Схема тундры. Арктическая тундра

Экологические связи - суть от этого не меняется. Меняются климатические зоны, меняется флора и фауна, но смысл остается неизменным - сегодня ты ешь пищу, а завтра ты сам - пища.

Особенности тундры

Природная зона, расположенная между арктической и таежной, весьма скудна на флору и фауну. Не такая пустынная, как арктическая, но с более теплыми климатическими зонами сравнивать даже не стоит. Почва болотистая и каменистая, на такой растут только мхи с лишайниками, да и то не повсеместно, вечная мерзлота не позволяет. Ближе к таежным землям начинаются кустарники, а иногда даже можно встретить или березу. Фауна представлена также не особо широко, и обязательно почти ко всем представителям животного мира добавляют прилагательное «полярный», заяц это или волк, песец или медведь, и даже сова. Олени, правда, просто северные.

Пищевая цепочка

Ниже представлена схема цепи питания, характерной для тундры. Фото демонстрирует ее наглядно.

Она включает в себя не всех животных, только самых распространенных. Если не обращать внимания на редких для здешних мест леммингов и мускусных быков, то схема, характерная для тундры, цепи питания выглядит следующим образом. Мхи и лишайники поедаются травоядными: полярными зайцами и северными оленями. Это вопросов не вызывает. Особенность, которой обладает схема, характерная для тундры, цепи питания такая: некоторые хищники (песцы и медведи) за неимением постоянного животного питания сами поедают лишайники со мхами.

Ниже расположено фото. На нем представитель, без которого схема цепи питания, характерной для тундры, не выглядела бы так. Это в естественной среде обитания летом.


Зима в тундре долгая и суровая. Лето очень короткое, вмещает в себя весну с бурно цветущими кустарниками и зелёными лишайниками и осень. Далее все просто. Схема, характерная для тундры, цепи питания похожа на остальные: более мелких травоядных (полярных зайцев, тех же леммингов) поедают мелкие полярные хищники - совы, песцы или волки. Более крупных травоядных (северных оленей и изредка встречающихся мускусных быков) поедают волки и полярные медведи.

Вершин у цепи несколько. Это все хищники, которые друг на друга не охотятся, а в естественной среде практически не пересекаются: песец, волк. На фото ниже представлен хищник, с которым схема, характерная для тундры, цепи питания выглядит завершенной. Это белый в естественной среде обитания.



Вместо заключения

Наполнение тундры флорой и фауной чуть более многочисленно, чем описано в статье. Это насекомые, которыми кишат болотистые места в теплое время года. Присутствуют и другие птицы, кроме сов, которые этими насекомыми питаются. Сюда забредают животные из других природных зон. Но все это не влияет на основную цепь питания, характерную для тундры. Основные звенья цепи вам теперь известны.

Он – прозрачный невидимка. Какие вещества входят в состав. Можно ли воздух увидеть. Воздух расширяется и сжимается. Загрязнение воздуха. Из горлышка выходят пузырьки. Двойные рамы. Воздух и его охрана. Воздух плохо проводит тепло. Помашите ладошками. Горячий воздух легче, чем холодный. Живые существа поглощают кислород. Атмосфера. Воздух имеет вес. Пути решения проблемы. Углекислый газ. Бесцветность.

«Названия растений» - Кувшинка белая. Изучить названия растений. Пограничники на посту. Кислица – маленькое, хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Посещение библиотеки. Радуют своей зеленью вязы, которые растут и у нашей школы. Латинское название «трапа». Показать свое отношение к природе как объекту ценности. Мама при простуде всегда дает мне чай с малиной. Тамариск – гребенщик или биссерник. Вместе с цветком вы уничтожили и будущие семена растений.

«Три кита экономики» - ВОПРСЫ: 1.Что требуется для производства товаров и услуг? 2.Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей? 3.Что такое капитал? 4.Почему природные богатства, капитал и труд мы назвали тремя китами экономики? Ветряные установки. Земля. Работа в шахте. Для производства товаров и услуг требуются природные богатства, капитал и труд. тема: Три кита экономики. Природоведение.

