малых и больших группах, стала более терпимо относится к мнениям, которые противоречили моим собственным.

Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего путного не получится.

Поэтому приходилось потихоньку переучиваться самой и приучать к новым методам paботы своих учеников. Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.

Если я раньше пыталась переубедить учеников, с которыми в чем-то была не согласна, то теперь этого не делаю, потому что считаю, что у каждого должно быть свое мнение по вопросу. А если это мнение подкреплено вескими аргументами, то остается только радоваться тому, что ученик научился выносить свое суждение по каким-то вопросам.

Что такое “методика интерактивного обучения”? От англ. “interact” – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.

Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение.

Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.

Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.

Для чего используется интерактивная методика?

Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:

  • учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
  • учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
  • учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
  • учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.

Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно, вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?” Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1) Bcегда благодарите их за высказанные мнения.

2) Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.

3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом: (Приложение 1)

  • Сходства/различия
  • Ранжирование
  • Поиск соответствий
  • Рейтинг
  • Классификация
  • Обобщение
  • Верно/неверно
  • Преимущества и недостатки
  • Выявление последствий
  • Как вы думаете?
  • Исследование и отчет
  • Ролевая игра
  • Мозговой штурм
  • Дебаты

Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.

Давайте сейчас мы с вами на примере приема Ранжирование, решим следующее задание “Что важно для меня?” (Приложение 2)

Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка: Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные.

При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Далее прием Поиск соответствий. Привыполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

Задание “Поиск соответствий” (Приложение 3)

Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.

Следующий прием Рейтинг. Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.

Задание “Сказки Пушкина” (Приложение 4)

По приему Верно/Неверно.

При выполнении мою приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий. (Приложение 5)

Правильно или требует изменений

При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Задание “Исправление ошибок” (Приложение 6)

  1. У велосипеда две ноги.
  2. Коровы дают траву и кушают молоко.
  3. В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка.

Классификация. В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении предложенных критериев.

Задание “Kaтегории” (Приложение 7)

Столице/зеленая/гладить/земля/дружные/камень/петь/теплое/играть/веселый.

Kатегории:

  1. Имя существительное
  2. Имя прилагательное
  3. Глагол

Как вы думаетe?

При выполнении этого задания учащимся придется подумать о том, как, по их мнению, должно быть и почему так должно быть. Вместо обыкновенной постановки вопроса я зачастую представляю ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить, какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания – ознакомить учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой, подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение.

Задание “Чему учат сказки Пушкина?” (Приложение 8)

Чей ответ вы считаете наиболее правильным?

Жанар: Скажи Пушкина учат нас доброте, чтобы мы в трудную минуту помогали друг другу.

Аскар: Я никогда не задумывался над этим. Просто читаю, чтобы ответить и получить хорошую оценку. А какие воспитательные значения содержат сказки мне надо подумать.

Айнура: Сказки Пушкина очень интересны. Они насыщены красивыми эпизодами чудес, таких, как про Белочку, которая грызет золотые орешки, или Царевну лебедь, обернувшуюся прекрасной девицей. Они учат нас глубокой фантазии, богатых воображений, истинных чувств любви к ближнему.

Эльвира: Мне кажется, что сказки Пушкина учат нас многому: любви к природе, к животным, к ближним, чувства милосердия и доброты, отзывчивости и храбрости, а так же они носят поучительный xapaктер, где, например, жадная старуха остается у своей разбитой корыты, где Балда сумел обхитрить скупого попа и многому другому.

Из этого следует, что совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минуптый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей.


Динькевич Татьяна Николаевна, МОБУ СОШ №3, учитель русского языка и литературы, Амурская область, г. Шимановск

Аннотация
В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения. Автор раскрывает содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический опыт использо-вания данных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы. Автор приходит к выводу, что интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью
Л.Н.Толстой

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Под интерактивными методами обучения (от англ. inter - “между”; act - “действие”) мы будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные методы:

  • Парные и групповые
  • «Древо решений»
  • «Мозговой штурм»
  • «Общая дискуссия»
  • Проекты
  • Кейсы
  • Лекции
  • Семинары
  • «Общий галдёж»
  • Словесные ассоциации
  • ПОПС-формула

Ролевая игра.

Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель - наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Например, знакомый всем прием «Перевоплощение» можно использовать при изучении гоголевско-го «Ревизора». Каждый участник игры выбирает роль для идентификации, имя которого записывает на карточки и прячет в карман. Пер-сонажи не должны повторятся. Задавая косвенные вопросы, касающиеся мировоззрения, способа жизни и характера героя, участники пытаются определить роли друг друга Пары и группы. Как наиболее простой способ организации интерактива, групповая работа позволяет:

За короткий срок изучить и обсудить объемный материал;
- решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
- активизировать процессы социализации школьников.

Вопросы и задания непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности.

«Древо решений». Класс делится на 3 или 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Может быть использован для реше-ния конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса делятся на группы и в течение 5-6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

Общая дискуссия, дебаты. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Запись на доске проблемного вопроса: «Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»

Процедура:
1 шаг. Класс делится на 2 группы.
2 шаг. Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы - в пользу отрицательного ответа («против»).
3 шаг. Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников второй группы свое доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы.

Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.
Этапы работы над проектом:

1.Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация про-блемы, разработка основных идей)
2. Подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации).
3.Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации).
4. Подведение итогов.

ПОПС - формула:
П - позиция («Я считаю, что…»)
О - объяснение (или обоснование) («Потому что …»)
П - пример («Я могу это доказать это на примере …»)
С - следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
«Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником. Каждый ученик мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой бумаги А-4 в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга.

Схема: Вижу, слышу, чувствую. Каждый ученик в тетради запол-няет на листе белой бумаги А-4 схему: вижу, слышу, чувствую по со-держанию любого текста.

Прогнозирование содержания по названию произведения.

1 шаг. Каждый ученик обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого текста, который носит название «Лошадиная фамилия».
2 шаг. Ученики объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.
3 шаг. Ученики в группах читают рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Интерактивные методы и приёмы обучения относятся к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного мате-риала.

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.