Приказ 276 от 09.06. Об утверждении порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

Приказ Министерства образования и науки РФ

«Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 "О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).

Министр Д.В. Ливанов

Приложение

Порядок

проведения аттестации педагогических работников организаций,

осуществляющих образовательную деятельность

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276)

I. Общие положения

1. Порядок проведения ттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация), определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

Настоящий порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела номенклатуры должностей педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее - педагогические работники).

2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории*(1).

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации) *(2).

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования "Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих *(3) и (или) профессиональными стандартами,но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии) *(4).

26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 *(5);

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 *(5);

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".

45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

__________________________

* (1) Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566)

* (2) Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566)

* (3) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240)

* (4) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566)

* (5) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378)

От 18.07.2013 N 605), рекомендациями Общественной Палаты Российской Федерации, решением Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта (п. 2.3 протокола заседания Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта от 10.07.2013 N 2) и предложениями Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб "Опыт") приказываю:

1. Создать Экспертный совет в области гражданской авиации России (далее - Экспертный совет).

2. Утвердить Положение об Экспертном совете согласно Приложению N 1.

3. Утвердить состав Экспертного совета согласно приложению N 2.

4. Назначить председателем Экспертного совета Терещенко М.М.

5. Назначить секретарем Экспертного совета начальника Управления летной эксплуатации Росавиации Костылева М.Ю.

6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Экспертного совета возложить на заместителя начальника Управления финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности Росавиации А.А. Щукина.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель

А.В.НЕРАДЬКО

Приложение N 1

к Приказу Федерального агентства

воздушного транспорта

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

I. Общие положения

1.1. Экспертный совет в области гражданской авиации России (далее - Экспертный совет) является консультативно-экспертным органом Федерального агентства воздушного транспорта, призванным содействовать увеличению роли общественных организаций в повышении эффективности авиатранспортного процесса и обеспечении безопасности полетов.

1.2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами Минтранса России и Федерального агентства воздушного транспорта, документами ИКАО, а также настоящим Положением.

1.3. Экспертный совет в своей деятельности взаимодействует со структурными подразделениями Росавиации, Общественным советом при Росавиации и Клубом ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клубом "Опыт").

1.4. Экспертный совет осуществляет свою деятельность на общественных началах и реализует свои полномочия в нормотворческой, аналитической и экспертной деятельности как независимый консультативный орган.

1.5. В работе Экспертного совета могут принимать участие высокопрофессиональные специалисты эксплуатационных предприятий гражданской авиации.

1.6. Предложения Экспертного совета носят рекомендательный характер.

II. Цели и задачи Экспертного совета

2.1. Экспертный совет создается в целях более эффективного и безопасного функционирования гражданской авиации, совершенствования ее нормативно-правовой базы и реализации государственной политики в сфере воздушного транспорта в тесном взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области гражданской авиации.

2.2. Основными целями Экспертного совета являются:

Поиск решений для наиболее сбалансированного развития авиационного транспорта;

Формирование условий вовлечения представителей деловых кругов, представителей общественности в процесс развития транспортной инфраструктуры;

Обеспечение высокого качества и доступности услуг авиационного транспорта хозяйствующим субъектам и населению.

2.3. Для достижения указанных целей Экспертный совет решает следующие задачи:

Оказывает (по обращению) экспертно-консультативные услуги (содействие) Федеральному агентству воздушного транспорта, другим уполномоченным органам исполнительной власти и организациям по различным направлениям авиационной деятельности;

Участвует (по обращению) в разработке, подготовке, рассмотрении предложений по формированию государственной политики в сфере воздушного транспорта;

Проводит исследование основных проблем развития авиационного транспорта, анализирует состояние законодательной и нормативно-правовой базы;

Участвует в проведении экспертизы проектов законодательных актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, касающихся воздушного законодательства, интересов авиационного бизнес-сообщества и иных участников авиационной деятельности;

Способствует повышению роли государства в развитии и регулировании авиационного транспорта;

Проводит консультации и выясняет мнения деловых и общественных кругов по вопросам развития авиационного транспорта;

Принимает участие в формировании положительного общественного мнения о деятельности отечественной гражданской авиации.

III. Полномочия Экспертного совета

3.1. В рамках реализации целей и задач Экспертный совет:

Рассматривает и представляет руководству Федерального агентства воздушного транспорта предложения и рекомендации в виде аналитических и информационных материалов, заключений, проектов и иных документов;

Приглашает на заседания представителей:

органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, подведомственных Росавиации организаций, территориальных управлений Росавиации, общественных и деловых кругов, средств массовой информации;

Создает комиссии и рабочие группы.

IV. Порядок формирования Экспертного совета

4.1. Экспертный совет создается и ликвидируется приказами Федерального агентства воздушного транспорта.

4.2. Состав Экспертного совета в области гражданской авиации России формируется из числа наиболее опытных, высококвалифицированных специалистов гражданской авиации, в том числе ветеранов высшего руководящего состава - членов Клуба "Опыт", на добровольной основе.

4.3. Экспертный совет состоит из председателя, заместителя(ей) председателя, членов Экспертного совета и секретаря.

4.4. Председатель Экспертного совета назначается руководителем Росавиации по представлению Совета Клуба "Опыт".

4.5. Секретарь Экспертного совета назначается руководителем Росавиации.

