Преподобный михаил малеин. Герценка: Вятские записки Святой михаил малеин в чем помогает

Преподобный Михаил родился в 894 году в каппадокийском городе Харсиане. Он происходил из знатного и влиятельного рода Малеинов, который дал миру многих полководцев и государственных деятелей и который был связан с императорским домом. Родители Михаила долгое время не имели детей, но затем им было видение Богородицы, и у них родился сын. В крещении он получил имя Мануил. Еще в детстве мальчик был возведен в достоинство спафарокандидата императорской канцелярии, и в будущем его ждала блестящая придворная карьера.

Однажды Мануил был в Константинополе вместе с отцом, патрикием Евстафием, и присутствовал на похоронах императора Льва VI, который приходился им родственником (912). Юноша осознал тщету земной славы и почестей, и в нем загорелось желание принять иноческий постриг. Желая знать, такова ли воля Божия о нем, он открыл Псалтирь наугад и прочел стих: «На Господа уповах; како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» (Пс. 10: 1). Он закрыл книгу с радостью, убежденный, что получил Божественное знамение, и бежал без ведома родителей, желавших женить его в соответствии с их положением.

Мануил добрался до деревни Керсинии у подножия горы Кимин в Вифинии . Там жил известный старец Иоанн Еладит с несколькими учениками. Юноша в слезах пал к ногам старца и, скрыв свое истинное происхождение, просил направлять его в служении Богу. Видя пыл юноши и его горячее стремление к Богу, преподобный Иоанн всего через четыре дня облек Мануила в монашеские одежды с именем Михаил. Когда патрикию Евстафию сообщили новость слуги, посланные сыном, он, не вынеся боль разлуки, поспешил на гору Кимин.

Евстафий прибыл ночью и сразу пошел в церковь, как раз когда начиналась утреня. Тут он услышал ангельский голос сына, воспевшего слова: «Душе, яже зде временна, тамошняя же вечна», – и зарыдал, чем выдал свое присутствие. Патрикия привели к старцу, которого он стал резко укорять и обвинять в том, что тот заставил его сына оставить мир. Иоанн кротко отвечал, что всего лишь повиновался слову Евангелия: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). Тогда Евстафий успокоился, перестал угрожать монастырю, однако увез Михаила с собой. Когда они вернулись домой, мать преподобного Михаила, которая чуть не умерла от тоски, с трудом утешилась. Ведь его монашеские облачения свидетельствовали, что он действительно умер для мира и плотских привязанностей. Родители не могли заставить сына вернуться к мирской суете и позволили уехать в монастырь.

Преподобный Михаил был поставлен прислуживать в трапезной. Тот, кто с детства был окружен слугами, стоял, пока братия трапезничали, готовый подчиниться малейшему их знаку. Он с таким смирением исполнял даже самые неприятные послушания, что заслужил восхищение духовного отца и других монахов. Как и многие послушники, преподобный Михаил претерпевал жестокое искушение от желания спать. Тогда он решил днем носить только одну одежду и ходить с босыми ногами даже зимой, а ночью спать на доске. Через два года мужественных подвигов он был пострижен в монахи. На обряде пострига присутствовал его отец, который напутствовал Михаила: «Стремись, дитя мое, угождать Богу, Которого ты предпочел этому миру и родителям». Затем Евстафий с радостью вернулся к супруге и сказал, что Богородица приняла обратно данный им дар и что их сын станет опорой для многих душ, и они будут гордиться им.

Вскоре Евстафий умер (915), а мать, которая раньше так возражала против монашеского призвания сына, сама приняла постриг. Сестра преподобного вышла замуж и стала матерью будущего императора Никифора Фоки (963–969). Святой разделил наследство со своим братом Константином и отдал свою долю духовному отцу, а тот половину раздал нищим, а вторую половину использовал для расширения монастыря. Так преподобный Михаил освободился от всех забот о семье.

