Презентация на тему дом. Детям об истории жилища







Каменные дома в Африке

Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.


Дома-пещеры

Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.


Хижины из бамбука и тростника.

В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сего дня строят из бамб ука и тростника.


А если вокруг песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы (например, казахи, киргизы) с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного паст­бища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы - свои палатки.

Такая палатка называется «юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) - и дом готов всего за несколько часов.


На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называют­ся - карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя - ведь на Севере страш­ные морозы! Жилище северян - чукчей - называется «яранга».

Оно похоже на юрту, но остро­верхое, стены в нем - из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разо­брать, перевезти, а потом собрать заново.


На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно - у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома - вигвамы - строились в форме купола из тон­ких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными тка­ными ковриками (циновками).


Иглу - дом из снега.

А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу - их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве!


В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша.


Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки

Просто умываемся.

Ванная комната


Сладкий сон

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро Лучик солнца

Меня будит иногда.


В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор


Эта комната встречает

Всех, кто к нам приходит в дом.

Светлана Шевлякова
НОД «Путешествие в историю жилища человека»

НОД «Путешествие в историю жилища человека»

(старшая группа)

Шевлякова Светлана Леонидовна,

МБДОУ № 85 «Малиновка»

комбинированного вида,

г. Северодвинск Архангельская область.

Цель – создать условия для развития у дошкольников представлений об истории жилищ различных народов.

Задачи:

Познакомить детей с первым жилищем древнего человека;

Дать понятие о том, какие жилища строил человек в зависимости от климата и условий проживания;

Расширять ориентацию детей в пространстве и во времени;

Закрепить умение соотносить тип жилища и человека;

Упражнять в образовании прилагательных от существительных, обозначающих строительные материалы;

Развивать творческое воображение;

Развивать любознательность;

Формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

Воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков;

Воспитывать интерес к истории развития человека;

Интегрируемые образовательные области:

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

Форма деятельности: подгрупповая деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Чтение художественной литературы

Форма проведения: игра-путешествие

Оборудование и материалы:

дидактическая игра «Рассели по домам» (картинки с изображением яранги, пещеры, иглу, первобытного человека, эскимоса, африканца, современного человека); кубики; мультимедийная презентация «Жилища человека».

Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать?

А куда можно совершить путешествие?

А я сегодня предлагаю вам совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени.

А вот в какое путешествие мы с вами отправимся, вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Нужен взрослым он, и детям,

Нужен людям всем на свете,

Защитит он нас от стужи,

И непрошенных гостей.

И к нему всегда стремимся

Мы вернуться поскорей.

Без него прожить нам трудно,

Свой рассказ веду о ком…

Вы конечно догадались,

Это наш любимый… (ДОМ)

Правильно, это ДОМ. Каждый человек нуждается в теплом и защищенном жилище, и мы сегодня с вами отправимся в путешествие по истории жилищ разных народов.

Наше путешествие начинается, закрывайте глазки (звучит музыка)

Итак, открывайте глазки. Может быть кто-то уже догадался где мы с вами оказались? (слайд «первобытный мир»)

Правильно, мы с вами оказались во времени, когда только-только появился человек. (слайд «Первобытный человек»)

Скажите пожалуйста, а где жил тогда первобытный человек?

Правильно, первобытные люди жили в пещерах.

Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.

Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ.

Пещера – это пустое пространство в горе (слайд «Изображение пещеры»).

Он принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных. Очаг обогревал жилище, а на огне можно готовить пищу. Так пещера стала для далекого предка его первым домом (слайд «Первобытные люди в пещере»).

Игра «Пещера хорошо и плохо».

Подумайте и скажите, что хорошего произошло у человека с появлением пещеры, и чем все таки пещера отличается от современного дома.

Хорошо – защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; служит местом для отдыха; можно на очаге приготовить пищу.

Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от диких животных; не в любой местности были пещеры.

Наше путешествие продолжается, закрывайте глазки и мы с вами двигаемся дальше.

Посмотрите внимательно, кто может сказать, где мы с вами оказались?

(слайд «Снежная пустыня»)

Скажите пожалуйста, а могли в таких суровых условиях жить люди?

Оказывается, даже в таких тяжелых и трудных природных условиях человек приспособился выживать (слайд «Иглу»)

Вы уже догадались, из чего сделаны их необычные дома?

