Анна мария робинсон художник. Наивная живопись бабушки мозес

Бабушка Мозес

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе. Она не заканчивала художественную академию. У неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой. Она жила на маленькой ферме, с раннего детства очень много работала. Мозес была из бедной семьи, ей пришлось с одиннадцати лет батрачить на богатых соседей. Очень поздно вышла замуж, и муж её тоже был беден, был таким же наёмным разнорабочим, как и она. Вся жизнь Мозес прошла в тяжёлых крестьянских трудах.

Просыпаться нужно было до зари, доить коров, потом ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду. Всю жизнь она работала не покладая рук. Всю жизнь она жила в маленьком провинциальном посёлке, где было очень мало людей. Её организм полностью износился, как старый ржавый автомобиль, она уже не могла работать, но без дела тоже не могла сидеть и увлеклась вязанием. К сожалению, это занятие ей пришлось оставить, так как её мучили страшные боли в суставах.


Когда ей исполнилось 76 лет, дочка посоветовала начать рисовать. Мозес нигде не училась и никто не учил её рисовать. Её первые картины висели в местной аптеке. Проезжавший мимо инженер, увлекающийся живописью, обратил внимание на эти милые, примитивные картинки. За бесценок купил несколько. Начал выставлять в своей галерее, показывать друзьям. Так, постепенно, шаг за шагом, Бабушка Мозес стала самой знаменитой художницей Америки. Её картины дарили Президентам Америки на дни рождения. Она умерла в 101 год, создав более 1600 картин и рисунков.


Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.


Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 года Анна Мозес снова стала рисовать.


В 1938 года нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи.


В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».


Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.


Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.


Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...


Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.


Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.


Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.


Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...


В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет - столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, не дотянув и до года).


Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.


Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...


Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...


История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.


Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...


Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.


В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес - "Что рисует жена фермера".


Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...


Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес - именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", - писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.


К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов - к исходу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.


Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было несколько подзабыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.


Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме - разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.


Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, - приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.


"Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу", - говорила она. - "И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".


Клетчатый дом

Что может быть общего между французским таможенным служащим, вдовой американского фермера, девушкой из украинского села? С первого взгляда, ничего. Но их объединяет то, что, каждый в свое время, они взяли кисть в руки и стали рисовать тот мир, который видели вокруг себя. Не имея опыта и художественного образования, эти непрофессиональные живописцы создавали оригинальные и поэтичные полотна. Такие работы самоучек, внешне походившие на детские рисунки, но с глубоким и метафоричным смыслом, стали называть наивной живописью.

Анна Мэри Мозес

Первая половина XX века была богата на самобытные таланты. Но среди всех представителей наивной живописи, пожалуй, самая вдохновляющая судьба выпала на долю Анны Мэри Мозес (1860 – 1961 гг.). На самом деле в течение многих и многих лет ничего оригинального в ее жизненном пути не было. Дочка небогатого фермера из американского захолустья, она получила самое незатейливое образование, и уже с 12 лет была вынуждена работать по найму. Дальше ее жизнь складывалась так же, как и у многих других американских женщин конца XIX века: труд на чужих фермах, замужество, многолетние попытки накопить денег на свое хозяйство, рождение десятерых детей, пятеро из которых не дожили до года. Только к 45 годам жизнь Анны Мозес обрела некоторую стабильность: супругам удалось купить небольшую ферму и обрести свой собственный дом. Правда, тяжелой работы от этого стало еще больше. В 1927 году у миссис Мозес умер муж, и фермой стал управлять младший сын. Здоровье и возраст пожилой вдовы уже не позволяли ей работать, как раньше. Но сама Анна была слишком деятельным и позитивным человеком, чтобы просто день за днем сидеть в кресле-качалке. Тут-то и началось самое интересное.

Позволь мне помочь

Поначалу бабушка Мозес тратила часы досуга на вышивку, но с годами болезнь суставов превратила любимое дело в мучение. И тогда, в возрасте 76 лет, старушка взяла в руки кисти. Конечно, она не ставила себе целью войти в историю наивной живописи, ей просто хотелось порадовать родных и близких, а заодно сэкономить на рождественских подарках.

