Основные виды налоговых рисков. Налоговые риски и их оценка

Оценка эффективности налогового менеджмента не может быть полной, если не учтены налоговые риски хозяйствующего субъекта, их влияние на результативность принимаемых решений в области его налоговой стратегии. Отметим, что в настоящее время уже сложилась определенная классификация налоговых рисков, а значит, и методы их оценки.

Любая предпринимательская деятельность чревата всевозможными потенциальными рисками, что подтверждается дефиницией понятия "предпринимательская деятельность", приведенной в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Напомним, что в экономической литературе понятие "риск" определяется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. При этом риски подразделяются на предпринимательские, банковские, финансовые, кредитные, валютные и т.д.

Риск является объективным явлением, природа которого обусловлена неоднозначностью будущих событий. Риски могут иметь как позитивный, так и негативный характер. В случае, когда речь идет о возникновении налоговых ошибок, штрафных санкций и тому подобном, риск, безусловно, негативен. Если же мы говорим о снижении налогового бремени, то риск хозяйствующего субъекта позитивен и для его характеристики мы скорее применим термины "возможности", "резервы".

В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

При соединении этих двух понятий появляется новое понятие "налоговый риск", под которым подразумевается опасность возникновения непредвиденного отчуждения денежных средств налогоплательщика из-за действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления.

Формулируя понятие "налоговый риск", необходимо подразумевать его негативный характер. Причем негативный характер налогового риска имеет определенные формы проявления не только для налогоплательщиков, но и для всех субъектов налоговых правоотношений, признаваемых таковыми в соответствии со ст. 9 НК РФ.

Необходимо разграничивать понятие налогового риска для налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем для каждого из них он будет иметь различные формы проявления.

С учетом сказанного содержание понятия "налоговый риск" может быть сформулировано следующим образом. Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Данное определение подразумевает существование налогового риска не только для налогоплательщиков, но и для других участников налоговых правоотношений. Например, для государства в лице государственных органов исполнительной власти (ст. 9 НК РФ) налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для налогоплательщиков рост налоговых издержек, являющихся разновидностью его предпринимательских издержек, влечет за собой снижение имущественного потенциала и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.

Налоговые риски, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам, так как деньги являются материальной основой финансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений.

Нефинансовыми можно считать только налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью. Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Основными характеристиками налогового риска является то, что он:

  • связан с неопределенностью экономической и правовой информации;
  • является неотъемлемой составляющей финансового риска;
  • распространяется на участников налоговых правоотношений (ст. 9 НК РФ): налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов, представляющих интересы государства;
  • имеет негативный характер для всех участников налоговых правоотношений (в отличие от других видов рисков); проявляется для каждого участника налоговых правоотношений по-разному.

Виды налоговых рисков можно классифицировать по различным признакам (рис. 6.1).

  • 1. По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски государства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков – для юридических и физических лиц, а государства – для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.
  • 2. Исходя из факторов, определяющих налоговые риски: внешние и внутренние (либо систематические и несистематические). Для организации-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях налогообложения, внутренние – по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта.

Для государства налоговые риски также можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние риски будут обусловлены действием международных договоров в области налогообложения, деятельностью офшорных зон и предлагаемых ими условий и т.д.

Рис. 6.1.

Внутренние – деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, осуществляющих функции государства в процессе налогообложения, а также налогоплательщиков (рис. 6.2).

Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов, факторов.

Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. В отношении налоговых рисков такое деление весьма условно так как нередко имеет место двойственность трактовки нормы налогового права, обусловленная недостатками в тексте законодательства, а также его умышленная искаженная интерпретация, что достаточно сложно выявить.

  • 3. По объекту связи с другими видами рисков: риском упущенной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержание налогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для организации-налогоплательщика налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков.
  • 4. По виду последствий: риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. Риски налогового контроля, в свою очередь, могут быть подразделены на риски обычного налогового контроля и риски заказного налогового контроля.

К рискам налогового контроля относятся риски контроля со стороны территориальных налоговых органов в рамках их обычной деятельности. Риски усиления налогового бремени могут быть инициированы правоохранительными органами.

К рискам усиления налогового бремени можно было бы отнести рост налоговых баз как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хозяйственной деятельности.

Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для руководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности.

Однако данный вид рисков не может быть в полной мере распространен непосредственно на организацию-налогоплательщика.

Рис. 6.2.