Правильно, эти жилища построены из снега и льда. А живут в таких домах ЭСКИМОСЫ, называется жилище эскимосов - «иглу». Они находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают изо льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Все, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этот огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами.

Игра «Дом эскимоса»

Представим, что эти кубики сделаны изо льда и построим дом как у эскимосов (дети выкладывают из кубиков «иглу»)

Молодцы, а кто запомнил, как называется дом изо льда?

Ну, а наше путешествие продолжается, закрывайте глазки.

Посмотрите, мы с вами оказались за полярным кругом, где очень длинная зима и совсем короткое лето (слайд «Тундра»).

Здесь живут такие народности, как – ненцы и чукчи. Эти кочевые народы испокон веков разводили оленей и занимались рыболовством и охотой (слайд «Народы севера»).

Без оленей не было бы у этих народов теплой меховой одежды и меховых сапог, а без теплой одежды в этом холодном краю очень плохо.

И строили они вот такие дома (слайд «Яранга и чум»)

Посмотрите, какие у них необычные дома. Называются эти дома – чум у ненцев и яранга у чукчей. Они очень похожи, только чум делают в виде шалаша, а ярангу в виде большого шатра. Основа этих домов деревянные шесты, которые покрывают оленьими шкурами. Внутри выгорожена комнатка, здесь люди едят и спят. А за пологом – кухня и кладовая. В железной печурке трещит огонь, в котле варится оленина.

Физкультминутка «Строим дом»

Что нам стоит дом построить?

Есть фундамент, можно жить? Нет.

И в своё окно глядим.

Крыша нас от непогод,

Всех укроет круглый год.

Из трубы идет дымок,

Мама пирожки печет:

«Угощайтесь!»

Ну что ж, немножко отдохнули и можно снова двигаться в путь. Закрывайте глазки и наше путешествие продолжается.

Кто догадался, где в этот раз мы с вами оказались? Правильно, это –Африка (слайд «Африка»)

А что вы знаете об Африке?

Все правильно, здесь действительно всегда лето и очень жарко. И живут здесь самые разные африканские племена (слайд «Африканские племена»)

В таких природных условиях не нужны очень теплые дома и люди строят себе вот такие жилища (слайд «Дома африканских племен»)

Какие причудливые дома они себе создают, некоторые похожи даже на домики гномиков.

Посмотрите внимательно, какие природные материалы они используют для постройки своих домов?

Действительно, в ход идут и листья пальмы, и глина, и бамбуковые ветви, и стебли тростника.

Игра «Четвертый лишний»

Я сейчас буду произносить цепочку слов, а вы должны внимательно слушать, найти лишнее слово и объяснить, почему оно здесь лишнее.

Жара, пустыня, снег, солнце.

Слон, бегемот, белый медведь, жираф.

Лев, крокодил, жираф, гепард.

Ананасы, бананы, кокосы, яблоки.

Но наше путешествие не заканчивается. Мы снова закрываем глазки… и оказываемся в привычном для нас мире (слайд «Современный город»)

Современные люди научились строить очень удобные и безопасные для своего проживания красивые дома. Это могут быть одноэтажные уютные домики для проживания одной семьи или многоэтажные небоскребы, где могут жить сразу очень много людей (слайд «Дом и небоскреб»)

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Я назову строительный материал и брошу мяч, а тот, кто ловит, отвечает какой дом можно построить.

Дом из камня - …. каменный

кирпича -

брёвен –

Вот и подошло к концу наше путешествие. И я хочу вам предложить очень интересное и трудное задание «Рассели людей по своим жилищам».

Вам необходимо правильно выбрать то жилище, в котором они проживают.

Молодцы, все справились с этим заданием.

В путешествии мы были.

Ничего не позабыли?

Руку ты мне протяни,

Что запомнил, расскажи!

Что вам понравилось в путешествии?

Назовите жилище первобытного человека?

Как называлось жилище эскимоса?

В каком доме ты хотел бы жить?

Молодцы, в следующий раз мы с вами познакомимся с другими интересными жилищами разных народов.

Слайд 2

Одна из самых первых потребностей человека - нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие искусные «мастера», как, например, бобры, которые выстраивают себе поистине хоромы.