«Человек и домашние животные» - Провести анкетирование одноклассников. Предком домашней лошади был тарпан. Изучить некоторые разделы энциклопедии по данной теме. Спасала людей от голода. Животные в нашем доме. Какими природными способностями обладают домашние животные. Корова. Молоко и молочные продукты. Собака. Способность выдерживать огромные нагрузки. Памятник самурайскому коню. Помощник в хозяйстве. Собаки безгранично верны и преданы своему хозяину.

«Укрепление иммунитета» - Белки укрепляют иммунитет. Витамины. Воспитание в детях чувства необходимости сохранения физического здоровья. Иммунитет. Соблюдай режим сна. Закаливание начинают с воздушных ванн. Ведите здоровый образ жизни. Водные процедуры. Делайте зарядку. Береги здоровье. Укрепляй иммунитет. Томатный сок. Будьте здоровы. Горячий воздух. Занимайся спортом. Витамин C. Чай полезен для здоровья. Надо умываться по утрам и вечерам.

«Вода и её роль в природе» - Положи в стакан немного соли. Может растворять некоторые вещества. Моря пополняют запас океана. На Земле вдруг пропала вся вода. Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Облака. Вспомни вкус воды. Вода появляется из ручейка. При каком условии вода меняет свое состояние. Мы на 70 % состоим из воды. Три состояния воды. Еда и напитки. Вода и ее роль в природе. Где содержится вода на Земле. Часть земной поверхности.

Страница 21 из 32

В ХОЛОДНОЙ ТУНДРЕ

2. Прочитай текст учебника на стр. 82-83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.

Опорные слова: холодная безлесная равнина, долгая зима, полярная ночь, полярный день, холодные ветры, многолетняя мерзлота, болота, озера.

4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки и правильно расположи их.

См. рисунок.

5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры.

См. рисунок.

6. В дополнительной литературе, интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры, подготовь сообщение. Запиши основные сведения. Укажи источник информации

  • Лемминги - грызуны, живущие в тундре. Они очень похожи на мышей, но немного крупней (10-15 см). У леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. Лемминги меняют шубку зимой на светлую, белую, а когти на передних лапках разрастаются, приобретая форму копыто-ласт. Лемминги устраивают свои гнезда прямо на земле. Питаются кустарничками и мхами, за сутки съедают вдвое больше своего веса.
  • Северный олень, живущий в тундре - это именно тот олень из сказки "Снежная королева", который нес Герду на Северный полюс. Северный олень - парнокопытное млекопитающее. Постоянно мигрирует, питается преимущественно лишайниками. Основной из них - ягель. Девять месяцев в году утоляет жажду снегом. Северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.

Цели :

  1. Формировать знания учащихся об особенностях природы тундры, животном и растительном мире; расширить представления учащихся об использовании природных богатств тундры, о занятиях населения; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
  2. Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, умения сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.

Тип урока : урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование :

  • карта природных зон России;
  • атласы по природоведению;
  • гербарий тундровых растений;
  • таблица “В тундре”;
  • картинки с изображениями животных, птиц, растений тундры;
  • учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4 класс (с. 87-97);
  • карточки с изображением мира тундры для составления цепей питания;
  • карточки-схемы для проверки знаний учащихся;
  • телевизор и видеомагнитофон, кассета “Жить или не жить”.

Ход урока

I. Организационный момент

1. “Минутка фантазии”

  • Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!
  • Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?

(Дети вы сказывают свои предположения).

2. Сообщение темы, целей урока

  • Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках страны сложились совсем разные природные зоны. И сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. Научитесь составлять цепи питания, которые в ней сложились.

II. Повторение и проверка знаний и умений

  • С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? (Ледяная зона, или Арктика).
  • Покажите на карте ледяную зону, расскажите о природных условиях Арктики.

Это огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и океанами. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Все покрыто толстым слоем льда и снега. Зима длится почти полгода – сильные морозы (до -60°), метели и снегопады. 179 суток – полярная ночь. Летом температура не выше 0° С. Солнце низко поднимается над горизонтом. Воздух прогревается медленно, так как много тепла уходит на таяние льдов и снега. 186 суток – полярный день.