5. По величине возможных потерь: допустимые, критические и катастрофические риски. Так, примером критического налогового риска для хозяйствующего субъекта является предъявление штрафных санкций в совокупности с основной суммой налога, представляющих угрозу платежеспособности организации-налогоплательщика.

При оценке риска анализируют две его составляющие: вероятность наступления и характер ущерба. Вероятность наступления риска может быть определена объективным или субъективным методом. Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит рисковое событие. Субъективный метод определения вероятности основан на использовании различных предположений: суждений оценивающего, его личного опыта, оценки эксперта и т.п. Когда вероятность определяется субъективно, то различными субъектами анализа может устанавливаться разное ее значение для одного и того же события. Определение характера ущерба даже в случае субъективной оценки носит основанное на предположениях стоимостное выражение.

В качестве субъективных методов анализа уровня рисков возможно применение таких качественных методов, как метод аналогии, Due Diligence, метод дерева решений, Монте-Карло (рис. 6.3).

Рис. 6.3.

Метод аналогии заключается в сравнении вида, размера и причин возникновения или изменения конкретного анализируемого риска с аналогичной ситуацией.

Метод Due Diligence (должное внимание) основывается на сборе и анализе информации об изменениях во внешней среде.

Метод построения дерева решений предполагает выделение обозримого количества рассматриваемых вариантов ситуации и заключается в определении вероятности их реализации и определения количественных и качественных параметров риска, на основе которых прогнозируются ключевые события, служащие базой для выбора приемлемого варианта развития риска.

Метод Монте-Карло является методом формализованного описания неопределенности, применяемым в наиболее сложных для прогнозирования ситуациях и основанным на имитационном моделировании.

Перечисленные методы применяют при отсутствии необходимой статистической информации, позволяющей определить вероятность наступления неблагоприятного налогового события (штрафов и пени). Методы количественной оценки рисков приводятся в работах многих современных ученых, посвященных финансовому менеджменту, финансовому анализу, финансовой математике и собственно управлению рисками. Практически все методы основаны на зависимостях, определяемых в теории вероятности.

Наиболее часто в работах отечественных ученых для оценки различных видов финансовых рисков используются такие показатели, как математическое ожидание, среднеквадратическое отклонение действительного значения случайной величины от наиболее ожидаемого значения, дисперсия, коэффициент вариации. Приведенные показатели рекомендуются для оценки финансовых рисков и многими зарубежными учеными. Эти показатели с учетом особенностей налоговых рисков рекомендуем использовать в процессе их количественной оценки, особенно в случаях, когда воздействие затрагивает не один налог, а их совокупность. Причем вероятность возникновения штрафных санкций может возникать в этом случае не только по одному, но и по нескольким налогам, налоговые базы которых находятся для исследуемой организации в определенной зависимости.

Несколько реже встречается описание таких способов, как расчет и оценка размаха вариации, уровня бета-коэффициента, критерия Чебышева; использование модели увязки систематического риска и доходности; ковариации и корреляции. Однако рекомендовать их для оценки налоговых рисков мы не станем, поскольку современные сведения о налоговых рисках не содержат достаточной информации для расчета значений таких критериев: либо отсутствует база сравнения, либо само содержание критерия ориентировано именно на оценку рисков, связанных с ценными бумагами.

Для оценки вариантов налоговых решений по их рисковой составляющей аналитическую деятельность необходимо организовать в виде следующих этапов.

Первый этап – определение условий сравнения: целей налогового решения и задач, стоящих перед его оценкой; временного интервала (момента) оценки; требований к используемой налоговой и неналоговой информации и возможности их выполнения.

Второй этап – формирование показателя – критерия сравнения; его необходимо осуществлять, руководствуясь стратегией развития хозяйствующего субъекта.

Третий этап – расчет значений критерия по всем сравниваемым вариантам, их оценка и аналитическая интерпретация для принятия наиболее обоснованного решения.

Для анализа налоговых рисков целесообразно использовать следующие вероятностные показатели изменения параметров налогообложения.

Средняя доходность изменения параметров налогообложения (Хср) – величина средней экономии от правомерного изменения параметров налогообложения налогоплательщиком, рассчитывается как показатель математического ожидания:

где i от 1 до п – число налогов, величина которых изменяется вследствие изменения параметров налогообложения; L i – вероятность благоприятного исхода (отсутствия штрафных санкций) по i-му налогу; N i – сумма i -го налога до оптимизации; O i – сумма i-го налога после изменения параметров налогообложения.

