Разделы: МХК и ИЗО
Задачи урока:
- знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
- воспитание толерантности;
- развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.
Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.
Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.
Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.
Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.
На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Ю. Левитанский.
На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.
Кратко вспомним о каждой.
Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.
Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.
Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.
В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.
Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий - каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.
Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.
Задача сегодняшнего урока з аключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов (православных и католических), мусульманских и буддийских.
Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.
1 группа. Православные храмы.
- Чем является храм для православных христиан?
- Наиболее древняя форма храма?
- Ротонды и крестообразные формы.
- Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
- Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
- Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
- Росписи на стенах храма.
- Открой гиперссылку “Занимательные факты”.
Смысл количества глав православных храмов.
- Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”
Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.
- Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях-защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.
Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:
- Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.
2 группа. Католические храмы.
- Чем является храм для католиков?
- Костел – часто встречающееся название католического храма.
- Внутреннее убранство храма.
- Алтарь. Отличие от православного храма.
- Скульптурное изображение Распятия Христа.
- Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
- Витражные окна.
- Картины в храме для создания настроения.
- Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
- Различные стили католических храмов.
- Готические соборы.
- Собор Святого Петра в Ватикане.
- Пьета Микеланджело.
3 группа. Исламские мечети.
- Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) - храм или молитвенный дом у мусульман.
- Первая мечеть.
- 665-67 года – начало строительства мечетей.
- Тип колонной мечети.
- Убранство ранних мечетей.
- Михраб.
- Кааба.
- “Голубая мечеть”
- Различие мечетей по своему назначению Минбар.
- Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
- Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
- Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.
4 группа. Буддийский храм.
- Первые буддийские монастыри и храмы.
- Чаитья.
- Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
- Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
- Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
- Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
- Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
- Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.
В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.
Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.
В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.
Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.
Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.
Ответить на вопросы.
- Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
- Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8-9 классов по теме:«Уважение каждой религии - основа здорового общества».
Цель: сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства, различия и единство религий; способствовать воспитанию уважения к взглядам и верованиям людей другого вероисповедания.
Ход мероприятия.
Здравствуйте дорогие ребята.
Здравствуйте уважаемые гости.
Еще не зная темы нашего сегодняшнего мероприятия, оглядев оформление зала и посмотрев на приглашенных гостей, я хочу задать вам вопрос: «О чем мы будем сегодня говорить?»
Правильно, о религии. Как вы думаете, что такое религия? Тоже верно, религия- это вера.
2014 год объявлен годом культуры. Религия - это тоже культура: культура государства, культура общества и культура каждого человека в отдельности.
Религия – особая форма осознания мира, которая основана на вере в сверхъестественное, включает в себя моральные нормы и типы поведения, обряды, культовые действия, объединяет людей в сообщества.
Какая бывает религия? (Ответ: разная, у одного народа одна, у другого другая, религий много)
У разных народов, каждой национальности свое вероисповедание. Мы живем в многонациональной стране, но в России только две главенствующие конфессии: Христианство и Ислам. (Слайд -шоу)
Возникновение религии. Научное обоснование .(Главная презентация)
Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, плоды, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им.
Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.
Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Мухаммада и Будду , которые создали 3 религии – христианство (христиане), ислам (мусульмане) и буддизм (буддисты) . Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.
Сегодня мы с вами поговорим только о двух религиях – христианстве и исламе. Как вы думаете: почему? (Ответ учащихся: «Потому что в нашем лицее обучаются в основном представители этих религий.)
Результаты анкетирования.
В лицее было проведено анкетирование среди учащихся 1-3 курсов. В нём приняли участие 69 человек. По результатам опроса оказалось, что среди обучающихся считают себя христианами 39 человек, мусульманами -28 человек, 2 человека затруднились ответить на этот вопрос, но отвечая на последующие вопросы выяснилось, что один посещает церковь, а другой мечеть.
Так же выяснилось, что 65 человек из вас имеют друзей другого вероисповедания, четверо дружат с ребятами своей веры, и один человек никогда не задумывался с кем он дружит.
Конфликтов на религиозной почве в основном не было. Лишь по два человека обеих религий немного повздорили и то не с друзьями.