4.6. Заместитель(и) и руководители рабочих групп назначаются председателем Экспертного совета.

4.7. Персональный состав Экспертного совета утверждается руководителем Федерального агентства воздушного транспорта и оформляется приложением к приказу.

4.8. Срок действия полномочий состава Экспертного совета три года.

4.9. В целях повышения эффективности работы Экспертного совета председатель Экспертного совета имеет право формировать комиссии и рабочие группы Экспертного совета и определять их руководителей.

V. Права и обязанности членов Экспертного совета

5.1. Председатель Экспертного совета:

Готовит для руководства Росавиации предложения по формированию персонального состава Экспертного совета;

Руководит работой Экспертного совета;

Председательствует на заседаниях Экспертного совета и подписывает протоколы этих заседаний;

По согласованию с руководством Росавиации утверждает план работы Экспертного совета на полугодие;

Осуществляет контроль исполнения решений Экспертного совета;

Заслушивает членов Экспертного совета о результатах выполнения поручений и/или текущей деятельности;

По согласованию с руководством Росавиации определяет дату, время и место проведения заседания Экспертного совета, а также форму оповещения членов Экспертного совета;

Представительствует в установленном порядке от имени Экспертного совета и/или дает полномочия другим членам Экспертного совета участвовать в установленном порядке на проводимых мероприятиях в органах законодательной и исполнительной власти, других организациях и учреждениях;

В случае необходимости, по согласованию с руководством Росавиации, вводит в состав Экспертного совета новых экспертов;

Представляет информацию о результатах работы Экспертного совета за отчетный период руководству Федерального агентства воздушного транспорта.

5.2. Заместитель председателя Экспертного совета:

Организует и курирует работу закрепленных за ним рабочих групп и комиссий, формируемых Экспертным советом;

Контролирует по заданию председателя Экспертного совета выполнение отдельных поручений членами Экспертного совета;

Организует и/или участвует по заданию председателя Экспертного совета в подготовке материалов к заседаниям Экспертного совета;

Готовит предложения в план работы Экспертного совета, а также вносит предложения по вопросам текущей деятельности;

Осуществляет взаимодействие с руководителями подразделений Росавиации, Ространснадзора, Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России и других авиационных структур в рамках полномочий;

В отсутствие председателя Экспертного совета или по его поручению проводит заседания Экспертного совета.

5.3. Руководитель рабочей группы/комиссии Экспертного совета:

Обеспечивает эффективность работы рабочей группы/комиссии с должным качеством и в установленные сроки, самостоятельно координируя и определяя порядок выполнения задания(й) и взаимодействия членов группы, а также приглашенных для этих целей других лиц (участников);

Информирует о ходе или результатах работы курирующего заместителя председателя Экспертного совета, председателя Экспертного совета (в соответствии с планом работы, по запросу или в инициативном порядке);

Осуществляет взаимодействие с руководителями и специалистами соответствующих структурных подразделений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области гражданской авиации и заинтересованных организаций.

5.4. Члены Экспертного совета:

Участвуют в заседаниях Экспертного совета с правом голоса в вопросах, требующих такой процедуры, а также выступлений и предложений;

Вносят предложения по формированию повестки дня предстоящего заседания Экспертного совета, плановой и текущей деятельности;

Принимают участие в мероприятиях, проводимых Экспертным советом;

В установленном порядке возглавляют рабочие группы/комиссии, формируемые Экспертным советом, и выполняют иные обязанности (функции);

Осуществляют взаимодействие с представителями соответствующих структурных подразделений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области гражданской авиации и заинтересованными организациями.

5.4.1. Работа членов Экспертного совета осуществляется на безвозмездной основе.

5.4.2. Члены Экспертного совета имеют право выйти из состава Экспертного совета на основании письменного заявления.

5.4.3. Члены Экспертного совета обязаны не разглашать без согласования с руководством Совета решения и иную информацию, которая стала им известна в связи с работой в Экспертном совете.

5.5. Секретарь Экспертного совета:

Участвует в формировании проекта повестки дня заседания Экспертного совета;

По поручению председателя Экспертного совета или его заместителя (при исполнении обязанностей председателя) оповещает членов Экспертного совета и приглашенных лиц о проектах повесток дня заседаний, дате, времени и месте проведения заседаний Экспертного совета;

Обеспечивает подготовку необходимых к рассмотрению на заседаниях Экспертного совета материалов (включая их подготовку в электронном виде и рассылку), ведет учет участвующих в заседании членов Экспертного совета и приглашенных лиц, ведет протоколы заседаний Экспертного совета;

Оформляет и подписывает в установленном порядке протоколы заседаний Экспертного совета;

Обеспечивает выполнение требуемых функций в части делопроизводства Экспертного совета.

VI. Организация деятельности Экспертного совета

6.1. Экспертный совет проводит очередные (плановые) и внеочередные заседания.

6.2. Плановые заседания проводятся в соответствии с полугодовым планом работы, согласованным с руководством Росавиации, в установленном порядке не реже одного раза в шесть месяцев.

6.3. Утвержденный план работы Экспертного совета доводится в возможно короткие сроки секретарем до сведения каждого члена Экспертного совета.

6.4. Внеочередные заседания Экспертного совета проводятся по срочным вопросам на основании решения председателя Экспертного совета или лица, его замещающего, по согласованию с руководством Росавиации.