Изменение суммы конкретного налога в результате изменения параметров налогообложения показывает, насколько уменьшатся начисления по i -му налогу (X i) вследствие изменения совокупности параметров налогообложения:

Риск изменения параметров налогообложения (Ох) –показатель абсолютной колеблемости налогового риска, рассчитываемый как среднее квадратичное отклонение действительного снижения совокупности сумм начислений по налогам (X i) от их наиболее ожидаемого значения (Х ср) средней доходности изменения параметров налогообложения:

где Рi – вероятность неблагоприятного исхода (применения штрафных санкций по i-му налогу): Рi = 1 – L i

Соотношение риска и доходности изменения параметров налогообложения (V x) выражает показатель относительной колеблемости налогового риска, рассчитываемый как коэффициент вариации:

Выбор одного из перечисленных критериев или их совокупности зависит от избранной стратегии управления налоговыми рисками, этим же определяется их оптимальное значение (табл. 6.2).

Из представленной таблицы видно, что целям правомерного изменения параметров налогообложения соответствуют консервативная или смешанная стратегия управления налоговыми рисками. Поэтому налоговым менеджерам не рекомендуется использовать в качестве оценочного показатель средней доходности изменения параметров налогообложения, игнорируя собственно характеристики налогового риска.

Таблица 6.2. Использование вероятностных показателей оценки риска изменения параметров налогообложения при выборе стратегии управления налоговыми рисками

Стратегия управления налоговыми рисками

Позиция, с которой, осуществляется сравнение вариантов

Вероятностный показатель оценки налоговых рисков

Значение показателя по оптимальному варианту

Агрессивная

Максимизация выгоды без учета риска

Средняя доходность изменения параметров налогообложения

Максимально

Консервативная

Минимизация риска без учета выгоды

Риск изменения параметров налогообложения

Минимально

Смешанная

Оптимизация соотношения риска и выгоды (экономии)

Соотношение риска и доходности воздействия на параметры налогообложения

Минимально

Пример

Проиллюстрируем применение показателей оценки налоговых рисков в целях принятия решения о выборе наиболее целесообразного варианта воздействия на параметры налогообложения. Определим наиболее выгодный и наиболее безопасный вариант проведения налоговой оптимизации на основании следующих исходных данных: величина налога до проведения оптимизации составила 16 000 руб.; по варианту оптимизации А эта сумма может быть уменьшена до 15 000 руб.; по варианту В – до 14 000 руб. Вероятность применения штрафных санкций налоговыми органами оценивается экспертом для варианта А в 10%, по варианту В – в 20%.

Решение:

На основании проведенных расчетов очевидно, что с точки зрения доходности наиболее предпочтительным является вариант В, а с точки зрения риска – вариант А.

Для того чтобы принять окончательное решение о целесообразности применения одного из двух рассматриваемых вариантов воздействия на параметры налогообложения, нужно осуществить расчет коэффициента вариации и сопоставить его значение для рассматриваемых вариантов:

  • а) V = 31,6: 900 = 0,035 –для варианта А;
  • б) V = 178,9: 1600 = 0,11 –для варианта В.

Значения полученных коэффициентов вариации свидетельствуют о том, что соотношение риска и доходности больше для варианта В. Это свидетельствует о том, что на единицу полученной в результате оптимизации экономии в случае В приходится больший риск, следовательно, этот вариант менее целесообразный и наиболее рациональным будет выбор варианта А.

Общая схема оценки налоговых рисков в налоговом менеджменте представлена на рис. 6.4.

Рис. 6.4.

Рассмотренные в примере показатели можно использовать в случаях, когда воздействие затрагивает не один налог, а их совокупность. Причем вероятность возникновения штрафных санкций может возникать в этом случае не только по одному, но и по нескольким налогам, налоговые базы которых находятся для исследуемой организации в определенной зависимости.

Следует отметить, что процесс управления налоговым риском, направленный на достижение допустимой его величины, должен базироваться на анализе рискообразующих факторов и оценке отдельных видов налоговых рисков, на основе которой целесообразно принимать решения о необходимости разработки мер по оптимизации их уровня.

В качестве результативных показателей (целевых функций) оценки налоговых решений в виде, например, налогового планирования целесообразно использовать не только традиционный показатель величины начисленных налогов, но и следующие критерии: чистая прибыль, относительный уровень налоговой нагрузки, величина дисконтированного денежного потока (табл. 6.3).

