Корабль беринга. Беринг

12 августа день рождения российского мореплавателя и первооткрывателя, капитана-командора Витуса Беринга. В первой половине XVIII века он возглавил и провел две величайшие экспедиции, равных которым не совершалось ни до него, ни еще полвека после него.

Вся жизнь путешественника – загадка для историков. В большинстве открытых источников публикуются примерно одни и те же жизнеописания великого путешественника. Кажется, никто не обращает внимания ни на несостыковки в датах его рождения и крещения, ни на то, что отец великого путешественника не носил фамилии Беринг, ни на то, что растиражированные изображения первооткрывателя не имеют ничего общего с установленной учеными внешностью мореплавателя. И все эти ошибки и неточности продолжают множиться вплоть до наших дней.

Тайна рождения и имени великого мореплавателя

В отечественных источниках днем рождения Витуса Беринга указано 12 августа 1681 года. Между тем, из датских церковных книг известно, что крещен он был 5 августа того же года в лютеранской церкви, а точного указания на день рождения нет. Тем не менее, с большой долей вероятности можно утверждать, что родился Беринг 2 августа, а дата 12 августа появилась после того, как уже в ХХ веке стали пристально исследовать его историю.

Вычисляя дату рождения знаменитого мореплавателя, отечественные историки по привычке посчитали, что день рождения, который молодой офицер Беринг указал при поступлении на русскую службу, приведен по старому стилю, и прибавили к нему 10 дней (как и полагается по отношению к датам XVII века). Но в Дании к тому времени уже перешли на юлианский календарь, и Витус Беринг указывал дату своего рождения сразу «по новому стилю».

Будущий великий мореплаватель родился в портовом городе Хорсенс в Дании. Его мать была из старинного датского рода и носила имя Анне Педердаттер Беринг, а отец Ионас Свендсен был лютеранским церковным старостой. Как же получилось, что сын стал носить фамилию не Свендсен, а Беринг?

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Его назвали в честь именитого дядюшки – брата матери, который был летописцем в Королевском суде, и который к моменту рождения младенца уже умер. Витус Беринг – так звали придворного летописца, и так стали звать младенца. Давать целиком и имя, и фамилию в честь кого-то из умерших родственников было обычной практикой того времени.

Именно это обстоятельство – полное совпадение имени и фамилии мореплавателя и его дяди – привело к тому, что за портрет путешественника историки принимали изображение его родственника, придворного летописца. Уже в наше время исследователи попытались восстановить, как же на самом деле выглядел великий первооткрыватель новых земель. Они реконструировали его портрет по найденному в его захоронении черепу. И оказалось, что это был человек намного более аскетического облика, чем изображенный на портрете вельможа.

Море и дальние берега

Родители Беринга были довольно состоятельными людьми: два его старших брата учились в университете в Копенгагене. Сам же юный Беринг выбрал другой путь и, едва ему исполнилось 15 лет, нанялся юнгой на корабль. В годы службы в датском флоте между 1696 и 1704 годами он совершил несколько дальних плаваний, в том числе в Датскую Индию, а также пересек Северную Атлантику, побывав в европейских колониях на Карибских островах и на западном берегу Северной Америки. После этого, твердо уверенный, что хочет связать свою жизнь с морем, юный Беринг вернулся к образованию и окончил курсы военно-морских офицеров в Амстердаме.

В 1704 году, после получения первого офицерского звания, Беринг по приглашению русского адмирала норвежского происхождения Корнелиуса Крюйса нанимается на службу в российский флот.

Стремительно развивающийся военно-морской флот Петра Великого оказался тем местом, где талант, страсть к мореплаванию и немалый морской опыт юного Беринга пришлись как нельзя более кстати. Будущему первооткрывателю новых земель в то время исполнилось всего 22 года.

Свою службу в Петербурге Беринг начал с командования небольшим судном, которое доставляло лес на остров Котлин. Там менее чем за год была построена крепость Кронштадт, закрывшая шведам подход к Невской губе, которую они еще недавно считали своей. За отличную службу в 1707 году Беринг получил повышение по службе: был произведен в поручики, а еще через три года переведен на Азовскую флотилию и в ее составе участвовал в войне с Турцией.