  • Приглашаю 1-2 учеников населить карту природных зон фишками с изображением животных. (В это время обращаю внимание детей на выставку рисунков “В Арктике”).
  • Может, кто-то желает прокомментировать свой рисунок?

Учащиеся закончили работу с картой.

  • Каких животных вы заселили? Как они приспособились к жизни в Арктике?
  • Что вы можете сказать о растительности ледяной зоны? (Не образует сплошного покрова).
  • А как осваивает Арктику человек? Приносит это пользу или вред?
  • Как охраняют природу северного края? (Рассказы детей об острове Врангеля).

III. Изучение нового материала

1. Продолжаем путешествовать по природным зонам нашей страны.

  • Послушайте загадку о новой природной зоне.

Много рыбы у нее,
Много зверя у нее.
Не скупа, наоборот,
Все нам щедро отдает.

  • Итак, что это за зона? (Тундра).
  • Откуда произошло это слово? (С финского языка “безлесая равнина”).

2. Работа с картой

  • Вспомните, каким цветом показана на карте тундра?
  • Найдите и покажите ее границы сначала на карте природных зон друг другу тупым кончиком карандаша или ручки. Затем – на настенной карте.
  • Дайте характеристику этой зоны. (Ответы детей).

3. Рассказ учителя (с элементами беседы)

а) Местоположение. Климат.

  • На тысячи километром с запада на восток вдоль берегов северных морей южнее ледяной зоны протянулась тундра. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана. Удаленность от экватора сказывается в суровом климате тундры.
  • Какая зима в тундре? (Долгая, 6-8 месяцев, морозы до -50° , холодные ветры, снеговой покров держится 8-9 месяцев).
  • Лето короткое и холодное. Средняя температура +10° , +15° , временами бывают заморозки. Полярный день. Однако и летом солнце высоко не поднимается над горизонтом, поэтому мерзлая почва оттаивает только на глубину от 50 см до 1 м, ниже остается вечная мерзлота.
  • б) Растения.

  • Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом как бы в законсервированном состоянии с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето.
  • Как же приспособились растения к условиям жизни здесь?
  • Эти ветки пурга коверкала,
    Гнула, гнула, к земле пригибала,
    Ты согнулась, поникла, померкла
    И такою покорною стала.

    (Карликовая березка. Показ – гербарий ).

    • Да, действительно, и сильные ветры, и недостаток тепла, и слабое поступление влаги из почвы к побегам через корни делают невозможным рост нормальных деревьев. Растения жмутся к земле и образуют низкорослые растения-карлики: карликовая береза, полярная ива.
    • Многие растения растут группами и стелятся по земле, или имеют корни в верхнем слое почвы. (У поверхности земли – теплее, ветер слабее ).
    • Посмотрите на гербарий. Как называются эти растения? (Лишайник и олений мох – ягель ).
    • По каким признакам вы узнали бы их в природе?

    Рассказ учеников об этих растениях.

    “Страничка экологии”

    При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Тундра очень ранима.

    • В тундре есть места, где растут не только мхи и лишайники, но и кустики ягодных растений. Назовите их (черника, клюква, красная смородина).

    Показываю иллюстрации – дети отвечают: морошка, брусника, голубика – самые распространенные.

    • А цветы тундры скромны и не избалованы солнцем, долго и терпеливо ждут короткого лета, чтобы распуститься всего на 1-2 месяца.

    В тундре на полянке
    Горят огоньки,
    Это распустились
    Яркие… (жарки).

    Показ – купальница (жарки).

    в) Животные.

    • Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики.
    • Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток ).
    • Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

    В ходе урока заполняется настенная карта – население тундры живыми существами – фишками.

    Рассказы детей о животных после загадок учителя (загадки народов Севера).

    От рогов ветвистых, стройных
    На снега упала тень.
    Кто бежит к нам, с ветром споря?
    Это северный… (олень ).

    Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи, особенно сильно он развит на шее. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха.

    Маленький шарик по тундре шарит.

    (Лемминг )

    Живут строго по режиму: 1 час кормятся, 2 часа спят. И так на протяжении суток.

    Всю зиму до самого лета
    В наряд белоснежный одета.
    Глаза, как зеленые блюдца,
    Не плачут и не смеются.
    При солнце таится и спит,
    Во тьме на охоту летит.