Таблица 6.3. Целевые функции для оценки налогового риска в налоговом планировании

Целевая функция

Модель целевой функции

Сумма начисленных налогов

где Н – совокупная величина начисленных налоговых платежей; Нi – i-й налог (сбор)

где П – прибыль; Д – доходы; Р – произведенные расходы (включая налоги)

где УНН – уровень налоговой нагрузки; Н – налоги, начисленные за отчетный период, включая косвенные, но без учета налога на доходы физических лиц; Д – доходы-брутто

Дисконтированный денежный поток по налоговым платежам

где ДДП – дисконтированный денежный поток (текущая стоимость будущих денежных потоков) по налоговым платежам; НП – налоговые платежи, подлежащие уплате в i -м периоде; r – коэффициент дисконтирования; п – число годовых периодов налоговых выплат; т – число внутригодовых подпериодов выплат (при помесячном планировании т =12)

Важным критерием качества налоговой схемы является количество исследованных нормативных актов и иных документов, имеющих отношение к анализируемой схеме. Существенную часть подобных документов составляют разъяснения налоговых органов.

Поскольку действие налоговых схем осуществляется посредством применения различных способов уменьшения налогов, рассмотрение их представляется целесообразным (рис. 6.5).

В общем виде структура подсистемы управления рисками в рамках процесса налогового планирования в организации представлена на рис. 6.6.

Рис. 6.5.

Рис. 6.6.

Анализ современных методов оценки финансовых рисков, к которым, как уже было сказано, относятся и налоговые риски, позволил выделить следующие методы, которые могут быть адаптированы для оценки налогового риска в налоговом планировании: метод экспертных оценок, рейтинговый и метод аналогии, относящиеся к качественным методам оценки, а также методы имитационного моделирования, анализа чувствительности, построения дерева решений и определения точки безубыточности с учетом налогового фактора, относящиеся к количественным методам (рис. 6.7).

Рассмотрим конкретные алгоритмы применения для оценки налоговых рисков таких методов, как экспертный и рейтинговый, а также анализа чувствительности. Кроме того, кратко рассмотрим направления использования экономико-статистических методов при оценке налоговых рисков.

В частности, целесообразно шире использовать методику рейтингового ранжирования налоговых рисков на базе субъективной вероятности, определяемой методом экспертных оценок, позволяющую выделить наиболее значимые риски

Рис. 6.7.

для налогоплательщика в целях разработки превентивных мер по оптимизации их уровня. Методику можно осуществлять, используя два классификационных признака: источники возникновения и виды последствий. В целях проверки полученных данных на объективность оценок, а также повышения обоснованности проведения рейтинговой оценки рекомендуется применять метод парных приоритетов. Затем окончательное ранжирование совокупности оцениваемых видов налоговых рисков производить на основе комплексной оценки, в качестве которой выступают рейтинговые баллы, определенные как произведение коэффициента значимости (веса) риска на его вероятность. Результаты ранжирования рисков по видам последствий на примере ООО "Авангард" представлены в табл. 6.4.

Результаты ранжирования рисков по источникам возникновения отражены в табл. 6.5.

Экономико-статистический метод целесообразно применять при оценке рисков налогового контроля на базе концепции объективной вероятности, что обеспечивает получение усредненной количественной оценки рисков по совокупности налогоплательщиков. Оценка рисков доначисления налогов, начисления штрафных санкций и пени, а также ареста имущества формируется на основе математического ожидания, определяемого

Таблица 6.4. Ранжирование налоговых рисков, классифицируемых по видам последствий

Таблица 6.5. Ранжирование налоговых рисков, классифицируемых по источникам возникновения

Риски

Средняя вероятность по данным экспертной оценки, %

Коэффициент значимости по методу парных приоритетов

Первоначальные данные

После устранения разброса оценок

Риск налоговых ошибок

Риск двоякого чтения налогового законодательства

Риск применения государством способов снижения возможностей компаний по минимизации налогов

Риск негативных изменений в хозяйственнофинансовой деятельности

Риск ошибок при налоговом планировании

Риск изменения порядка определения налогооблагаемых баз

Риск отмены

налоговых

Риск изменения уровня ставок действующих налогов

Риск изменения сроков и условий уплаты налогов

Риск введения новых видов налогов и сборов

произведением вероятности рискового события на среднюю величину потерь по зарегистрированным рисковым событиям.

Оценку рисков признания налогоплательщика банкротом и привлечения должностных лиц организации к административной и уголовной ответственности целесообразно осуществлять на основе использования критерия вероятности в связи с отсутствием статистической информации о величине финансовых потерь, связанных с данными рисками. При этом вероятность указанных рисков определяется расчетным способом как отношение числа событий с неуспешным исходом к общему числу событий. Обобщение результатов оценки риска налогового контроля по его видам можно увидеть в табл. 6.6. Кроме того, обоснованным является применение экономико-статистического метода и анализа чувствительности для оценки налоговых рисков повышения налоговой нагрузки.