вопросы
Результаты ответов
мусульмане
Результаты ответов
христиане
1.К какому вероисповеданию вы относитесь
28
39
2.Есть ли у вас друзья, которые придерживаются другой веры?
Да-27
Нет-1
Не задумывался над этим-1
Да-38
Нет-2
3.Происходили ли у вас конфликты на религиозной почве?
Да-2
Да-1
Не с друзьями-1
На вопрос: « Хотели бы вы больше узнать о другой религии?» все опрошенные единогласно дали положительный ответ.
С этой целью мы и проводим мероприятие, которое назвали «Уважение каждой религии - основа здорового общества ». Итак, начнем.
Христианство - религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Это мировая религия, основанная на учении Иисуса Христа. Христиане верят, что Иисус –Сын Божий и Спаситель человечества.
Ислам - самая молодая из всех религий, возникнув 13 веков назад, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья. В ее основе лежит ученье, что все имеет свое начало и абсолютно всему придет конец, положенные Всевышним . Ислам переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение».
Христианство. История религии.
Христиане верят, что мир создан единым Богом и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей,еще в раю попал под искушение сатаны - одного из ангелов, восставших против Божьей воли, -и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу всего человечества.
Человек нарушил Божий запрет. И возжелал стать «сам как бог». Это изменило саму его природу: утратив бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смертям. Он был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой».
Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил себя избранному народу - иудеям, давал ему Заветы и Священное писание. Чтобы всё написанное было исполнено в точности Господь послал на землю Своего Сына, который страданьями и смертью искупил бы грехи всего человечества. С этой поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет любви: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Бог пришел в мир….Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же, главным было чудо не слово Иисуса, а Он сам. Главным делом Иисуса было его бытие: « бытие с людьми, бытие на кресте».
Мусульманство. История религии.
Религиозной основой одной из величайших цивилизаций является ислам (придание себя Богу, покорность) – самая молодая из мировых религий. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья.
Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджаз. Наиболее крупным городом в этих краях была Мекка, где давно осело племя к которому принадлежал Мухаммед. Здесь, в Мекке, находится камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане молятся пять раз в сутки. Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622год - её первый год.Сейчас идет 14 век ислама.
Согласно преданиям, рождение Мухаммеда, было предсказано пророками Ибрахимом(Авраамом), Исмаилом, Мусой(Моисеем), Исой (Иисусом). В этих двойных именах нет ничего странного, поскольку и мусульмане и христиане почитают одних пророков.
В мире все совершается по воле Аллаха, он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. Он сотворил мир, и положит ему конец. Мухаммед утверждал, что Аллах - это тот же Бог, что и Бог у иудеев. Просто они получили откровение раньше и успели частично исказить его.
Основные символы, обычаи и святыни религий.
Христианство .
Обычаи.
Христианство,как ни одна другая религия, основано на тайне.
Та́инство
- по учению
есть
, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая
Божия.
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.
Крещение. Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа.
Миропомазание. По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной .
Покаяние или исповедь. Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.
Евхаристия или причащение. Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.
Таинство елеосвящения или соборование. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Таинство брака. Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз священником.
Таинство священства. Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией.
Библия - Священное Писание.
Библия - это не изложение вероучения, а рассказ о том, как Бог искал человека. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний и Послания апостолов. Завершает Библию Откровение Иоана Богослова, рассказывающее о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом.
Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборником разрозненных проповедей.
Церковь. Еще одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме церкви. Церковь – это сообщество людей верящих во Христа.
Слово «Церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священником, одним храмом.Церковью также принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как дом божий,- место совершения таинств, обрядов, совместной молитвы.
Церковь, наконец, может пониматься как форма христианской веры.
Крест (Распятие)
Крест изображает распятие Христово, обязательно присутствует в христианских храмах и является нательной символикой.
Мусульманство.
Пять важнейших положений вероучения.
Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илахаиллал-л-лахува Мухаммаду Ра-сулу-л-лахи» - Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланец Аллаха.
Салят - каноническая молитва (НАМАЗ) совершается по строго определенному ритуалу, который сложился еще при жизни Пророка.