    (Полярная, или Белая сова )

    Белый клубок – за белым – скок.

    (Долганская: песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк )

    Злая вьюга сугробы намела,
    Все затихло, будто тундра замерла.
    На снегу еле заметные следы,
    Что за птиц белых стаи залегли?

    (Белая куропатка )

    • Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

    Шерсть у зверей и оперение у птиц густое, особенно на легко зябнущих частях тела, например, на лапах у песцов, на ногах и морде северных оленей, на пальцах куропаток и белых сов. Недостаток кормов зимой восполняется у животных толстым слоем подкожного жира, например, у северного оленя и песцов. Однако за короткое лето этого жира накапливается недостаточно. Трудно добыть корма зимой под слоем плотного снега. Но у животных есть приспособления к разгребанию снега, например, разросшиеся за зиму кости куропаток и копытного лемминга, широкие копыта у северного оленя.

    В наши края иногда наведываются волки, белые медведи. Южнее, в лесотундре, водятся горностаи, норки, соболя.

    4. Проверка знаний

    1. Игра “Кто говорит?”

    Двое учащихся инсценируют диалог, услышанный в тундре, а дети должны догадаться, о каких животных идет речь.

    2. Составление цепей питания, которые сложились в тундре.

    Выберем динамические модели, объясняя свой выбор: как связаны между собой обитатели зоны. Например:

    IV. Работа с учебником

    1. Тундра и человек

    • Прочитать 1 часть рассказа на стр. 56 и ответить на вопрос: какое основное занятие населения тундры? (Оленеводство: мясо, упряжки, шкура, одежда, жилье ).
    • Почему постоянно надо перегонять оленьи стада с одного пастбища на другое?

    Вывод : Оленеводство. Рыбная ловля на побережье океана. Охота на птиц. Сбор пуха и яиц (где разрешено). Пушной промысел (охота на песцов). Добыча полезных ископаемых (Норильск ).

    2. Беседа об охране природы тундры

    • Какой вред природе тундры наносят люди? (Гибель оленьих пастбищ от неумеренного выпаса, повреждение тундры, беспокойство животных, охота и браконьерство, загрязнение нефтью ).
    • Придумайте и подберите условные знаки к этим факторам “Так делать нельзя!” (Иллюстрации условных знаков ).

    3. Просмотр видеокассеты по экологии

    Дети высказывают свое отношение к увиденному (без природы не будет России).

    4. “Экологический прогноз”

    • Что это? Давайте составим экопрогноз.

    Экология – наука, которая изучает, как живые существа связаны с тем, что их окружает.

    1. Истребление волка ® распространение болезней в стадах диких северных оленей.
    2. Загрязнение нефтью ® погибнут растения ® лишатся пищи олени и другие растительноядные (например, лемминги) ® хищные.
    3. Уничтожение песцов и сов ® чрезмерное размножение леммингов.
    • Как спасти природу тундры?

    V. Подведение итогов

    • Чем похожи изученные зоны?
    • Что понравилось на уроке?
    • А что – нет?
    • О чем задумались?

    Для арктической тундры характерными являются очень суровые зимы с сильными ветрами и короткие прохладные летние периоды. Несмотря на это, здесь обитают различные животные.

       Основные данные:
    ЖИВОТНЫЕ СУШИ
    Белый медведь, овцебык, северный олень, волк, песец, заяц-беляк, суслик Парри, росомаха, ласка, лемминг.

    МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ
    Морж, белуха, северный морской котик, гренландский тюлень.

    ПТИЦЫ
    Ворон, белая и тундровая куропатки, чайконосая, или полярная, гагара, королевская гага, полярная сова, белый гусь, поморники, тундровый лебедь, полярный крачек, красноклювая щеврица, хохлатый жаворонок, пуночка.

    РАСТЕНИЯ
    Карликовая ива, карликовая береза, багульник, морошка, вороница, брусника, можжевельник, овсяница, осока, пушица, болотный вереск, камнеломка, мак, дриада, сосюрия альпийская, лапчатка средняя, пуховка, толокнянка, ложечник, ягель.

