Что такое ударение: типы и правила постановки. Ударение в русском языке Ударение значение

УДАРЕНИЕ выделение одного из слогов с помощью одного из фонетических средств только тогда может быть выразительным средством в грамматике, когда оно изменчиво. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматич. способом вследствие политоничности (от греч. «много» + «ударение»), т.е. изменяемости тона на том же слоге: например, в литовском dvi’em (с нисходящим тоном) – «двум», а dvie’m (с восходящим тоном) – «двумя». Так использовать динамическое ударение нельзя вследствие его монотоничности (от греч. «один» + «ударение»), т.е. однотонности. Но в случае возможности передвижения ударения оно делается очень удобным грамматич. способом. Например, в польском языке ударение постоянное, т.е. падающее на определенный слог слова, независимо от того, какая это морфема.

В языках с фиксированным или малоизменяемым удареним. Например, в английском языке, кроме случаев с разного типа ударением, различающим словосочетания: black bird – «черная птица» и сложные слова blackbird - «дрозд», может быть различное по месту ударения глаголов (на последнем слоге) и однокоренных имен (на первом слоге): to expo’rt - «вывозить», the e’xport – «вывоз».

Ударение как ед-ца языка фонетического уровня.

Ударение – выделение фонетическими средствами одного из слогов в слове (гласного звука)

Сущест-т разные типы ударений :

    динамическое (силовое) – удар звук отличается большей силой, чем безуд, громкостью

    количественные ударения – ударный звук произноситься с большей длительностью

    музыкальное (тоновое) – на ударных звуках меняется высота тона (китайс, японский);

    музыкально + силовое (шведский, норвежский)

В русском языке ударный звук отличается большей силой

По функциональным особенностям ударения различаются :

    по принадлежности к определенному слогу в слове. Есть языки со свободным ударением, где ударение может падать на любой слог. Польский – уд на предпоследний слог, фран- на последний слог

    ударение м.б. подвижным рус яз (при образовании фонемы слова ударение переходит)и неподвижным польский.

    В слове м.б. основное и дополнительное ударение: – акут (осн) – гравис (добавочное)

    тактовое – объединяет слова в речевые такты, формирует реч. такт. Такт ударение заключается в усилении последнего словесного ударения такта.

    Фразовое – форм-ет речевую фразу и совпадает с тактовым ударе-ем последней фразы;

6) Выделительное: а) логическое ударение; б) эмфатическое ударение;

Логическое – выделение наиболее важного по смыслу слова. Может падать на любое слово в высказывании.

Эмфатическое – связано с эмоциями, усиливает эмоциональную составляющую высказывания. Может выделять согласные и гласные звуки, заключается в длительности произношения.

55. Исторические течения языкознания

1. Зарождение Я 2. Лексикографическое направление 3. Лексико-грамм-ая концепция 4. Фил-ий подход 5. Рацион-ая конц-ия

1. Языкознание зародилось на Древнем Востоке, после изобретения письменности, и развивалось изначально как частное, что было вызвано необходимостью обучения письменному языку. Первый теоретический опыт описания языка - "Восьмикнижие", грамматика санскрита индийского ученого Панины (V-IV вв. до н.э.). Прикладной характер древнего языкознания проявился и в интересе к толкованию значений слов. Первый толковый словарь "Эр я" появился в Китае (III-I вв. до н.э.). Однако становление языкознания как особой научной дисциплины, занимающейся теоретическим изучением языка, происходило в рамках общего языкознания.

2. Грамматическое и лексикографическое направление языкознания берет начало в Древней Греции - его основу заложил Платон (IV в. до н.э.), описавший грамматику греческого языка. Оно стало ведущим в античной языковедческой традиции, в

средневековой Европе и на Востоке, а также в науке о развитии и функционировании отдельных языков.

3. Аристотель в своих сочинениях ("Категории", "Поэтика", "Об истолковании") изложил логико-грамматическую концепцию языка, для которой было характерно нерасчлененное восприятие синтаксических и формально-морфологических характеристик единиц языка. Ученые Древней Стой усовершенствовали предложенную Аристотелем классификацию частей речи и заложили основы теории семантического синтаксиса.