Желая вести более уединенную жизнь, он получил от старца благословение удалиться на скалу, находившуюся рядом с монастырем (918). Там он проводил пять дней в неделю в подвиге, молитве и трудах, а в субботу и воскресенье возвращался в монастырь и жил вместе с братией. Так он четыре года вкушал мед безмолвия, а затем ушел еще дальше, в пустыню, вместе с одним из своих родственников по имени Агапий. Они провели в отшельничестве два года, пребывая в самом строгом воздержании, питаясь только сухим хлебом, который время от времени приносили им крестьяне. Однако посетители нарушали их безмолвие – тогда они ушли в окрестности Прусиады (921).

Агапий оставил преподобного Михаила, и он поселился в очень тихом месте, называвшемся Ксиролимния. Здесь он построил себе хижину, чтобы вести безжалостную борьбу с бесами. Слава о преподобном Михаиле вскоре распространилась, и многие стали приходить к нему, чтобы подражать его образу жизни. Сначала блаженный не принимал их, но затем подчинился воле Божией. Вскоре более 50 монахов стали вести в этой местности безмолвное житие, питаясь только хлебом и водой. Преподобный Михаил во всем служил им примером и наставлял в искусстве из искусств. В этой общине блаженных было невозможно найти человека, охваченного унынием, печалью, павшего духом или очерствевшего сердцем. Всех приходивших к нему преподобный Михаил вел к сокрушению – и они, забывая сон, подчинялись блаженному изменению десницы Всевышнего (см.: Пс. 76: 11), чтобы вслед за святым возноситься в небесные выси.

Тем не менее в этом месте не было условий, подходящих для жизни большого числа монахов, поэтому преподобный оставил управление лаврой Агапию и отправился с несколькими учениками в Вифинию (925). Придя на гору Кимин, где он начинал свой подвиг, святой Михаил нашел уединенное место с достаточным количеством воды неподалеку и начал строительство новой лавры. В первую очередь монахи возвели большую церковь в честь Богородицы . Словно новый Моисей, словами и писаниями преподобный Михаил управлял учениками, число которых быстро возросло, ни в чем не отступая от законов подвижничества и монашеской жизни.

Преподобный Михаил не мог видеть несчастного человека и не оказать ему помощи, поэтому раздавал бедным все, чем владела община. У подножия горы он построил приют, в котором принимали всех паломников и странников. Так благодаря трудам и молитвам игумена пустыня превратилась в город, несмотря на козни диавола, который не мог выносить огня, исходившего из уст святого во время молитвы. Днем и ночью преподобный Михаил размышлял над Священным Писанием и достиг такого бесстрастия и столь высокой ступени созерцания Божественных таинств, что удостоился дара пророчества и совершил множество чудес. Так, он предсказал поражение Византии в войне с болгарами в правление императора Константина VII Багрянородного (913–959) и заранее возвестил о низложении Романа Лакапина (944). Узнав об этом пророчестве, патриарх Феофилакт, сын Романа (933–956), рукоположенный в 16 лет вопреки священным установлениям и показавший себя недостойным этого высокого сана, попытался разрушить монастырь, но не смог ничего сделать. С помощью пророческого дара преподобный защищал своих учеников, находившихся в опасности, и помогал грешникам прийти к покаянию.

Однажды, по диавольскому наущению, один из монахов замыслил убить святого. Ночью с мечом в руке он подошел к келье преподобного Михаила и увидел его молящимся в окружении огненного кольца. Монах словно окаменел от изумления, а святой сказал: «Войди и положи то, что ты прячешь». Тогда несчастный пал в ноги преподобному Михаилу. Тот отослал его и предостерег, что вскоре ему самому придется предстать перед Богом. Действительно, через 40 дней этот монах умер, покаявшись.

Когда преподобный Михаил был в Константинополе у своего родственника, стратига Зефинизера, к нему привели юного Авраамия, будущего преподобного Афанасия, основателя Великой лавры на Афоне (память 5 июля). Юноша был потрясен сиянием святости старца и тотчас последовал за ним на гору Кимин. Преподобный Михаил наставил его в основах монашеской жизни. Когда святой старец готовился почить в Господе, преподобный Афанасий испугался, что его могут избрать преемником игумена, и ушел из монастыря, взяв с собой куколь преподобного, который с тех пор надевал по большим праздникам.

