Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста

Практическая психодиагностика – это весьма сложная и ответ­ственная область профес-сиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профес-сионального мас­терства и может затрагивать судьбы людей, например, когда, на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диаг­ноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъяв-ляют ряд социально-этических требований. Часть из них включена в этический кодекс прак-тического психолога, (с которым слушатель может познакомиться во второй книге учебника Р.С. Немова Психология «Психология обра­зования», глава 28), другие требуют дополнитель-ного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованнос-ть психодиагностических методик, не нанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объ­ективность выводов и эффективность предлагаемых практи-ческих рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов пси-ходиагностики.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например, о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методи­ки требует того, чтобы она, как минимум, былавалидной и надеж­ной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно дове­рять 1 .

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психоди­агностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обсле­дуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т. е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или поль­зуется его итогами.



Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполага­ет, что такие рекомендации обязательно должны быть полезным для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из резуль­татов тестирования, которые для него бесполезны или могут при­вести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые ква-лификационные требования. Основные из них – следу­ющие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствую­щих методик.

Каждая психодиагностическая методика не возникает на пус­том месте, она появляется и развивается на базе некоторой психо­логической теории того объекта, для диагностики которого пред­назначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Каждая психодиагностичес­кая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Например, если согласно неко­торой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих черт, мож­но достоверно судить и о степени развития другой. Но той же теорией, лежащей в основе психодиагностической методики, не­редко весьма ограничивается интерпретация ее результатов. Такой, например, метод исследования личности, как Тематический Ап­перцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию резуль­татов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической или факторной теории черт.

Обязательным в той связи для правильного применения любого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого психодиагност может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов обсле­дования людей.

Доскональное владение методикой предполагает умения и на­выки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуе­мым, анализа и интерпретации данных. Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на самом себе или на другом человеке. Очень важно также значение правил применения психодиагностической методики, соблюдение которых позволяет получать достоверные результаты, а нарушение ведет к серьезным ошибкам. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их наличное состояние и многие другие релевантные психодиагностике факторы.

Немаловажное значение имеет достаточный опыт практическо­го применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от эк­спериментатора, его состояния. Опыт применения таких психоди­агностических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут обычно к утра­те необходимых знаний, умений и навыков и к снижению качества работы с ней.

Обязательным ли для психодиагноста является наличие базового психологического образования, соответствующего диплома? Однозначный ответ на этот вопрос в данное время дать не возможно.

В некоторых случаях, таких, например, как проведение судебно-медицинской или иной психодиагностической экспертизы, кон­курсный отбор, прием на работу, применение сложных психологи­ческих тестов, государственно установленное образование, подтверждённое соответствующим дипломом, действительно необхо­димо. В других случаях, при проведении, например, психодиагнос­тики при помощи сравнительно простых методик в школе, в дру­гих учреждениях, достаточно психологического самообразования. Неопределенность в решении данного вопроса дополнительно свя­зана, во-первых, с тем, что в настоящее время далеко не все вы­сшие государственные образовательные учреждения, где готовят практических психологов, обеспечивают одинаково высокий уро­вень их профессиональной подготовки; во-вторых, с тем, что даже в самых известных и престижных государственных психологичес­ких и педагогических учебных заведениях такая подготовка не всегда достаточна для того, чтобы получающий высшее психологи­ческое образование считался хорошим психодиагностом без само­стоятельного дополнительного самообразования в этой области; в-третьих, с тем, что психологическое самообразование частично вполне может заменить государственное образование в области элементарной психодиагностики, и человека, не имеющего соот­ветствующего диплома, не всегда можно считать плохим психоди­агностом. К примеру, психодиагностикой на удовлетворительном с практической точки зрения уровне вполне могут заниматься люди, имеющие высшее педагогическое, социологическое, медицинское и иное образование, по своей программе предусматривающее до­статочно основательное знакомство с психологией.

Многое в решении обсуждаемого вопроса зависит и от того, в какой мере проводимой психодиагностикой определяются благо­получие и судьба тех людей, которые ей подвергаю-тся. Если чело­век от психодиагностики никак не может пострадать, то ее может осуществля-ть тот, кто имеет достаточное для это-го самообразова­ние, но в случае проведения эксперти-зы, конкурса или приёма на работу этим обязательно должен заниматься лицензированный или дипломированный специалист.

Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается психодиагностикой – профессионал или любитель, обязательно при ее проведении соблюдение следующих морально-этических норм:

1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.

2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреж-дать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирова­ния ребенка.