Как Витус Беринг возглавил Первую Камчатскую экспедицию

Далее его путь можно проследить по переводам с флота на флот и периодическим повышениям в званиях. Однако в 1723 году, прослужив почти 20 лет на русском флоте, Витус Беринг вдруг подает прошение об отставке. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной такого поворота, но есть версия, что честолюбивый мореплаватель был оскорблен тем, что за все свои заслуги так и не получил чин капитана I ранга, на который он претендовал. Однако без моря Витус Беринг оставался недолго. Уже в конце 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку.

Путешествие на Камчатку было первой в истории целенаправленной российской географической исследовательской экспедицией. Коллегия Адмиралтейства, которой было поручено подобрать для руководства рискованным предприятием достойного и опытного морского офицера, останавливается на кандидатуре Беринга. Недавнего отставника срочно возвращают на флотскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга, и он со рвением берется за дело. Витусу Берингу к этому времени исполнилось 43 года.

Фото: Карта Сибири, составленная русским мореплавателем Витусом Берингом в 1730 году./Фотохроника ТАСС

Экспедиция длилась пять лет. Ее участники сперва почти два года добирались на лошадях и отчасти речным путем от Петербурга до Охотска. Потом, перезимовав в Охотске, они переправили снаряжение к устью реки Камчатка, где уже строился для них бот «Святой Гавриил». Далее исследователи путешествовали морским путем.

Команда первооткрываетелей под управлением Витуса Беринга описала и нанесла на карту большую часть побережья Камчатки и Чукотки. Она доказала, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга и нанеся на карту ее истинные границы. Она доказала также, что Камчатка не соединяется с Японией.

В 1730 году через Охотск и всю Россию экспедиция вернулся назад в Петербург. Огромная кропотливая работа, которую со всем рвением провел Витус Беринг и его команда, тем не менее, не вызвала полного высочайшего одобрения и доверия. Правда, он получил чин капитан-командора и солидное денежное вознаграждение – 1000 рублей деньгами. Однако подробный отчет и составленные им карты, которые он передал в Адмиралтейство, вызвали там сомнения.

А все потому, что исследования Беринга не совпали с результатами, полученными чуть ранее предприимчивым казачьим полковником Шестаковым, который за счет средств, выбитых им из правительственной казны, несколько лет занимался обследованием северо-восточных территорий. Никто не принял во внимание, что Шестаков был попросту малограмотен, и карты рисовал не зная, как это делается, по своему разумению.

Подлинность карт Беринга подтвердилась только данными более поздних путешествий, в том числе Джеймса Кука, который 1778 году занимался в тех же краях поисками морского пути из Атлантики в Тихий океан через север Северной Америки. На Алеутских островах Кук впервые встретил русских промышленников, которые показали путешественнику карту, созданную Берингом. Она оказалась намного точнее тех карт, которыми располагал сам Кук, поэтому он перерисовал эту карту и назвал пролив между Азией и Америкой проливом Беринга.

Позже этими и другими копиями карт Беринга еще долго пользовались западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Фото: Фрагмент карты с маршрутами экспедиций великого русского мореплавателя Витуса Беринга/ИТАР-ТАСС

Вторая Камчатская экспедиция и отчаянная капитан-командорша

Вернувшись из первой экспедиции, Витус Беринг буквально «заболел» идеей продолжить исследования северо-восточных земель и найти восточный морской путь в Америку. Через несколько лет он передал свой проект новой экспедиции для высочайшего одобрения. Коллегия Адмиралтейства решила поддержать эту его идею. Детально разработанный план обследования Сибири, побережья Северных морей и Дальнего Востока был утвержден Сенатом. Императрица Анна Иоанновна подписала высочайший указ, и подготовка к Великой Северной экспедиции началась.

Все побережье северных морей, от Печоры до Чукотки, было разбито Адмиралтейств-коллегией на пять участков. За общее управление отвечал капитан-командор Витус Беринг, он же возглавил один из отрядов, в задачу которого входило найти морской путь в Америку с Востока. Плавание предполагалось совершить на двух ботах, которые требовалось еще построить в Охотске.

1734 году Витус Беринг был уже в Якутске, где занялся обеспечением всех экспедиционных отрядов снаряжением и разработкой всего необходимого для успеха предприятия. В то же время в Охотске были заложены трехмачтовые пакетботы – «Святой Петр» и «Святой Павел», предназначенные специально для плавания к берегам Америки. Предварительный этап занял целых три года.