За 50 лет монашеской жизни святой Михаил никогда не изменял своего подвижнического правила. Всегда простираясь в предняя (см.: Флп. 3: 13), он пять дней в неделю не вкушал пищи, а в конце жизни на время Великого поста продлевал этот срок до двенадцати дней. В любую погоду он носил только одну простую грубую одежду, спал на табурете и только если был болен, ложился на подстилку. Тем не менее святой Михаил очень любил церковные торжества. На Господские и Богородичные праздники он всю ночь пел в братском хоре, с лицом, сияющим от радости. Преподобный жил на земле подобно ангелу и почил в мире 12 июля 961 года.

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Михаила, Феодора, Арсения, Иоанна, Гавриила.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Михаила Малеина. Родился он около 894 года в Харсианской области в Каппадокии, при крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым. В восемнадцать лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показал пример великого смирения.

По прошествии некоторого времени он был удостоен благодати священства. Неустанно поучаясь в Священном Писании, преподобный Михаил показал, как достойно должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершалось много чудес.

После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресенье шел в монастырь для участия в богослужении и причащения Святых Таин.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.

Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. Впоследствии преподобный Афанасий сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. В постройке Лавры преподобному Афанасию большую помощь оказал племянник преподобного Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 году.

Сегодня исполняется 35 лет со дня кончины удивительного человека, о котором можно сказать как о человеке, у которого отняли Бога и благодаря которому тем не менее многие люди обретали стремление к Богу. Сегодня день смерти Владимира Семеновича Высоцкого - удивительного человека с непростой судьбой, с постоянно оголенной, как открытый нерв, душой, которая все время искала истины, справедливости. Он не боялся говорить в том числе и о Боге в своих замечательных текстах стихов и песен.

Так получилось, что время церковного пробуждения (25 лет назад) пришлось на период, когда еще не было нужных книг, не было достаточного количества храмов, телеканала «Союз» и радио «Воскресение», даже молитвословов не было, молитвы переписывали вручную. И Евангелие появилось уже позже. Но почему-то так сложилось, что именно творчество Владимира Семеновича, которое в то время было на слуху, всевало в сердце определенные зерна, которые впоследствии раскрылись верой во Христа.

Наверное, ни у одного барда, ни у одного поэта советской эпохи не было столько церковных слов, символов, смыслов в его творчестве, как у Высоцкого. В каждой песне то или иное словосочетание обращает ум к Церкви, к Богу, заставляет задуматься. Поэтому ему искренняя благодарность, потому что именно с его творчества во многом запустился процесс поиска. Каждая фраза, как драгоценная жемчужина, собиралась в сердце, там очищалась и хранилась до поры.

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал!

Это же потом надо додумывать, что это за золотые заплаты, которые латают стертую душу. Конечно, покаяние.

Или песня про погоню… «Спаси Бог вас, лошадки, что целым иду!»

Такие фразы, как молитва, во времена безбожия падали на сухую почву души и очищали, омывали, давали ориентиры.

Долго искал, был ли Владимир Семенович Высоцкий крещеным, потому что особых свидетельств об этом нет. В одном из последних номеров православного вестника статья была посвящена жизни этого замечательного русского поэта. В одном из исследований один из друзей вспоминает, что видел у Высоцкого на груди крест, есть несколько фотографий, которые отображают это, и когда он уезжал в Армению, то уезжал туда с твердым желанием принять крещение.

Хочется от всего сердца с благодарностью помолиться, попросить у Бога за этого человека - мятущегося, беспокойного, по-своему революционного, не соглашавшегося с фальшью, лестью, подлостью, предательством; он учил в своих песнях многих и многих советских граждан быть хорошими, честными, добрыми людьми. Очень хочется помолиться о его упокоении, чтобы Господь даровал ему вечные обители за те зерна, которые, наверное, до сих пор приносят всходы, потому что если вдумываться, вслушиваться в его слова, можно делать далеко идущие выводы - и вновь и вновь запускается процесс поиска Бога.