6. Если тестирование производится с целью определения уров­ня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.

Заметим, что в ряде стран, где общественно-экономическая система является более стабильной, чем в нашей стране, существу­ют государственные, юридически оформленные ограничения на распространение и использование психологических тестов. Они включают в себя следующие и, как правило, обязательные нормы:

1. Большую часть психологических тестов, используемых для профотбора и экспертизы, запрещается открыто публиковать в средствах массовой информации, чтобы ими не могли воспользо­ваться недостаточно квалифицированные люди и чтобы не было искажений в практике применения подобных тестов, связанных с предварительным знакомством с ними.

2. Психологи, использующие психологические тесты и занима­ющиеся психологическим тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук, а другие лица, причастные к этой практике, – лицензию на право заниматься подобной дея­тельностью. Со временем, вероятно, такие строгости будут введены и в нашей стране.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ

Федеральное агентство по образованию

Балашовский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

Кафедра психологии

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Тема: «ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ»

Выполнила:

студентка 3 курса

факультета психологии

Рябова М.И.

Проверил:

преподаватель

Киселёва М.А.

Балашов, 2010

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 4

2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 5

3. ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 7

3.1. Личностные качества психодиагноста. Квалификационные

требования

3.2. Морально-этические нормы в психодиагностике 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ВВЕДЕНИЕ

Выдвижение проблемы этических аспектов деятельности психодиагноста обусловлено ее актуальностью.

Практическая психодиагностика – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права (лицензии) на психологическую практику. Все вышеизложенное обусловливает цель данной работы.

Цель – раскрыть сущность и специфику этических принципов в психодиагностике.

Цель может быть реализована путем решения следующих задач:

¾ дать понятие и раскрыть сущность этики психодиагноста;

¾ проанализировать основные этические принципы в психодиагностике;

¾ раскрыть другие этические аспекты работы психодиагноста: особые квалификационные требования, личностные качества, морально-этические нормы.

1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность. В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

Профессионально-этические нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования сформулированы в ряде принципов, которые мы рассмотрим в следующей главе.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.

8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

3. ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

3.1. Личностные качества психодиагноста. Квалификационные требования

Поскольку психолог, проводя психодиагностическое обследование тесно взаимодействует на испытуемого и может воздействовать на него, он должен обладать определенным личностным качествами.

Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Психолог, пользователь психодиагностических средств, должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

3.2. Морально-этические нормы в психодиагностике

Обязательным при проведении психодиагностических мероприятий является соблюдение следующих морально-этических норм:

а) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом);

б) перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает;

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и от­ветственная область профессиональной деятельности психоло­гов. Она требует соответствующего образования, профессиональ­ного мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психо-логический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или при­ем на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагно­стам предъявляют ряд социально-этических требований. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, с которым читатель мог познакомиться во второй книге учебника («Психология образования», глава 28), другие требуют допол­нительного обсуждения. Среди них - соблюдение тайны психо­диагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффектив­ность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов психодиагнос­тики.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполага­ет неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиа­гностики обязательно требуется согласие родителей или заме­няющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответствен­ность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда пси-


ходиагностика проводится в научных целях как часть экспери­ментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фами­лии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической ме­тодики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне мож­но доверять 1 .

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяет­ся вместе с принципом открытости результатов психодиагности­ки для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследо­вания, а также о том, кем и каким образом они будут использова­ны для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирова­ния требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. выте­кали из результатов тестирования, проведенного при помощи ва­лидных и надежных методик, а не определялись и никак не за­висели от субъективных установок тех, кто проводит тестирова­ние или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций пред­полагает, что такие рекомендации обязательно должны быть по­лезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекоменда­ции из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым послед­ствиям.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляют­ся особые квалификационные требования. Основные из них - следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения,

1 Более подробно эти и другие принципы проверки научной обоснованности психодиагностических методик будут рассмотрены в следующей главе книги.


Глава 1, Введение в психодиагностику

наличие достаточного опыта практического использования со­ответствующих методик.

Каждая психодиагностическая методика не возникает на пус­том месте, она появляется и развивается на базе некоторой пси­хологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на на­учные представления о его природе, структуре, значении и жиз­ненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым мож­но объективно судить о личности данного человека. Каждая пси­ходиагностическая методика обогащена и одновременно обед­нена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная со­ответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходя­щие за пределы того, что непосредственно диагностируется. На­пример, если согласно некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагно­стику одной из этих черт, можно достоверно судить и о степени развития другой. Но той же теорией, лежащей в основе психо­диагностической методики, нередко весьма ограничивается ин­терпретация ее результатов. Такой, например, метод исследова­ния личности, как Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обос­нованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманис­тической или факторной теории черт.