Саум - пост (РУЗЕ, УРАЗА), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течении месяца рамадан. Он состоит в полном отказе от пищи в дневное время, с наступлением темноты пост снимается.
Закят - налог в пользу нуждающихся мусульман, обязательная милостыня, которая очищает, дает тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством.
Хадж - паломничество в Мекку - хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. (ВИДЕО)
Коран.
Священное писание ислама, созданное в 610- 630гг. Главы Корана –суры- были произнесены пророком Мухаммедом в Мекке и Медине по вдохновению Аллаха. В Корне содержатся легенды, упоминания об исторических событиях, предписания на все случаи жизни, как человека, так и всего общества. Коран написан на арабском языке. Переведенный на другие языки, он уже не считается священной книгой.
Мечеть.
Мечеть в исламском мире служит местом решения всех вопросов, в том числе и хозяйственных. Шариат – свод законов ислама - определяет всю жизнь мусульманина, в том числе и экономические отношения. Шариат регулирует наследственное право, в нем разработана своя система налогов, а так же торговые сделки.
Полумесяц и пятиконечная звезда. Есть утверждение, что полумесяц символизирует приверженность мусульман к лунному календарю, а пятиконечная звезда- пять столпов Ислама, или пять ежедневных молитв.
Молитвы.
И в мусульманстве и в христианстве существуют главные молитвы. У христиан - это «Отче наш», у мусульман Сура «Открывающая книгу».
Давайте посмотрим и послушаем эти молитвы. (ВИДЕО)
« Отче наш» - это единственная молитва, которой учил Иисус Христос. В ней особенно ощущается, что Господь наш отец, а не властелин. Это очень добрая сыновья молитва. В её основе лежит неутомимое желание быть всегда рядом с Отцом, всегда чувствовать на себе его любовь и осознавать себя защищенным. Потому что без Господа трудно, плохо, страшно.
Сура «Открывающая книгу» - это одна из главных молитв, средство сближения с Аллахом, выражение покорности, бесконечной благодарности, А так же дверь, которая открыта для получения от Аллаха помощи и наставления, и закрыта для ошибок и прегрешений.
Какой бы серьезной не была наша забота, каким бы тяжелым не было наше горе, мы всегда можем вернуть покой, здоровье и радость. Для этого достаточно всего лишь знать такие короткие, но такие нужные молитвы.
А теперь хотелось бы поговорить о законах, или как еще их называют заповедях божьих.
Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких.
И в исламе и в христианстве заповеди почти одинаковы или дополняют друг друга. Кто из вас может назвать хотя бы несколько из них?(Ответы учащихся)
Подробнее рассказать о заповедях попросим настоятеля Михайло-Архангельского храма священника отца Стахия Лобачева.
ЗАПОВЕДЕЙ. ( Презентация)
1.Бог один и нет других богов, кроме него.
2. Не сотвори себе кумиров, не поклоняйся и не служи им.
3. Не упоминай имени Бога всуе.
4. Шесть дней работай, а седьмой день - Богу.
5. Чти отца своего и мать свою.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему.
Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе.
Вопросы учащихся:
1.Есть ли в исламе заповеди и чем они отличаются от заповедей христиан?
2.Что будет, если не соблюдать Законы Божьи?
На эти вопросы попросим ответить имама Даниса хазрата.
Викторина для учащихся «Религия».
1. В каких двух мировых религиях самое большое число приверженцев? (Христианство и ислам)
2. Как с греческого языка переводится слово «атеизм»? (Безбожие)
3. В течение всей своей истории, особенно во времена испытаний, иудеи жили надеждой, что Господь не оставит их, что придет время и он пошлет им спасителя, Мессию. Что означает слово - «мессия»? (Избранный Богом, по-гречески - Христос)
4. Назовите главную книгу мусульман. (Коран)
5. Коран - это собрание откровений, которые основатель Ислама получил от Бога. Назовите имя этого пророка. (Мухаммед)
6. Как у христиан называется дом Господа? (Церковь, храм)
7. Ислам принимает Десять Заповедей христианства и обладает очень строгой системой законов. Как по-арабски называется этот свод законов? (Шариат)
8. Каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить Хадж - паломничество в Священный город. Как он называется? (Мекка)
9. Как переводится греческое слово «библия»? (Книга)
10. Что означается слово «аминь» в христианских молитвах? (Верно)
11. Как называется группа верующих, отделившаяся от основной религии? (Секта)
12. Что означает мусульманский лозунг «Аллах акбар»? (Аллах могущественен)
13. Кто такие христиане?(Люди верующие в Иисуса Христа.)