6.5. В подготовке проекта повестки дня и материалов заседания Экспертного совета могут участвовать:

Члены Экспертного совета, чьи предложения принимаются и рассматриваются не позднее чем за месяц до начала планового заседания Экспертного совета;

Привлеченные независимые эксперты и/или приглашенные представители уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области гражданской авиации в сроки на усмотрение председателя Экспертного совета или его заместителя (при исполнении обязанностей председателя).

6.6. В случае невозможности проведения заседания или утраты актуальности рассмотрения запланированного вопроса в установленный срок секретарь, не позднее чем за неделю до наступления даты рассмотрения вопроса, предусмотренного планом, представляет председателю Экспертного совета мотивированную просьбу о переносе даты рассмотрения на другое время или уведомление о необходимости исключения вопроса из плана.

6.7. Заседание Экспертного совета:

6.7.1. может проводиться по решению председателя Экспертного совета в обычном и расширенном составах;

6.7.2. считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов;

6.7.3. Экспертный совет принимает решения простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. При равенстве голосов решающим является голос председателя или лица, его замещающего. При решении вопросов на заседании Экспертного совета каждый член обладает одним голосом. Передача голоса одним членом Экспертного совета другому члену не допускается;

6.7.4. мнения членов Экспертного совета, не совпадающие с мнением большинства голосов членов Экспертного совета, отражаются в протоколах заседаний и оформляются в письменном виде в качестве приложения к соответствующему протоколу заседания Экспертного совета;

6.7.5. решения Экспертного совета оформляются в виде протоколов. Протоколы заседания Экспертного совета подписываются председательствующим на заседании совета и секретарем;

6.7.6. протоколы заседаний Экспертного совета рассылаются (в том числе в электронном виде) членам Экспертного совета, руководству Росавиации не позднее 10-ти дней после заседания;

6.7.7. в промежутках между плановыми заседаниями допускается возможность заочного (рабочего) обсуждения конкретных вопросов.

VII. Заключительные положения

7.1. Протоколы и иные материалы Экспертного совета подлежат хранению в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Росавиации.

7.2. Председатель Экспертного совета представляет информацию о проделанной работе на заседании Экспертного совета и/или иных мероприятиях Росавиации по приглашению.

7.3. За Экспертным советом сохраняются условия обеспечения его деятельности, определенные распоряжением Минтранса России от 17 ноября 2003 г. N НА-323р.

7.4. Членам Экспертного совета соответствующими службами Росавиации выдаются удостоверения (пропуска) установленного образца для прохода по месту расположения Экспертного совета при Росавиации.

Организационная структура Экспертного совета в области

гражданской авиации России

Утратила силу. - Приказ Росавиации от 21.12.2015 N .

Приложение N 2

к приказу Федерального агентства

воздушного транспорта

от 03.02.2014 N 50

ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Карен Эдуардович

заместитель генерального директора годности ФГУП "ГосНИИ ГА" по поддержанию летной годности воздушных судов, заместитель директора научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ФГУП "ГосНИИ ГА" (2008 - 2016), кандидат технических наук (по согласованию)

Николай Валентинович

старший научный сотрудник ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" (по согласованию)

Бордунов

Виталий Дмитриевич

руководитель независимого института международного права, эксперт Международной организации гражданской авиации, кандидат юридических наук (по согласованию)

Игорь Владимирович

директор Департамента производства полетов ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (по согласованию)

Веремьев

Григорий Иванович

начальник отдела Управления государственного регулирования организации воздушного движения ФАС России 1998 - 2000 гг., начальник отдела сертификации объектов ЕС ОрВД и юридических лиц гражданской авиации филиала "Научно-исследовательский институт Аэронавигации" ФГУП "ГосНИИ ГА" (по согласованию)

Виндермут

Александр Александрович

старший Вице-президент - исполнительный директор Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (по согласованию)

Владимир Николаевич

начальник отдела технического контроля ООО "Арт Авиа" (по согласованию)

Сергей Алексеевич

первый заместитель генерального директора ООО "Северный Ветер" (по согласованию)

Михаил Васильевич

заместитель начальника Управления - начальника отдела летной подготовки в учебных заведениях гражданской авиации Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта (2010 - 2015 гг.) (по согласованию)

Наталья Сергеевна

заместитель начальника Управления - начальник отдела организации финансирования и мониторинга бюджетных расходов Управления финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности Федерального агентства воздушного транспорта

Евдокимов

Юрий Иванович

генеральный директор ООО "АвиаТИС" (по согласованию)

Елистратов

Андрей Владимирович

первый заместитель директора ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации", действительный член Международной академии транспорта, кандидат технических наук (по согласованию)

Сергей Юрьевич

главный инженер ООО "С 7 ИНЖИНИРИНГ", технический директор ООО "АТБ Домодедово" (2008 - 2014 гг.) (по согласованию)

Николай Федорович

советник генерального директора АО "Азимут", председатель подкомитета по организации воздушного движения Комитета по аэронавигации, кандидат технических наук (по согласованию)

Илларионова-Завалкина

Татьяна Владимировна

заместитель директора Департамента развития персонала ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (по согласованию)

Валерий Владимирович

советник первого заместителя генерального директора по авиационной безопасности ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (по согласованию)