4. В Древней Греции постижение законов языка основывалось на философии и логике. Античных философов интересовали такие проблемы, как происхождение языка, язык и мышление, соотношение слова, вещи и мысли. Философский подход к изучению языка достигает своей вершины в трудах западноевропейских ученых XVI-VII вв. Ф. Бэкон, Р. Декарт, В. Лейбниц выдвинули идею создания совершенного средства общения и выражения человеческих знаний, т. е. единого для всего человечества языка. Трудности межъязыкового общения и обучения побудили ученых XVII в. к поискам путей создания философской грамматики языка. Ф. Бэкон предложил создать сравнительную грамматику всех языков, выявляющую сходства и различия между ними. На основе выявленных сходств он намеревался создать единый для всего человечества язык. По мнению Р. Декарта, единый философский язык должен обладать определенной суммой понятий; должен иметь только один способ спряжения, склонения и словообразования. В основе концепции В. Лейбница лежала идея создания универсального символического языка, в котором все сложные понятия состояли бы из простых "атомов смысла", неделимых частиц. Она дала толчок развитию символической логики.

5. Логический подход к языку получил продолжение в рационалистических концепциях языка. Авторы "Всеобщей рациональной грамматики"(А. Арно и К. Лансло, последователи Р. Декарта), считая выявленные Аристотелем логические формы языка (понятие, суждение и сущность) универсальными для большинства языков мира, установили соотношение категорий языка и логики. Эта работа доказала возможность классификации языков с точки зрения их сходства и различия как материального, так и семантического. Однако авторы, рассматривая язык как выражение "неизменных логических категорий", игнорировали принцип языковой эволюции. Тем не менее "Всебщая рациональная грамматика" положила начало общему языкознанию как специальной научной дисциплине и заложила основы сравнительно-исторического языкознания.

Что такое "Ударение"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Ударение Выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта - синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Различаются: 1) ударение в фонетическом аспекте: а) по силе выдоха. Ударение силовое (динамическое, экспираторное, выдыхательное) (например, в русском языке); б) по высоте тона (движению голосового тона). Ударение музыкальное (мелодическое, тоническое, тоновое) (например, в китайском, корейском, японском языках; в соединении с экспираторным усилением - смешанное, или музыкально-выдыхательное, ударение - в шведском и норвежском языках, в менее заметной форме в сербскохорватском и литовском языках); в) по долготе звука. Ударение количественное (квантитативное, долготное) (например, в современном новогреческом языке); 2) ударение в морфонологическом аспекте: а) по прикрепленности к определенному слогу в слове. Ударение постоянное (устойчивое, фиксированное) (например, в языках чешском, венгерском, финском, эстонском, латышском на первом слоге; во французском языке и в большей части тюркских языков на последнем слоге; в польском языке на предпоследнем слоге). Ударение свободное (разноместное) (например, в русском языке); б) по возможности перехода с одного слога на другой. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т. е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например в русском языке); в) по наличию дополнительного ударения. Ударение главное (см. главное ударение). Ударение второстепенное (см. второстепенное ударение); 3) ударение в различных единицах языка. Ударение слоговое, связанное с изменением силы звука или движения тона внутри слогообразующей части слога (ударение ровное, восходяще е, нисходяще е, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее). Ударение словесное - выделение фонетическими средствами одного из слогов в двусложном или многосложном слове. Ударение тактовое (синтагматическое) - выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта (синтагмы). Ударение фразовое (ф р а а в о е) - выделение в произношении более важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы); таким ударением является одно из тактовых; 4) в аспекте интеллектуального и эмоционального содержания высказывания. У дарение логическое (см. логическое ударение). Ударение эмфатическое (см. эмфатическое ударение).

Ударение - акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяю... Большая Советская энциклопедия

Ударение - УДАРЕНИЕ, ударения, ср. 1. выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышение... Толковый словарь Ушакова

Ударение - ср. 1. Выделение - слога в слове или слова в предложении - силой голоса или повышением тона. 2. Зна... Толковый словарь Ефремовой

Ударение - УДАРЕНИЕ (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических с... Современная энциклопедия

Ударение - УДАРЕНИЕ (акцент) -..1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических... Большой энциклопедический словарь

Ударение - (в сочетании с глаголом ставить) на что и на чем. В этом слове ударение ставится на последний слог (... Управление в русском языке

Ударение - фонетическое средство выделения в слове слога или моры, гласные в которых зачастую маркируются (обыч...

Ударение - выделение одного из слогов в звучащей речи, про­изнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное - удар­ный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный.

Гласный под ударением произносится более интенсивно и дли­тельно, чем гласный в безударном положении. Если вершиной слога является ударный гласный, то и весь слог называется ударным, если вершина слога - безударный гласный, то и слог называется безудар­ным. В потоке речи обычно на один ударный слог приходится несколь­ко безударных слогов. Такое фонетическое выделение одного слога на фоне других безударных слогов формирует фонетическое слово, способствует ритмическому оформлению звучащей речи.