Таблица 6.6. Оценка риска налогового контроля по данным ООО "Авангард"

Вид риска налогового контроля

Вероятность риска

Средняя величина потерь, тыс. руб.

Величина риска, тыс. руб.

Риск доначисления налогов по результатам камеральной проверки

Риск начисления пени по результатам камеральной проверки

Риск начисления штрафных санкций по результатам камеральной проверки

Риск направления постановления о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплателыцика- организации (налогового агента-организации) в соответствии со ст. 47 НК РФ в службу судебных приставов

Риск вынесения постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации или налогового агента-организации в соответствии со ст. 77 НК РФ (проведение ареста инспекцией)

Риск направления постановления о взыскании задолженности по штрафным санкциям в арбитражный суд

Риск направления в арбитражный суд заявления о признании налогоплательщика банкротом

Риск привлечения к административной ответственности

Риск привлечения к уголовной ответственности

Управление рисками или компенсация налоговых рисков предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию ущерба в случае их возникновения. На налоговый риск можно воздействовать в нескольких формах: снижение, сохранение, передача .

Решение о выборе того или иного способа управления рисками целесообразно принимать после проведения аналитической работы по оценке эффективности используемых методов. В результате проведенных мероприятий возможно:

  • снижение риска, которое заключается в уменьшении вероятности его наступления вплоть до практической ликвидации или в уменьшении возможного ущерба;
  • сохранение риска – обычно сохранение риска выбирается в качестве решения, когда стоимость мер по снижению (предупреждению) риска явно больше величины ущерба в случае его реализации.

Иными словами, соотношение расходов по оплате налогов, расходов по проведению минимизации и рисков налогоплательщика можно представить в виде формулы

Цнп + Нопт + Р < Ноб,

где Цнп – цена мероприятий по налоговой минимизации; Нопт – оптимизированные налоговые платежи; Р – риски налоговой минимизации; Ноб – налоговые платежи в обычном режиме.

Таким образом, если в совокупности расходы по налоговой минимизации, оптимизированные налоговые платежи и оценка рисков налогового планирования в денежном выражении существенно меньше величины налогов до оптимизации, значит, налоговое планирование является экономически выгодным делом для налогоплательщика (рис. 6.8).

Следующая форма управления рисками – его передача, т.е. ответственность и возможные потери переходят к третьим лицам. Наиболее распространенным способом передачи налогового риска является его страхование.

Иногда в статьях налоговой тематики появляется термин "хеджирование налоговых рисков". Под хеджированием (страхованием) обычно понимается осуществление дополнительных сделок, которые позволяют перекрыть неблагоприятные последствия сделок на непостоянных и изменчивых рынках.

Рис. 6.8.

Хеджирование налоговых рисков должно означать, что увеличение налогового бремени одних сделок должно компенсироваться уменьшением налогового бремени по другим сделкам . Возможно, более точным термином, близким по смыслу к тому, который вкладывают в термин "хеджирование налоговых рисков", является термин "диверсификация налоговых рисков". Диверсификация налоговых рисков предполагает одновременное использование многих налогоплательщиков, видов сделок и налоговых схем, что позволяет при наступлении налоговых проблем с одним элементом организации бизнеса минимизировать общие налоговые потери.

Отдельно стоит остановиться на оценке вариантов налоговых решений на основе сравнения совокупности их характеристик в стоимостном выражении, что подразумевает использование определенных типов, вариантов и показателей сравнения, методически взаимосвязанных друг с другом (рис. 6.9).

Если планируется сравнивать варианты налоговых решений на основе стоимостных показателей, то полезным будет критерий, соответствующий следующим характеристикам сравнения:

  • по виду – предполагает сравнение базисного варианта (в обычном режиме) с предлагаемым (одним вариантом изменения параметров налогообложения);
  • типу – представляет собой инструмент сравнения однофакторного варианта с многофакторным, где используются различные ситуации и параметры (налоговые и другие издержки, доходность, риск и т.п.);
  • способу сравнения – это абсолютное сравнение (разность показателей) значения показателей следующего эконо-

Рис. 6.9.

Перечисленным характеристикам соответствует рассмотренное ранее выражение критерия сравнения, предложенное А. Н. Медведевым .