Сюжеты для картин Анна Мозес брала из своей жизни. Ей нравилось писать сельские пейзажи, показывать быт американских фермеров, изображать виды родного городка.

Гроза

Как и работы многих других представителей наивной живописи, полотна бабушки Мозес отличает плоскостность, некоторое искажение перспективы, незамысловатость технических приемов. Но все это вместе с сочными пятнами цвета передает жизнеутверждающее ощущение внутренней творческой свободы. Видно, что художник наслаждался самим процессом создания картины, не зацикливаясь на результате.

По счастливому стечению обстоятельств, работы неунывающей старушки, которые она щедро дарила всем знакомым, попали в поле зрения коллекционеров и собирателей живописи. Первая «настоящая» выставка работ миссис Мозес открылась в 1940 году. В это время художнице уже исполнилось 80 лет. Неожиданно для самой себя Анна Мозес оказалась «в струе», когда перед ее страной стояла задача идеологически утвердиться в мире.

Прекрасный мир

Чем же так трогала и трогает сердца наивная живопись бабушки Мозес? Ее примитивные с первого взгляда картины дышат такой поэтикой и искренностью, что сложно остаться равнодушным. На них изображены сценки из той жизни, о которой многие мечтают или вспоминают с ностальгией. Честность, простота и оптимизм захватывают зрителя. Недаром говорят, что картина – это отражение души художника.

Анна Мэри Мозес прожила сто один год, и ее жизнь нельзя назвать легкой. Но то, что ей удалось сквозь все годы пронести и подарить людям свою искренность, оптимизм и желание экспериментировать, достойно восхищения.

Светлана Виноградова

Как часто мы слышим о том, что пенсия — это заслуженный отдых. «Отдых от чего? — спрашивал знаменитый режиссер театра кукол Сергей Образцов, — От жизни?» Так же считала Анна Мария Мозес, более известная как «бабушка Мозес» – одна из самых известных американских художников, крупнейший представитель американского примитивизма.

Бабушка Мозес, чьи картины сегодня висят в девяти музеях в Соединенных Штатах, а также в Вене и Париже, показала свою первую картину, когда ей было 76 лет и последующие 25 лет отдала живописи. Она прожила 101 год и подарила миру около 1500 картин.

  • Анна Мозес начала работать в 12 лет.
  • В 27 лет вышла замуж и родила 10 детей, из которых пятеро умерли в младенчестве.
  • В 76 лет оа начала продовать свои картины а осеней ярмарке вместе со своими соленьями.
  • В 79 лет картины Анны Мозес были представлены на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
  • В 80 лет она впервые выступила а публике, представляя свои картины на выставки в универмаге Гимбела.
  • В последующие 20 лет ее картины были представлены на международных выставках, воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом.
  • В 93 года её потрет украсил номер журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года
  • В 2006 году одна из её картин — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — была продана за $1.2 миллиона долларов.
Она занялась живописью, потому что из-за артрита, который у нее диагностировали в возрасте за семьдесят, больше не могла вышивать. Она уже не могла держать иглу, но она могла держать кисть. Анна Мозес была слишком занята всю свою жизнь и не допускала мысли о том, чтобы сидеть сложа руки.

Биография народной художницы Соединенных Штатов «Бабушки Мозес»

Анна Мэри Робертсон Мозес родилась 7 сентября 1860 года в семье простого американского фермера Робинсона. У Анны было 5 братьев и 4 сестры. С ранних лет дети помогали родителям: мальчики работали вместе с отцом на ферме и мельнице, а девочки выполняли работу по хозяйству. Однокомнатная школа, где Анна получила начальное образование, в настоящее время является музеем Bennington Museum в Вермонте, в котором хранится самая большая коллекция ее работ в Соединенных Штатах. Уже в детстве Анна любила рисовать, используя для своих пейзажей виноградный сок, молотую охру, траву, мучную пасту, гашеную известь и железные опилки.