В русском языке ударение разноместное и подвижное. Если ударе­ние может падать на любой слог в слове, то оно разноместное: домики, дорога, молоко. Если ударение в формах одного слова может переме­щаться с основы на окончание, то оно подвижное: ноги - ноги.

В русском языке перенос ударения с одного слога на другой может менять лексическое или грамматическое значение слов (см. Фонетика).


На этой странице искали:

  • что такое ударение
  • что такое ударение в русском языке определение
  • что такое ударение 1 класс
  • ударение в русском языке
  • ударение определение

Ударение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта.

Тип ударения

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

    динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

    квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

    мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.

Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.

Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

В языках с сильным динамическим ударением почти вся сила, выталкиваемой из лёгких струи воздуха, используется для произношения ударного слога. Для безударных слогов не достает силы, они ослабляются и изменяются.

Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией .

По способу выделения слога из такта в русском языке сильное динамическое ударение : гласные в безударных слогах редуцируются, что приводит к многообразию гласных звуков (аллофонов), в которых реализуется ограниченное количество фонем русского языка. Силе русского ударения сопутствует длительность – подударный слог русского слова не только самый сильный, а также самый долгий.

В чешском языке слабое динамическое ударение : гласные в безударных слогах почти не меняются.

Например: -mek ve -čer вé -чер зá - мок за – мóк

Длительность гласных звуков ЧЯ выполняет смысло-различительную функцию и не связана с динамичностью ударения. (т.е. она является свойством сегментных элементов) и не зависит от ударной или безударной позиции.Долгие гласные вдвое длительнее кратких.

Длительность гласных звуков РЯ не является самостоятельным свойством сегментных элементов, она сопутствует силе динамического ударения и является его второстепенной характеристикой. Подударные гласные в 2-3 раза дольше безударных.

Итак, в РЯ сильное динамическое ударение со значительным квантитативным компонентом.

В ЧЯ слабое динамическое ударение без квантитативного компонента.

Например:

ра –бó-тать мо-ло-кó о-го-рóд rá-na ra-ná pra-co-vat pa-má-tka

Место удаарения

По месту выделяемого слога в слове различаются:

    фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

    свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

    свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

    свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря , пи-шу – пи -шешь).

В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли. В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.

Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное .

Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение . Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики .

Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал..., иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.

Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите.... Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести...(в ЧЯ это касается почти всех предлогов).

Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.

Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) - побочное . Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.

Упражнения

Упражнение 4.1

Читайте, следите за изменением ударения в родственных словах

Гóрод – городá – гóрода – огорóд – городовóй – зáгородного

Хóлод – холодá – хóлодно – холодновáто – похолодáло

Морóз – зáморозки – подморози ло – вы морозило – морóзного

Ворóт – ворóта – подворóтня – воротничóк – подворотничóк

Бородá – бóроды – подборóдок – бородáвка

Рабóта – зарабóток – зарабóтал – вы работал

Зóлото – золоти стый – позолóта – позолóченный

Вóрон – ворóна – воронóй – вороньё – воронёнок

Упражнение 4.2

Образуйте слова по образцу, следите за ударением

Образец: подари ть – подáрок

Ответ:

1. Язык это процесс обмена мыслями, идеями и чувствами в человеческом сообществе с использованием системы звуковых символов. А наука, которая занимается изучением формирования, развития и функционирования языка получила название языкознание .

Эта наука считается одной из древнейших наук, прошедшая длительный путь развития.

Говоря об истории изучения теоритических основ языка В России и об истории российского языкознания следует упомянуть следующие имена Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунова.

Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание изучает вопросы языка как общественного явления вообще, безотносительно к данным конкретного языка. Частное языкознание занимается вопросами конкретного языка. Внутри любого частного языкознания выделяются такие подразделы как грамматика языка , лексикология , фонетика и другие.

2. Фонетика.

Фонетика - это раздел общего языкознания, изучающая звуковой строй языка-звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи. Кроме того, вкруг вопросов фонетики включаются интонация и ударение.

Ударение - это выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона).

Типы ударения:

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

1. Динамическое (экспираторное, силовое) - слог выделяется силой выдоха

2. Квантитативное (количественное) - слог выделяется долготой

3. Мелодическое (музыкальное, тоновое) - слог выделяется движением голосового тона.

1. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.

2. Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

3. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

По месту выделяемого слога в слове различаются:

1. Фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге - в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

2. Свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

1. Свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

2. Свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах - мó-ре - мо-ря , пи-шу - пи -шешь).

В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок - за- мóк, пи-ли - пи-ли. В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.


Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное .

Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение . Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики .

Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал..., иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.

Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите.... Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести...(в ЧЯ это касается почти всех предлогов).

Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.

Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) - побочное . Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.