Слайд 3

В древности человек, конечно, уподоблялся им. Так же, как и животные, выкапывал землянки, укрывался от ненастья в пещерах и дуплах, или из веток и листьев сооружал шалаши

Слайд 4

Но назвать это настоящим домом нам сегодня трудно, скорее всего - убежищем.

Слайд 5

Украшал же свое жилище человек, видимо, всегда - еще с тех пор, как стал покрывать стены пещер первыми наскальными рисунками.

Слайд 6

  • Земля́нка - углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
  • Землянка - один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья известна с эпохи неолита.
  • Слайд 7

    Впервые жилые дома начинают возводить в Древнем Риме.

    Слайд 8

    В крупных городах Рима начали возводить и первые многоэтажные дома – инсулы.

    Слайд 9

    И́нсула (лат. Insula - буквально переводится как остров) - в Древнеримской культуре- многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от четырёх до семи этажей,

    Слайд 10

    У большинства народов мира сложились свои определённые традиции создания жилища.Есть они и у русского народа. С X века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, -то есть срубленный дом.

    Слайд 11

    Россия – страна лесная, а поэтому именно из дерева крестьянин рубил себе дом и мастерил всё, что необходимо было ему для жизни: от сохи до ложки.

    Слайд 12

    Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым.

    Слайд 13

    С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

    Слайд 14

    С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке.

    Слайд 15

    Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

    Слайд 16

    • Избы строились 4-стенные с сенями и без сеней, 5-стенные и 6-стенные.
    • Шестистенная изба называлась изба-связь: две избы связывались в середине сенями.
  • Слайд 17

    При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

    Слайд 18

    Схема устройства кровли:1 - желоб,2 - охлупень,3 - стамик,4 - слега,5 - огниво,6 - князевая слега (" кнес"),7 - повальная слега,8 - самец,9 - повал,10 - причелина,11 - курица,12 - пропуск,13 - бык,14 - гнет.

    Слайд 19

    Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами - курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки.

    Слайд 20

    Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки.

    Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль - хозяева продолжали спать на полу.

    Слайд 21

    • Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу.
    • Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.
    • В матицу вкручивали кольцо для очепа.
    • К очепу подвешивали колыбель.
  • Слайд 22

    Печь обогревала избу, служила для приготовления пищи, сохраняла ее горячей. На ней сушили продукты, мокрую одежду, обувь, а в печурках-носки и рукавицы. Печь, как и баня, была испытанным средством от простуды и других болезней.

    Слайд 23

    Во внешнем декоре проявился талант народных зодчих. Резные ажурные наличники, сказочные крылечки, кружевные деревянные украшения. Что ни изба – настоящее произведение русских мастеров – умельцев!

    Слайд 24

    Век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более 100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения древесины, поэтому в основном самые старые избы относятся к XIX веку.

    Слайд 25

    Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. В Гренландии, на Аляске и в Арктике до сих пор люди живут в снежном доме – иглу. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков.

    Слайд 26

    Свет в иглу проникает прямо через снежные стены. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники.

    Слайд 27

    Яра́нга - переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России

    В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.

    Слайд 28

    Чум - конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.

    Слайд 29

    Ю́рта - переносное жилище у кочевников.

    Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа.

    Слайд 30

    Юрта легко перевозится на верблюдах и лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. Наличие отверстия на самой вершине купола создаёт тягу и позволяет легко пользоваться очагом.

    Слайд 31

    Африканские народы живут в круглых, как шар, глиняных домах (хижинах) без окон. На крыще оставляют вентиляционные отверстия. Хижины возводят без дерева, основной материал – глина, перемешанная с соломой.

    Слайд 32

    Конструкция традиционного японского дома сложилась к 17-18 в. Он представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стены не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и окном. В тёплый сезон стены представляли собой решётчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускавшей свет, а в холодное и дождливое время их прикрывали или заменяли деревянными панелями

    Слайд 33

    При большой влажности японского климата дом необходимо проветривать снизу. Поэтому он приподнят над уровнем земли приблизительно на 60 см. бумажные стены дома от дождя и палящего летнего солнца.

    Кровля, черепичная или тростниковая, имела большие навесы, которые предохраняли

    Слайд 34

    Естественным продолжением японского дома является сад.

    Слайд 35

    Используемые литература и ресурсы:

    Данилова Г.И., Учебник «Мировая художественная культура», 7-9 классы – М. «Дрофа», 2008 г.