Об этом почти не пишут, но во время всего длинного и полного лишений пути от Петербурга до Якутска и во время трех лет жизни в Якутске Витуса Беринга сопровождала женщина – преданная спутница, его жена Анна. После того, как Витус Беринг на целых пять лет исчез, отправившись в Первую Камчатскую экспедицию, Анна Беринг наотрез отказалась в дальнейшем оставаться дома одна.

Судя по всему, супруги жили счастливо. Вот что пишет Витус Беринг своей тетушке через год после его возвращения из этой экспедиции: «Жена моя, слава Богу, жива; из восьми детей трое живы, и скоро мы ждем четвертого». Скорее всего, трое живых детей – это Йонас, Томас и Антон, и весьма вероятно, что ожидаемый четвертый – Анна Хедвига Хелена. К тому времени супруги были женаты уже 18 лет.

Младшие дети – Антон и Анна-младшая отправились в Сибирь вместе с родителями. С семьей на санях отправилась значительная часть имущества, включая клавишный музыкальный инструмент клавикорды, на котором играла жена Беринга. Вполне вероятно, что именно она впервые исполнила в этих суровых землях европейскую музыку, доселе тут неслыханную.

В октябре 1734 года после полугодичного странствия семейство добралось до Якутска, где задержалось почти на три года. Управлять экспедицией из Якутска было удобнее всего. Сюда было сравнительно просто доставлять и хранить съестные припасы, корабельные снасти и строительные материалы. Отсюда Беринг мог одновременно следить за продвижением отрядов, исследовавших побережье Северного Ледовитого океана, быть в курсе работы выстроенного неподалеку железоделательного завода, на котором отливались необходимые для экспедиции предметы, держать под контролем строительство в Охотске судов для предстоящих плаваний в Америку и в Японию, и в то же время поддерживать связь с Петербургом на расстоянии менее полугода езды.

Колоритные подробности о жизни семейства Берингов в Якутске мы можем узнать из доносов, которые щедро строчили в тайную канцелярию высшие чины местной администрации, бывшие ссыльные. Беринг обвинялся ими, в частности, в том, что вместо того, чтобы заниматься делами, катает жену в саночках.

Вот как описывался праздник, устроенный им в Якутске: «А для зимних забав и прославления себя он сделал великие линейные сани такой величины, чтобы на них сидело до тридцати людей, помимо четырех трубачей. И забавлял жену свою и детей и якутских жителей. И поставлены были столы с конфетами, и он с триумфом проезжал по Якутску».

Судя по некоторым документальным свидетельствам, жена его была женщиной решительной и темпераментной, к тому же не лишенной предпринимательской хватки. Во всяком случае, обратно она выехала с детьми, везя с собой сильно разросшееся имущество, подробно описанное Тобольской таможней. Там были десятки возов с пушниной, серебром, фарфором и восточными редкостями. Оно и стало ее «вдовьей пенсией».

Осенью 1740 года возглавляемая Витусом Берингом экспедиция на двух пакетботах вышла из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте. Ими было заложено поселение, которое впоследствии стало городом, названным в честь судов экспедиции Петропавловском-Камчатским.

В начале лета 1741 незадолго до того, как Витусу Берингу исполнялось 60 лет экспедиция вышли к северо-западным берегам Америки. Однако через две недели, в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. Дальше они продолжали путь отдельно. «Святой Павел» достиг берега Северной Америки 15 июля 1741 года, на день раньше и немного в другом мете, чем «Святой Петр» под командованием Беринга. Затем пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути было открыто и нанесено на карту множество островов.


Фото: неизвестный художник, 1741г.

Для пополнения запасов воды 5 ноября «Святой Петр» остановился около острова, который позднее был назван в честь Беринга. На нем разбили временный лагерь. Однако погода испортилась, и судно штормом было выброшено на берег. Мореходы были вынуждены остаться на острове для вынужденной зимовки. В результате за зиму от цинги и болезней умерла треть экипажа, а 8 декабря скончался и сам капитан-командор. Оставшиеся в живых моряки под командованием штурмана поручика Свена Вакселя смогли за весну и лето выстроить из обломков пакетбота двухмачтовое судно – гукор, на котором в августе 1742 года вернулись на Камчатку.