Обязательным в той связи для правильного применения лю­бого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого психодиагност может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из ре­зультатов обследования людей.

Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуе­мым, анализа и интерпретации данных. Ни один психологичес­кий тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на


Часть I. Психологическая диагностика

самом себе или на другом человеке. Очень важно также знание правил применения психодиагностической методики, соблюде­ние которых позволяет получать достоверные результаты, а на­рушение ведет к серьезным ошибкам. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их наличное состояние и многие другие релевантные психо­диагностике факторы.

Немаловажное значение имеет достаточный опыт практичес­кого применения соответствующей психодиагностической мето­дики. В особенности это касается проективных и ряда других ме­тодик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестан­дартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зави­сящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких психодиагностических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут обычно к утрате необходимых знаний, умений и навыков и к сни­жению качества работы с ней.

Обязательным ли для психодиагноста является наличие ба­зового психологического образования, соответствующего дипло­ма? Однозначный ответ на этот вопрос в данное время дать не­возможно. В некоторых случаях, таких, например, как проведе­ние судебно-медицинской или иной психодиагностической экс­пертизы, конкурсный отбор, прием на работу, применение слож­ных психологических тестов, государственно установленное об­разование, подтвержденное соответствующим дипломом, дейст­вительно необходимо. В других случаях, при проведении, напри­мер, психодиагностики при помощи сравнительно простых ме­тодик в школе, в других учреждениях, достаточно психологичес­кого самообразования. Неопределенность в решении данного вопроса дополнительно связана, во-первых, с тем, что в настоя­щее время далеко не все высшие государственные образователь­ные учреждения, где готовят практических психологов, обеспе­чивают одинаково высокий уровень их профессиональной под­готовки; во-вторых, с тем, что даже в самых известных и престиж­ных государственных психологических и педагогических учеб­ных заведениях такая подготовка не всегда достаточна для того,


Глава 1. Введение в психодиагностику

чтобы получающий высшее психологическое образование счи­тался хорошим психодиагностом без самостоятельного допол­нительного самообразования в этой области; в-третьих, с тем, что психологическое самообразование частично вполне может заме­нить государственное образование в области элементарной пси­ходиагностики, и человека, не имеющего соответствующего дип­лома, не всегда можно считать плохим психодиагностом. К при­меру, психодиагностикой на удовлетворительном с практической точки зрения уровне вполне могут заниматься люди, имеющие высшее педагогическое, социологическое, медицинское и иное образование, по своей программе предусматривающее достаточ­но основательное знакомство с психологией.

Многое в решении обсуждаемого вопроса зависит и от того, в какой мере проводимой психодиагностикой определяются бла­гополучие и судьба тех людей, которые ей подвергаются. Если человек от психодиагностики никак не может пострадать, то ее может осуществлять тот, кто имеет достаточное для этого само­образование, но в случае проведения экспертизы, конкурса или приема на работу этим обязательно должен заниматься лицен­зированный или дипломированный специалист.

Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается психодиагностикой - профессионал или любитель, обязатель­но при ее проведении соблюдение следующих морально-этичес­ких норм:

1. Человека нельзя подвергать психологическому обследова­нию против его воли, за исключением особых случаев или су­дебной, или медицинской практики, оговоренных законом.

2. Перед проведением психологического тестирования чело­века необходимо предупреждать о том, что в процессе исследо­вания он невольно может выдать такую информацию о себе, сво­их мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет пра­во знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты психологического тестирования предоставля­ются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступ­ной для правильного понимания форме.


______________ Часть I. Психологическая диагностика ______________

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родите­ли или заменяющие их лица имеют право знать результаты тес­тирования ребенка.

6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном от­боре или при оформлении на работу, то человек также имеет пра­во знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.

Заметим, что в ряде стран, где общественно-экономическая система является более стабильной, чем в нашей стране, сущест­вуют государственные, юридически оформленные ограничения на распространение и использование психологических тестов. Они включают в себя следующие и, как правило, обязательные нормы:

1. Большую часть психологических тестов, используемых для профотбора и экспертизы, запрещается открыто публиковать в средствах массовой информации, чтобы ими не могли восполь­зоваться недостаточно квалифицированные люди и чтобы не было искажений в практике применения подобных тестов, связанных с предварительным знакомством с ними.