Костылев

Максим Юрьевич

начальник Управления летной эксплуатации Росавиации Федерального агентства воздушного транспорта

Колесников

Александр Михайлович

заместитель начальника УДС МГУ СССР (1979 - 1980 гг.), начальник центрального управления воздушным движением гражданской авиации (1981 - 1984 гг.) (по согласованию)

Колесникова

Елена Викторовна

ведущий консультант отдела высшей квалификационной комиссии, выдачи свидетельств, сертификации авиационных учебных центров и авиационной медицины Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта

Александр Янович

советник генерального директора НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", кандидат технических наук (по согласованию)

Мартыненко

Сергей Иванович

заместитель начальника Управления организации использования воздушного пространства Федерального агентства воздушного транспорта

Михайлов

Михаил Андреевич

директор филиала ЗАО "Авиационная компания "Руслайн" Airline Support Baltic, г. Москва (по согласованию)

Олег Николаевич

заместитель генерального директора по специальным проектам АО "Азимут" (по согласованию)

Недоступ

Валерий Кириллович

генеральный директор ООО "Авиакомпания "Добролет" (1997 - 2005) (по согласованию)

Прокопчук

Владимир Евдокимович

председатель совета ветеранов аэропорта Домодедово, генеральный директор ЗАО "АТБ Домодедово" (1999 - 2014 гг.) (по согласованию)

Дмитрий Игоревич

инженер, начальник сектора ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" (2007 - 2017 гг.) (по согласованию)

Потиевский

Борис Григорьевич

председатель Центральной врачебно-летной экспертной комиссии - гражданской авиации, кандидат медицинских наук (по согласованию)

Сергей Владимирович

менеджер Департамента поставок авиационно-технического имущества АО "Авиахэлп Групп", начальник сектора ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" (2008 - 2016 гг.) (по согласованию)

Владимир Николаевич

начальник инспекции ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", доктор технических наук, профессор (по согласованию)

Владимир Леонидович

генеральный директор ООО "Руслайн-Техникс" (по согласованию)

Наталья Львовна

начальник сектора методологии Дирекции аттестации развития АО "Международный аэропорт Шереметьево" (по согласованию)

Семенович

Александр Николаевич

заместитель командира АЭ ФГБОУ "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации (по согласованию)

Ситников

Игорь Владимирович

директор по организации воздушного движения и использования воздушного пространства ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (по согласованию)

Валерий Павлович

советник генерального директора ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (по согласованию)

Владимир Ильич

заместитель начальника отдела перспектив развития аэропортов ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект", кандидат технических наук (по согласованию)

Солдатов

Владимир Владиславович

заместитель начальника летной службы самолетов иностранного производства ООО Авиапредприятие "Газпром-авиа" (по согласованию)

Элеонора Ильдаровна

директор Департамента предотвращения авиационных происшествий и управления безопасностью полетов ГК "Волга-Днепр", кандидат технических наук (по согласованию)

Терещенко

Михаил Михайлович

начальник Главного управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР (1987 - 1991 гг.), первый заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета (1992 - 2001 гг.)

Тульский

Станислав Георгиевич

заместитель генерального директора - летный директор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (2004 - 2009 гг.), заместитель генерального директора по управлению безопасностью полетов ООО "АвиаТИС" (по согласованию)

Александр Сергеевич

первый заместитель начальника Управления движением самолетов МГА СССР (1981 - 1984 гг.), член НП "Клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации"

Клуб "Опыт" (по согласованию)

Эдуард Владимирович

директор Департамента по техническому обеспечению воздушных судов ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (по согласованию)

Николай Алексеевич

руководитель Отдела сертификации ООО "Авиакомпания "Волга-Днепр" (по согласованию)

Вячеслав Валерьевич

Главный штурман ПАО "Авиакомпания "Сибирь" (2008 - 2013 гг.), директор по летным стандартам ПАО "Авиакомпания "Сибирь" (по согласованию)

Фридлянд

Александр Абрамович

директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования, ФГУП "Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации", профессор (по согласованию)

Александр Владимирович

главный специалист по эксплуатации АО "Гражданские самолеты Сухого" (по согласованию)

Шелковников

Валерий Георгиевич

президент Международного консалтингового агентства "Безопасность полетов", президент Международного фонда авиационной безопасности, "Партнерства" безопасность полетов" (1997 - 2006 гг.) (по согласованию)

Жорж Константинович

генеральный директор ООО "Авиаль НВ" (1998 - 2007 гг.) (по согласованию)

Щербаков

Леонид Константинович

заместитель исполнительного директора Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, кандидат технических наук, лауреат премии совета Министров СССР в области науки и техники (1989 г.) (по согласованию)

Вячеслав Андреевич

председатель Совета НП "Клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации" Клуб "Опыт", заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (2012 - 2014 гг.), директор Департамента управления собственными продажами ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (2002 - 2009 гг.)