Оценим целесообразность действий по налоговой оптимизации с помощью критерия А. Н. Медведева, используя следующие данные:

  • величина доходов, принимаемых в целях исчисления налога на прибыль организаций, до проведения оптимизации – 107 млн руб., после ее проведения –103 млн руб.;
  • величина расходов – до проведения оптимизации –
  • 91 млн руб., после ее проведения правомерным способом –
  • 92 млн руб.;
  • стоимость мероприятий по налоговой оптимизации – 120 тыс. руб.;
  • оценочная величина риска – 0,6 млн руб.

Произведем следующие вычисления.

  • 1. Рассчитаем величину налогооблагаемой прибыли:
    • а) 107 – 91 = 16 млн руб. – до проведения оптимизации;
    • б) 103 – 92 = 11 млн руб. – с учетом оптимизации.
  • 2. Определим величину налога на прибыль организаций:
    • а) 16 × 0,2 = 3,2 млн руб. –до проведения оптимизации;
    • б) 11 × 0,2 = 2,2 млн руб. – с учетом оптимизации.
  • 3. Осуществим расчет критерия для проведения операции оптимизации и оценим его выполнение для данного случая: 3,2 > 2,2 + 0,12 + 0,6, т.е. 3,36 > 2,92.

Таким образом, утверждение истинно, следовательно, критерий выполняется.

На основании представленных исходных данных можно сделать вывод о том, что проведение рассматриваемого варианта оптимизации целесообразно, поскольку заложенное в критерий неравенство выполняется, т.е. сумма налоговых издержек в результате проведения операции оптимизации будет меньше, чем до ее проведения.

В то же время рассмотренный критерий А. Н. Медведева имеет определенные ограничения по использованию в оценке налоговых рисков. Во-первых, он не может быть использован для сравнения двух и более вариантов воздействия на параметры налогообложения. Во-вторых, при количественной оценке рисков налоговой оптимизации никак не оговаривается механизм исчисления оценочной величины риска с учетом вероятности его наступления и масштаба возможных неблагоприятных последствий. Для преодоления первого и отчасти второго недостатка может применяться способ совмещения при оценке налоговых рисков традиционно используемых при оценке финансовых рисков показателей с критерием А. Н. Медведева.

Однако полное преодоление методической проблемы оценки налоговых рисков возможно только тогда, когда будет существовать статистика о видах налоговых ошибок и правонарушений и примененных по ним санкциям. Налоговый риск, как и любой риск, должен иметь математически выраженную вероятность наступления потери, которая должна опираться на статистические данные. В случае их отсутствия – на экспертные оценки такой вероятности.

Одним из основных факторов, инициирующих налоговые риски, являются ошибки. Вероятность ошибок зависит от ряда причин: недостаточной квалификации учетных работников, нехватки их в организации, сложности и объема отражаемых ими в учетных регистрах хозяйственных операций, масштаба операций. Большой масштаб хозяйственных операций влечет за собой увеличение налоговых рисков тогда, когда величина неверно отраженной операции имеет более неблагоприятные для организации налогоплательщика последствия, нежели аналогичная операция меньшего объема.

Для того чтобы количественно определить величину налогового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. В связи с отсутствием достаточной статистической информации представление о частоте возникновения налоговых ошибок могут дать в настоящее время только экспертные оценки, основанные на личном опыте эксперта и анализе арбитражной практики.

  • Тихонов Д. Н., Липник Л. Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  • Там же.
  • Тихонов Д. Н., ЛипникЛ. Г. Указ. соч.
  • Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи: практ. рук. для предпринимателей. М.: ИНФРА-М, 1996.

Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски по НДС в 2018 году

В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

  • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
  • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Риски предприятия по налогу на прибыль

Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

  • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
  • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
  • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
  • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
  • обоснованность убытков предшествующих лет.

На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».

Управление налоговыми рисками

Процесс управления налоговыми рисками предполагает:

  • организацию работы только с проверенными контрагентами;
  • следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
  • соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
  • систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.

Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@). В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской. Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.

Итоги

Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

Налоговые риски представляют собой риски неблагоприятных для предприятия налоговых последствий, к которым относятся, в том числе:

    назначение налоговой проверки;

    различные доначисления (налоги, пени, штрафы), произведенные налоговой службой на основе как камеральной, так и выездной налоговой проверки;

    приостановление операций по банковскому счету.

При этом стоит отметить, что помимо понятия «налоговые риски» существует понятие «налоговой выгоды», то есть, согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

Таким образом, в ряде случаев налоговые органы могут выражать сомнение в обоснованности налоговой выгоды, что является, по сути, еще одним налоговым риском.