    Экспозиция «Русская изба» историко-краеведческого музея с.Сергиевск

    Фотография «Дом под соломой» с.Сидоровка, автор Коршиков В.А.

    Посмотреть все слайды

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Проблемный вопрос: «Как архитектура жилищных построек разных народов мира учитывает природно – климатические условия и образ жизни человека?»

    Виды жилищ человека в зависимости от климатических условий юрта изба жилище народности Химба (Африка) чум яранга иглу я понский традиционный дом

    Критерии оценки работы одноклассников 1. Полнота ответа. 2. Практическое значение результатов работы. 3. Логика изложений, убедительность рассуждений, оригинальность. 4. Правильность речи. 5. Соблюдение регламента (3-5 минут)

    Группа 1. Историки, археологи. Первые жилища человека. Первые глинобитные дома Месопотамии

    Руины первых кирпичных домов Древнего Египта.

    Руины Древнеегипетского храма

    Древний Рим Макет древнеримской инсулы Археологический парк «Древнеримская вилла Де Мартена»

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ПРОЕКТ – ИССЛЕДОВАНИЕ «ДОМ – ЖИЛИЩЕ ЧЕЛОВЕКА» Презентация подготовлена учащимися 9 класса под руководством учителя МХК МОУ « Бугровская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области Бодокиной Е.В.

    Группа 2. – Культурологи. « Традиции русского домостроительства».

    Профессии древних строителей Вальщик леса Строитель Кровельщик Печник

    Устройство избы

    Эволюция русской избы Четырёхстенок Пятистенок Шестистенок

    Внутренняя планировка избы

    Декоративное убранство русской избы

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ПРОЕКТ – ИССЛЕДОВАНИЕ «ДОМ – ЖИЛИЩЕ ЧЕЛОВЕКА» Презентация подготовлена учащимися 9 класса под руководством учителя МХК МОУ « Бугровская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области Бодокиной Е.В.

    Группа 3. Краеведы. Моя малая Родина

    Группа 4. Строители. Архитекторы. «Виды жилищ человека» в зависимости от климатических условий юрта изба жилище народности Химба (Африка) чум яранга иглу я понский традиционный дом

    Северные дома - жилища иглу

    Внутри чума

    Жилища Средней Азии и Монголии юрта

    Жилища африканских народов

    Традиционные японские дома

    Предварительный просмотр:

    План – конспект открытого урока

    по предмету «Мировая художественная культура»

    Предмет МХК

    Класс 9

    Дата проведения __.__.2015

    Учитель Бодокина Екатерина Владиславовна

    Тема Дом – жилище человека

    Приложения Презентация «Дом – жилище человека»

    Технологические карточки для заполнения учащимися.

    Описание материала: Вид урока – сотрудничество, развитие . Урок - исследование по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательной школы. Конспект познавательного урока - проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку. К конспекту урока прилагается презентация, технологическая карта для заполнения по теме урока.

    Методы: эвристический, проблемно – поисковый, наглядно – иллюстративный, развивающие логическое и ассоциативное мышление, творческие способности.

    Цель: совместная организация работы учителя и учащихся для поиска ответа на проблемный вопрос.

    Задачи:

    Образовательные.

    1. Знакомить учащихся с различными типами жилищ, историей их создания и развития
    2. Развивать диалогическую культуру и способность к восприятию духовно – нравственного наследия различных народов мира.

    2. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси.

    3. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ.

    Учебные.

    1. Развивать способности самостоятельному, критическому мышлению
    2. Учить самостоятельно ставить цели и задачи проекта исследования по теме урока.
    3. Учить самостоятельно определять степень достижения цели и завершения работы.
    4. Учить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
    5. Принимать самостоятельные аргументированные решения.
    6. Учить работать в группе.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать любовь к родному краю и малой родине.
    2. Воспитывать уважительное отношение к прошлому.
    3. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.

    Формирование знаний, умений и навыков:

    1. Знать исторические и археологические данные об истории возникновения первых жилищ человека.
    2. Знать традиции русского домостроения.
    3. Делать выводы о том, как в архитектуре учитываются природно – климатические условия и образ жизни человека.
    4. Уметь различать виды жилищных построек.
    5. Использовать сформированные навыки доводить результаты своих исследований до одноклассников.

    Формирование компетентностей:

    Коммуникативных:

    Знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми.

    Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

    Информационных:

    Навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете, окружающем мире.

    Поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

    Применение интернет - ресурсов и интернет – технологий.

    Учебно – познавательных:

    Совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

    Общекультурные:

    Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов.

    Ценностно – смысловые:

    Компетенции, обеспечивающие механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности.

    Материалы к уроку:

    1. Презентация проекта – исследования «Дом – жилище человека» - общий результат работы групп учащихся.
    2. Технологические карточки с таблицей для проверки усвоения знаний.
    3. Технологические карточки с таблицей домашнего задания.
    4. Рабочая тетрадь.

    План урока.

    № п/п

    Наименование учебной части

    Время

    Организационный момент

    1 – 2 мин.

    Приветствие учащихся.

    Проверка готовности учащихся.

    Наличие учебников, тетрадей.

    Наличие подготовленного домашнего задания на электронном носителе.

    Актуализация знаний

    5 – 7 мин.

    Постановка цели урока.

    Постановка проблемы исследования.

    Основная часть

    20 – 25 мин.

    Сообщение проектов по подгруппам.

    Просмотр слайдов презентаций.

    Оценка сообщений учащимися.

    Запись словаря.

    Записи по теме урока.

    Самостоятельная работа по карточкам.

    Подведение итогов урока

    7 – 10 мин

    Ответы на вопросы.

    Самооценка деятельности

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

    2. Актуализация знаний. Постановка проблемы исследования.

    Учитель. История изучает и те времена, когда люди еще не умели читать и писать. Как же о них узнают наши современники? Много интересного хранит земля. В ней ученые-археологи находят остатки поселков и даже целых городов. На протяжении истории человек возводил храмы, строил дома, служившие ему защитой от холода, дождя и зноя. Человек все чаще начинал задумываться о благоустройстве и уюте своего жилища.

    Сегодня тема нашего проекта исследования: «Дом - жилище человека»

    Слайд 1

    Учитель. В рабочих тетрадях записываем тему урока. Ребята, а какова цель нашего урока? Давайте сформулируем ее вместе с вами. Итак, целью является совместная организация работы учителя и учащихся на уроке для

    поиска ответа на проблемный вопрос: «

    Работа учащихся. Постановка проблемного вопроса под руководством учителя.

    Слайд 2

    Учитель. На уроке мы попытаемся исследовать проблему и постараемся найти ответ. На уроке со своими сообщениями выступят группы учащихся, которые они подготовили заранее, и в ходе нашей совместной работы нам необходимо получить ответы на следующие вопросы:

    Слайд 3

    Работа учащихся. Чтение информации со слайда.

    6.Какие профессии нужны при строительстве любого дома?

    Ребята, в течение урока на эти вопросы вы можете отвечать письменно в тетрадях, делая пометки. Кроме этого, в тетрадь необходимо записать основные понятия – словарь урока.

    Также в течение урока каждый из вас будет оценивать работу одноклассников по следующим критериям:

    Слайд 4.

    Работа учащихся. Чтение информации со слайда.

    1. Полнота ответа.

    2. Практическое значение результатов работы.

    3. Логика изложений, убедительность рассуждений, оригинальность.

    4. Правильность речи.

    5. Соблюдение регламента (3-5 минут)

    Каждый учащийся по окончании урока заполнит индивидуальную карту.

    Основная часть. Представители групп учащихся выступают со своим проектом в сопровождении мультимедийных презентаций.

    Группа 1 – Историки, археологи. Первые жилища человека.

    В древнем городе Иерихоне археологи обнаружили остатки глинобитных одноквартирных домов с полами, покрытыми штукатуркой из извести. В кладке подобных домов были обнаружены оконные проемы.

    Слайд 5

    Большая часть горожан города Ура в Месопотамии жила в одноэтажных домах из сырцового кирпича, в которых начитывалось от 5 до 10 комнат, освещенных маленькими окнами.

    Слайд 6

    В Древнем Египте кирпичные дома богатых людей возводились посреди фруктовых садов с прудом и беседками. Стены были покрыты фресковыми росписями. В таких домах было очень тесно, так как он служил исключительно для ночлега. Большая часть жизни горожан проходила на площадях и стадионах.