2. Психологи, использующие психологические тесты и зани­мающиеся психологическим тестированием, должны иметь дип­лом о высшем психологическом образовании или ученую сте­пень не ниже кандидата психологических наук, а другие лица, причастные к этой практике, - лицензию на право заниматься подобной деятельностью. Со временем, вероятно, такие строго­сти будут введены и в нашей стране.

Контрольные вопросы

1. Что означает слово «психодиагностика» и в каких значе­ниях данное понятие используется в современной психо­логии?


Глава 1. Введение в психодиагностику

2. Задачи и область применения психодиагностики.

3. Требования, предъявляемые к современным методам пси­ходиагностики.

4. Требования, предъявляемые к психодиагносту, к ситуации тестирования и к инструкции, получаемой испытуемым.

5. Когда и как возникла психодиагностика?

6. Как развивалась психодиагностика на рубеже XIX и XX вв.?

7. Операционализация и верификация понятий, их приме­нение в оценке психодиагностических методов.

8. Социально-этические требования к психодиагностам и к психодиагностике.

9. Квалификационные требования к людям, проводящим психодиагностику.

10. Морально-этические нормы психодиагностики.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Х.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982. (Функции и происхождение психологического тестирования: 17-31. Социальные и этические аспекты тестирования: 50-66.)

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. (Психодиагностический метод: 7-11. Психодиагностический процесс: 15-27.)

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоло­гической диагностике. Киев, 1989.199 с.

4. Войтко В.И., Гильбух ЮЗ. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976. № 4.

5. Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. М., 1989.79 с.

(Об основных понятиях психодиагностики: 5-7. О тестах и пе* дологии: 9-12.)

6. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. 80 с. (Из истории психодиагностики: 10-28.)

7. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.232 с.

(Проблемы современной психологической диагностики: 5-23. Методические аспекты тестологии: 24-25.)


Часть I. Психологическая диагностика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ ТРЕБОВАНИЯ

Общая характеристика методов психодиагностики. Что такое психодиа­гностика. Отличие психодиагностических методов от исследовательских. Об­ласть применения психодиагностических методов. Виды психодиагностических методов. Особенности наблюдения, опроса, анализа результатов деятельности и эксперимента как методов психодиагностики.

Методы психодиагностики, их классификация. Общее представление о методах психодиагностики. Основания и критерии классификации психодиа­гностических методов. Методы научной и практической психодиагностики. Тес­ная связь, существующая между определениями научных понятий и соответ­ствующими им методами психодиагностики. Требования операционализации и верификации, предъявляемые к современным методам психодиагностики. Воз­можности, достоинства и недостатки разных групп методов психодиагностики.

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методам и ситуа­циям. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим мето­дам. Валидность методики и способы ее оценки. Приемы проверки надежно­сти психодиагностических методик. Точность измерительных психологиче­ских инструментов. Требования, предъявляемые к ситуациям психодиагно­стики, к инструкции и к поведению экспериментатора во время эксперимента.

Тесты и тестирование. Научное определение теста. Виды тестов, приме­няемые в психодиагностике, сфера их использования. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим тестам. Необходимость адаптации теста к новым условиям. Понятие и процедура установления тестовых норм. Правила организации и проведения тестирования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием со­ответствующей области научных психологических знаний и ис­следований, а другое указывает на специфическую область прак-


тического применения психологических знаний. Как сфера на­уки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагнос­тики. Как область практики она ориентирована на профессио­нальные знания и умения, связанные с практическим примене­нием ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний чело­века. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показыва­ет, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из- них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть ис­следовательские и собственно психодиагностические методы. По­следнее название относится только к той группе методов, кото­рые используются в оценочных целях, т.е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучае­мых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологи­ческих процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель ко­торых - получение достоверных знаний. Приведем два приме­ра, показывающих разницу между психодиагностическими и ис­следовательскими методами.

Пример 1. Метод психодиагностики личности.

Это 16-факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суж­дений, разделенных на 16 групп - подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая-либо отдельная черта личности, причем оценки даются в стандартных баллах. Суждения, вклю­ченные в данный тест, инструкция, процедура его применения, способы получения, интерпретация результатов и выводы - все это является неизменным и применяется одинаково во всех слу­чаях тестирования.

Пример 2. Метод исследования личности.

Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначен­ный для того, чтобы исследовать определенный вид поведения


Часть I. Психологическая диагностика

человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека, связанные с данной формой поведения, мог­ли проявиться наиболее отчетливо, т.е. так, чтобы их можно было детально изучить. Экспериментатор ставит и проводит задуман­ный с этой целью эксперимент, наблюдает за поведением его уча­стников и делает вывод об особенностях изучаемой черты лич­ности и соответствующей ей формы поведения.