Приказом от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@) установлен общедоступный список критериев, используя который предприятия могут самостоятельно провести оценку налоговых рисков.

Рассмотрим финансово-хозяйственные операции (действия) предприятия, которые налоговые органы относят к операциям с высоким налоговым риском в связи с возможностью получения необоснованной налоговой выгоды:

    Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов

    «Аренда» персонала

    Трансфертное ценообразование (ТЦО).

Стоит также отметить, принятие Госдумой в третьем чтении законопроекта № 529775-6 о необоснованной налоговой выгоде. Законопроект уже поступил в Совет Федерации. Налоговый Кодекс РФ дополняется статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению», которая запретит уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения.

Работа предприятия с поставщиками зачастую подвержена особо пристальному вниманию налоговых органов. В последнее время выявление необоснованной налоговой выгоды в операциях с контрагентами стало, пожалуй, ключевой задачей налоговиков.

Отметим, что в совместном Письме Минфина и ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ рассматриваются такие признаки должной осмотрительности, как:

    наличие личных контактов руководителей контрагента при обсуждении условий поставок и подписании договоров;

    наличие документов, подтверждающих полномочия руководителей контрагента, а также копий паспортов или иных удостоверяющих личность документов;

    наличие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных, торговых помещений, складов или офиса;

    наличие информации об источниках сведений о контрагенте (как находящихся в открытом доступе, так и, например, рекомендаций третьих лиц) и так далее.

Наличие же следующих признаков свидетельствует о высокой степени риска классификации контрагента в качестве «проблемного», а значит, операции с ним могут быть признаны сомнительными и подлежать особо тщательной проверке:

    отсутствие очевидных свидетельств того, что контрагенту под силу выполнить условия договора с учетом сроков его выполнения, а также свидетельств наличия у контрагента необходимых ресурсов;

    рост задолженности без прекращения поставки товаров, проведения работ, оказания услуг;

    отсутствие реальных действий по взысканию задолженности – в случае ее наличия;

    выдача займов без обеспечения;

    отсутствие экономического обоснования целесообразности сделки и др.

В ходе проверок предприятия налоговые органы могут запросить:

    документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов;

    деловую переписку с контрагентом;

    иные документы, определившие выбор контрагента.

При отсутствии обосновывающих документов контрагент может быть признан подконтрольным налогоплательщику, что приведет к возникновению налоговых рисков доначисления налогов по сделкам с ним.

По данному вопросу имеется значительное число судебных разбирательств между налоговыми органами и предприятиями с выводами далеко не всегда в пользу последних.

Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними

Распространенным случаем действующей практики является оформление работодателем сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) с заключением с ними вместо трудовых – гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг. Возникновение налоговой выгоды (избежание обязанностей налогового агента по НДФЛ и снижение размера страховых взносов) в данном случае не подлежит сомнению.

При выявлении подобных схем налоговики переквалифицируют гражданско-правовые отношения в трудовые, предлагая соответствующие корректировки по НДФЛ.

Что касается арбитражной практики, она по подобным спорам неоднозначна.

Использование офшорных компаний и офшорных схем

Использование офшорных схем перечисления денежных средств привлекает внимание налоговых органов, и в случае наличия среди контрагентов компании офшоров существенно возрастают налоговые риски.

Применение схем «дробления» бизнеса

В случае разделения («дробления») бизнеса, если налоговые органы признают такое разделение формальным, возникают налоговые риски.

И хотя само по себе «дробление» бизнеса не противоречит закону, неправомерным признается разделение с целью получения налоговой выгоды, которая не считается самостоятельной деловой целью. Впрочем, споры по данному вопросу не утихают, хотя налоговым органам часто удается найти доказательства отсутствия хозяйственной потребности в разделении.

В этом случае рассматриваются следующие признаки:

    выделение из одного предприятия других подконтрольных фирм, которые будут работать на других более льготных системах налогообложения;

    предприятия будут взаимосвязанными лицами;

    отсутствует деловая целесообразность такого разделения;

    фактическая организация бизнеса не изменилась после разделения и др.

Стоит, однако, отметить, что по данному виду рисков имеются судебные споры, не всегда решенные в пользу налогоплательщика (например, Письмо ФНС от 19.01.2016 № ССА-4-7/465@).