В 12 лет она ушла из дома и начала работать в богатой семье, выполняя обязанности по хозяйству и на ферме. Одна из семей, на которую она работала, заметив её интерес к литографиям Currier and Ives, подарила ей цветные восковые мелки для раскрашивания. Она продолжала работать по хозяйству, готовить и шить для богатых семей в течение последующих 15 лет, а в свободное время рисовала. Точнее раскрашивала. Такие книжки-раскраски у ас тоже были и сегодня оии еще более популярны.

Когда ей было 27 лет, она вышла замуж за «наемного работника» Томаса Салмона Мозеса, с которым работала на одной ферме. В 1905 году Анна и Роберт по настоянию мужа переехали на ферму в Игл-Бридж (Орлиный мост), штат Нью-Йорк, где Томас устроился управляющим на конное ранчо. На свои небольшие сбережения супруги арендовали небольшую ферму и купили корову.

Пока муж работал на ранчо, жена делала картофельные чипсы на продажу и взбивала масло. Корову она купила на свои сбережения. У них родились десять детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Молодая супруга и мать как могла украшала свой дом. В 1918 году она расписала свой камин, а начиная с 1932 года Анна вышивала картины для друзей и семьи и шила лоскутные оделяла. Современные искусствоведы часто сравнивают живопись Анны Мозес с лоскутным шитьем.

В 1927 году в возрасте 67 лет Томас Мозес умер от сердечного приступа. Какое-то время управлять фермой Анне помогал её сын Форрест. В 1936 году, в возрасте 76 лет, она оставила ферму и переехала в Беннингтон, чтобы заботиться о детях своей дочери после её смерти. Когда ее зять снова женился, она вернулась на ферму в Орлином мосту и продолжила вести хозяйство.

К этому времени Анна уже не могла вышивать картины и сшивать лоскутки из-за сильных болей в суставах, врачи диагностировали артрит. Анна больше не могла держать иголку в руках. Однако человеку, работавшему всю жизнь, было невыносимо сидеть без дела. Её сестра Селестия напомнила Анне о её детском увлечении рисованием.


Держать кисть в руках было проще, чем иглу. Анна начала рисовать. Она рисовала ностальгические сцены американской жизни и продавала их на загородных ярмарках вместе со своими фирменными соленьями. Когда ее правая рука начала болеть, она стала рисовать левой рукой.

Анна рисовала идеальную деревенскую жизнь из своих воспоминаний, упуская современные черты. На её картинах нет тракторов и телеграфных столбов. Она называла их «старыми» пейзажами Новой Англии. Первые картины были выставлены в местной аптеке по цене 3—5 долларов за картину.

Ситуация изменилась в 1938 году, когда её картины, выставленные на продажу в местной аптеке, увидел коллекционер Луи Дж. Калдор (Louis J. Caldorу) и купил их все. У аптекаря он узнал адрес художницы и уже у неё дома купил еще около десятка картин.

Благодаря протекции Луи Дж. Калдора в 1939 году картины Анны Мозес были представлены ​​на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В октябре 1940 году в Нью-Йорке состоялась персональная выставка ее картин в новой галерее — Galerie St. Etienne, а уже в ноябре её пригласили представлять свои работы в в универмаге Гимбела.

На выставки в универмаге Гимбела 15 ноября 1940 года она впервые встретилась со своими поклонниками. На выставке были представлены не только художественная экспозиция из 50 картин, но выпечка и консервы «бабушки Мозес», которые уже получали призы на ярмарке в округе. Но славу художнице принесла третья выставка, организованная универмагом Gimbels. Выставка имела успех, и художницу попросили приехать в Нью-Йорк – выступить на пресс-конференции.

Мозес согласилась. Однажды она выступала на фермерской ярмарке, представляя джемы и варенья собственного приготовления и не боялась говорить на публике. 80-летняя художница приехала в Нью-Йорк в своей неизменной черной шляпке и платье с кружевным воротничком – маленькая, сухонькая, но очень энергичная старушка с молодыми глазами. Публика была совершенно очарована «бабушкой Мозес», как ее прозвали журналисты.

