Отношение онегина к природе. Тема русской природы в романе а.с

Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.
Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями:

Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.

Яркие, красочные картины природы, рассыпанные по пестрой сюжетной канве романа, сверкают и переливаются, как драгоценные камни. Многие из них стали крылатыми, обрели жизнь, как самостоятельные произведения. Однако автор изображает природу не восторженно-романтически, а субъективно-реалистически — ведь вечная и многоликая природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении. Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую иронию при описании не самых любимых пор года:

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим...
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Но и в этих ироничных зарисовках удивительная точность, удивительная точность в передаче настроений. Поэт воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания (“зимы ждала, ждала природа”) порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья. Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей “бразды пушистые”. И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений вызывающе смела для изящной словесности того времени. Но Пушкин демонстративно подчеркивает принципиальность реалистического взгляда на мир:

Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.

Противопоставляя свой насыщенный реалистическими деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям “роскошным слогом” “всех оттенков зимних нег”, поэт отстаивает право на творческую самостоятельность, естественность.
Но Пушкин изменчив и многогранен. Глазами своей любимой героини он воссоздает образ зимы красочной и поэтичной:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками.
Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Но Пушкин не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя. Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой.

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны...

То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть. Нет в душе той радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся надежд.
Прекрасно описал Пушкин летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками. Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий. Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением.
Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий.

И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческом работы, вдохновения. Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы:

Настала осень золотая
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.

Образ осени трагичен еще и потому, что воспринимается глазами Татьяны, чувства которой обострены до предела. Она прощается со своими девичьими мечтами, с любимыми сельскими пейзажами. Детство кончилось, ее везут “на ярмарку невест”, а сердце разрывается от неразделенной любви, безысходности.
Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры, неприятие ее — черта душевной бедноты, ограниченности человека.

1.

2.

3.

4.

5.

Пушкин с особой нежностью относился к природе. Где бы он ни находился – в родном Михайловском или на берегу Черного Моря, в Оренбурге, или в горах Кавказа, у него всегда находились добрые и теплые слова, воздающие дань Природе. А его поэтические картины были настолько яркими и точными, что живописцы могли бы по его стихам писать картины.

Отрывки с описанием природы в «Евгении Онегине» неподражаемы и нередки: в его строках нашли отражение приход весны, наступление осени. Зима и осень описывалась 2 раза.

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.

Лесов таинственная сень обнажается — облетают листья не зеленые, а желтые, бурые, даже оранжево-красные и лес оголяется, остаются стволы деревьев, лес становится светлее, прозрачнее.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:

Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак

Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.

Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:

Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:

Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?

Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.

» «энциклопедией русской жизни», то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь говорил:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть «русскость». Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, - это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается:

Но нагие северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет, и нет…

Если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней…»

Онегин скучал в городе, где «равно он зевал средь модных и старинных зал», также скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».
Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…

Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке.
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клочками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

ПРИРОДА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Господский дом уединенный, Горой от ветра огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые... А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую природу. В ней видел он рационализм, покой, совершенное творение Бога. Самые разнообразные картины природы можно увидеть в лирике поэта и в его романе «Евгений Онегин». Но не следует думать, что Александр Сергеевич описывает природу лишь для того, чтобы создать фон, на котором будут действовать его герои, страдая и мучаясь, и даже погибая. Природа в романе олицетворена, она почти героина произведения, органически входя в ткань повествования, помогает понять характеры действующих лиц. Любовью к природе проверяет автор своих героев на духовность, а нелюбовь или равнодушие к ней некоторых персонажей Пушкин объясняет издержками их воспитания или полным бездушием. Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок... Господский дом уединенный... Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые... ет среди первозданной красоты, человек сам становится чище, душевнее и богаче духовно. Увидеть и оценить ок-Ций мир может только искренний и добрый человек, обла-* не столько умом, сколько сердечностью. Поэт доказыва-Это образом своей любимой героини - Татьяны Лариной. Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Природа в романе «Евгений Онегин» действенна, не остается равнодушной к героям, она «сопровождает» их, утешает или предупреждает о грядущем (сон Татьяны). Не случайно автор пишет, что Татьяна любила русскую зиму. Это своеобразное признание в любви к России, которую невозможно представить без белого, пушистого снега, катания на санях, зимних забав и суровой красоты севера. Было бы неестественно, если бы Пушкин показал «деревенскую девушку» Татьяну страстной патриоткой, но через любовь к природе родной земли открывается истинная духовная красота героини. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. Описание картин природы - это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее бескрайним просторам, прекрасным пейзажам. Безусловно, Пушкин любит родину, иначе он не смог бы «создать» таких великолепных картин. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры. Деревья в зимнем серебре... Природа в описании Пушкина не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта, и не случайно в гранитном Петербурге, став светской дамой, Татьяна с грустью вспоминает деревню с ее нехитрым бытом, где героиня оставила родных людей, где зарождалась ее единственная и незабвенная любовь. Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, да полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где. в первый раз, Онегин, видела л вас, Па за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей бедной нянею моей... Так сложилось в литературе XIX века, что описание картин природы было для авторов не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой героя, его гармонию с окружающим миром или разлад. И у Пушкина в романе «Евгений Онегин» природа помогает глубже понять душевное состояние героев, замысел автора, показавшего жизнь его современников во всем многообразии, красоту земли. Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль природы в романе " Евгений Онегин"

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет и, сопровождая по жизни, формирует его личность. Сколько тайн и загадок несут в себе леса и моря, красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. С давних времён образы природы используют во многих произведениях искусства.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

Пейзаж играет композиционную роль. Показывает ход времени в романе. Смена времен года и смена жизненных этапов в судьбах героев.