В честь Беринга, кроме пролива, названы, также море, ледник на Аляске, поселок Беринговский в Чукотском автономном округе, остров Беринга в группе Командорских островов и сами Командорские острова (по званию, которое было присвоено Берингу); а также ряд российских кораблей.

Витус Беринг родился в Дании в 1681 году. В 1703 году окончил Амстердамский морской кадетский корпус и вскоре поступил на службу на российский флот в чине подпоручика. В 1710 году был переведен в Азовскую флотилию, где участвовал в Прутском походе (1711). В 1712-1723 годах проходил службу на Балтике, где командовал различными судами. В 1724 году был уволен со службы по личной просьбе.

23 декабря 1724 года Петр I издал указ об организации экспедиции на Камчатку и дал распоряжение подыскать достойного офицера, который мог бы ее возглавить. Адмиралтейство предложило кандидатуру капитана Беринга, имевшего на тот момент определенный опыт. Царь с кандидатурой согласился, и Беринга вновь принимают на службу и присваивают звание капитана 1-го ранга.

Задачи, стоявшие перед экспедицией, лично расписал сам Петр I. Первая Камчатская экспедиция продолжалась пять лет (1725-1730). Беринг и его команда успешно справились с поставленными задачами. На карты были нанесены большие участки побережья Камчатки и Чукотки.

Обогнув Камчатку с юга, русские мореплаватели доказали, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые. Но самым главным открытием явилось то, что путешественники прошли проливом между Азией и Северной Америкой, который позже был назван Беринговым.

Позже экспедиция продвинулась к востоку от Камчатки более чем на 200 километров, были открыты Авачинский залив и Авачинская бухта. Экспедиция Беринга впервые выполнила съемку 3500 километров западного берега моря, впоследствии названного Беринговым.

В 1730 году он вернулся в Санкт-Петербург, где предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. Чиновники морского ведомства к отчету отнеслись с недоверием. Тем не менее труд путешественников был достойно оценен. Витус Беринг получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

После Первой Беринг предложил организовать новую, Вторую Камчатскую экспедицию с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.

Его план был принят, и он возглавил Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. Его заместителем был назначен А. Чириков.

8 сентября 1740 года экспедиция на двух кораблях («Святой Петр» и «Святой Павел») вышла из Охотска, но, пока шли сборы, наступила осень, и отплытие к берегам Америки отложили до следующего года. Корабли встали на зимовку в бухте реки Авачи. Именно здесь Беринг заложил населенный пункт, который назвали в честь кораблей экспедиции. После зимовки в Петропавловске, 4 июня 1741 года, на двух пакетботах экспедиция Беринга и Чирикова отправилась от берегов Камчатки на юго-восток сначала в поисках мифической Земли Жуана да Гамы. Ее поиски успехов не принесли, и корабли взяли курс на северо-восток, но из-за плохой видимости разошлись. Несколько дней Беринг искал корабль Чирикова, но безрезультатно. Оставшись с одним кораблем, Беринг продолжил двигаться сначала на юг, а позднее на северо-восток, где подошел к берегам Аляски. Открытия омрачались обострившейся у Беринга сердечной болезнью.

Несмотря на плохое самочувствие капитана, путешественники продолжили исследования вдоль берегов Америки. В августе - сентябре были открыты остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на полуострове Аляска. На открытых островах Шумагина русские путешественники впервые встретились с алеутами. 4 ноября 1741 года корабль прибило к острову, на котором капитан-командор скончался 8 декабря. Здесь же от цинги умерло 14 человек экипажа. В дальнейшем остров был назван островом Беринга.

За 10 лет (с 1733 по 1743 год) отряды Второй Камчатской экспедиции нанесли на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд.

В 1991 году российско-датская экспедиция нашла на Командорских островах могилу великого мореплавателя. Профессор В. Звягин по черепу реконструировал истинный облик Беринга.

Именем капитана-командора Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, улица в городе Петропавловске-Камчатском.

Доклад про Витуса Беринга, русского путешественника и мореплавателя датского происхождения, капитан – командора изложен в этой статье.