    Слайд 7

    При строительстве домов в Древнем Риме учитывалось влияние солнца. Жилые комнаты и спальни ориентированы на юг или восток, а кабинеты, библиотеки, кухни, кладовые, для которых солнце вредно обращались на север. В крупных городах возводились первые многоэтажные дома - инсулы. За пределами городов, строили живописные дома- виллы. Они поражали великолепием и роскошью.

    Слайд№8

    Учитель.

    Деятельность учащихся

    Группа 2 – Культурологи. «Традиции русского домостроительства».

    Слайд 9

    У большинства народов мира сложились свои традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С 11 века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, - то есть срубленный дом.

    Слайд 10

    Россия – страна лесная, поэтому дома мастерили из дерева.

    Слайд 11

    Этим занимались вальщики леса, строители, кровельщики, печники.

    В современном мире – это строители, архитекторы, инженеры, дизайнеры. Избу срубить – дело непростое, тут нужны уменья и сноровка.

    Слайд 12

    Главным инструментом в таком строительстве был обычный топор, иногда всю избу делали без единого гвоздя. Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладется следующий венец, чтобы не оставалось даже маленькой щелки между бревнами. В верхнем бревне вытесывали желоб.

    Такой дом был всегда обращен к проезжей дороге, к озеру или реке.

    Изба - символ жизни русского человека, а потому с любовью воспета не одним поэтом. Сергей Есенин писал:

    «И теперь, когда вот новым светом

    И моей коснулась жизнь судьбы,

    Все равно остался я поэтом

    Золотой бревенчатой избы…»

    Слайд 13

    Избы были четырехстенные и пятистенные.

    Слайд 14

    Планировка избы долгое время оставалась неизменной: по одну сторону сени по другую клеть. В давние времена избу топили по черному: дым выходил через дверь или специальное окошко над ней. Сбоку от печи настилали полати. К теплой избе примыкали и хозяйственные помещения, в которые можно было попасть не выходя во двор.

    Вопрос к одноклассникам . Какими факторами обусловлена эта особенность?

    Предполагаемый ответ . Холодными зимами.

    Сени – холодный коридор. Сруб – отапливаемая часть избы. Клеть или горница – место для хранения домашнего имущества и для ночлега в теплое время года. Полати – нары для спанья, устраиваемые между печью и стенкой.

    Слайд 15

    Во внешнем декоративном убранстве изб также проявились талант и неистощимая изобретательность народных зодчих. Сколько здесь удивительных находок и тонкого художественного вкуса! Резные ажурные наличники на окнах, затейливый конек под крышей, сказочные крылечки с кружевными деревянными украшениями… Что ни изба – настоящее произведение русских мастеров-умельцев!

    Учитель. Ребята, оценим одноклассников, ваше мнение по поводу выступления.

    Деятельность учащихся . Диалоговое сотрудничество. Оценка выступления согласно критериев.

    Группа 3 – Краеведы. «Малая Родина».

    Слайд 16

    Ленинградская область – большая красивая бабочка на карте нашей огромной страны России. Любимый край, где мы живем. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Что такое Родина? Кто-то скажет, что это место, где человек родился, вырос. Другие скажут, что это – родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Для многих Родина начинается с Отчего дома.

    Слайд 17

    Наша малая родина – п. Бугры. Наш старый и в то же время молодой посёлок. Каким бы ни был отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок.

    Учитель. Ребята, оценим одноклассников, ваше мнение по поводу выступления.

    Деятельность учащихся . Диалоговое сотрудничество. Оценка выступления согласно критериев.

    Физкультминутка

    Группа 4 – Строители, архитекторы. «Виды жилищных построек народов мира»

    Слайд 18

    Общий характер жилищных построек, определяют, географическое положение, условия и образ жизни народа.

    В холодных территориях люди живут в снежном доме. В основании дома укладывают ледяные плиты. Форма дома куполообразная. К иглу прорывается длинный узкий тоннель. Иглу отапливаются лампами-жирниками, на них же готовится пища. Пол устилается несколькими рядами шкур. Иглу – снежный дом, используется северными народами на Аляске и в Арктике.

    Слайд 20

    Жилище цилиндрической формы и с конической крышей - яранга. Основание яранги составляют жерди, поставленные по кругу. Пол устлан шкурами. В центре находится очаг. Яранга – у кочевых народов Крайнего Севера переносное жилище из оленьих шкур.

    Слайд 21

    Чум – у некоторых северных народов коническое по форме сооружение, крытое берестой или звериными шкурами. В центре находится очаг.