Исследовательским, к примеру, также является метод вклю­ченного наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.

Эти методы психодиагностики применяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспе­риментов, а в практической психологии - в психологическом консультировании, психокоррекции, а также в других областях деятельности профессионального психолога, таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная подготовка.

В правильно организованном эксперименте почти всегда не­обходимо точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных психологических свойств до и после эксперимента для того, чтобы установить, повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих свойств. Сказанное касается также психоло­гического консультирования и психологической коррекции. Про­водя консультирование, практический психолог должен оценить степень развитости у клиента различных психологических осо­бенностей. Его работа в данном случае чем-то напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику больного прежде, чем установит болезнь и определит метод его лечения.

Примерно то же самое приходится делать психологу, если он выступает в роли диагноста и, поставив свой, психологический, диагноз состояния клиента, занимается консультированием или коррекцией.

Ряд профессий предъявляет особые требования к психоло­гии и поведению человека. Здесь также необходима точная диа-


Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

гностика разнообразных психологических и поведенческих ка­честв, определяющих профессиональную пригодность человека. Применение психодиагностических методов в данном случае свя­зано с профессиональным отбором и профессиональной подго­товкой людей.

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагнос­тики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некото­рую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схе­му классификации психодиагностических методов можно пред­ложить, и выглядит она следующим образом:

1. Методы психодиагностики на основе наблюдения.

2. Опросные психодиагностические методы.

3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

4. Экспериментальные методы психодиагностики.

Первая группа методов - диагностика на основе наблюде­ния - обязательно предполагает введение наблюдения и преиму­щественное использование его результатов для психодиагности­ческих выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводят­ся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать резуль­таты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечислен­ным психодиагностическим требованиям, носит название стан­дартизированного наблюдения. Приведем пример такого наблю­дения за работой членов малой группы в процессе решения груп­пой какой-либо задачи (схема наблюдения за группой по методу Р. Бейлса) (рис. 1).

Эта схема и приведенная на ней система категорий исполь­зуются для наблюдения за взаимодействием членов группы в процессе их совместной работы. Описанные в правой части схе­мы действия и реакции членов группы классифицируются в со­ответствии с ней. В верхней части схемы представлены актив­ные действия и эмоциональные реакции, способствующие реше­нию поставленной перед группой задачи, а в нижней части схе­мы - пассивные действия и эмоциональные реакции, затрудняю­щие совместный поиск группой решения задачи. Схема включа-


____________ Часть I. Психологаческая диагностика ___________

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдаётся очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: относительно самих методик; их оценок; последующего использования результатов. Вопросы распространения и использования диагностических методик должны подчиняться и в нашей стране этическим стандартам или кодексу профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности в Америке. В кодексе профессиональной этики психолога-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут иметь место конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рассмотрим основные этические проблемы, связанные с областью психодиагностики, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.

1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применил индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников требуется относительно длительный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, которые участвуют в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок.

В идеальном случае хорошо подготовленный психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для частной цели, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надёжность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или даёт рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в психологии, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, желательно, чтобы имелся квалифицированный психолог-консультант, который поможет обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Неверные представления о характере и цели обследования, а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Кроме того, возрастающая сложность психологических знаний неизбежно приводит к усилению специализации в психологии. В этом процессе зарубежные специалисты по психологическому тестированию все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенствовании тестов и опросников и утрачивают контакты с тем, что происходит в смежных отраслях науки, таких, как педагогика, детская психология, психология индивидуальных различий и генетическая психология. Однако оценки по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить.

Кого считать квалифицированным психологом-диагностом? Очевидно, в связи с разнообразием областей исследования и, следовательно, специализацией в подготовке ни один психолог не является одинаково квалифицированным во всех областях. Признавая этот факт, психологи, разрабатывающие основы практической психологии, считают, что психолог должен знать границы компетентности и ограниченность своих методов и не предлагать свои услуги, а также отечественным психологам свойственны заблуждения иного рода: использование непроверенных методик, пригодных лишь для лабораторного экспериментального исследования, в практических целях, не использовать технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях. Кроме того, на Западе видят различие, существующее между психологом, работающим в системе научных или государственных учреждений, например, в школе, университете, клинике или государственных органах, и психологом, занятым самостоятельной практической деятельностью. Поскольку независимый психолог-практик менее подчинен оценкам и суждениям квалифицированных коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он, по представлениям Американской психологической ассоциации, должен отвечать более высоким требованиям к профессиональной квалификации. Это же справедливо и в отношении психологов, ответственных за контроль над другими учрежденческими психологами или консультирующих этих психологов.