Сообщение о Витусе Беринге

Будущий путешественник появился на свет в поселке Хорсенс в 1681 году. Известно, что в 1703 году он окончил амстердамский кадетский корпус. Его доблестная служба началась с участия в Ост-Индийской компании. Она и открыла ему путь в русский флот. Имея должность унтер-офицера, мореплаватель Витус Беринг в 1707 году командовал шхуной «Мункер», которая плавала в Азовском море. Он брал активное участие в боях с Турцией, за что получил новое звание — капитан-лейтенант. В 1712 году его перевели в Балтийский флот, и мореплаватель стал командовать фрегатом «Перл». В результате успешной службы ему присвоили очередное звание капитана ІІІ ранга. В 1713 году он женился на своей давней знакомой Анне Кристине Пильсе, в раке с которой родилось 8 детей (выжило только 3). Жена постоянно сопровождала мужа в его путешествиях, за что ее называли командоршей.

Но основной вклад Витуса Беринга в том, что открыл пролив, соединяющий Северную Америку и Азию. Русский царь Петр I издал указ о снаряжении экспедиции из 100 человек под руководством уже известного и авторитетного мореплавателя. Команда отправилась в путь в январе 1725 года. Через 2 года она прибыла в поселок Охотск, где началась постройка корабля для плаванья до Камчатки. 13 июля 1728 года экспедиция вышла в открытое море. Путь Витуса Беринга простилался на север. Спустя месяц путешествий был открыт пролив, который показал, что Северная Америка и Азия являются двумя разными континентами. В каком году Витус Беринг открыл пролив? Это грандиозное событие произошло 26 августа 1728 года. Он исследовал его западную часть, и, решив, что миссия достигнута, повернул домой в Петербург с докладом о проделанной работе. Адмиралтейская коллегия, удовлетворенная результатом экспедиции назначила дату второго путешествия — 28 декабря 1732 года. Цель — исследование берегов Северной Америки и Северного Ледовитого океана, а также Земли Гаммы (Америки). В том же году он получил очередное звание.

Какое звание было у Витуса Беринга? Петр І даровал ему звание капитан – командора.

Вторая экспедиция была намного сложнее. Скудность пищи, неблагоприятные условия плаванья, недостаток воды привели к эпидемии цинги на корабле. Витус Беринг решил пополнить запасы воды и еды, остановившись на острове, который впоследствии был назван на его честь. Перезимовав здесь, мореплаватель умер в тяжелых муках 8 декабря 1741 года.

Витус Беринг вклад в географию

Ему принадлежит обследование и нанесение на карту Тихоокеанского побережья Камчатки, Северо-Восточной Азии. Он открыл заливы Креста, Карагинский и Камчатский, полуостров Озерный, острова Св.Лаврентия, Св. Ильи, Евдокеевские острова, Св. Иоанна, Св. Маркиана, Св. Стефана и бухту Провидения.

Имя: Витус Ионассен Беринг

Государство: Дания, Российская империя

Сфера деятельности: Мореплаватель, первооткрыватель

Величайшее достижение: Исследовал тихоокеанское побережье Российской империи, обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой

Витус Йонассен Беринг (август 1681 – 19 декабря 1741) был датским штурманом на службе Российской короны. Капитан флота Российской империи, известный среди русских моряков как «Иван Иванович».

Беринг родился в Датском городе Хорсес. После своего рейса в Восточную Индию он попал на службу к русским. В 1703 году, в период Великой Северной войны, Беринг служил в Балтийском флоте. В 1710 – 1712 годах он проходил службу на Азовском флоте и участвовал в русско-турецкой войне. Беринг взял в жены русскую женщину и в 1715 году совершил свой последний визит на родину.

Витус Беринг и Алексей Чириков

Петр Великий разработал проект по исследованию северного побережья Азии. Для его реализации император привлек именно Беринга. В своей первой экспедиции Беринг отправился к берегам Камчатки. В 1725 году он исследовал береговую линию Охотского моря и высадившись на Камчатке построил свой корабль, который назвал «Святой Гавриил». На этом корабле Беринг отправился дальше на север в 1728 году, пока не потерял из виду землю.

На следующий год Беринг изменил курс на восток, где открыл острова Диомида. Летом 1730 года Беринг вернулся в Санкт-Петербург. В ходе своего долгого плавания по Сибири Беринг сильно заболел. За то время, пока он отсутствовал, пятеро его детей погибли. Впоследствии Берингу вновь поручили экспедицию в Охотск, в 1735 году.

Друзья Беринга – ремесленники Макар Рогачев и Андрей Козьмин построили для него два судна, «Святой Петр» и «Святой Павел», на которых в 1740 году мореплаватель отплыл. На Камчатке Беринг основал поселок Петропавловск Камчатский, который существует по сей день и имеет статус города. Отсюда Беринг совершил свое плавание к берегам Америки в 1741 году.