14. Какое название у дьявола в исламе? (Иблис)
15.Пять обязанностей возложено на мусульман Аллахом: вера, молитва, пост, милосердие и…Назовите самую почетную.(Хадж)
16.Христиане поклоняются Иисусу Христу, мусульмане – Аллаху, буддисты – Будде, язычники – многим богам, а кто поклоняется духам?(Шаманы)
17.Как называется главная книга христиан? (Библия)
18.Что такое заповедь? (Закон данный Богом)
19. Как у христиан называется главный праздник?(Пасха)
20.Как называется главный праздник у мусульман? (Курбан - байрам)
Мы подошли, ребята, к следующей части нашего мероприятия и сейчас поговорим о праздниках и традициях обоих религий.. Данные анкетирования показали следующее:
вопросы
мусульмане
христиане
Знакомы ли вы с праздниками и традициями своей веры?
Нет-1
Курбан-байрам
Наурыз
Рамадан,Саадака.
Сабантуй,БишкунакКурсяит
Нет-2
Пасха
Рождество
Крещение,Троица,
Покров,Преображение
Знаете ли вы праздники и традиции другой веры?
Нет-3
Пасха, Крещение, Троица
Нет-20
Курбан-байрам,сабантуй,бишкунак,наурыз
Со своими традициями и праздниками незнакомы один мусульманин и совсем ничего не знают о своих религиозных праздниках два христианина. Перечисление праздников в анкете идет согласно популярности ответов.
С праздниками и традициями другой веры мусульмане знакомы больше, чем христиане. Перечисление праздников идет согласно популярности ответов.
Праздники и традиции религий.
Христианство.
Пасха Христова.
Пасха - название праздника в память избавления евреев от египетского рабства. Главный христианский праздник, отмечаемый как день чудесного воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Первый Вселенский собор установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния и проходить после еврейской Пасхи.
ПАСХА - Воскресение Христа, главный праздник Православной Церкви, установленный апостолами в честь Воскресения Христа. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является “Праздником праздников и Торжеством из торжеств”, почему и
выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
Пасха - это основа Христианства. Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется - . День празднования Пасхи Христовой каждый год - новый , т.е. дата празднования Пасхи ежегодно изменяется, передвигается по календарю.
Рождество Христово. ( ВИДЕО)
Это один из основных христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первоначальные культовые действия. Главную роль церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. В Киевской Руси празднование Рождества Христова пришло вместе с христианством в X в. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками [продолжались в течение 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января]. Православная церковь всячески старалась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие в восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельской рассказом о Вифлеемской звезде, сообщала о рождении Христа. "Языческие" колядки превратились в хождение христославов со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили их подарками.
Крещение Господне.
(Крещение, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. Введенно оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.
Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд - освящение воды в церкви и в полыньях. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах происходит и в наши дни. В воду иордани окунаются трижды с головой. Несмотря на сильный мороз, никто не простывает после купания. Наши предки считали, что купание в проруби –прекрасная возможность показать свою отвагу и смыть грехи, к которым относились и гадания на Святки.
Праздники и традиции ислама.
Классический, ортодоксальный ислам узаконил 2 главных праздника: Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (малый праздник разговения).
В религии немало запретов: есть свинину, изображать бога, а также вообще изображать живые существа, человека или животных, пить вино и т. д. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся праздники Курбан-байрам (Ид-аль-адха), или большой байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (Ид-аль-фитр) – праздник разговения, Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда.
Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому календарю. Мусульманский календарь – лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину.
Курбан-байрам - праздник Жертвоприношения, один из главных мусульманских религиозных праздников. Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Минак тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было.