Упокой, Господи, раба Божиего Владимира. Прости ему всякие согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Память преподобного отца нашего Михаила Малеина

Преподобный Михаил происходил из Харсианской области в Каппадокии от знатного рода, в мира назывался Мануилом. Родственный ему император Лев Мудрый (ум. в 912 году) удостоил его звания кандидата и он служил в Константинополе; по смерти этого императора Мануил ушел в пределы Вифинские 1 ; имея 18 лет, он отдался под руководство старца Иоанна Еладита на горе Киминской, где и пострижен с именем Михаила.

После великих подвигов иноческой жизни Михаил основал лавру на горе Киминской близ реки Галла на юго-западе Вифинии.

Около 953 года под его руководство поступил Авраамий, наименованный в монашестве Афанасием, впоследствии основавший знаменитую лавру на Афоне 2 .

Он здесь провел около 6 лет.

Преподобный Михаил скончался в свое обители после 50-летних подвигов иноческой жизни в 962 году. Господь еще при жизни прославил его многими знамениями и чудесами. Он прозывается Малеином по родовой фамилии. Сестра его была матерью двух знаменитых полководцев Никифора и Льва. Никифор Фока сделался царем вскоре после кончины преподобного (в 963 году).

На средства сего царя преподобный Афанасий создал знаменитую лавру на Афоне. По имени преподобного Михаила (Малеина) назван первый царь, родоначальник царствовавшего в России дома, Михаил Феодорович 3 .

Кондак, глас 2:

Плотскую тяготу утончил еси делы, душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле, и явился еси Троице жилище: юже зря блаженне ясно, моли непрестанно о всех нас.

________________________________________

1 Вифиния - северо-западная область Малой Азии, лежащая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. Страна эта известна с глубокой древности и свое название получила от Вифинов, переселившихся в нее из Фракии. Вифиния была живописна, плодородна и обильна скотом. В 546 г. до Р.Х. вифины подпали под власть Персов, но с 327 г. Вифиния опять стала самостоятельным государством; в 75 г. до Р.Х. Вифиния, по завещанию царя Никомида III, перешла к Римлянам, на правах самостоятельной провинции, управляемой особым проконсулом. Христианство в Вифинии появилось во времена апостольские (1 послание Ап. Петра гл. 1, ст. 1). Во время Плиния Младшего, правившего Вифиниею, и императора Траяна (98-117 гг.) здесь было очень много христиан не только в городах, но селах и деревнях. При Диоклитиане (284-305 гг.) в Вифинии было страшное гонение на христиан. В IV и V веках Вифиния была особенно замечательна в церковном отношении: здесь было много церковных соборов по поводу различных ересей.

2 См. житие его под 5 числом настоящего месяца.

3 В Ипатьевском Костромском монастыре в Троицком соборе есть придел в честь прп. Михаила Малеина, ради тезоименитства царя Михаила Феодоровича, который и взять (в 1613 г.) на царство из Ипатьевского монастыря. Икона прп. Михаила, находящаяся в приделе его имени, прославилась чудотворениями в начале XIX столетия.

Преподобный Михаил Малеин родился около 894 года в Харсианской области (Каппадокия) и при Крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886-911). 18-ти лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показал пример великого смирения.

По прошествии некоторого времени он был удостоен благодати священства. Неустанно поучаясь в Священном Писании, преподобный Михаил показал, как достойно должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.

После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна, преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресение шел в монастырь для участия в Богослужении и причащения Святых Таин.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.

Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. Впоследствии (память 5 июля) сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. В постройке Лавры преподобному Афанасию большую помощь оказал племянник преподобного Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока (963-969), который, навещая своего дядю, познакомился с ним. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 г.