Еще одна персональная выставка состоялась в галерее Уайт, Вашингтон, округ Колумбия. В 1944 году она была представлена ​​Американским британским художественным центром и Galerie St. Etienne, что увеличило продажи её картин. В течение следующих 20 лет её картины были выставлены по всей Европе и США. Отто Каллир, владелец Galerie St. Etienne, основал для нее компанию «Grandma Moses Properties, Inc». после чего последовали персональные выставки за рубежом.

Вскоре после этого Hallmark приобрела права на воспроизведение картин на поздравительных открытках, и имя «бабушки Мозес» стало известно по всей стране.

Ее картины были воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом. Репродукции её картин украшали упаковки кофе, помады, сигарет и фотоаппаратов.

Ее искусство стало невероятно популярным после 1939 года, когда Музей современного искусства провозгласил ее «современным примитивистом», приобщив к развивающемуся американскому художественному миру. В 1940-х и особенно в 1950-х ее примитивизм и простые сюжеты рассматривались как типично американский стиль и как идеальное противоядие от послевоенного современного искусства, которое было холодным и загадочным.

Художница украсила обложку журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года, когда она рисовала ореховое дерево во время рождественского интервью.


По подсчетам TIME, ее работы были представлены на более чем 160 выставках к началу 1950-х годов, и у нее была «единственная картина« Ecole Americaine », висевшая в парижском Музее современного искусства».

В возрасте 92 лет она написала: «Я была совсем маленькой, мой папа стал покупать мне и моим братьям белую бумагу. Ему нравилось, когда мы рисовали картины. Бумага стоила пени за лист и длилась дольше, чем конфеты». Именно одобрение отца питало ее страсть к рисованию, и эта детская мечта смогла реализоваться лишь в очень зрелом возрасте.

Пом мнению искусствоведов её зимние картины напоминают некоторые из известных зимних картин Питера Брейгеля Старшего, хотя она никогда не видела его работы.

Одна из картин зимней серии — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — в 2006 году была продана за $1.2 миллиона долларов. (Anna Mary (Grandma) Moses Sugaring Off 1943 Naive Art).

Изготовление кленового сиропа — «Sugaring Off», — была одной из любимых тем бабушки Мозес. Как и многие из ее ранних сюжетов, она восходит к популярной иллюстрации, в данном случае, известной литографии Currier & Ives. Хотя Моизес в самом начале своей карьеры иногда копировала картины, но она никогда не пыталась дублировать этот отпечаток Currier & Ives. С самого начала она свободно комбинировала элементы из своего первоисточника с виньетками из других источников и из своего собственного воображения. Некоторые главные элементы изображения имеют тенденцию повторяться в картинах — «Sugaring Off» — одна среди них. Горящий костер, котел, мать, льющая кленовый сахар на снег, где он превращается в карамель, мужчины с ведрами и маленькие ‘сахарные дома’.

В 1941 году Анна Мозес получила государственную премию штата Нью-Йорк,

В 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. Она была гостем президента и миссис Гарри С. Трумэн в 1949 году и за чаем президент играл для ее на фортепиано.

В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Немецкая поклонница работ сказала: «Из ее картин исходит беззаботный оптимизм; мир, который она нам показывает, прекрасен и хорош. На всех этих картинах ты чувствуешь себя как дома, и ты знаешь их значение».

В честь её 100-летия нью-йоркский губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «Днем бабушки Мозес». Губернатор повторил это в следующем году, когда художнице исполнилось 101 год.

Она прожила до 101 года и подарила миру около 1500 картин.

Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] Лифшиц Галина Марковна

Бабушка Мозес

Бабушка Мозес

Так называют знаменитую американскую художницу, одну из главных представителей американского живописного примитивизма. История ее поражает. Анна Мэри Мозес родилась 7 сентября 1860 года, а умерла 13 декабря 1961 года. То есть прожила 1 01 год и 3 месяца.

Она любила рисовать еще ребенком, но вышла замуж за фермера. Трудилась много и тяжко. Родила пятерых детей. Возможности заниматься рисованием у нее не было, и о своем увлечении ей пришлось забыть. Свою тягу к творчеству она компенсировала вышиванием, но ближе к 70 Анну стал мучить артрит, поэтому вышивание пришлось оставить.