    Слайд 22

    Природно-климатические условия степей Азии и Монголии продиктовали их обитателям особый вид жилища. Юрта – легкие удобные дома без внутренних перегородок у народов Средней Азии и Монголии. Конструкция юрты проста. Остов ее стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток. Снаружи она укутывается войлоком.

    Слайд 23

    Жилища народов Африки, ЮАР, Танзании, Уганды, поражают своей необычностью. Архитектура домов обусловлена природно-климатическими условиями и традициями, проживающих на этой территории народов.

    Слайд 24

    Японский дом- это, прежде всего крыша, опирающаяся на деревянный каркас. В нем нет окон. В каждой комнате, 3 из 4 стен подвижны. Дом приподнят над землей. Неотъемлемой частью японского дома является сад...

    Учитель. Ребята, оценим одноклассников, ваше мнение по поводу выступления.

    Деятельность учащихся . Диалоговое сотрудничество. Оценка выступления согласно критериев.

    Учитель. Дом, построенный топором, долотом, силен еще и любовью, теплом, согласием. Вот потому-то и помнят его люди.

    Заключение. Наш урок подходит к концу, и мы можем дать ответ, на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока: « Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека?»

    Работа учащихся. Д елают выводы о том, что у различных народов мира архитектура жилищ определяется природно-климатическими условиями, образом жизни и традициями.

    Учитель. Ответим на вопросы, поставленные в начале урока:

    1. Какие древние города и жилища обнаружили археологи?

    2. Какими были дома у разных народов мира?

    3. В чем причина их различия?

    4. Какими были дома наших предков?

    5. Как влияли климатические условия на вид жилищ?

    6. Какие профессии нужны при строительстве любого дома?

    Работа учащихся. Диалогическое общение в сотрудничестве. Формулируют выводы.

    7.Итоги.

    Учитель . Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности. Спасибо за участие, за сотрудничество.

    Работа учащихся . Составление рецензий на ответ одноклассников (Приложение № 4)

    Самооценка учащимися своей учебной деятельности через рефлексию - у учебной деятельности учащихся на уроке провожу через рефлексию. « Барометр настроения» - у ходя с урока, ученики на обратной стороне карточки «отмечают птичкой» свое настроение (П риложение№ 4)

    Сдайте индивидуальные карты

    8.Домашнее задание. На выбор: 1) Разгадать кроссворды

    2) Заполнить таблицы

    Приложение 1

    Этапы проведения проекта – исследования

    Подготовительный этап.

    1. Формирование из учащихся класса 4-х подгрупп на добровольных началах.
    2. Распределение обязанностей: Историки. Археологи; Краеведы; Культурологи; Строители. Архитекторы; рецензенты.
    3. Представление проблемной ситуации:

    Вербально;

    При помощи мультимедийных средств.

    4. Мозговая атака.

    5. Обсуждение.

    6. Выдвижение гипотез.

    7. Определение типа проекта.

    8. Распределение ролей в группах.

    9. Собеседование по оформлению проекта.

    Приложение 2

    Словарь

    Инсулы – первые многоэтажные дома.

    Виллы – живописные дома за пределами города.

    Изба – срубленный дом.

    Сени – холодный коридор в избе.

    Сруб – отапливаемая часть избы.

    Клеть (горница) – место для хранения домашнего имущества и для ночлега в тёплое время года.

    Полати – нары для спанья, устраиваемые между печкой и стеной.

    Иглу – снежный дом северных народов Аляски и Арктики.

    Яранга – жилище из оленних шкур кочевых народов Крайнего Севера.

    Чум – коническое сооружение - жилище, покрытое берестой или звериными шкурами у некоторых народов Крайнего Севера.

    Юрта – легкий удобный дом без внутренних перегородок у народов Средней Азии и Монголии.