Полезный зарубежный опыт состоит также в том, что для повышения профессиональных норм и качества психологического обследования населения квалифицированным психологам предоставляются лицензии и удостоверения.

2. Использование диагностических методик . Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. Но сегодня приобретать их могут все. Могут быть, конечно, и индивидуальные покупатели тестов, например студенты, которым может потребоваться какой-то тест для учебных или исследовательских целей. Американские психологи считают, что они должны иметь заказ на приобретение методики, скрепленный подписью преподавателя психологии или другого лица, который берет на себя ответственность за ее правильное использование. В зарубежных этических кодексах психологов-диагностов предлагается ограничить распространение диагностических методик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование. Диагностические оценки, как и сами методики, передаются только лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

Другие профессиональные обязательства должны быть связаны с продажей психологических методик, осуществляемой их авторами и разработчиками, а также издателями. Недопустимы какие-либо заявления относительно достоинств методики при отсутствии достаточных объективных оснований. Методику нельзя выпускать для общего применения преждевременно. Когда вначале ее распространяют только для исследовательских целей, это условие должно быть ясно указано и соответственно должно быть ограничено распространение методики. Руководство по ее использованию должно предоставлять достаточные данные, позволяющие оценить методику как таковую, а также давать полную информацию относительно ее проведения, способов оценки и норм. Руководство должно являться действительным изложением того, что известно о методике, а не средством рекламы, предназначенным для того, чтобы показать ее в выгодном свете. Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их периодическая проверка и повторная стандартизация с целью предотвратить их устаревание. Быстрота, с которой методика устаревает, зависит от ее содержания. Методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описания, ни для использования их при самооценке. Видный американский тестолог А. Анастази считает, что в этих условиях самооценивание не только приведёт к таким крупным ошибкам, как признание бесполезности методики, но может также быть психологически вредным для индивида. Кроме того, любая гласность в отношении содержания методики сделает недействительным ее будущее применение другими людьми. Представление методических материалов таким способом приводит к созданию ошибочной, искаженной картины психологического обследования в целом. Такое разглашение может породить, либо наивную доверчивость, либо огульное противодействие со стороны общественности всем направлениям психологической диагностики.

Другим, распространенным на Западе, но не отвечающим профессиональным требованиям видом деятельности является тестирование по почте, заочно. Выполнение индивидом каких-либо тестов способностей или тестов личности не может быть правильно оценено с помощью тестовых бланков, высылаемых ему по почте и по почте же отправляемых обратно для оценки) и интерпретации. Такой способ не только не обеспечивает контроля за соблюдением условий тестирования, но предполагает также интерпретацию тестовых оценок в отсутствие другой, относящейся к индивиду информации. При таких обстоятельствах тестовые результаты не только могут оказаться бесполезными, но и принесут вред.

3. Обеспечение тайны результатов обследования . Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуловимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование таких непрямых методов диагностирования налагает серьезную ответственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путём. В этой связи первостепенное значение имеет обязательное ясное понимание испытуемым способов и целей использования его диагностических результатов. Такова принципиальная позиция большинства зарубежных психодиагностов. Хотя беспокойство, касающееся посягательства на тайну личности, чаще всего проявляется по отношению к тестам личностным, его логично отнести к любому типу методик. Конечно, и интеллектуальные тесты, и тесты способностей, и тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навыках и знаниях, которые индивид предпочитает не раскрывать. Кроме того, любое наблюдение за поведением индивида во время интервью, беседы и других исследований личности может открыть такую информацию, которую он сам не знал или которую предпочитал скрывать. Таким образом, любые методы психологического исследования, а не только тесты таят в себе возможность проникновения в тайну личности. Конечно, возникающие конфликты ценности психологического исследования и посягательства на тайну личности могут быть разрешены в каждом конкретном случае, однако в действительности эта проблема не так проста, и ее решение требует большой осторожности со стороны психологов и других профессионалов. Чтобы оградить тайну личности, нельзя сформулировать универсальные правила, можно предусмотреть только общие пути. При применении этих общих способов к специфическим случаям необходимы этическая сознательность и профессиональная ответственность каждого психолога. Решения нужно вырабатывать в зависимости от конкретных обстоятельств.