(по согласованию)

Максим Климентович

авиационный психолог, ведущий специалист отдела развития и обучения персонала филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"

(по согласованию)

Александр Алексеевич

генеральный директор ЗАО "РусЛайн" (1993 - 2010 гг.), советник генерального директора ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (2010 - 2015 гг.), кандидат технических наук (по согласованию)

Приказ ФТС России от 9 июня 2014 года N 1057
"Об утверждении Инструкции
о действиях должностных лиц таможенных органов
при организации и проведении таможенного досмотра
после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных
на таможенную территорию Таможенного союза"

В целях совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и реализации статей 99, 100, 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (далее - Инструкция).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:

1) изучение и применение Инструкции подчиненными должностными лицами при осуществлении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза;

2) внесение изменений в должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов, функции и обязанности которых изменяются в соответствии с Инструкцией.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Инструкция о действиях
должностных лиц таможенных органов
при организации и проведении таможенного досмотра
после выпуска товаров и при обороте товаров,
ввезенных на таможенную территорию
Таможенного союза

I. Общие положения

1. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (далее - Инструкция), разработана в целях реализации статей 99, 100, 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - ТК ТС) и Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" (с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136) (далее - Решение Комиссии).

2. Инструкция определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза.

3. Таможенный досмотр после выпуска товаров проводится в соответствии со статьей 99 ТК ТС и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии со статьей 100 ТК ТС, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

4. Таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного досмотра, таможенного осмотра помещений и территорий и (или) выездной таможенной проверки, в должностных инструкциях или должностных регламентах которых определены соответствующие права и обязанности (далее - уполномоченные должностные лица).

II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра

5. Решение о проведении таможенного досмотра принимает:

Начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, при проведении таможенного досмотра в виде отдельной формы таможенного контроля;

В ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий - уполномоченное должностное лицо, указанное первым в предписании на проведение таможенного осмотра помещений и территорий;

В ходе проведения выездной таможенной проверки - должностное лицо таможенного органа, являющееся руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки.

6. При принятии решения о проведении таможенного досмотра составляется поручение на таможенный досмотр, форма которого утверждена приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199 "Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 05.12.2011, рег. N 22502) (далее - приказ ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199), формируется и подписывается лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра.


III. Организация проведения таможенного досмотра

7. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, исходя из количества товара, его характеристики и упаковки определяет объем, степень таможенного досмотра, необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля (далее - ТСТК), а также оценивает возможность проведения таможенного досмотра в месте нахождения товаров.

8. Исходя из количества и характеристики товаров, подлежащих таможенному досмотру, а также соблюдения сроков его проведения таможенный досмотр может быть поручен одному, двум и более уполномоченным должностным лицам.

9. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра после выпуска товаров, заполняет уведомление о проведении таможенного досмотра по форме, утвержденной приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199 . В случае невозможности непосредственного проведения досмотра товаров (нахождение товаров в труднодоступном месте, проведение операций с товарами: взвешивание и т.д.) уполномоченное должностное лицо таможенного органа заполняет требование о предъявлении товаров по форме, утвержденной приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199 . Уполномоченное должностное лицо таможенного органа подписывает уведомление о проведении таможенного досмотра, требование о предъявлении товаров и в возможно короткий срок с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра вручает их лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если это лицо известно.

10. В случае необходимости оказания содействия при проведении таможенного досмотра специалистами и экспертами других государственных органов действия по привлечению их, а также таможенных экспертов (специалистов) таможенных лабораторий осуществляются лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра.

11. В случае если проведение таможенного досмотра поручено двум или более должностным лицам, должностное лицо, указанное первым в поручении на проведение таможенного досмотра, организовывает его проведение.


IV. Проведение таможенного досмотра

12. В соответствии с пунктом 5 статьи 116 ТК ТС таможенный досмотр может проводиться в отсутствии лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в случае:

Неявки указанных лиц (лица неизвестны);

Существования угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах.

Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.

13. Если предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименования товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах на товары, уполномоченное должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, вручает лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств по форме, утвержденной приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199 .

14. В поручении на досмотр не допускаются подчистки и помарки. Уполномоченное должностное лицо, внесшее исправления, под каждым таким исправлением проставляет свою подпись и оттиск личной номерной печати.

15. В случае изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации уполномоченным должностным лицом составляется акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации по форме, утвержденной Решением Комиссии, и прикладывается к акту таможенного досмотра (осмотра) (далее - АТД).

16. Ответственность за соблюдение сроков проведения таможенного досмотра в части своих полномочий несет лицо, принявшее решение о его проведении, а также уполномоченное должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.

17. После прибытия на место проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо:

а) проверяет полномочия лиц, присутствующих при проведении таможенного досмотра;

б) устанавливает факт предъявления товаров к таможенному досмотру.

Уполномоченное должностное лицо принимает решение о начале его проведения в случае, если товары, предъявленные к таможенному досмотру, находятся в помещениях и (или) на территориях, пригодных для проведения таможенного досмотра, без причинения ущерба досматриваемому товару и его порчи.

18. Решение о возможности проведения таможенного досмотра товаров, находящихся в контейнере или грузовом отсеке транспортного средства, может быть принято уполномоченным должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, только в случае, если:

Таможенный досмотр товаров может быть проведен непосредственно в контейнере или грузовом отделении транспортного средства;

Проведение необходимых грузовых операций с товарами может быть обеспечено заинтересованным лицом непосредственно в ходе таможенного досмотра;

Проведение такого таможенного досмотра не повлечет утраты товаров или изменения их состояния.

19. Уполномоченное должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, осуществляет визуальный осмотр упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, и фиксирует время начала таможенного досмотра в АТД.