    Приложение 3

    Карточки для выполнения практического задания

    (заполни пустые графы)

    1. Вариант __________________________________________________
    2. Фамилия, Имя _____________________________________________

    Название жилища

    Народности

    Природно – климатические условия

    Строительные материалы

    Изба

    Русские

    Холодно зимой, довольно тепло летом

    Иглу

    Гренландия, Аляска, Арктика

    Яранга

    Очень холодно, суровые условия

    Шесты, шкуры

    Чум

    Кочевые Северные народы

    Шесты, береста, шкуры

    Кочевники Средней Азии и Монголии

    Холодно, суховеи

    Деревянные решётки, войлок

    Японский дом

    Тепло, влажно

    Античный город

    Холодный коридор

    Русская изба

    Сруб

    Отапливаемая часть

    Место для хранения домашнего имущества и для ночлега

    Русская изба

    Полати

    Русская изба

    Приложение 4

    Рецензия на ответ одноклассника

    Критерии оценивания ответа:

    1. Полнота ответа
    2. Практическое значение результатов работы.
    3. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность.
    4. Правильность речи.
    5. Соблюдение регламента (5 мин.)

    Данный методический приём позволяет:

    Добиться концентрации внимания учащихся на протяжении всего урока.

    Развивать умение давать полные обоснованные ответы.

    Учит правильно формулировать вопросы.

    Учит делать выводы и анализировать ситуацию.

    Развивает логическое мышление и монологическую речь учащихся.

    Приложение 5

    Самооценка учащимися своей учебной деятельности

    Самооценка учебной деятельности учащихся проводится через рефлексию. Рефлексия – «возврат» - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе.

    «Барометр настроения»

    Радость ____________Уныние ____________Скепсис ____________

    Приложение 6

    Д/З Индивидуальная карта развития ученика

    Фамилия, Имя __________________________________________________

    Свою работу я оценил на

    Группа выставила мне оценку

    Меня порадовало (огорчило)


    1 слайд

    2 слайд

    Одна из самых первых потребностей человека - нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие искусные «мастера», как, например, бобры, которые выстраивают себе поистине хоромы.

    3 слайд

    В древности человек, конечно, уподоблялся им. Так же, как и животные, выкапывал землянки, укрывался от ненастья в пещерах и дуплах, или из веток и листьев сооружал шалаши

    4 слайд

    5 слайд

    Украшал же свое жилище человек, видимо, всегда - еще с тех пор, как стал покрывать стены пещер первыми наскальными рисунками.

    6 слайд

    Земля нка - углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Землянка - один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья известна с эпохи неолита.

    7 слайд

    8 слайд

    9 слайд

    И нсула (лат. Insula - буквально переводится как остров) - в Древнеримской культуре- многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от четырёх до семи этажей,

    10 слайд

    У большинства народов мира сложились свои определённые традиции создания жилища.Есть они и у русского народа. С X века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, -то есть срубленный дом.

    11 слайд

    Россия – страна лесная, а поэтому именно из дерева крестьянин рубил себе дом и мастерил всё, что необходимо было ему для жизни: от сохи до ложки.

    12 слайд

    Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым.

    13 слайд

    С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

    14 слайд

    С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке.

    15 слайд

    Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

    16 слайд

    Избы строились 4-стенные с сенями и без сеней, 5-стенные и 6-стенные. Шестистенная изба называлась изба-связь: две избы связывались в середине сенями.

    17 слайд

    При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

    18 слайд

    Схема устройства кровли: 1 - желоб, 2 - охлупень, 3 - стамик, 4 - слега, 5 - огниво, 6 - князевая слега (" кнес"), 7 - повальная слега, 8 - самец, 9 - повал, 10 - причелина, 11 - курица, 12 - пропуск, 13 - бык, 14 - гнет.

    19 слайд

    Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами - курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки.

    20 слайд

    Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль - хозяева продолжали спать на полу.

    21 слайд

    Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

    22 слайд

    Печь обогревала избу, служила для приготовления пищи, сохраняла ее горячей. На ней сушили продукты, мокрую одежду, обувь, а в печурках-носки и рукавицы. Печь, как и баня, была испытанным средством от простуды и других болезней.

    23 слайд

    Во внешнем декоре проявился талант народных зодчих. Резные ажурные наличники, сказочные крылечки, кружевные деревянные украшения. Что ни изба – настоящее произведение русских мастеров – умельцев!

    24 слайд

    Век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более 100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения древесины, поэтому в основном самые старые избы относятся к XIX веку.

    25 слайд

    Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. В Гренландии, на Аляске и в Арктике до сих пор люди живут в снежном доме – иглу. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков.

    26 слайд

    Свет в иглу проникает прямо через снежные стены. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники.

    27 слайд

    Яра нга - переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.

    28 слайд

    Чум - конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.