«Аренда» персонала

Налоговые риски могут возникнуть при аренде персонала, если отсутствует необходимость в привлечении работников, либо если отсутствует необходимое документальное подтверждение их участия. Налоговый риск в данном случае повышается, если:

    имело ли место привлечение одних и тех же работников как по трудовому договору, так и по договору найма персонала;

    фактически привлеченные работники по своей квалификации и опыту соответствуют тем параметрам, которые заложены в договоре найма персонала;

    имеющаяся в организации документация позволяет подтвердить реальное участие полученных в «аренду» работников в деятельности организации;

    расходы на аренду персонала соразмерны тем выплатам, которые производились бы в случае оформления трудовых отношений.

Трансфертное ценообразование (ТЦО)

Ранее Налоговой кодекс РФ содержал всего одну статью, посвященную тому, что теперь называется «Трансфертное ценообразование» – ст. 40. Она содержала определение операций между взаимозависимыми компаниями, в которых стороны могут самостоятельно завысить или занизить цены операций (для целей минимизации налогов).

В дальнейшем налоговые органы приняли решение о необходимости приведения таких операций к мировой практике – Международным положениям о ТЦО. Так появилась гл. 14.1 НК РФ.

Трансфертное ценообразование – это процесс ценообразования между компаниями, которые являются или могут быть признаны взаимозависимыми. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами, а значит, ведут к получению необоснованной налоговой выгоды.

По вопросу ТЦО судебная практика в России неоднозначна. Зачастую налоговые органы применяют правила по предотвращению необоснованной налоговой выгоды и используют ТЦО-инструментарий даже в случаях, когда сделки формально не подпадают под ТЦО-регулирование, например, внутрироссийские сделки, не превышающие установленный законодательством «порог» в один миллиард рублей.

Рассмотренные в настоящей статье признаки получения необоснованной налоговой выгоды не исчерпывают всего разнообразия в меняющейся динамике трактовок законодательства налоговыми органами. В то же время перечислена большая часть значимых налоговых рисков, знание которых поможет в принятии бизнес-решений.

Характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов , увеличением размеров по действующим налогам, отменой используемых предприятием или , изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных , попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.

Выделяют три основных группы налоговых рисков.

Группа

Расшифровка

I — явная угроза привлечения к налоговой и даже к уголовной ответственности Риски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.
II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм Риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос. Эксперты, аудиторы, Минфин расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а Высший апелляционный суд еще не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение.
III — риски субъективного плана Риски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации. Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий.

Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
  • риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
  • риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.

Налоговое законодательство не содержит четкого определения того, что такое налоговые риски предприятия. Этот термин можно встретить, скорее, в научной литературе. Вместе с тем, налоговые риски можно охарактеризовать как опасности возникновения финансовых потерь, а также неблагоприятных правовых последствий, которые могут быть оценены с той или иной степенью вероятности.

Виды налоговых рисков

Виды налоговых рисков организации классифицируются по разным критериям. Допустим, по характеру возникновения риски делят на:

  • внешние, не зависящие от деятельности компании. То есть связанные с макроэкономическими факторами или политическими переменами в государстве, которые приводят к изменениям в налоговой системе;
  • внутренние, возникающие в результате деятельности компании. Это может быть переход организации на другую систему налогообложения, смена поставщиков, увеличение количества работников и т.д.

По времени возникновения выделяют риски:

  • текущие, которые имеют место здесь и сейчас. К примеру, если срок представления налоговой декларации истекает сегодня-завтра, то пропуск срока и несдача декларации в течение 10 рабочих дней после срока, несет в себе риск приостановления операций по счетам организации (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • перспективные. Заключаются в том, что действия компании сегодня (например, заключение договора с сомнительным контрагентом) могут привести к негативным последствиям в будущем.

Также в научной литературе выделяют такие основные группы рисков, как:

  • риски налогового контроля - возможные доначисления по результатам камеральных и выездных проверок (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
  • риски увеличения налоговых обязательств - повышение налоговых ставок, отмена и т.д.;
  • риски правового характера. Речь идет, в первую очередь, о неопределенности налогового законодательства, которая приводит к различным толкованиям норм права со всеми вытекающими отсюда последствиями (разные точки зрения налогоплательщиков и налоговых органов, доначисления по налогам, пени, штрафы, судебные издержки и т.д.).

Кроме того, налоговые риски бизнес может создавать себе сам, точнее лица, занимающие руководящие должности в бизнесе. К примеру, при непроявлении при выборе контрагентов, либо при умышленном уклонении от уплаты налогов.

Оценка налоговых рисков на уровне фирмы

Некоторые налоговые риски организация может оценить самостоятельно. Допустим, бухгалтер фирмы может самостоятельно рассчитать уровень компании и тем самым оценить вероятность попадания организации в план проведения выездных проверок.