Ураза-байрам - праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шаввала (10 месяц лунного календаря). Известен также как Пра́здник разгове́ния отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан..
Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (счастливого праздника!). Накануне праздника собирается закят, то есть обязательные платежи мусульман в пользу общины (на содержание мечети, помощь путникам и малоимущим), кроме этого малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр, обычно это сухие продукты питания долговременного хранения, но возможна помощь и в виде денег. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда и накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.
Ураза-байрам - один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана.
А сейчас, в заключение, я хочу рассказать вам притчу об альпинисте.
При́тча - короткий назидательный рассказ в .
«Один альпинист захотел покорить вершину. В нём взыграла гордыня, он решил это сделать в одиночку и всю славу присвоить себе. Альпинист поднялся в предгорный аул и начал готовить снаряжение. Начинало темнеть. Звезды и луна в эту ночь были закрыты облаками. Завьюжило и поднялся ветер. Видимость была очень плохая. Жители селения останавливали альпиниста, предостерегая о грядущей непогоде: «Не ходи один. Надвигается небывалая буря». Но скалолаз не хотел останавливаться: «Я самый опытный из альпинистов, к моим ногам падали и не такие вершины!» - был его ответ. Он ушел один.
Чем выше гордец поднимался в горы, тем ненастнее становилась погода. Уже и в метре от себя он ничего не мог различить, но упорно продвигался вперед, надеясь только на самого себя, предвкушая грядущую славу.
И вот на одном из опасных выступов альпинист поскользнулся и сорвался вниз. В один миг вся жизнь пронеслась перед глазами. Ужас и беспомощность охватили его. Падая в бездну, в полной темноте. несчастный закричал: «Боже! Я знаю, ты есть, молю - спаси меня!» И вдруг страховая веревка за что-то зацепилась, и человек в беспомощности повис в пространстве. Только хлопья снега окружали его.
На следующий день отряд спасателей обнаружил тело замерзшего и обледенелого скалолаза, которое висело всего в метре от земли.»
Ребята, какое впечатление произвела на вас эта притча?
Что вы поняли из неё?
Заканчивая наше мероприятие я хочу вам всем пожелать, чтобы вы верили не только в свои силы, но и в силы Вышнего, чтобы учились уважать и любить даже тех, кто по вашему мнению недостоин этого. По вере вашей и дано вам будет.
Лекция №1 Предмет религиоведения
28.09.2011 19167 1465Занятие 1.
Лекция №1.
Тема:Предметрелигиоведения. 2ч.
Цель лекции: способствовать пониманию студентами сущности предмета
религиоведения, показать историю зарождения
религиоведения,нацелить студентов на понимание задач и
функций религиоведения; помочь студентам увидеть
необходимостьи особенность религиоведческого знания и
роль религиоведенияв формировании мировоззрения
личности.
План лекции:
- Предмет религиоведения.
Конспект лекции.
1.Предмет религиоведения.
Уже само название предмета «религиоведение» подсказывает, что это область знания, изучающая религию, однако этой подсказки мало для определенияпредмета религиоведения. Совершим экскурс в историческое прошлое.
Ø Отношение к религии различных слоев общества формировалось уже в эпоху древних государств. Так, у КсенофанаКолофонскогоесть мысль о том, что люди создают себе богов по своему образу и подобию: « Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же представляют своих богов голубоглазымиирыжеватыми», «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, - говорилонже,- то быки изображали бы богов, похожими на быков, лошади- похожими на лошадей».
(С.А. Токарев. Религия в истории народов мира. - М;
1986. С.10)
-Ксенофанвместе со своей кифарой пел:
Если бы руки имели быки, или львы, или кони,
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони конямбы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки, их наружнстью каждый сравнил бы
С той породой, к какой он и сам на земле сопричастен.
Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы.
Голубоокимиих же и русыми мыслят фракийцы.
-АфинскийфилософКритий(У век до н. э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и заставить их исполнять законы. Демокрит (У-1У в. до н.э.) первым указал, что воснове религии лежит страх перед грозными явлениями природы.
-Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э.) считал:
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что все это божьим веленьем творится.