Иконописный подлинник

Краткое житие преподобного Михаила Малеина

В ми-ру Ма-ну-ил, из ро-да Ма-ле-и-ных, сын бла-го-че-сти-вых и бо-га-тых вель-мож, мо-лит-ва-ми ис-про-шен-ный ими у Бо-га, ро-дил-ся око-ло 894 г. в Ха-ри-сан-ской об-ла-сти в Кап-па-до-кии. Пре-по-доб-ный с дет-ства от-ли-чал-ся бла-го-че-сти-ем и лю-бо-вью к на-у-кам. С осо-бен-ным вни-ма-ни-ем он изу-чал Св. Пи-са-ние. По-лу-чив пре-крас-ное об-ра-зо-ва-ние, он за-нял зна-чи-тель-ную долж-ность при дво-ре им-пе-ра-то-ра Льва Муд-ро-го (886-911 гг.). Но по-сле его кон-чи-ны св. Ми-ха-ил по-сле-до-вал дав-не-му вле-че-нию сво-е-го серд-ца к мо-на-ше-ской жиз-ни и оста-вил шум-ную и су-ет-ли-вую жизнь при дво-ре.

Пре-по-доб-ный Ми-ха-ил от-пра-вил-ся в Вифи-нию, в Ки-мин-ский мо-на-стырь близ Афо-на, и стал под-ви-зать-ся под ру-ко-вод-ством стар-ца Иоан-на Ела-ди-та, ко-то-рый и по-стриг его в мо-на-ше-ство. Непре-стан-но по-уча-ясь в Св. Пи-са-нии, свя-той до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни бес-стра-стия и стя-жал дар про-зор-ли-во-сти. Он был очень со-стра-да-те-лен и че-ло-ве-ко-лю-бив. Не мог оста-вить без по-мо-щи и уте-ше-ния на-хо-див-ше-го-ся в нуж-де и пе-ча-ли, и по его го-ря-чим мо-лит-вам со-вер-ши-лось мно-го чу-дес.

По-сле мно-гих ино-че-ских по-дви-гов под ру-ко-вод-ством стар-ца пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ис-про-сил у него бла-го-сло-ве-ние на уеди-нен-ную жизнь в пе-ще-ре. Пять дней неде-ли про-во-дил он в мо-лит-вен-ном де-ла-нии и толь-ко на суб-бо-ту и вос-кре-се-нье шел в мо-на-стырь для уча-стия в бо-го-слу-же-нии и При-ча-ще-ния Свя-тых Тайн. При-ме-ром вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни свя-той от-шель-ник стал при-вле-кать мно-гих ис-кав-ших спа-се-ния. То-гда пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ос-но-вал в пу-стын-ном ме-сте, но-сив-шем на-зва-ние Су-хо-го озе-ра, мо-на-стырь со стро-гим уста-вом, а сам ушел для по-дви-гов в бо-лее от-да-лен-ные пре-де-лы и там сно-ва ос-но-вал мо-на-стырь. Вско-ре вся Ки-мин-ская го-ра по-кры-лась ино-че-ски-ми оби-те-ля-ми, где неустан-но воз-но-си-лись мо-лит-вы за весь мир к пре-сто-лу Все-выш-не-го.

Со-имен-ный Ан-ге-лу, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил жил по-ан-гель-ски; не из-ме-няя пра-ви-лам воз-дер-жа-ния до по-след-не-го из-ды-ха-ния, он по-сто-ян-но по-стил-ся, ис-клю-чая то вре-мя, ко-гда был бо-лен, или был Гос-под-ский празд-ник, или ко-гда при-ни-мал ка-ко-го-ли-бо слав-но-го вель-мо-жу. Пер-во-на-чаль-но, ко-гда он сде-лал-ся мо-на-хом, он при-ни-мал пи-щу один раз в два дня, по-том в се-ре-дине по-движ-ни-че-ской жиз-ни ел толь-ко раз в пять дней, под ко-нец жиз-ни, осо-бен-но в Св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цу, ел од-на-жды в 12 дней. Одеж-да свя-то-го бы-ла бед-ная и су-ро-вая.

Под ру-ко-вод-ством пре-по-доб-но-го Ми-ха-и-ла учил-ся мо-на-ше-ско-му де-ла-нию и († 1000 г.; па-мять 5/18 июля), бу-ду-щий ос-но-ва-тель зна-ме-ни-той Афон-ской Лав-ры. Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Ми-ха-ил в 962 го-ду.