20. Уполномоченное должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, путем визуального осмотра, измерения, взвешивания и других действий (включая разборку товаров) определяет характеристики товаров в соответствии со степенью таможенного досмотра, указанного в поручении на досмотр.

21. По решению уполномоченного должностного лица, проводящего таможенный досмотр, отдельные операции проводятся специалистами (в том числе иных государственных органов), участвующими в проведении таможенного досмотра, а также иными лицами, если это предусмотрено требованиями по охране труда.

22. В ходе проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, осуществляет координацию действий всех лиц, участвующих в его проведении.

23. В целях повышения эффективности таможенного досмотра должностное лицо вправе применять иные формы таможенного контроля (получение объяснений, таможенное наблюдение).

24. Вскрытие грузовых мест предусматривает нарушение их целостности и средств их идентификации с последующим извлечением отдельных единиц товаров из их упаковки (ящиков, коробок и т.п.), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения информации о количестве и наименовании товаров, определения страны происхождения и получения других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.

25. Проведение таможенного досмотра с помощью спиливания, стачивания, разрезания и иных действий, связанных с порчей и (или) разрушением (частичным разрушением) товаров, осуществляется в целях выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля, определения химического состава товаров, физических свойств товаров и (или) иных характеристик товаров, необходимых для таможенных целей.

26. Объем и степень таможенного досмотра указывается в поручении на таможенный досмотр. Изменение объема и степени таможенного досмотра допускается только по решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о его проведении. При этом составление нового АТД не требуется.

27. Таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100 % от общего количества товаров.

28. Количество товара определяется уполномоченным должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, в штуках либо других единицах измерения, в которых измеряется товар, подвергаемый таможенному досмотру. Определение количества производится расчетным путем перед проведением таможенного досмотра на основе данных о количестве товаров, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностного лица. Исходя из установленного объема таможенного досмотра количество товара определяется для каждого наименования товара, имеющего один товарный знак, марку, модель, расфасовку, упаковку и обладающего одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.

29. Степень таможенного досмотра указывает на то, какие действия необходимо произвести с тем количеством товара, которое определено исходя из указанного объема таможенного досмотра.

30. Взвешивание, вскрытие грузовых мест и пересчет количества предметов в грузовых местах производится только в отношении количества товара, определенного в соответствии с пунктом 28 Инструкции. Если поручением на таможенный досмотр предусмотрено выборочное применение данных характеристик степени таможенного досмотра, то конкретные объекты досмотра и их количество в рамках уже определенного объема определяет уполномоченное должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.

31. В ходе таможенного досмотра при определении количественных показателей товаров уполномоченным должностным лицом применяются только пригодные к применению средства измерений, имеющие действующее поверительное клеймо (свидетельство о поверке, неповрежденные закрепительные пломбы (при их наличии).

32. Производство замеров при определении количественных показателей товаров осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 49 (ч. I), ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49 (ч. I), ст. 6339).

33. Уполномоченные должностные лица для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяют различные ТСТК.

34. Применение ТСТК при проведении таможенного досмотра осуществляется в соответствии с Временной инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 23 апреля 2014 г. N 767 .