(Лукреций Кар. О природе вещей-М;1983.С.31)
-Сократ, великий проповедник нравственности древней Греции (Ув. до н.э.),
хотя и не оставил после себя никаких трактатов, но оставил мысли, донесенные до нас трудами Платона и Ксенофонта: центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к обществу, законам, к богу или богам. Он считал, что мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося»
(История философии в кратком изложении./Пер. с чеш.
И.И.Богута.-М.:Мысль.1991. С.130)
И погиб Сократ, защищая свои идеи:
В чем обвинен? В том, что не чтит богов,
Которых город чтит, а вводит новых.
Что развращал своих учеников,
Бросалось в обвинениях суровых.
(А.Суслова. Прикосновение. Костанай.2003.)
Катарина Лориллард. Сократ. 1931.
(Сократ перед смертью показывает своим ученикам, среди которых был Платон (сидит у ног учителя), что душа человека бессмертна.)
Ø В более поздние исторические эпохи отношение к религии и религиям формировалось в обществе в зависимости от социальных условий: возникали теоретические суждения, как поддерживающие религиозное мировоззрение, так и отрицающие сам способ религиозного миропонимания:
-так, Фома Аквинский, великий богослов, учитель церкви ХШ века, видевший в человеке способность постижения мира через чувственное восприятие, составил пять доказательств существования Бога; а также считал, что между наукой и верой нет противоречия,но вера стоит выше разума, и роль религии в познании мира велика.
-Так, Фрэнсис Бэкон, философ нового времени (1561-1626), когда начала крепнуть наука, считал. Что у философии есть тягостный противник в лице слепого, неумеренного религиозного рвения. Противопоставление науки и религии было явным.
-Так, Франсуа Вольтер (1694-1778) в Назидательных проповедях исследует вопрос о взаимодействии в обществе верующих людей и атеистов.
-Людвиг Фейербах (1804-1872) в работе «Необходимость реформы философии» писал о значении религии: «Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. Только тогда историческое движение захватывает самое основное, когда оно захватывает человеческое сердце. Сердце не есть форма религии, в таком случае она должна бы находиться также в сердце; сердце- сущность религии». (Мир философии: Книга для чтения. В 2-х тт. - М.: Политиздат.1991.Ч.2.С.338.)
Ø Можно до бесконечности долго приводить цитаты и доказательства начала религиоведения. Вывод напрашивается один: уже с появлением религиозных верований начало формироваться отношение к ним, а, следовательно, и появился со временем анализ религиозных течений и направлений. А как самостоятельная отрасль знания религиоведение формируется лишь в начале Х1Х века, когда накапливаются знания о религиях и возникает необходимость поиска закономерностей возникновения и развития религий. В формирование религиоведения свой вклад внесли: братья Гримм, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер, представители первой, так называемой мифологической школы, которая глубоко изучала вопросы возникновения религий. В середине Х1Х века сторонниками мифологической школы стали также русские исследователи: А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и др.
В 70-х годах Х1Х века ярко проявила себя антропологическая школа и её представители: Л.Фейербах, Э.Тэйлор, Г. Спенсер, Дж.Лёббок и др., которые сделали попытку объяснить причину зарождения религии из человеческой потребности ответить на множество волнующих вопросов, возникающих в процессе эволюции сознания человека.
Позже, в Х1Х веке появились и новые теории: клерикальная, защищавшая первобытный монотеизм, преанимистические теории, объяснявшие причины появления религии в существовании веры в магическую силу человека, природы, безличной сущности, магическую силу предметов.
В начале ХХ века возникло биологическое направление в религиоведении, связанное с именем Зигмунда Фрейда, который доказывал, что в религиозных верованиях проявляются человеческие неврозы, полученные в детстве.
На рубеже Х1Х и ХХ веков складывается французская социологическая школа, основателем которой стал Эмиль Дюркгейм, доказывающий, что причина зарождения религии кроется в потребностях общества, а если признать, что общество будет существовать всегда, то значит - религия вечна. Американские прагматисты Д.Дьюи и У.Джеймс в начале ХХ века предложили свою точку зрения на причину существования религии - полезность! Если на протяжении веков религия существует, следовательно, она полезна.