Шторм развернул флотилию, но Беринг смог разглядеть берег Аляски и высадиться на острове Каяк. Один из кораблей флотилии, под управлением Алексея Чирикова, обнаружил берег северо-западной Америки. Это плавание Беринга стало важнейшим исследованием северной части Тихого океана для . Впоследствии оно получило название «Великая Северная Экспедиция».

Неблагоприятные погодные и климатические условия вынудили Беринга вернуться. На обратном пути он открыл Алеутские острова. Один из моряков погиб в пути и был похоронен на одном из этих островов (остров Шумагин). Беринг тяжело заболел и больше не мог управлять своим кораблем. Корабль зашел в бухту у Командорских островов, где сам Беринг и 28 членов его команды погибли. Сегодня этот остров носит его имя. Корабль «Святой Петр» потерпел крушение во время шторма. К счастью для экипажа, плотник С. Стародубцев выжил.

Восточная линия тихоокеанского побережья

С его помощью моряки построили новый корабль меньшего размера из обломков. Судно в длину составляло всего 12.2 метра. Из 77 человек экипажа Святого Петра только 46 смогли пережить трудности и вернуться домой. Новое судно также получило имя «Святой Петр», и состояло на службе во флоте империи, совершая рейсы между Камчаткой и Охотском еще 12 лет. Стародубцев по возвращении на родину получил правительственные награды и был принят плотником на флот.

Важность открытий Беринга по достоинству была оценена только спустя годы. В настоящее время имя русского исследователя носят Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга и Берингов мост.

В августе 1991 года совместная российско-датская экспедиция обнаружила могилы Беринга и пяти его моряков. Останки были доставлены в Москву, где их исследовали медики и ученые. Достоверность останков была доказана. Изучение зубов мореплавателя показало, что цингой он не болел. Следовательно, он умер от какой-то другой болезни. После изучения останки Беринга перезахоронили на острове, названном в его честь.

Витус Беринг внес огромный вклад в изучение Сибири и северных морей. Благодаря ем на карту была нанесена восточная линия тихоокеанского побережья.

Беринг проявил себя не только как исследователь и первооткрыватель, также он прославился своими организаторскими и управленческими талантами. В его часть названы не только открытые им географические области. В Дании выпускается известная марка часов имени великого мореплавателя.

Беринг отличался такой высокой трудоспособностью, что смог дослужиться до высшего капитанского ранга всего за восемь лет. Однако, следует упомянуть о том, что знаменитый Берингов пролив был открыт на самом деле не Берингом, а Семеном Дежневым еще в 17 веке. Правда, это стало известно уже после смерти Витуса Беринга.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович), мореплаватель, капитан-командор российского флота (1730). По происхождению датчанин. В 1725-30 и 1732-41 руководитель 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошел между Чукотским п-овом и Аляской (Берингов прол.), достиг Сев. Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя. Именем Беринга названо также море и пролив на севере Тихого океана.


Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев). Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и бухту св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командою. 1714 - 16 гг. Беринг провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене и в Архангельске. С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Беринга нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Беринга, которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Беринга и дать ему чин капитана 1-го ранга. С этого (1724) года Беринг неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем: "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбою снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые, во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкции для начальника экспедиции Витуса Беринга:

1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами,

2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянии (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка,

3) для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный куст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюда.