35. При выявлении в ходе таможенного досмотра признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле уполномоченное должностное лицо, проводившее досмотр, незамедлительно после окончания таможенного досмотра и фиксации выявленных фактов в АТД принимает меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1, N 18, ст. 1721, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2, N 27 (ч. I), ст. 2700, N 27 (ч. II), ст. 2708, ст. 2717, N 46 (ч. I), ст. 4434, ст. 4440, N 50, ст. 4847, ст. 4855, N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838, N 30, ст. 3095, N 31, ст. 3229, N 34, ст. 3529, ст. 3533, N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45, N 10, ст. 762, ст. 763, N 13, ст. 1077, ст. 1079, N 17, ст. 1484, N 19, ст. 1752, N 25, ст. 2431, N 27, ст. 2719, ст. 2721, N 30 (ч. I), ст. 3104, N 30 (ч. II), ст. 3124, ст. 3131, N 40, ст. 3986, N 50, ст. 5247, N 52 (ч. I), ст. 5574, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, ст. 10, N 2, ст. 172, ст. 175, N 6, ст. 636, N 10, ст. 1067, N 12, ст. 1234, N 17 (ч. I), ст. 1776, N 18, ст. 1907, N 19, ст. 2066, N 23, ст. 2380, ст. 2385, N 28, ст. 2975, N 30, ст. 3287, N 31 (ч. I), ст. 3420, ст. 3432, ст. 3433, ст. 3438, ст. 3452, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4633, ст. 4634, ст. 4641, N 50, ст. 5279, ст. 5281, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 25, ст. 29, ст. 33, N 7, ст. 840, N 15, ст. 1743, N 16, ст. 1824, ст. 1825, N 17, ст. 1930, N 20, ст. 2367, N 21, ст. 2456, N 26, ст. 3089, N 30, ст. 3755, N 31, ст. 4001, ст. 4007, ст. 4008, ст. 4015, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6034, ст. 6065, N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (ч. I), ст. 896, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, ст. 2259, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. I), ст. 3582, ст. 3601, ст. 3604, N 45, ст. 5143, N 49, ст. 5738, ст. 5745, ст. 5748, N 52 (ч. I), ст. 6227, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2009, N 1, ст. 17, N 7, ст. 771, ст. 777, N 19, ст. 2276, N 23, ст. 2759, ст. 2767, ст. 2776, N 26, ст. 3120, ст. 3122, ст. 3131, ст. 3132, N 29, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3635, ст. 3642, N 30, ст. 3735, ст. 3739, N 45, ст. 5265, ст. 5267, N 48, ст. 5711, ст. 5724, ст. 5755, N 52 (ч. I), ст. 6406, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1, N 11, ст. 1169, ст. 1176, N 15, ст. 1743, ст. 1751, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2524 - ст. 2526, ст. 2530, N 23, ст. 2790, N 25, ст. 3070, N 27, ст. 3416, N 28, ст. 3553, N 30, ст. 4000, ст. 4002, ст. 4005 - ст. 4007, N 31, ст. 4155, ст. 4158, ст. 4164, ст. 4191 - ст. 4193, ст. 4198, ст. 4206 - ст. 4208, N 32, ст. 4298, N 41 (ч. II), ст. 5192, ст. 5193, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409, N 50, ст. 6605, N 52 (ч. I), ст. 6984, ст. 6995, ст. 6996; 2011, N 1, ст. 10, ст. 23, ст. 29, ст. 33, ст. 47, ст. 54, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2039, ст. 2041, N 17, ст. 2312, N 19, ст. 2714, ст. 2715, N 23, ст. 3260, ст. 3267, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4289, ст. 4290, ст. 4291, N 30 (ч. I), ст. 4574, ст. 4584, ст. 4585, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4598, ст. 4600, ст. 4601, ст. 4605, N 45, ст. 6325, ст. 6326, ст. 6334, N 46, ст. 6406, N 47, ст. 6601, ст. 6602, N 48, ст. 6728, ст. 6730, ст. 6732, N 49 (ч. I), ст. 7025, ст. 7042, N 49 (ч. V), ст. 7056, ст. 7061, N 50, ст. 7342, ст. 7345, ст. 7346, ст. 7351, ст. 7352, ст. 7355, ст. 7362, ст. 7366; 2012, N 6, ст. 621, N 10, ст. 1166, N 15, ст. 1723, ст. 1724, N 18, ст. 2126, ст. 2128, N 19, ст. 2278, ст. 2281, N 24, ст. 3068, ст. 3069, ст. 3082, N 25, ст. 3268, N 29, ст. 3996, N 31, ст. 4320, ст. 4322, ст. 4329, ст. 4330, N 41, ст. 5523, N 47, ст. 6402 - ст. 6405, N 49, ст. 6752, ст. 6757, N 50 (ч. V), ст. 6967, N 53 (ч. I), ст. 7577, ст. 7580, ст. 7602, ст. 7639, ст. 7640, ст. 7641, ст. 7643; 2013, N 8, ст. 717, ст. 718, ст. 719, ст. 720, N 14, ст. 1641, ст. 1642, ст. 1651, ст. 1658, ст. 1666, N 17, ст. 2029, N 19, ст. 2307, ст. 2318, ст. 2319, ст. 2323, ст. 2325, N 23, ст. 2875, N 26, ст. 3207, ст. 3208, ст. 3209, N 27, ст. 3442, ст. 3454, ст. 3458, ст. 3465, ст. 3469, ст. 3470, ст. 3477, ст. 3478, N 30 (ч. I), ст. 4025 - ст. 4036, ст. 4040, ст. 4044, ст. 4059, ст. 4078, ст. 4081, ст. 4082, N 31, ст. 4191, N 40 (ч. III), ст. 5032, N 43, ст. 5443 - ст. 5446, ст. 5452, N 44, ст. 5624, ст. 5633, ст. 5643, ст. 5644, N 48, ст. 6158, ст. 6159, ст. 6163 - ст. 6165, N 49 (ч. I), ст. 6327, ст. 6341 - ст. 6345, N 51, ст. 6685, ст. 6696; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.06.2013, 25.11.2013, 23.12.2013, 30.12.2013, 04.02.2014, 12.03.2014, 02.04.2014, 21.04.2014, 05.05.2014) (далее - КоАП РФ) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, N 22, ст. 2027, N 30, ст. 3015, ст. 3020, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700, ст. 2706, N 27 (ч. II), ст. 2708, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4847, N 51, ст. 5026; 2004, N 17, ст. 1585, N 27, ст. 2711, ст. 2804, N 40, ст. 3989, N 49, ст. 4853; 2005, N 1 (ч. I), ст. 13, N 22, ст. 2194, N 23, ст. 2200, N 28, ст. 2904; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070, N 23, ст. 2379, N 28, ст. 2975, ст. 2976, N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 1 (ч. I), ст. 46, N 16, ст. 1827, N 18, ст. 2118, N 22, ст. 2686, N 24, ст. 2830, ст. 2833, N 31, ст. 4008, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 48 (ч. II), ст. 6030, N 49, ст. 6033, N 50, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2008, N 12, ст. 1074, N 24, ст. 2798, N 30 (ч. II), ст. 3695, N 49, ст. 5724, N 52 (ч. I), ст. 6226, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 11, ст. 1266, ст. 1267, ст. 1268, N 18 (ч. I), ст. 2145, N 26, ст. 3139, N 29, ст. 3613, N 44, ст. 5170, ст. 5173, N 45, ст. 5263, N 51, ст. 6161, N 52 (ч. I), ст. 6422, ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 11, ст. 1168, ст. 1169, N 14, ст. 1552, N 15, ст. 1756, N 17, ст. 1985, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2284, N 21, ст. 2525, N 27, ст. 3416, N 30, ст. 3986, ст. 3989, ст. 4003, N 31, ст. 4164, ст. 4193, N 49, ст. 6412, ст. 6414, ст. 6419; 2011, N 1, ст. 16, ст. 39, ст. 45, ст. 46; 2012, N 6, ст. 897, N 7, ст. 901, N 13, ст. 1686, ст. 1687, N 15, ст. 2039, N 19, ст. 2712, N 23, ст. 3259, N 25, ст. 3533, N 29, ст. 4285, N 30 (ч. I), ст. 4598, ст. 4601, ст. 4605, N 30 (ч. II), ст. 4698, N 31, ст. 4808, N 43, ст. 6123, N 44, ст. 6319, N 45, ст. 6322 - ст. 6324, ст. 6334, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7349, ст. 7350, ст. 7361, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, ст. 1165, ст. 1166, N 24, ст. 3068, ст. 3070, ст. 3071, N 26, ст. 3440, N 30, ст. 4172, N 31, ст. 4330 - ст. 4332, N 44, ст. 6071, N 47, ст. 6401, N 49, ст. 6752, ст. 6753, N 53 (ч. I), ст. 7634, ст. 7635 - ст. 7637; 2013, N 7, ст. 608, N 9, ст. 875, N 14, ст. 1661, ст. 1662: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2013, 04.03.2013, 08.04.2013, 26.04.2013, 23.05.2013, 07.06.2013, 30.06.2013, 03.07.2013, 04.07.2013, 08.07.2013, 23.07.2013, 24.07.2013, 21.10.2013, 03.11.2013, 20.11.2013, 25.11.2013, 23.12.2013, 30.12.2013, 04.02.2014, 21.04.2014).