В 1927 году, когда Анне Мозес было 67, умер ее муж. После его смерти она вернулась к своей детской мечте и занялась рисованием.

Прошло одиннадцать лет. Ей уже 78. (Я рассказываю эту историю с неизменными восторгом и изумлением. Вот это пример!!! Но слушайте дальше!) Некий коллекционер из Нью-Йорка заметил в витрине аптеки маленького провинциального городка Хузик-Фоллс рисунок Анны. В течение следующего года ее рисунки благодаря появлению их в нью-йоркской галерее Сент-Этьен привлекли к себе всеобщее внимание как коллекционеров, так и любителей живописи. Выставки ее рисунков прошли во многих европейских городах и в Японии.

В 1941 году Анна получила государственную премию штата Нью-Йорк. В 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального американского женского пресс-клуба.

В 1952 году была издана автобиография Анны Мозес.

Обратите внимание: ей к этому времени было всего только 92 года! После этого она прожила еще 9 лет.

В 1960 году, к столетию бабушки Мозес, ее портрет, сделанный известным фоторепортером Корнеллом Капой, был помещен на обложке журнала Life.

Она – звезда!

Вот поразительный урок жизни, прекрасно иллюстрирующий то, о чем я писала выше.

Ведь начать карьеру художницы и завоевать мировую славу Анне Мозес было суждено в 70 лет от роду! И это было только начало. Известность пришла после восьмидесяти.

Можно ли назвать ее семьдесят лет старостью? А восемьдесят? А девяносто? Старой она стала после ста. В последний год своей долгой и славной жизни. Она честно ее прожила, работала, растила детей и лелеяла в сердце свою мечту, что когда-нибудь, когда она отдаст долги жизни (а замужество и воспитание детей – это серьезный долг), когда-нибудь она займется любимым делом.

Анна Мозес занялась живописью не ради денег, не ради славы. Это было ее призвание, ведь она всю жизнь помнила о своей детской любви. И результат оказался просто блестящим! Мне кажется, это один из самых замечательных примеров для подражания. Но он, к счастью, не единственный.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Анна Мозес (Бабушка Мозес) Anna Mozes

Она была слишом стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.

Один критик сказал об Анне Мари Мозес : "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.


Catching the Thanksgiving Turkey, 1943


Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.


2. Shenandoah Valley, 1938

3. Shenandoah Valley (1861 News of the Battle), 1938


Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.


4. Catching the Turkey, 1940

5. Mt. Nebo on the Hill, 1940


Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.


6. The Burning of Troy in 1862, 1943

7. Sugaring Off, 1943


Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...


8. Checkered House, 1943

9. Hoosick Falls, New York, in Winter, 1944


В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет - столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).


10. Early Springtime on the Farm, 1945

11. Wash Day, 1945


Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.


12. Hoosick Valley (From the Window), 1946

13. Grandma Moses Goes to the Big City, 1946


Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...


14. A Tramp on Christmas Day, 1946

15. Apple Butter Making, 1944-1947


Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...


16. The Spring in Evening, 1947

17. A Storm Is on the Water Now, 1947


История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.


18. The Thunderstorm, 1948

19. A Beautiful World, 1948


Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...


20. Plow Boy, 1950

21. The Quilting Bee, 1940-1950


Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.


22. Country Fair, 1950

23. Taking in the Laundry, 1951


В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес - "Что рисует жена фермера".


24. Morning Day on the Farm, 1951

25. Joy Ride, 1953


Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...


26. Sugaring Off, 1955

27. Halloween, 1955


Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес - именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", - писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.


28. A Blizzard, 1956

29. Eagle Bridge Hotel, 1959


К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов - к исходу 40-х годов интерес американского артрынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.


30. Waiting for Christmas, 1960

31. So Long Till Next Year, 1960


Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.


32. The Rainbow, 1961

33. Checkered House


Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме - разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.


34. Checkered House

35. Catching the Turkey


Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, - приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.


36. Winter

37. Christmas at Home


Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".


38. Let Me Help

Anna Mary Robertson Moses

Текст: Станислав Артёмов, «Люди»