24 января 1725 г. выехал из Петербурга спутник Беринга - Чириков со своею командою. 8 февраля прибыл он в Вологду, где через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число всех чинов, участников в экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся в Тобольском Охотске, простиралось до 20, а всего под командою Беринг было человек около 100. Из них, как более выдающихся и оставивших свои "журналы", следует назвать, кроме упомянутого лейтенанта Алексея Чирикова, гардемарина, впоследствии мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Мартына Шпанберга. - Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция, получившая название первой камчатской экспедиции, прошла в 43 дня. После месячного отдыха она на 11 дощанниках продолжала путь по Иртышу. 23 мая Чаплин с отрядом в 10 человек был отправлен вперед, по направлению к Якутску. Все почти лето 25 года команда провела в дороге. Прозимовав в Илимске, откуда был послан Шпанберг, с отрядом из 39 человек, в Уст Кутсюй острог, на Енисей, для постройки 15 барок, Беринг 26 мая 1726 г. на новых судах поплыл вниз по Енисею. 16 июля Беринг прибыл в Якутск и только 30 июля 1727 г. на третий год по отправлении из Петербурга, он наконец прибыл в Охотск, откуда должно было начаться настоящее путешествие. Запасшись здесь провиантом и новыми судами, экспедиция 22 августа вышла из Охотска и морем через две недели прибыла в Большерецк (на Камчатке). Отсюда сухим путем отправилась в Нижне-камчатск, куда прибыла 11 марта 1728 г., употребив на весь путь (в 883 версты) около 2 мес. Нагрузив в Нижне-камчатске провиантом бот - "св. Гавриил", построенный там же, Беринг со всею своею экспедицией сел на него и 13 июля 1728 г. вышел из устья р. Камчатки в море, держась северного направления между Азией и Америкой. Проведя более месяца в морском плавании между незнакомыми ему совершенно берегами, Беринг достиг наконец 67| 18" с. ш. и убедившись здесь, на основании показаний чукчей, что далее берег простирается к западу и что стало быть "нельзя Азии соединяться с Америкою", почел свою миссию выполненной и с согласия всех членов экспедиции, боявшихся "попасть нечаянно в лед", повернул назад. 2 сентября 1728 г. Беринг был уже в устье Камчатки, где зимовал, и 5 июня следующего года поехал по морю на восток, но, не встретив на 200-верстном (по его расчету) расстоянии от берега Камчатки земли, повернул обратно, обогнул м. Лопатку и 3 июля зашел в Большерецк. Через 20 дней был уже в устье р. Охоты, откуда и направился в обратный путь, в Петербург, в который прибыл 1 марта 1730 г. Здесь он представил правительству свой журнал, карты и два предложения, в которых, между прочим, высказывал желание о снаряжении новой экспедиции для исследования сев. и сев. вост. берегов Сибири. Адмиралтейсткая коллегия, которая рассматривала его журнал и карты, хотя и не совсем доверяла сделанному открытию Беринга, тем не менее ввиду "трудности экспедиции" исходатайствовала ему чин капитанкомандора и денежную награду - в размере 1000 рублей. Одобрены были сенатом и адмир. коллегией и "предложения" Беринга, а за этим одобрением последовало (28 дек. 1732 г.) и высочайшее разрешение назначить новую экспедицию, известную под именем второй камчатской экспедиции. Целью ее было поставлено исследовать берега Ледовитого океана от Двины на восток до пролива между материками и морем и проплыть в Америку. Для лучшего выполнения этой цели экспедиция разделилась на несколько отрядов. Один из них, под начальством Муравьева и Павлова, занялся исследованием берегов от устья Двины до Оби. В течение 1784 - 35 гг. им удалось дойти только до Мутной губы. В следующем году Муравьева, отданного под суд вместе с Павловым за "непристойные проступки", сменил лейтенант Малыгин, который в 1737 г. 11 сентября достиг наконец устья р. Оби.