Когда обследование проводится в интересах общества или какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесет пользы, если он займет место, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которого он потом будет признан непригодным. Диагностические результаты, полученные в клинике или консультации, не могут быть применены в интересах этих учреждений, если клиент не даст своего согласия на это.

Какова бы ни была цель обследования, сохранение тайны личности, по мнению А. Анастази, включает два ключевых понятия: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна соответствовать (релевантна) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валид-ности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой он применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию.

Понятие "информированное согласие" нуждаётся в следующем пояснении. Обследуемый должен быть, конечно, осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы.

Диагностические процедуры и экспериментальные планы, которые охраняют право индивида отказываться от участия в обследовании и, следовательно, защищают тайну его личности, осложняют работу психолога и повышают требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительной величине.

4. Конфиденциальность . Как и проблема сохранения тайны, проблема конфиденциальности волнует зарубежных психодиагностов. Она имеет много сторон. Основной вопрос ставится так: "Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?" С одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания теста и опасность неверного понимания тестовых оценок, с другой — объективная необходимость для разных лиц знать результаты тестирования.

В настоящее время усилилось осознавание индивидом собственного права иметь доступ к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов.

Один из этических вопросов конфиденциальности обследования школьников состоит в том, сообщать ли родителям ученика результаты тестирования, но исследователи чаще всего приходят к мысли, что важнее определить, как это делать. Обычно родители имеют законное право на получение информации о своем ребёнке. Чаще все го они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспеваемость ребёнка или затруднения эмоционального характера могут отчасти возникать из-за взаимоотношений ребёнка и родителей. В таких условиях контакт консультанта, психолога-диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для того, чтобы понять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество.

Если обследование проводится в учреждении, например в школе, суде или при оформлении на работу, индивид должен быть заранее проинформирован о его целях, о том, как будут использоваться его результаты, и об их доступности тем лицам, кто в них заинтересован. Разные ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются людьми, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенные в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые и сохраняемые в течение длительного времени, могут быть очень полезными не только для исследовательских целей, но и для правильного понимания и консультирования самого индивида. Однако их ценность предполагает правильное использование и правильную интерпретацию. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрезвычайно строгим контролем.

5. Сообщение результатов обследования . Психологи много размышляют о том, как сообщать результаты обследования в форме содержательной и пригодной для использования. Ясно, что информацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена. Ее нужно сопровождать объяснениями психологов-профессионалов. Например, когда родителям сообщают тестовые оценки их детей, рекомендуется устроить общее собрание, на котором консультант или школьный психолог объяснит цель и характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, и границы использования данных. Затем можно раздать родителям письменные сведения об их детях и дать объяснения на конкретном примере для какого-либо родителя, позволившего это сделать. Независимо от того, в каком виде сообщаются тестовые данные, важное условие заключается в том, чтобы предоставить их с помощью описания уровней выполнения, а не только в числовой форме. Особенно существенно соблюдать это условие для тестов интеллекта, которые интерпретируются неверно чаще, чем тесты достижений.

При сообщении результатов учителям, школьным администраторам, нанимателям рабочей силы и другим лицам следует соблюдать такие же предосторожности. Сообщения об уровне выполнения и качественные описания, сделанные простым языком, предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты теста сообщаются опытному, хорошо подготовленному психологу-профессионалу.

При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передаётся информация. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии и тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию. Если речь идет о родителях или учителях, например, то их эмоциональные конфликты с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию фактической информации о ребёнке.

Последняя, но не менее важная проблема касается сообщения результатов обследования самому индивиду, будь то ребёнок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые меры предосторожности против неправильной интерпретации. Однако здесь особенно важна индивидуальная эмоциональная реакция на информацию, если индивид занят изучением своих собственных достоинств и недостатков. Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует не только сопровождать их интерпретацией, проводимой компетентными психологами, но нужно создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией. Например, студент колледжа может быть серьезно обеспокоен, озадачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест школьных возможностей. Способный школьник может приучиться к лености и безынициативности или может стать непослушным и перестать действовать сообща с товарищами, если он обнаружит, что по своим способностям он намного превосходит своих сверстников. Развитие серьезных личностных нарушений может быть ускорено, если больному индивиду сообщить его оценку по личностному тесту. Такие вредные воздействия могут возникать, конечно, независимо от того, правильной или неправильной является сама оценка. Даже в том случае, если обследование было тщательно проведено, а полученные оценки правильно интерпретированы, их знание без возможности обсудить их в дальнейшем может быть вредным для индивида.