Полное житие преподобного Михаила Малеина

Пре-по-доб-ный Ми-ха-ил Ма-ле-ин ро-дил-ся око-ло 894 го-да в Хар-си-ан-ской об-ла-сти (Кап-па-до-кия) и при Кре-ще-нии по-лу-чил имя Ма-ну-ил. Он со-сто-ял в род-стве с ви-зан-тий-ским им-пе-ра-то-ром Львом VI Муд-рым (886-911). 18-ти лет Ма-ну-ил ушел в Вифи-нию, в Ки-мин-скую оби-тель под ру-ко-вод-ство стар-ца Иоан-на Ела-ди-та, ко-то-рый по-стриг его в мо-на-ше-ство с име-нем Ми-ха-ил. Ис-пол-няя са-мые труд-ные по-слу-ша-ния, несмот-ря на знат-ность сво-е-го ро-да, он по-ка-зал при-мер ве-ли-ко-го сми-ре-ния.

По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни он был удо-сто-ен бла-го-да-ти свя-щен-ства. Неустан-но по-уча-ясь в Свя-щен-ном Пи-са-нии, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил по-ка-зал, как до-стой-но долж-но со-еди-нять свя-щен-ство с мо-на-ше-ством, до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни бес-стра-стия и стя-жал дар про-зор-ли-во-сти. Он был очень со-стра-да-те-лен и че-ло-ве-ко-лю-бив, не мог оста-вить без по-мо-щи и уте-ше-ния на-хо-див-ше-го-ся в нуж-де и пе-ча-ли, и по его го-ря-чим мо-лит-вам со-вер-ши-лось мно-го чу-дес.

По-сле мно-гих ино-че-ских тру-дов под ру-ко-вод-ством стар-ца Иоан-на, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ис-про-сил у него бла-го-сло-ве-ния на уеди-нен-ную жизнь в пе-ще-ре. Пять дней неде-ли про-во-дил он в мо-лит-вен-ном со-сре-до-то-че-нии и лишь на суб-бо-ту и вос-кре-се-ние шел в мо-на-стырь для уча-стия в Бо-го-слу-же-нии и При-ча-ще-ния Свя-тых Та-ин.

При-ме-ром вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни свя-той от-шель-ник стал при-вле-кать мно-гих ис-кав-ших спа-се-ния. В пу-стын-ном ме-сте, но-сив-шем на-зва-ние Су-хо-го Озе-ра, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ос-но-вал для со-брав-шей-ся к нему бра-тии оби-тель и дал ей стро-гий устав. Ко-гда оби-тель окреп-ла, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ушел в еще бо-лее от-да-лен-ные пре-де-лы и устро-ил там но-вый мо-на-стырь. Вско-ре тру-да-ми свя-то-го ав-вы вся Ки-мин-ская го-ра по-кры-лась ино-че-ски-ми оби-те-ля-ми, где неустан-но воз-но-си-лись мо-лит-вы за весь мир к Пре-сто-лу Все-выш-не-го.

Око-ло 953 го-да в чис-ло бра-тии всту-пил юно-ша Ав-ра-амий, ко-то-рый воз-рас-тал под ру-ко-вод-ством свя-то-го Ми-ха-и-ла и при-нял от него по-стриг с име-нем Афа-на-сий. Впо-след-ствии (па-мять 5 июля) сам ос-но-вал зна-ме-ни-тую Афон-скую Лав-ру, пер-вый об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь на Свя-той Го-ре. В по-строй-ке Лав-ры пре-по-доб-но-му Афа-на-сию боль-шую по-мощь ока-зал пле-мян-ник пре-по-доб-но-го Ми-ха-и-ла Ни-ки-фор, впо-след-ствии ви-зан-тий-ский им-пе-ра-тор Ни-ки-фор Фо-ка (963-969), ко-то-рый, на-ве-щая сво-е-го дя-дю, по-зна-ко-мил-ся с ним. По-сле пя-ти-де-ся-ти лет неустан-ных ино-че-ских по-дви-гов пре-по-доб-ный Ми-ха-ил Ма-ле-ин мир-но ото-шел ко Гос-по-ду в 962 г.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.