Марксистская теория тоже внесла свой вклад в развитие религиоведения, так как разработала теорию, признающую религию как искаженную, извращенную форму общественного сознания, порожденную бессилием человека в процессе познания мира на определенной ступени развития.
Вывод: «Религиоведение - самостоятельная отрасль знания, предметом которой являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры». (Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для слушателей юридических специальностей. - Астана-Костанай.2000. С. 5.)
2.Связь религиоведения с другими науками, отраслями знания.
Давайте выясним, какие науки изучают религию или так или иначе соприкасаются с ней? Студенты перечисляют: философия, культурология, социология, история, психология, этнология, филология, языкознание, естествознание, искусствознание, этика, астрономия, биология, теология и много других.
Обсуждение вопроса : какие стороны религии изучаются перечисленными науками?
3.Задачи и функции религиоведения.
Из перечисления наук и обсуждения граней религии, изучаемых данными науками, становятся очевидными задачи религиоведения: (предлагается студентам самостоятельно написать в конспектах предполагаемые ими задачирелигиоведения в течение 3-4 минут. Обсуждение задач.)
Желательные итоги обсуждения. Задачи религиоведения:
Ø интегрирование разрозненных знаний о религии;
Ø поиск закономерностей развития религии;
Ø обобщение полученных знаний;
Ø критическое отношение к точкам зрения, требующим доказательств или убедительности;
Ø изучение истории развития религии;
Ø изучение особенностей культов в различных религиях;
Ø выделение функций религиоведения;
Ø изучение взаимодействия религии с обществом, культурой и др.
4.Особенность религиоведческого знания.
Обратимся к вышеназванной книге Дика П.Ф. (С.7-8):
«Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманизацию и гуманитаризацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на её основе-совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей…
Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме.
Религиоведение содействует пониманию свободы совестив системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также её реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры.
Трудно переоценить значение курса в понимание гуманизма, духовности, в обеспечении национального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрения».
Вопрос: прочтите еще раз характеристику религиоведческого знания и добавьте, чем интересно религиоведение учителю?
Предположительно: курс религиоведения для учителей важен также, как кладовая, для поиска форм и методов работы по формированию мировоззрения воспитанников, а в связи с тем, что министерство образования и науки РК предложило с сентября 2001г. ввести во всех школах специальный курс «Религиоведения», будущему учителю важно иметь глубокие и прочные знания по основам религии для грамотной работы с учащимися. Специализация «Основы религиоведения» дает возможность студентам быть, в какой-то мере, защищенными на рынке труда через полученное дополнительное образование, и знания, полученные на занятиях, станут базовыми при самостоятельной подготовке будущих учителей к ведению в школе нового курса «Религиоведение».
Повторение:
1.В какие исторические эпохи начали складываться религиоведческие точки зрения на вопросы о сущности религии?
2.На каких позициях стояли древние философы относительно религии?
3.Как социальные условия общества влияли на отношения мыслителей к религии?
4.Когда сформировалось религиоведение как самостоятельная отрасль знания?
5.Какие крупные религиоведческие школы внесли свой вклад в развитие отрасли?
6.Дайте определение религиоведения.
7.С какими науками тесно связано религиоведение?
8.Каковы задачи религиоведения?
9.Каковы функции религиоведения?
10.Какая роль отводится религиоведению в системе образования?
11.Почему будущему учителю так важно знать курс религиоведения?
СРС :
1.Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы при изучении курса религиоведения.
2. Написать размышление-миниатюру «Моё отношение к религии».
3. В электронной программе «Культура древнего мира» найти ответ на вопрос: существовали ли религиозные верования в древней Греции и древнем Риме?
Литература:
1. Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для студентов юридических специальностей.- Астана-Костанай.2000.
2. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.-М.:Мысль. 1991.
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2002.
4. Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.
5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.-М.: Политиздат. 1991.
6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат. 1986.
7. Туфан З.Религия в системе духовной культуры. - Алматы. 1999.
8. Что происходит после смерти? - Нью-Йорк. 1998.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.