V. Оформление результатов проведения таможенного досмотра

36. Результаты таможенного досмотра фиксируются в АТД незамедлительно после окончания фактической проверки товаров.

37. АТД составляют уполномоченные должностные лица, проводившие таможенный досмотр, в двух экземплярах по форме, утвержденной Решением Комиссии.

38. АТД подписывается уполномоченными должностными лицами, проводившими таможенный досмотр, с проставлением оттисков номерных печатей.

39. Если при таможенном досмотре присутствуют представители других контролирующих государственных органов или должностные лица ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, сведения о них вносятся в АТД как о присутствующих лицах. Заполненный АТД подписывается указанными лицами.

40. В случаях использования методик измерения, аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, при проведении таможенного досмотра в АТД указывается соответствующая стандартизованная методика измерения (ГОСТ) (далее - МИ) (при их наличии) либо используемая аттестованная в соответствии с установленным порядком конкретная нестандартизованная МИ, по которой производилось определение количественных показателей, расчет и его результаты.

41. В случаях установления в процессе таможенного досмотра при выборочном взвешивании фактического веса товаров расчетным способом уполномоченным должностным лицом, проводившим таможенный досмотр, данные расчета указываются в АТД.

42. При фиксировании результатов таможенного досмотра к АТД прикладываются:

Образцы маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикетки, ярлыки и другие средства идентификации товаров (в случае невозможности реализации указанного действия по объективным причинам (например, отсутствие физической возможности отделения ярлыков от товара), фотографии маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикеток, ярлыков и других средств идентификации товаров);

Фотоматериалы таможенного досмотра (дополнительно допускается приобщение цифрового носителя этих материалов);

Видеоматериалы таможенного досмотра;

Иные документы, оформленные в ходе проведения таможенного досмотра и имеющие к нему отношение, в том числе документы о результатах применения иных форм таможенного контроля.

43. Иные материалы, не содержащиеся на бумажном носителе, являются неотъемлемой частью АТД и фиксируются в описи документов и предметов (составленной в произвольной форме), прилагаемых к АТД.

44. АТД регистрируется в журнале регистрации форм таможенного контроля, проводимых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, образец которого утвержден приказом ФТС России от 30 июля 2013 г. N 1530 "Об утверждении образца и правил заполнения журнала регистрации форм таможенного контроля, проводимых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров".

45. В случае проведения таможенного досмотра в ходе таможенного осмотра помещений и (или) территорий первый экземпляр АТД прилагается к акту таможенного осмотра помещений и (или) территорий. В случае проведения выездной таможенной проверки первый экземпляр АТД приобщается к материалам выездной таможенной проверки и хранится в деле материалов таможенной проверки.

46. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортного средства, его представителю. В случае, если таможенный досмотр проводился в отсутствии лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей второй экземпляр акта направляется в течение одного рабочего дня после завершения таможенного досмотра по почте установленному лицу, обладающему полномочиями в отношении досмотренных товаров. В случае, если лицо не установлено, второй экземпляр акта приобщается к акту таможенного осмотра помещений и (или) территорий или к материалам выездной таможенной проверки.

47. В случае отказа лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортного средства, в получении второго экземпляра АТД второй экземпляр АТД направляется по почте в адрес указанного лица.

Начальник Главного управления
таможенного контроля после выпуска товаров
В.И.Селезнев