       Тундра расположена в северном полушарии. В течение большей части года здесь свирепствуют морозы. Открытые пространства тундры, лишенной высокой растительности, постоянно продуваются ветрами.

    ПЕЙЗАЖ ТУНДРЫ

       Пинго: это куполообразные горы различной величины, обычно от 2 до 23 м, с кратерообразным углублением на вершине, заполненным водой (другое название - Бугры пучения). Эти холмы возникают, скорее всего, после высыхания небольших озер и болотистых участков.
       Русла рек: плоские углубления из песка, гравия, ила и других природных материалов, которые остались на месте пересохших рек. Некоторые русла тянутся, извиваясь, на многие километры. В пересохших руслах живут лисы и волки. Мелкие животные здесь находят себе защиту от больших хищников.
       Полигоны: поверхность болота трещинами разбита на прямоугольники, образованными в результате постоянного замерзания и оттаивания верхнего слоя земли, а трещины между ними заполняются камнями. Размеры полигонов очень отличаются между собой. Характерный признак такой местности - низкая травянистая растительность.
       Слой вечной мерзлоты: многолетние мерзлые грунты развитые повсеместно. Многолетняя вечная мерзлота создает водоупор и не позволяет чрезмерной влаге просачиваться вглубь, поэтому в арктической тундре очень большое количество болот, связанных между собой ручьями и водными протоками.

    КЛИМАТ

       Арктическая тундра тянется от северного края тайги и до покрытых льдом районов Северного полюса, примерно между 60° и 70° северной широты. В течение всего года климат в Тундре холодный. Даже в самый теплый месяц средняя температура не превышает 10 °С.
       Зимы в тундре очень длинные и суровые. В тундре нет ни осени, ни весны. Осадки здесь бывают очень редко. Снег в тундре постоянно накапливается, поэтому в конце зимы он образует достаточно толстый покров. Большая часть этого региона находится за полярным кругом. Крупные регионы за очень долгие зимние месяцы не получают ни лучика света. Снег тает только на время короткого арктического лета. Летом солнце не заходит в течение нескольких месяцев. После схода последних снегов тундра пышно цветет. В тундре нет высоких деревьев, здесь растут деревья-карлики, есть травянистая растительность, также мхи и лишайники. Поскольку арктическое лето мимолетное, растения тоже должны пройти свой цикл развития очень быстро. Летом тундра, покрытая водой, превращается в обширные болотистые пространства. Тундра - очень уязвимая климатическая зона.

      

    ИЗВЕСТНО ЛИ ТЕБЕ, ЧТО...

    • Теплый ветер для многих жителей арктической тундры значительно опаснее, чем сильный мороз. Если после того, как растает снег, снова вернутся морозы, вода толстой коркой покрывает растения, не позволяя животным добраться до еды.
    • Суслик Парри - это единственный житель тундры, который впадает в спячку.
    • Медведь обнаруживает детенышей тюленей, находящихся в укрытии на глубине одного метра под снегом.
    • Полярный крачек ежегодно преодолевает расстояние 35000 километров, пролетая от Полярного круга до берегов Антарктиды и обратно.
    • Овцебык может довольствоваться 1/6 частью того корма, который потребляет корова.
      

    ЦЕПЬ ПИТАНИЯ В ТУНДРЕ

       Белый медведь: находится на вершине пищевой цепи. Его добычей стоят песцы, хищные морские птицы, лемминги.
       Хищные поморники: как и другие морские птицы, охотятся на рыбу и ракообразных. Кроме того, они охотятся и на леммингов.
       Лемминги: питаются небогатой местной растительностью. Ежегодно они приводят многочисленное потомство (в помете до 9 детенышей). Это необходимо для выживания популяции, поскольку очень много животных становятся добычей хищных зверей и птиц.


    МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ
       Тундра расположена в северном полушарии. Она расположена к югу от арктической зоны. Тундрой называют зону вечной мерзлоты, где полярную ночь сменяет полярный день.
    ФАУНА И ФЛОРА
       Обычные растения тундры - это карликовые деревья, мхи и лишайники и некоторые виды травянистых растений. Фауна тундры разнообразнее арктической. Большая часть животных тундры ведет оседлый образ жизни; некоторые мигрируют, но недалеко.