Таковы основные проблемы, затрагиваемые в этических стандартах зарубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их решения могут быть полезными отечественной психологической диагностике, которая делает пока первые шаги в направлении создания норм профессиональной этики.

6. О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста. Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на основаниях компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и внимания к социальным запросам и интересам своих коллег и общества.

Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:

  1. благополучие обследуемого индивида;
  2. ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;
  3. моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;
  4. корректность и сдержанность в публичных заявлениях;
  5. конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;
  6. отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;
  7. неразглашение результатов обследования;
  8. меры предосторожности в обследованиях;
  9. условия, возможности и ограничения в публикации методик;
  10. интерпретация диагностических результатов.

В приложении дан этический кодекс психолога-диагноста, принятый Американской психологической ассоциацией, с развернутыми определениями каждого принципа, раскрытием его содержания и его обоснованием.

психолог диагностика самооценка умственный

Цель: ознакомиться с основными этическими принципами психолога-диагноста.

Основные понятия: психодиагностика, диагностическое обследование, диагностические факторы, диагностические категории, критериальные нормы, тестовые нормы, психологический диагноз, психологический тест, психометрика, тестология, этические нормы психодиагностики.

Задания для самостоятельной работы:

Ознакомиться с этическими принципами психолога - диагноста (используя разные литературные. Сделать вывод о наличии/ отсутствии единого этического кодекса психолога - диагноста.

заполнить в тетради таблицу "Профессионально - этические принципы в психодиагностике".

Принципы

Характеристика

Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями. Это защищает индивида от неправильного использования методик. При этом необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики.

Принцип личной ответственности.

Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе.

Принцип "профессиональной тайны".

Сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения.

Принцип обеспечения суверенных прав личности.

человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек перед обследованием должен быть предупрежден о том, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть им приняты. В том случае, если обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно официально получить родители.

Принцип объективности.

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

Принцип конфиденциальности.

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

Принцип психопрофилактического изложения результатов.

Испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случае мы получаем как минимум, два серьезных производных требования:

1) результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте;

2) если испытуемый настаивает на том, чтобы переделать тестовое задание, психолог должен иметь наготове запасной вариант практически эквивалентной методики, чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к лицам следующих категорий:

Психолог-психометрист (разработчик психологических тестов);

Психолог-пользователь;

Специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях и использующий в своей работе психологические методики.

Сопоставить требования, предъявляемые к разным группам лиц. Заполнить таблицу:

Основные требования

Разработчики тестов

Психологом-психометристом (разработчиком психологических методик) может являться специалист в области дифференциальной психометрии, имеющий психологическое образование. Он должен знать и применять на практике методы математической статистики, обеспечивать вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности, установленные в специальных психометрических экспериментах.

Психологи-пользователи

должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области

Специалисты-непсихологи, работающие в смежных с психологией областях и использующие психологические тесты

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен предварительно проконсультироваться с психологами, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны, соблюдает все этические нормативы, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

Объяснить, почему существуют требования ограничения распространения методик.

Только достаточно квалифицированные люди должны использовать психодиагностические методики. Наиболее длительное и интенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся индивидуальными интеллектуальными и проективными тестами.

Распространение психодиагностические методик - проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию. Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели - наличие диплома и удостоверения. Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподавателем (он берет ответственность на себя за использование методик).

Две цели ограничения распространения методик:

· неразглашение диагностических материалов

· предупреждение неправильного применения

Контроль распространителей ограничен, поэтому основная ответственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов).

Сформулировать основные этические принципы, которыми следует руководствоваться при диагностировании детей.

В работе с дошкольниками важно закладывать основы доброго, оптимистического отношения к миру и к самому себе в этом мире. Добро и поддержка -- это тот фундамент, на котором формируется личность человека. С другой стороны, не допустимы баловство ребенка и излишняя опека над ним. Проблема в том, что ребенок пока еще мал и не понимает, что "хорошо", а что "плохо". Но он очень хочет это понять. Это и есть основа всей психолого-педагогической работы с ребенком.

Школьник -- человек более самостоятельный, а, следователь но, и более ответственный за свои поступки. Важно так организовать ситуацию, чтобы он получал удовольствие и удовлетворение от того, что он все больше и больше сам отвечает за свои действия. Это и есть основа чувства собственного достоинства. Естественно,

школьник должен понимать, что за недостойные действия он должен быть наказан. При этом само наказания желательно переводить из внешнего плана во внутренний, когда самым страшным для него будет по поводу своих неблаговидных поступков. На этой основе постепенно формируется и совесть, и чувство долга.