Другой отряд, которому было назначено проплыть от у. р. Оби до Чукотского Носа находился под начальством лейтенанта Овцына. Но последнего как-то постоянно заставала зима в момент отплытия, и в течении всех трех годов (1735 - 1737 г.) ему только в последний год удалось вверх по Оби добраться до 72| 30" с. ш. Из других участников этого отряда, выступавших для самостоятельных исследований, следует указать на лейтенанта Прончищева, которому удалось добраться до у. Таймыра (1736 г.), Лассетуса, погибшего вместе с значительною частью своего отряда в Харулах, между Яною и Индигиркою (1735 г.), и лейтенанта Лаптева, имеющего едва ли не более всех участников, после Чирикова, второй камчатской экспедиции прав на память о нем, как о энергичном, деятельном и счастливом путешественнике. После неудачной попытки, в 1736 г., пробраться из Якутска в Камчатку, что имел в виду и Лассециус, Лаптев, по предписанию сената, в 1739 г., 29 июня вышел из Лены и в конце августа достиг р. Индигирки, зимовал здесь и с наступлением лета поплыл вдоль берегов до Колымы, откуда в 1740 г. пришел пешком через Анадырский острог в Якутск. Наконец, выполнение, так сказать, третьей задачи - проплыть морем в Америку, легло на самого Беринга. Он выступил из Петербурга в начале 1733 г., но за дальностью пути, медленностью в перевозке множества припасов и наконец вследствие препятствий, встреченных в Охотске при строении четырех мореходных судов, мог выйти в море из Охотска только в сентябре 1740 года. Придя в Петропавловскую гавань, он остался здесь зимовать. 4 июня 1741 г. Беринг вышел в море на двух судах: "Св.Петр" и "Св.Павел", из которых одним командовал Чириков. На предварительном совете решено было держаться юго-восточного направлении до тех пор пока не встретят земли. Но не встретив ее и под 50| ш., они поворачивают прямо на восток. Вскоре их разлучает буря и они продолжают плыть отдельно, не увидевшись уже более никогда. В этом восточном направлении Чирикову первому посчастливилось встретить землю - 15 июля под 56|, а Берингу - 18 июля, под 58|28" с. ш. После того, как посланные на берег люди не вернулись, а другой высадки за недостатком гребных судов сделать нельзя было, Чириков повернул обратно к Камчатке. Беринг, между тем, открывает бухту св. Илии, представляющую совершенно безопасную гавань, соседние с неизвестным ему материком острова, крейсирует недалеко от берегов, на неизвестном море в течение сентября и октября, когда свирепствовала сильная буря, и наконец решается идти в обратный путь, в Камчатку. Этот обратный путь стоил жизни многим членам экспедиции и самому командиру. Страшная буря и ветхость судна и снастей сделали его игрушкою ветра, а недостаток в съестных припасах, пресной воде, болезни и холод лишили возможности плавающих не только бороться с ветром, но исполнять самое необходимое на корабле. В таком беспомощном состоянии он был сначала прибит к подводной скале, а затем нахлынувшая волна перебросила судно через риф на тихое место, где на 41/2 саженях глубины и в 300 саженях от берега опустили якорь на песчаное дно. Это был остров Авача, который теперь называется Беринговым. Он расположен в 185 км. от Камчатки, под 55|17" с. ш. и 165|46 з. д. (от Гринвича), принадлежит к береговой области Сибири, пространством около 1600 кв. км. безлесен и неплодороден, но богат пушными зверями. Он со всех сторон окружен подводными камнями и только в одном месте имеет свободный, но узкий проход. Сюда-то именно и попало судно Беринга. С трудом высадились на него путешественники, не зная, где они находятся и как отсюда попасть в Камчатку, почти совершенно лишенные съестных припасов и страдающие от разных болезней. Эти причины свели в могилу очень многих из них и вместе с тем самого Беринга, скончавшегося 8 декабря 1741 г. Оставшиеся в живых спутники Беринга почтили своего командора, как могли: вынули его тело из ямы, в которой он стоял по пояс заваленный песком от холода, предали земле и над могилою поставили деревянный крест, замененный в 1822 г. памятником; в 1866 г. был ему поставлен другой памятник в Петропавловске. Так окончил свою жизнь первый р

усский мореплаватель, Витус Беринг, человек довольно образованный по тому времени, набожный, всеми любимый за свою "кротость и смирение", но весьма неэнергичный и несмелый путешественник, который, по словам Штедлера, его спутника, был более способен "с примерною ревностью и усердием исполнять поручения начальства", и "нередко сам признавался, что вторая Камчатская экспедиция свыше сил его". И скажем еще несколько слов о дальнейшей судьбе спутников Беринга. Питаясь мясом морских животных (бобров, морских котов и др.), они прожили здесь до августа следующего года (1742). Наконец решили из остатков разбитого корабля построить новый, и на нем в начале августа выехали в море. 25 числа этого месяца они увидели берег Камчатки, а 27 бросили якорь в Петропавловском порте. В 1743 г. они прибыли на своем судне в Охотск, отсюда направились в Петербург, которого достигли далеко не все, выступившие из Охотска. Последними вернулись в Петербург Чириков (1747) и Уессель (1749). Несмотря на многочисленные трудности, по большей части, непреодолимые по тогдашним средствам, эта экспедиция значительно расширила географические сведения о берегах Ледовитого океана, низовьях больших сибирских рек, познакомила также с этнографическими особенностями обитателей Сибири и показала возможность плавания по Ледовитому океану, вдоль берегов, в течение летнего времени.