В романе "Евгений Онегин" Пушкин постоянно использует образы природы: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармоничный мир, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев и описания их чувств.

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою .

Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты;

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною.

Так, видно, небом суждено.

Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие. Описывая свое отношение к природе и отношение Онегина, Пушкин акцентирует внимание читателя на том, что сам автор и его герой разные по своей натуре. Вот отношение Онегина:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

А вот как относится к природе Пушкин:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины;

Живее творческие сны.

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

"Уединенные поля", "сумрачная дубрава" - это признаки "приюта" изгнанника света. Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: "Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины", - то Онегин в деревне "скучает" и не видит "прелестного уголка", в котором живет.

Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод .

Романтика пейзажа подчеркивает романтический образ героини. Глазами своей любимой героини Пушкин рисует образ зимы красочной и поэтичной:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздней

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл перелома в судьбе Татьяны. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Остановят поневоле

Татьяну прелестью своей!

Пейзаж присутствует в "Евгении Онегине" в виде развернутых законченных картин, выполняя роль своеобразных введений или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Сюжеты большей части романа связаны с деревенской тематикой. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме. Несколько сюжетных планов как бы соединяются на полотне, что для Пушкина не является неожиданной идеей. Он сам осознает в этом влияние фламандской живописи:

Порой дождливою намедни

Я, завернув на скотный двор…

Тьфу! Прозаические бредни,

Фламандской школы пестрый сор!

ЗИМА

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Данное описание лаконично, но жизнерадостно. Оно наполнено детской радостью. В пейзаж вводится сюжет, своеобразные бытовые сценки. Это реалистический пейзаж, горячо любимый Пушкиным. В живописи такие сюжеты называются жанровыми. природа пушкинская пейзаж метафора

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь.

Появляются новые, неожиданные, с живописной точки зрения, ракурсы. Например, пейзаж, наблюдаемый из окна:

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Демократичность пейзажа подчеркивается самим автором. Конкретность, приземленность пейзажа, описание обычных прозаических вещей поддерживается простотой языка Пушкина. Богатая цветовая палитра в пейзажных зарисовках, причем в очень чистые тона. Зимние пейзажи выдержаны в бело-серебристой гамме:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Твоя серебреная пыль

Меня кропит росою хладной.

В седьмой главе Пушкин любуется "волшебницей зимой" и тем праздничным преображением, которое она несет природе:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

ВЕСНА

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками. Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

В романе не просто отражается внешний мир, природа - это фон, на котором протекает душевная жизнь человека.

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны...

Пушкин показывает нам, что внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя.

ЛЕТО

Пушкин не любил лето. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Поэтому в романе данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим...

Но Пушкин прекрасно описал летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками.

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

Огонь рыбачий.

ОСЕНЬ

И наконец - осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, осенние, багряно-золотые пейзажи:

Роняет лес багряный свой убор.

время плодотворной творческой работы, вдохновения. Осень помогает понять Онегина, который, приехав в глухую деревню, не находит себе нужного занятия и скучает по прежней городской жизни:

Вдали пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Этому сезону посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени -

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев "Евгения Онегина". Природа у Пушкина - мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой - признак глубокой натуры, неприятие ее - черта душевной бедноты, ограниченности человека.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. http://www.a4format.ru.

2. http://www.litra.ru.

3. http://artnow.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль и значение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской литературе. Образ Евгения Онегина, его характер и противоречивость взглядов на жизнь и общество. "Евгений Онегин" как роман не только самого Пушкина как автора, но и о нем самом как личности.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе "Евгений Онегин" о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

    реферат , добавлен 12.12.2007

    Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина "Евгений Онегин", его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.

    реферат , добавлен 26.04.2011

    Все аспекты русской общественной и литературной жизни того времени в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Реалистичность и верность исторической и художественной правде. Главные герои романа в стихах. Загадочный образ Татьяны Лариной, ее русская душа.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Соотношение картины природы с человеческими интересами, порывами, надеждами, раздумьями, стремлениями. Оценка значения природы в жизни человека. Многообразные функции описания пейзажа в художественных произведениях зарубежных писателей XIX-XX веков.

    разработка урока , добавлен 02.10.2011

    Лирическое отступление как литературоведческий термин. История создания романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", особенности жанра. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта, об обучении и воспитании, о театре, любви к родине.

    реферат , добавлен 01.10.2014

    Чтение как важнейший элемент культуры и быта, его отражение в литературных произведениях и введение "читающего героя". Литературные предпочтения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Круг чтения героев Пушкина. Роль книги в романе "Евгений Онегин".

    курсовая работа , добавлен 12.07.2011

    Мировоззрение и идеалы главного персонажа романа - Евгения Базарова. Приемы изображения И.С. Тургеневым душевных переживаний своих героев и зарождения и развития в них различных чувств. Метод описания автором сущности психологических состояний персонажей.

    презентация , добавлен 02.04.2015

    Семантическое словообразование в литературном языке XIX века. Понятие его сущности и специфики языка художественного текста. Определение случаев семантической деривации в области имен существительных в романе "Евгений Онегин". Анализ выявленных дериватов.

    реферат , добавлен 11.05.2011

    Виды иносказательности в китайской художественной литературе. Примеры использования иносказательности (метонимия, метафора) и их художественная роль в романе "Сон в красном тереме". Метафора сна, образ зеркала и смерти в произведении, их значимость.